в горы с детьми

Пишет shatskaya, 28.04.2012 15:14

В августе собираюсь в Варзоб. Для меня это превое знакомство с горами. Очень хочу взять с собой десятилетнего сына, и по понятным причинам сильно переживаю по этому поводу. Не могу себе представить, чем он будет заниматься в то время, когда я буду ходить? Будут ли там дети кроме него? Или может лучше оставить ребенка дома?

Берите обязательно - для ребенка это приключение года будет. Если для Вас это первое знакомство с горами, то что-то сложное не предполагается, как я понимаю - а по перевалам он еще вперед вас пойдет. Тем более в августе! Тем более в Фанах (ну почти)!

Да он у меня не спортивный. Для него Варзоб- это турбаза. А сама я 2 года боулдерингом занимаюсь, скалолазанием. Решила дерзнуть на разряд находить. Ребята говорят, что если я ребенка с собой возьму, то мы с ним будем редко видеться. Если бы знать, что там будут другие ребятишки, я была бы спокойна.

тогда тем более берите! Мужчина должен расти мужчиной

Если вы поподробнее опишите собственные планы, то предложения от рисковчан будут более предметные именно для вас.
Если вы укажите заболевания ввашего сына, то их тоже учтут в своих рекомендациях вам.
В общем случае, в десять лет, если это нет хронических заболеваний, постепенные спортивные нагрузки полезны детям.

На своем примере могу сказать следущее.
У нас во вполне серьезном пешем походе по Крыму младдшему участнику было три года.
Через год он прошел качественный поход Хибинах с перевалами 1А. А еще через год в качестве тридцатипроцентника (есть в туризме такое понятие) он перевал с фактической категорией сложности 2А, т.е он это сделал в пять лет.
Важное замечание: походы с детьми специально планируются с учетом всех младших участников.
Родители при этом не бегали отдельно на приглянувшиеся вершинки.
С другой стороны, мы приезжали с детьми в альплагерь Безенги. Мамы с детьми гуляли внизу, а папы убегали на маршрут.
Всем при этом было интересно, а дети, находясь в лагере, дажи чуствовали сопричастность с папами, т.к. папы были в пределах радиосвязи.

Еще одно важное замечание: Дети удивительным образом имеют способность находить себе очень важные и интересные дела, особенно в горах.
Например, оторвать их от бросания камней в бурлящую реку практически невозможно.

Если Варзоб для вас будет первым знакомством с горами, то сына внизу оставлять не надо.
Берите его с собой. Десять лет - уже достаточный возраст, чтобы путешествовать вместе с родителями.
Впечатление у детей от гор - самые положительные.
Если сорганизуетесь с другими родителелями, то это будет здорово. Но в любом случае взять ребенка с собой лучше, чем оставить дома.
Еще немного, год-другой, и сын уже будет лидером в вашей связке.
Между прочим, аклиматизацию дети переносят лучше, чем взрослые.
На вопрос: "Не могу себе представить, чем он будет заниматься в то время, когда я буду ходить?", можно ответить: "Ходить вместе с вами".

Важное - позаботьтесь о запасной одежде, т.к. детям трудно объяснить, что нужно не бегать под дождем, по сырой траве, не строить "городов" на берегу реки. Да и по камням они лазают с поразительным упорством, принося порой непоправимый ущерб своей одежде.

Если он у Вас более менее спортивный мальчик, не слишком изнежен, то пребывание в горной местности и бивуачная жизнь ему не будет в тягость. А если Вы ещё будете ему уделять какое-то время и отцовское внимание, он будет доволен и горд. Ведь далеко не каждым пацанам такое удаётся в 10 лет. Я, например, своего первый раз повёз в экспедицию в Суган в 8 лет. И ребёнку было интересно. Тем более если он вместе с родителями.

материнское внимание))) да в том то и дело, что неженка и болезненный, к сожалению. Может и гоный климат ему на пользу пойдет. На море вожу периодически, толку нет

Категорически не брать.Ребенок не должен оставаться без присмотра.Тем более что даже на базе Вазоб есть фаланги.В США если вы ребенка до 12 лет оставили одного дома или даже в машине вызывают полицию и будет штраф.В турпоход можно допустить,но альпинизм совсем другое.

