Майские праздники в Крыму - ожидаемая череда трагедий …
Начав заниматься скалолазанием и крымским альпинизмом с 1988 года и плавно перейдя в конце 90-х от спорта, к профессии спасателя в горно-спасательных службах Юго-Западного Крыма, как то буднично стало ожидание майских праздников … Из года в год ни чего не меняется ... Личная установка: на майские ни чего не планировать — будут спас работы! Часто! Стандартный набор маршрутов где будут аварии: «Филатова», «Вилка», «Ухо», «ПК», «Череп» … Изредка, как исключения другие маршруты. Два - три человека поломанных, один - два погибших … Совершенно буднично и давно уже без эмоций … Кроме альпинистов хватает и туристов с обычными отдыхающими … Одним словом — работа …
Но что то внутри подсказывает мне что это не нормально! Конечно спасательные службы приедут и сделают все что в их силах и возможностях. Но это устранение последствий! А как же быть с причинами? По этому хочу обратиться к альпинистам и скалолазам, к представителем городских, областных и национальных ФАиС, к коммерсантам от туризма и альпинизма (случай от 5.05.12 г. на маршруте «Череп» массива Башни вероятно имеет отношение к коммерческому сопровождению) — КАК УСТРАНИТЬ ПРИЧИНЫ?
Раньше, хотя бы соответствующие комиссии ФАиС делали разбор несчастных случаев и доводили по клубам. Сейчас и этого нет. Так как будем жить дальше? Спасателям ни чего не планировать на майские? И ожидать стандартно двоих-троих поломанных и одного-двух погибших?
С уважением,
Виктор Тарасов
КАСС г. Севастополь
Добавлено 11.05.2012:
По просьбам, в тестовом режиме запущена услуга "Уведомление о восхождении". Только для района Юго-Западного Крыма. Услуга бесплатна.
Но что то внутри подсказывает мне что это не нормально! Конечно спасательные службы приедут и сделают все что в их силах и возможностях. Но это устранение последствий! А как же быть с причинами? По этому хочу обратиться к альпинистам и скалолазам, к представителем городских, областных и национальных ФАиС, к коммерсантам от туризма и альпинизма (случай от 5.05.12 г. на маршруте «Череп» массива Башни вероятно имеет отношение к коммерческому сопровождению) — КАК УСТРАНИТЬ ПРИЧИНЫ?
Раньше, хотя бы соответствующие комиссии ФАиС делали разбор несчастных случаев и доводили по клубам. Сейчас и этого нет. Так как будем жить дальше? Спасателям ни чего не планировать на майские? И ожидать стандартно двоих-троих поломанных и одного-двух погибших?
С уважением,
Виктор Тарасов
КАСС г. Севастополь
Добавлено 11.05.2012:
По просьбам, в тестовом режиме запущена услуга "Уведомление о восхождении". Только для района Юго-Западного Крыма. Услуга бесплатна.
193
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий

Сорри за офф-топ
По скудным сообщениям о причинах НС на восхождениях в Крыму я разделил их на группы.
1.Сброс камня верхней группой.
2.Срыв при облазе медленного "паравоза" по причине выхода на более сложный и нечищеный участок.
3.Падение с нижней страховкой на большую глубину по причине отсутствия достаточного количества надёжных промежуточных точек.
Первые две причины обусловлены большой плотностью восходителей на праздники. Третья – излишней самоуверенностью и оптимизмом.
Лично я, чтобы избежать причин 1 и 2, стараюсь съездить в Крым в апреле и во второй половине мая.
Старая - недостаток БЕЗОПАСНЫХ ПРОСТЫХ (1-3 категорий) МАРШРУТОВ. Условно новая - "паровозы".
Решение первой - искать новые и старые забытые нитки, возможно, пробивать на некоторых из них станции (не бейте ногами) и РЕКЛАМИРОВАТЬ ИХ.
Решение второй - рекламировать осенний Крым.