Без присмотра детей в горах оставлять нельзя - это точно.
Но и оставить дома - это не значит, что ребенок будет под должным присмотром.

Просто нужно решить вопрос с присмотром за ребенком в горах.

Для этого нужно обсудить все планы и ньюансы с участниками сборов, администрацией Варзоба, другими коллегами, которые планируют свои поездки в это же время, в это же место.
Оставить ребенка дома проще, но не факт, что полезнее для него.

Не взяв в этом году, в следующем будет еще сложнее, т.к. собственные планы будут серьезнее, а опыт общения с ребенком в горах будет по прежнему отсутствовать.
На мой взгляд, лучше начать набираться опыта с первой своей поезки.

Какое счастье, что мы не в США живем (в данном контексте). С 4-5 лет на велосипед или в лес - и только меня и видели...

Добрый день. Вы собираетесь в Варзоб с Магнитогорском? В прошлом году с нами там был племянник одного из инструкторов лет 12. Мальчик тоже не спортивный. Всё было ок, брали его и на ночёвки и внизу иногда оставался (когда было с кем оставлять).
Если вы едете с Магнитогорском, то можете спросить у Иголкина, будут ли там ещё дети.

Берите! Деткам ничего не надо пытаться внушить языком, они смотрят на то, что делают взрослые. Я тоже был болезненным и хилым, но отец таскал меня везде и я ему за это благодарен.

Еду в июне в Альпы, 10 месячную дочку беру с собой, маму ее тоже беру, чтобы длчке скучно не было :)
Что-то пройду один, ачто-то все вместе хоть они у меня тоже не спортивные.

Удачи и обязательно напишите потом как оно было.

Мой сын со мной в горах с 2,5 лет... Теперь ему 13 - занимается скалолазанием и мечтает, когда я его в очередной раз повезу в горы... Видел в горах всё - и снег по грудь, и буран, и мороз, и сгоревшие под солнцем уши...
Моё мнение брать...

Если вы хотите, чтобы поход понравился ребенку, то в первую очередь надо учитывать его интересы, а не свои. Из поста я понял, что вы хотите его с кем-нибудь оставить, чтобы самой где-то походить. Это очень плохой вариант. Надо ходить с ребенком. Если ваши собственные интерсы вам важнее, то оставьте лучше ребенка дома с бабушкой.

до августа еще есть время - пусть с вами на скалодром походит (пусть даже через "не могу", "не хочу" - хуже будет, если вы его возьмете и такая истерика случится там) , чтобы не быть обузой вам и себя не ощущал как ненужное дополнение. И вам на скалодроме будет возможность присмотреться как он относится к данному виду спорта.

Меня дед с 6и лет брал на Кавказ в горы, Дзинага, Чегем, Приэльбрусье...Правда тогда СССР еще был)))

Как правило, маршруты ходят не за один день, то есть это отсутствие несколько дней (3-4 хорошо если) в базовом лагере. Может, взять с собой того, кто будет с ребенком в Ваше отсутствие?

Благодарю всех за ответы! До августа, действительно, есть время. Учту все, что было здесь сказано. Надеюсь, что принятое мной решение будет взвешенным и верным. Детки вообще отдельная тема)))) Я летом сына всегда с собой беру. Но у нас Уральские горы. Это не Кавказ и не Памир. Очень хочу привить ребенку любовь к активному отдыху, здоровому образу жизни. Но давления с моей стороны тоже не будет. Горы- это всегда риск. И если он сделает выбор, то это будет его выбор.

А сама я серьезно готовлюсь. Два года ждала этой поездки. В прошлом году в августе Эльбрус планировала, но он закрыт был. Мы с ребятами в альпинистов играем, я бегать по 10 км начала для выносливости. В общем, если мне вместо того, чтобы на маршруты ходить, в альплагере сидеть придется, обидно будет...... Так что здесь все предусмотреть надо

Кстати, сейчас самое время дать объявление на профильных сайтах:
"Собираюсь в Варзоб с 10-летним сыном, приглашаю еще желающих с детьми такого же возраста." Если компания найдется - все вопросы будут решаться легче и вариантов больше.

Если вы с Магнитки, так пообщайтесь с Вовой Субботиным, он вам расскажет как в прошлом году съездил с племянником в Варзоб. Надеюсь у вас всё получится)) и до встречи в горах

Mountain tourism skitalets poxod marshruty... Если в Варзобе, куда едете, свой сайт - туда в первую очередь. И еще можно найти, гугл ит! :)
p.s. Сейчас бегло глянул - есть сайт КЛУБ ВАРЗОБ. Вот туда в первую очередь и напишите! Мне интернет не раз помогал найти попутчиков, в том числе и с детьми. Действуйте!

Прошу прощения - глядел слишком бегло. КЛУБ ВАРЗОБ - это, оказывается, в Краснодарском крае. :) Но таджикские сайты, думаю, тоже найдутся, если поискать.

А вы молодец, надо сказать. 10 лет ребенку, значит вам уже самой не 15. В основном люди к дивану и телевизору с возрастом стремятся, а вы - наоборот. Я мало таких людей встречал в жизни! Удачи!

++Я мало таких людей встречал в жизни!++
Зато здесь таких большинство! :)

А мне здесь нравиццца! :)

Это не поход с детьми, а учебное альпмероприятие. В первую очередь вам нужно решить организационные вопросы. Очень маловероятно, что ваш сын сможет ходить с вами на зачетные восхождения. Думаю, участники не захотят рисковать восхождениями, а инструктор не захочет дополнительной (и очень серьезной!) отвественности. По этим же причинам вам могут не разрешить брать сына даже на практические занятия, хотя договориться об этом будет значительно проще. Поэтому, если вы хотите выполнить программу - вам необходимо решить вопрос: кто будет присматривать за сыном, когда вы будете на восхождениях (занятиях). Учтите, что этому человеку вы должны полностью доверять. Дело в том, что в горах, даже в долинах, опасностей больше, чем в городе, а соответствующих опыта и знаний у ребенка нет. Если же вы не сможете решить эти вопросы заранее - вам нет смысла ехать в "Варзоб" с сыном. Вы, скорее всего, не выполните программу.

Я дважды ходил с детьми на Кавказ. Но оба раза это были мероприятия специально для детей. В 1985 г мы (несколько взрослых) провели своих детей (от 5 до 11 лет) через перевал Донгуз-Орун. Дети постоянно жаловались на то, что им тяжело, просили привала через каждые 10-15 минут. На них было больно смотреть. Среди нас не было врача и мы вначале думали, что "загнали" своих детей. Спустившись до травы решили заночевать, хотя до вечера было еще далеко. Как только дети узнали, что сегодня дальше не пойдем, они сразу же преобразились. От их усталости не осталось никакого следа и они начали бегать по склонам, как туры. Единственное объяснение такой разительной перемены - полное отсутствие у детей мотивации для монотонной размеренной ходьбы. Это им неинтересно. Дело вовсе не в нагрузке. В следующем году опять был детский поход (Западный Кавказ). Возраст детей 7 - 9 лет. В этот раз из троих взрослых двое были врачами. Они постоянно конторолировали состояние детей. И сделали вывод: нагрузки для детей вполне допустимые и абсолютно безопасные. И подтвердили вывод, который мы сделали в прошлом году. Отсюда следует, что нужно искать для детей способы мотивации. Мы этим занимались. Но не всегда это удавалось. Или работало недолго. Какие-то рецепты дать затрудняюсь - нужен индивидуальный подход к каждому ребенку.

Необходимо отметить, что для взрослых детские походы тоже очень утомительны (психологически) - за детьми нужно постоянно следить - ведь они могут выбежать на крутые склоны, сунуться в реку, устроить камнепад ... Потому нельзя расслабляться ни на минуту. Даже в абсолютно безопасном месте - ведь дети не сидят на месте. Но, оно того стоит!