Например, камнеопасность "Черепа" известна очень давно. Про 1-ки на Малый Кильс справа и на Кант от надписи "Тележенко" - даже говорить не стоит. И тут уже ничего не сделать. Но безопасны только "Киевская" и "Сюрприз". Может быть, стоит обработать 1-ку на Малый Кильс напротив "Киевской"? Она, вроде, ничего. Или "Слоненка" на Кант совсем слева из-за угла?И искать где-то новые.
"Контрфорс Филатовой" опасен при срывах лидера на обоих ключах именно приходом в плиту. А вот, например, про "Локомотив" уже почти не помнят. А он безопаснее. Особенно, если мерзкий выход на яйлу почистить от камней.
С "двойками" - тоже нехватка.
С маршрутами 3А - совсем все грустно.
Очень нужны новые простые маршруты недалеко от Фороса!
а так согласен: "Стандартный набор маршрутов где будут аварии: «Филатова», «Вилка», «Ухо», «ПК», «Череп»" - это по сути и есть список относительно безопасных простых маршрутов
Ну а насчет описаний - ходили же когда то в лучшем случае с прорисованной ниткой маршрута на фотографии 9 на 12.... И ничего так, даже интересно было иногда ;)
В любом альплагере существует учёт количества групп, отделений вышедших на маршруты, и существует возможность не разрешить выход группе на уже занятый маршрут, отделение в котором я ходил в Узунколе так не пустили на 2Б Трезубец, пришлось идти на Кругозор 2А.
Вот если бы наладить хоть какой-то контроль... А пока только Террорист знает, что делается на Соколе...
Может делать какие-то выездные посты, набирать туда волонтёров... Думать надо...
Обязательное участие местного гида. Без него не пускать никого на маршруты. Гид на каждую связку. Максимум на две.
Обязательная проверка подготовки и снаряжения под маршрутом. Не прошел - иди на пляж.
Предварительная заявка на маршруты. Недели за 2. С распределением по времени. В чужое время - не пускать. Пропустил - жди свободного окна.
Севастопольцы и ялтинцы вполне смогут это все осилить. Дешево и сердито. Контролируется "патрулями" на верхнем шоссе.
Ялтинцы когда-то уже пытались, но тогда не потянули.
А если ввести еще обязательную страховку в какой-нибудь одной страховой компании - она с удовольствием профинансирует введение этих требований.
В Судаке хоть есть КСС которая расположена по пути к Соколу - большая часть, надеюсь, туда заходит (если не живет там же) - можно хоть как-то владеть ситуацией кто-куда.
Это не очередь и не запись. Это информация для других. Если кто то напишет, что пойдет, то я, увидев это, не пойду или приду позже. Это не искоренит очереди полностью, но может быть полезно для людей, которые думают о себе и других.
КСС могла бы координировать официальные АМ. Но проблему с "дикарями" и "комерсантами" это не решит.
Можно еще вывешивать под маршрутом "рейтинг"-список ЧП за последние годы.
Можно повысить в классификаторах категорию машрута.
Как то был опыт спасов на Филатовой.... Кстати осенью... Симферополец со значком повел кучу новичков... Пришлось вечером за ними бегать....
Прежде всего наверное стоит делать разбор НС и каким-то эфимерным смособом доводить это до ведома восходителей-одиночек, комерческих груп и других восходителей.Когда человек поймет что несчастье может произойти и с ним, если он не будет наплевательски относиться к подготовке перед восхождением и страховке на восхождении, ничего плохого не произойдет.
А вот идея вести общедоступный в интернете и под маршрутами подсчет, сколько людей побилось на каждом маршруте - хороша! Хотя бы те случаи, когда спасателей вызывали.
Зачем вам за свой счет сокращать количество НС и повышать безопасность маршрутов? У вас много сил, денег, свободного времени?
Вот паркэльбрус на "повышении безопасности" собирается скололотить бизнес. А вы?
Мое мнение - уменьшение количства НС должно происходить естественным путем, т.е. естественным отбором. В большей мере этому отбору поможет публикация разборов НС.
Я совсем не хочу сказать, что спасательная служба в Крыму не нужна, и я очень благодарен людям, которые в ней работают вопреки всяким проблемам.
Никого не поливал. Просто рассказал известный исторический факт, подтвержденный непосредственными участниками. Очень жаль, что для некоторых людей слова "правда" и "грязь" являются синонимами, если эта правда им почему-то не нравится.
Вопрос стоит не ЧТО МЫ СДЕЛАЕМ? Это и так очевидно - будем работать как всегда. А что сделает сообщество альпинистов, что бы минимизировать риски? На текущий момент адекватные предложения отображены вверху в опросе. И наше участие там минимально.
Вторая беда-самоуверенные хвастуны.На том-же Кильсе пришли три девушки,милые создания.Судя по снаряжению и повадке,максимум на пробитую "троечку".Нет,гордо вперлись на "Три карниза."Переспросил.Нет,точно идут "Три карниза". Первые полчаса было интересно наблюдать.Потом начал психовать,но тихо.Потом понял что и так все пропало и надо досмотреть все действо до конца.В результате пролежал под можжевельником пару часов и наконец дождался их отступления.День насмарку,поехали на чебуреки и пиво.Зато теперь точно знаю что один человек может обгадить всю малину больше двух часов упрямо ковыряясь на первых 15 метрах.Зато гонору было при нашем появлении!Ну не можешь-уступи другим дорогу.Посмотри как работают,может получится повторить или плюнеш и пойдеш вниз.
Касательно "Черепа".Ходил его уж не помню сколько раз,но не помню чтобы бросал сам или кто впередиидущий большие булыганы.Мелочь на третьей веревке подсекало веревкой,но не более.Всегда тем кто идет первый раз советовал в этом месте не торопиться и идти как по тонкому льду-плавно без рывков.Так что опасными можно считать первые две веревки.Ну и в кулуаре.Но там в основном мелочь и за булыганами можно прятаться и аккуратно по одному идти.Правда пыли потом и за шиворотом и в...
Скорее всего камни летят у тех,кто увлекается "жумарингом" вместо лазания.Резкие рывки веревки сбивают камни и они летят с полки перед R2 прямо на сидящих на R1(красные стрелки на фото).
У меня по этому поводу есть предложение.Если уж пошли большой группой,то не выходить сразу от R1 до R2,а сделать промежуточную на можжевельнике Rx.
Фото свежее-4 мая.
Вот еще пример.Был на "Черепе" 4-го мая.Догнали связку Днепр-Черновцы.Мальчик тянет девочку.Девочка первый раз на скалах.Движение не по маршруту,а почти по "диретиссиме".Что молодой человек хотел доказать и показать девушке,неизвестно.Но когда они и на третьей веревке пошли прямо(голубые стрелки на фото),пришлось устраивать маленькие спасработы и гасить истерику.А если бы нас не было?Так что если не будут читать описания и трезво оценивать свои и напарника силы,то каждые выезды будут омрачаться трагедиями.
P.S. Да,неплохо было бы собрать в одно место информацию по самым аварийноопасным местам на маршрутах с фото участков и описанием причин.
"Дымоход" начинается от дуба на R3 влево-вверх.А на "Череп"с этого места вправо-вниз.:-)
Жалко девушку было.Так можно отбить все желание к горам.Может он этого и хотел?
А вообще,каждые майские бывая в Крыму,особого ажиотажа на Башне не встречал.Ну может разок.И то не вспомню когда.
Обойти слева по развалам-в тему.Не хватало уронить на девчат чего сверху.Они как раз по возрасту к моей старшей дочери подходили.Спасибо за совет.
з.ы. Удивила Ваша девушка-лидер, которая работала без каски...(
2) Модерацию сайта доверить спасателям, которые имеют право ограничивать самое раннее и самое позднее время выхода на тот или иной маршрут и, вследствие неблагоприятных погодных условий, блокировать выход групп на маршрут.
3) Поставить перед самыми популярными массивами (Фор. Кант, Мшатка-Кая, Кильсе, Уарч-Кая) человека, который будет следить за очередностью заявленных групп, и работу которого будут оплачивать сами альпинисты в обязательном порядке по приезду в Крым и регистрации в КСС (либо в региональных федерациях).