Здесь уже отмечалось, что нужно брать побольше сменной одежды для детей. Полностью согласен. Причем, сколько бы вы не брали сменной одежды - ее все-равно может не хватить в плохую погоду (только переодел в сухую одежду - через пять минут уже все мокрое и грязное).

Когда мы с женой в 2010-м году ходили в фанский походик (с Артуча через пер.Лаудан до Мутных и обратно через Алаутдин), на Лаудане встретили новозеландцев – семейную пару с детьми 3 и 5 лет. Детишек чайханщик вез на ишаке, взрослые – своим ходом.

По их словам, дети вообще в первый раз выехали в горы.
Я был в восхищении, но потом, помню, задумался: а вдруг у младшего, к примеру, горняшка (Лаудан - выше 3000) или какие др.проблемы? Не факт, что помочь удастся быстро.
Своих старших троих детей (они погодки) мы часто брали с собой: Сайрам, Дугоба, Гиссар, Ойгаинг, начиная с возраста от 2,5 лет. Но - только на свои УТС, причем жена всегда присматривала за ними, пока я работал инструктором. Одна из главных опасностей, наверное, - горная речка, тут нужен глаз да глаз. Да с малолетками и в плане бытовом в горах тяжело. Зато, жена говорит, что после таких летних горных выездов зимой они практически никогда не болели.

Отважный здесь народ, нечего сказать!)

Думаю, что для первого раза будет самым разумным сходить без ребенка. Сначала на себе надо опробовать высокие горы. А то все представление только по рассказам и по фотографиям. Да и мнения бывалых самые полярные. Вчера со своими скалолазами разговаривали на эту тему. Ребята все в горы ходии, кто-то даже до 2 разряда дошел. Но по разным причинам оставили альпинизм, занимаются только скалолазанием. Меня весь вечер отговаривали, рассказы рассказывали.... Мой вывод: надо идти!

Моему старшему сыну было уже 4 годика, когда в Дагестане, в Ярыдаге получился ч-т СССР по альпинизму. Побоялся взять тогда дитё. В БЛ запомнил не крутых восходителей, а детишек на горшках. Такие нормальные наши горовосходительские дети, сидя, смотрели на Стену, где их папы покоряли героически весь рельеф.
Время прошло, усилия старшего поколения не пропали даром.
В чужом, холодном городе Наши дети найдут общий язык . А в горах- мы всегда с нашими детьми рядом.

нас родители в горы брали с самых малых лет и спасибо им за это. Ни одной травмы за все детство.Ходили - фактически наравне со взрослыми, тока рюкзачки полегче были))))
Тем летом племянников "выгуляла" в Сванетии.. Племяш (11 лет) ныл и пытался устраивать привалы через каждые 10 минут, но его сестренка (6.5 лет) бежала впереди взрослых без отдыха. У нее невероятная способность к гороходительству)))..
Так что мотивация - она внутри ребенка. Одному нравится, а другому нет...

Shatskaya, извините что пользуюсь вашей темой для своего вопроса, просто он "в тему": а с какого возраста вообще детям можно в горы? Нет, понятно что никто ничем не ограничен - я как-то видел на Кавказе в группе девушку у которой сзади был рюкзак, а спереди "кенгурушка" с примерно полугодовалым малышом, но это явно перебор... У меня дочке 3,5 года. В этот сезон еще не пойдем точно, а вот в следующий в Фаны мысль есть ее взять (понятно, что не на вершины, а по озерам, максимум перевалам). И еще тот же вопрос про скалодром-хотел взять ее с собой но на скалодроме сказа.ли, что рано, еще связки неокрепшие-лучше лет с 6

А где на Кавказе и почему перебор?
Мой сын впервые поехал на Приэльбрусье в 3 месяца - на лето:) Поднимались на кафе Ай, к водопаду под обсерваторией и в Терскольское ущелье ходили. В остальном большую часть по лесам гуляли внизу.
Сейчас ему два года, и следующей зимой будем ставить его на лыжи:)

В мае шли классическую "тридцатку", под Оштеном встретили группу, где эта девушка была. ИМХО, если есть "цивилизация", т.е. живешь в гостинице и ходишь гулять по окрестным склонам - это куда не шло, а вот такой многодневный переход, с палаткой, перепадами высот и соответственно температур и т.д. все-таки перебор.