4) Максимально осветить данное новшество во всех СМИ, связанных с альпинизмом и скалолазанием.
5) Предавать анафеме и всеобщему посрамлению тех людей, которые, несмотря на вежливые просьбы смотрителей за маршрутами соблюдать очередь, будут на это дело плевать и переться вверх.
Конечно, это идиллия, но очень хочется, чтобы наконец был порядок.
P.S. Для этого всего, конечно, необходима встреча глав Федераций альпинизма России, Украины, Беларуси (как минимум) и волевое решение. Если, конечно, безопасность в альпинизме по-прежнему является для наших дорогих чиновников приоритетной задачей.
И второй вариант (более радикальный): вывести из российского классификатора ВСЕ крымские маршруты до 4-й к.т. включительно. Что позволит рассматривать крымский альпинизм учебным группам именно в качестве этапа подготовки к большим горам, а не как машину для халявных значков и 3-х разрядов.
Отличная идея. И Эверест убрать из того же классификатора. А то народ со всего мира смотрит в этот классификатор - простая 5А. Только из-за этого и идут туда толпами на свою погибель.
Стенды в залах и тем более бег(хоть на лыжах хоть ногами) вообще к большим горам не имеют отношения. Тем не менее люди едут с такой подготовкой ходят в больших горах.
В том все и дело что горы разные, учиться восходить нужно в любых. Альпинист это человек который умеет восходить на любые горы, не только по сыпухам. Если разрядник тупит на 3-ке то встает вопрос, кто же его учил?
..... 2-ки не такие .... смешно, аж увсплакнуть не мешало бы :((
1) Разбор несчастных случаев комиссиями ФАиС.
Хотя звучало много предложений по поводу делать разборы силами спас служб, но давайте смотреть здраво! Откуда спасатели могут знать о квалификации спортсмена и напарника, квалификации выпускающего, руководителя сборов и вообще что там происходило до того как потребовалась наша помощь? Нам зачастую данная информация не ведома (все таки редко заглядывают к нам на регистрацию альпинисты). И не забывайте, что мы все таки приезжаем с целью быстро и безопасно доставить пострадавшего из пункта А в пункт Б, а не проводить следственные мероприятия.
Но со своей стороны готовы оказать посильное содействие следующим образом:
А. Предоставлять имеющуюся информацию по запросам (просто можно позвонить или написать на kass@e-mail.ua) от клубов и ФАиС, о деталях НС с целью получения более объективной картины происшествия.
Б. Размещать на своем сайте протоколы разбора происшествий по нашему району.
2) Увеличение количества несложных безопасных маршрутов
Скажите, а разве амбиции первовосходителей в современном альпинизме настолько угасли? Если все таки нет, у ФАиС Севастополя сейчас довольно энергичный руководитель — предложите ему провести сборы по разработки новых (или хорошо забытых) массивов с целью увеличения простых маршрутов (пусть не длинных, веревки 3-4, но на таких маршрутов как раз и не хватает). У него наверняка и на примете что то имеется. Естественно такие сборы не будут рассчитаны на новичков, скорее на опытных альпинистов. Но в результат будет вполне привлекателен для всех.
3) Рейтинг «опасности маршрута»
Все таки, такой рейтинг будет весьма субъективен. Единственно будет систематизированы НС по конкретным маршрутам. Пока слабо себе это представляю.
Так же многократно звучало предложение о уведомлении (и дальнейшей публикации) о намерении восхождения. Боюсь, максимальная достоверность такой информации если и будет достигать 50%, будет уже не плохо. Очень будет похоже на прогноз как у синоптиков :) Но можно попытаться проделать это в тестовом режиме по территории Юго-Западного Крыма. Сегодня — завтра поработаю над этим. О результате отпишусь.
Еще неплохо бы:
В. Давать информацию по НС, оставшихся без разбора ФАиС.
Есть ведь просто компании, приехавшие полазать вне альпмероприятия. По этим случаям разбора ФАиС заведомо не будет.
Вернулся с Судака сегодня.
Правую двойку и в глаза не видел.
Ходил на Гребневую три раза с разными людьми.
Возглавляю Черкасскую областную ФАиС.
И как руководить, возмущён вашими утверждениями по поводу "черкасских лазунов" Уточните, пожалуйста, фамилию неадекватного. Если это кто-то из моих - приму экстренные меры. Или извинитесь за недостоверность вашей информации.
На несложных маршрутах (4-6 часов), я думаю, можно договориться - на R0 оставляем визитку с номером мобильного и временем старта( возможно с предполагаемым временем финиша) - подошедшая группа посылает СМС и ждет ответа - "маршрут свободен" и спокойно в порядке живой очереди идет этот маршрут.
Если нет желания ждать - можно поискать свободные варианты, а не ловить камни.
А по существу именно ЧП на Черепе могу заметить, если бы Николаевская группа не ломилась вперед , обгоняя группу из новичков на опасном участке, ЧП не случилось бы.
Обязательные правила подразумевают наличие контроля. Ка вы его представляете себе ?
В случае ЧП долго разбираться не надо - кто вторым подошёл - тот и по шапке получай.
Ведь на камнепад-опасных маршрутах "маньяки стараются обогнать новичков, в результате спешат, торопятся и срывают камни - как и было на Черепе, кстати.
мальчишки-новички из Луганска как раз видели как пришёл камень на инструктора николаевской группы, пролетев мимо них. Один из луганчан первым и кинулся на помощь, дав команду - сообщить о ЧП, в последующем он помогал девушке-медику из белорусской группы, шедшей за ними следом, до прибытия спасателей.
большую такую, с очень большими хорошо различимыми буквами.
...и в случае, если чел заявляет - "да класть я ложил на ваши рекомендации" - сразу понятно, что адекватности в нем нет - "монстер". одним словом.
....и даже если потянет какой-такой "монстер" новичков - они-то сами прочитают и подумают - а стоит ли с ним, с таким "монстером" ходить и не придерживаться настоятельных рекомендаций МЧС и ФАиС.
А главное сколько от них толку? Неужели вы думаете, что народ, который работает толпами на маршруте, не знает об опасности ? В вариантах ответов в голосовании есть про естественный отбор. Имхо, это самый действенный вариант.
Пусть лезут, пусть бьются, это их дело. А если в ответ на рекомендации пошлют куда подальше - это тоже их дело, правы будут. Со временем народ сделает правильные выводы, а кто не сделает - перестанет лазить.
Спасателей жаль конечно. Но когда они перестанут успевать, народ задумается. И скорее всего возникнут варианты с платными спасслужбами, со страховкой и регистрацией.
Это как с пластиковыми баклажками. У нас грязно , у буржуев чисто. Мы - свиньи ? Нет, просто буржуи триста лет к этому шли, а мы - только начали.
А тут на 1б, 2а - люди впервые оказываются в этих самых малых горах(а зачастую в горах ваще впервые), и они не знают, что инструктор у них МУ(моральный урод), желая покрасоваться и поменьше напрягаться. тащит "паровоз" новичков за собой, или устраивает гонки на вертикали, обгоняя. подрезая, и так далее.
я привык доверять своим инструкторам - как бы то нибыло - он опытнее меня и ответственность лежит только на нем.
Но я знаю, что мой инструктор адекватный, грамотный и главное - ответственный человек, а не "герой геройский".
но не все инстуркторы одинаково полезны
З.Ы. То же можно сказать и про окурки, которые рассовываются по всем щелям на станциях. Сама курю на станциях, но все бычки забираю с собой. Когда-то на "Карнавале" штук 20 окурков с третьей станции собрала и выкинула внизу в мусорку.
А из видимых мер:
1. Безусловно разбор НС и статистика НС, которая должна быть в свободном доступе. Если мероприятия проводилось в рамках сборов, то разбор от федерации, если нет,то посильный разбор со стороны спасательной службы.
2. Возможность он-лайн заявки в спас.службу.(Пускай не все зарегистрируются,но уже большое облегчение для спасателей).
3. Он-лайн регистрация для общественных спас.отрядов и/или восходителей,которые могут выйти на спасательные работы. Как пример, я имя рек, КМС врач-травматолог буду находиться в районе Фор.Канта с такого то по такое то. Снаряга,аптека в наличии, телефон такой то готов помочь чем могу. Предложение пока в порядке бреда. Ибо нужна хорошая диспетчеризация, да и много чего.
4. Разбор НС прикрутить к описаниям маршрутов на известных ресурсах(Что бы когда какие нибудь орлы нацелившихся на тройку скачивая описания узнали сколько народу на ней убилось)
5. Рейтинг опасности маршрутов нужен. Пускай и субъективный. Увидят маршрут в списке,может поинтересуются почему.
Это так сказать профилактические меры.
Теперь к собственно спасению.
Государство из этой области как впрочем и из области медицины как то устранилось и аппелировать,что оно должно в принципе правильно,но довольно бессмыслено. К чему это я. Оснащение спас.служб работающих на ЮБК довольно слабое, а из того что у них есть хорошего явно не государство в их котомку запихнуло. Каждый сезон на крымские скалы нас приезжает тьма и все под богом ходим. Как хочется что б меня спасали на приличном оборудовании.
Предложение. А не скинуться ли нам каждому не большой суммой да и пускай народ себе нормальную снарягу да и прикупит. Я лично за и готов пожертвовать небольшую денежку на сие благое дело. Только надо подумать над механизмом реализации этого проекта. В идеале бы что б страховая покрывала эти бы расходы, но этого пока не предвидится.
И второе, в идеале если бы спас.службы на высокий сезон(читай майские праздники) переходили бы на режим работы отдельных постов. Осуществляли дежурство непосредственно у массивов. Это бы позволило сократить время реагирования в разы. Но насколько,я понимаю технической возможности пока такой нет.
Все как то сумбурно. Так что не судите строго))))
Кое-что для того чтобы перейти на режим повышенноё боевой готовности есть. Есть люди - при КАСС Севастополя действует общественная организация "Горная поисково-спасательная группа", состоящая из альпинистов Севастополя, которые проходят сборы и тренинги, организвуемые с КАССб участвуют в спасательных работах. Из их числа можно укомплектовать группы быстрого реагирования непосредственно там, где всё обычно происходит.
Чего не хватает? Качественного снаряжения. Мы списались непосредственно с Kong, они готовы предоставить огромные скидки на приобретение специального современного оборудования (носилки, треноги, блоки, лебёдки), решён вопрос с доставкой этого в Севастополь - но из бюджета на это денег в ближайшее время нет.
Обычное снаряжение - верёвки и карабины - в процессе деятельности "уходит", требует замены.
Так что если есть желание материально помочь чтобы это приобрести - готов быть гарантом целевого использования полученных средств и предоставлять подробный отчёт.
Так давайте аналогично поступать и в поездках в Крым, требуя от себя (а спасательные службы могут пропагандировать такой подход) обязательного медицинского страхования на период поездки, есть же в различных компаниях специальные программы для путешественников как по миру так и внутри страны. По-моему, такой подход должен способствовать профилактике НС, хотя мгновенного эффекта может и не быть.
особенно с оплатой ПСР.
А со спасслужбой вообще запутано.Хорошо севастопольские власти что-то выделяют на эти цели.А то так и носился один Круглов на личном транспорте с добровольцами .Да впрочем и носится.За что спасибо ему и ребятам.
Верьте в врачей.
Поймали лавину на себя? - главное остались все живы - в отчете о лавине ваще ни слова - так, слухами по друзьям разошлось, а что да как - не разобрать.
свлился кто-то с крыши - кто- где, а главное - КАК? - а хрен его знает - говорят какой-то пьяный промальп (заметить следует, что промальпы как-то организованно падают в основном пьяные)
Обвалил камень на голову напарнику - да главное что спасатели молодцы - оперативно прибыли на место.
Да сейчас ведь о чем угодно - о страховании и медицине, о том, как здорово что все мы здесь хотим разбора полетов.
Но самих разборов я что-то не вижу.