++спереди "кенгурушка" с примерно полугодовалым малышом, но это явно перебор... У меня дочке 3,5 года.++
На самом деле с полгода легче, чем с 3.5 - такой вот парадокс! :))
Почитайте на этот счет рассказ Жени Кац "По Горному Алтаю - с младенцами."
Насчет фанских перевалов - 4.5 года маловато, все-таки там набор высоты длинный и занудный, ребенку вряд ли понравится пилить и пилить вверх. Хотя - вопрос индивидуальный. А вот с 10-летними, как у ТС, запросто можно ходить уже вполне нормальные треккинги.

Наберите в Гугле "в горы с детьми " и получите горы инфо

Учитывая, что а) мальчик неспортивный, б) у мамы спортивные амбиции, как вариант, до выезда попробовать сходить с ним небольшой походик - тест на то, сможет ли он комфортно ощущать себя в альплагере, где условия тоже не домашние. Перед восхождениями у вас будут занятия, выход на ночевки, с ночевок на маршрут - ночью или ранним-ранним утром, плюс ребенку необходимо будет усвоить теорию (страховка, самостраховка и пр.), быть полноценным участником и не стать фактором опасности для окружающих (взрослые иногда делают грубые ошибки, что говорить о детях). Решайте сами брать ли его на маршрут, вы знаете своего ребенка. Имхо, если это организованные спорт.сборы, я бы не брала на маршрут. В альплагере побыть - да, если с ним будет второй родитель или надежные люди.
Если бы вы шли компанией друзей-альпинистов, и ребенок был хоть как-то подготовлен, можно и с ребенком единичку, двойку, тройку... если всех вариант устраивает, конечно.

И не хочется об этом писать, но надо понимать, что иногда в горах случаются всякие неприятные случаи (травмы и пр). Поэтому, если вы едете с ребенком, лучше брать с собой второго родителя (если он альпинист, то ходить на маршруты в разные дни и не ходить в связке) или других близких людей. Возможно я перестраховщица, ага.
Если ехала в горы со спортивными целями, своего мелкого не брала с собой (3,5 года), разве что короткие вылазки на природу.

Один из моих сыновей в 5 лет ходил через Фишт к морю, в 6 поднимался на пер. Сулохат, в 7 на пик Кап. Но я водил его в объвязке на репике. В 8-мь врач в Уллу-тау очень доходчиво нам объяснил, что подниматься выше 2500м ребенку крайне вредно. В прошлом году взяли младшего в Дигорию. На подходах он показал себя великолепно, но случился понос. В результате незапланированная ночевка, кошмарная ночь. Им с мамой пришлось идти вниз. Вам видимо надо выбирать, или с ребенком только до ночевок или восхождения. Возьмите с собой бабушку!

Да нЕкого нам взять с собой, к сожалению((. И спасибо за информацию про 2500. На будущее учтем.
В процессе нашего обсуждения у меня возник вопрос: какими документами регламентируется возраст участников в альпинизме? интересует не треккинг, а именно альпинизм. Я слышала, что несовершеннолетние ходят на маршруты вплоть до КМС, только им в зачет не идут.

Для shatskaya. С 14 лет по письменному разрешению родителей. Похоже вы не в курсе куда едите. 1. В альплагерь детей могут брать только сотрудники а/л. Если у вас свои сборы, то есть их руководитель?(Спрашивайте у руководителей лагеря или у своих). 2. Варзоб находиться за границей в Таджикистане, где практически военное положение. 3. Посмотрите правила восхождений и другие нормативные документы, например на сайте ФАР: