«На грани» - Письмо моему сыну.
После того как Хайден Кеннеди и Джейсон Крук пролезли ЮВ ребро на Серро Торре, а затем срезали большую часть болтов на маршруте, в интернете, да и не только, началось бурное обсуждение их поступка. Главный редактор журнала Alpinist Майкл Кеннеди - отец Хейдена - решил опубликовать открытое письмо своему сыну.
На Российских просторах этот поступок не вызвал такого резонанса. Но суть не в этом. Срезали и срезали.
Это письмо интересно, прежде всего, мыслями отца Хайдена, человека мудрого и много повидавшего в жизни.
Он любит горы всей душой и будет предан своей любви до конца жизни. Многие альпинисты, поддавшись духу приключений, совершают сумасшедшие восхождение. Это здорово. Но не забывайте, хотя бы иногда оглядываться.
Не могу передать все те мысли и чувства, которые крутятся у меня в голове, Хайден, в тот момент, когда ты на другом конце земли. Я помню себя в твои годы, ощущение легкости, как будто земля уходит из под ног. Волнующие моменты, когда не важно ничего, кроме твоего следующего шага – ты ставишь ногу не глядя, а ледоруб является продолжением твоей руки. В сердце и голове царит спокойствие. Все, что я хочу, находится передо мной.
На Российских просторах этот поступок не вызвал такого резонанса. Но суть не в этом. Срезали и срезали.
Это письмо интересно, прежде всего, мыслями отца Хайдена, человека мудрого и много повидавшего в жизни.
Он любит горы всей душой и будет предан своей любви до конца жизни. Многие альпинисты, поддавшись духу приключений, совершают сумасшедшие восхождение. Это здорово. Но не забывайте, хотя бы иногда оглядываться.
Не могу передать все те мысли и чувства, которые крутятся у меня в голове, Хайден, в тот момент, когда ты на другом конце земли. Я помню себя в твои годы, ощущение легкости, как будто земля уходит из под ног. Волнующие моменты, когда не важно ничего, кроме твоего следующего шага – ты ставишь ногу не глядя, а ледоруб является продолжением твоей руки. В сердце и голове царит спокойствие. Все, что я хочу, находится передо мной.
Я знаю, что ты ищешь, но не факт, что ты это получишь. Я помню безумные восхождения нонстоп. Много часов без остановки, сухость в горле, боли в животе, парализующий страх огромных пролетов. Плохие точки. Тесный контакт с непогодой, камнепадами, лавинами. Тревога из-за перманентной опасности. Абсолютная неопределенность. Толи следующий питч выведет к комфортному биваку, где можно будет удобно расположиться, толи это будет полочка, на которой можно будет всего лишь пересидеть несколько часов. Знать, что единственный возможный путь лежит через вершину и затем на другую сторону хребта, в неизвестный район. Вы столкнулись с этим, после того как покинули свой дом.
Мы говорили о гармонии и балансе в своих амбициях и надеждах, отношениях с напарником и с самим собой, с погодой и духами гор. Но удача и судьба могут в любой момент вмешаться в наши планы. Иногда наши планы совпадают, иногда нет.
16 января я узнал о смерти Джека Робертса. Это случилось на водопаде Бридалвейл, в штате Колорадо. Всего неделю назад на ледовом фестивале Оурэй мы с ним брюзжали по поводу нашего возраста и старых травм, о наших женах, стойко переносящих наши причуды. И конечно мы говорили о том, что до сих пор получаем огромное удовольствие от альпинизма, несмотря на многочисленные травмы и ухудшение здоровья. У нас были планы на совместное восхождение. Мы знали друг друга много лет, я даже как-то написал предисловие к его путеводителю по ледовым маршрутам в Колорадо, но нам так и не удалось походить в одной связке. Он бы тебе понравился. Его улыбка наполняет тебя энергией, и ты готов рвануть на ближайшие скалы, чтобы материализовать свой порыв. В Оурэй он был счастлив как никогда. Теперь его нет.
Тот вечер был очень мрачным. Я был подавлен смертью Джека. Мама беспокоилась о тебе. Помнишь, она как-то мне сказала, что если я, хоть раз потащу вас на лед, она меня прибьет. Она считала ледолазание кратчайшим путем в мир альпинизма. Вы, правда и без моей помощи подсели на иглу.
Мы знали, что вы в горах, но в течение нескольких дней не было слышно никакой информации о вас. Потом появился пост от Колина Хейли в фейсбуке: «Сегодня мы видим начало новой истории… Хайден Кеннеди и Джейсон Крук впервые по-честному прошли ЮВ ребро Серро Торре. Чтобы достигнуть вершины от ночевки на плече им понадобилось около 13 часов».
Когда-нибудь вы поймете, какое облегчение мы испытали, прочитав эти строки.
Восхождение по ЮВ ребру, наверное, было очень волнующим. Безупречная линия с отличным напарником на культовую башню в бело-золотых тонах. Для меня, да и для многих других, это восхождение олицетворяет смелость, преодоление трудностей, полную самоотдачу и уверенность в своих силах. Это основы альпинизма. И когда вы срезали треть болтов на «Компрессоре» вы сделали первый шаг к тому, чтобы вернуть Серро Торре первозданный облик. Все-таки, это одна из самых сложных и непреступных вершин. Сам бы я никогда не решился на такой шаг, даже в свои лучшие годы.
Вы с Джейсоном знали, что будут люди, которые с вами не согласятся. Но вы сильно удивились и разочаровались, когда появилась критика, временами весьма жестокая и мерзкая. Когда вы ввернулись в Эль Чалтен, вы могли столкнуться с недовольством местных, даже если до этого вы считали их своими друзьями. Вас задержала полиция. В печати и в интернете кто-то вас хвалил, а кто-то резко осудил.
Споры на тему срезанных крючьев Маестри затмили не только ваше восхождение, но и свободное прохождение ЮВ ребра связкой Лама, Ортнер несколько дней спустя. Завершается этот удивительный сезон в Патагонии, и, кстати, помимо уже упомянутых классных восхождений, Макс О'Делл, Хуан Разелли и Агустин Разелли прошли недельный траверс Кордон Адела - Серро Торре. Бьерн-Эйвинд Артун и Оле пролезли очень интересный ледовый маршрут на Торре Эггер. Скотт Беннетт и Чейн Лэмп связали несколько маршрутов на Фиц Рой. Получился непростой и интересный вариант.
Запомните одно: вся эта шумиха не относится к вам. Вы те, кто вы есть. Люди будут пытаться как-то дать вам свою оценку. Но вы - это не то, что другие думают о вас. Только вы сами можете сказать кто вы, полагаясь на свое сердце и разум. На Серро Торре вы были полны страсти и решимости. Только человек с открытой душой мог пойти на этот спонтанный и абсолютно честный поступок.
В будущем будут уже совсем другие люди. Со своими потребностями, желаниями, стремлениями и страхами. Не захламляйте свою голову всякой болтовней. Не важно, как ваша жизнь, ваши восхождения выглядят в глазах других. Делайте выбор, основываясь на ваших ценностях, опыте, интуиции, мечтах.
История ЮВ ребра одна из тех, что ставит вопрос. Поступиться ли старыми идеалами или оставить все как есть. Как альпинисты, мы должны стремиться подняться на вершину своей мечты, используя минимум дополнительных средств, не оставляя после себя следов. Даже в 1970 году, когда Маестри набил кучу болтов при помощи компрессора, его маршрут оценивали как злодеяние, «осквернение», по словам одного из альпинистских журналов. Но общество согласилось с этим маршрутом, привыкло к нему, и он ни у кого не вызывал особого негатива на протяжении вот уже 40 лет. Все это из-за нашей лени, самодовольства и жадности.
Удаление шлямбуров говорит о том, что мы должны делать то, во что мы действительно верим. Вы приняли решение, и кое-кто назовет вас героями. Другие назовут злодеями. Не покупайтесь на слова.
Вы залезли на все башни Торре, тем самым расширили свои границы восприятия. Представляю вас на прекрасном льду этих знаковых вершин, в царстве белого цвета и голубых теней, с мечтами о будущих приключениях.
В те моменты, вы, возможно, вспоминали Бина Бауэрса, который провел в тех местах много времени. Меньше года назад он сломал себе бедро во время бэккантри со своими друзьями в Колорадо. Ты понимаешь, что любой несчастный случай может принести много бед. А во время обследования его травмы, врачи обнаружили у него рак. Слишком рано, ему 21. Ужасно сталкиваться со смертью лицом к лицу, когда ты еще молод и тебя скашивает страшная болезнь.
После Серро Торре, вы успешно спустились в Нипонино и узнали, что еще один друг Карлайл Норман получил серьезную травму вследствие камнепада на Агюжа Сент-Экзюпери. Спасательные работы уже начались, но Джордж Акерман, Колин Хейли, Роландо Гариботти и Пеп Масип вернулись из-за камнепадов и непогоды. Карлайл умер в одиночестве. Он остался в горах, которые вы так любите. Позже ты сказал: «Самое ужасное идет по пятам за самым прекрасным».
Осознание смерти заставляет нас сосредоточиться на том, что важно: семья и друзья, работа, которая заставляет нас развивать интеллект, творчество и эмоции, понимание того, несмотря на многочисленные ошибки в прошлом, мы всегда должны стремиться к высшим идеалам.
В феврале, после того, как вы вернулись в Колорадо, погиб Бьерн-Эйвинд, во время восхождения в своей родной Норвегии. Среди многих знакомых альпинистов, именно рядом с ним вы бы почувствовали, что его жизнь очень близка вам по духу. Добрый и терпеливый, и в то же время с высоко поднятой головой шагающий на встречу с огромным и диким миром Патагонии. Он смог дать вам представление о том, как вы и ваши восхождения могут жить в согласии в этом сложном мире.
325
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
"оужс, мы фсие умриоам..."
umericans...
Что-то мне это напоминает... Ах да! Закон курятника.
А письмо.. Я думаю, папочка написал бы такое же письмо, если бы Хайден набил бы ещё столько же шлямбуров.
Теперь понятно, что он просто не захотел "захламлять свою голову" и не заморачиваясь, отдал Золотой Ледоруб 2011 своим землякам. У Дениса уже есть, зачем повторяться )))
Сынок уличён в акте вандализма, народ возмутился, и папа решил поддержать сына.
Особого мужества тут, на мои взгляд нет.
Тут лучше на эту тему:
http://www.planetmountain.com/english/News/shownews1.lasso?l=2&keyid=39298
А то, что папа решил поддержать сына, так это здорово. Он же отец. И при чем тут мужество?
И потом, ситуация совсем не благоприятная для Хайдена. Многие, а может и большинство не поддерживает его. В эту минуту отец пишет письмо со словами поддержки. И, между прочим, ни разу не заявляет что он молодцы. Он нейтрален по отношению к этому поступку. Время рассудит. Он всего лишь просит сына не вязнуть в этих спорах. Сделал и сделал. Важны мотивы и состояние человека, за которым последовал этот поступок.
И вопрос об их уборке многократно обсуждался. И было голосование и большинство решило не убирать их.
И оставить их не для устрашения потомков и примера изнасилования горы Маэстри, а потому что и с ними этот маршрут очень непростой. Но чего я буду тут на эту тему дискуссиии разводить. У Бридвелла в ссылке, хорошо про это сказано:
"вопрос не о праве изменить или уничтожить то, что сделал кто-то другой. Совершив это вы только отнимаете право у всех остальных повторить маршрут Маэстри".
А родительские чувства, это, конечно, святое.
Тут я не собираюсь спорить, у каждого свои доводы.
Ну а срезав болты они ни у кого ничего не отняли. Они просто повысили планку.
Все. Завтра пойду пилить болты на балалайке - повышать сложность. И меня не будет волновать, что вы об этом подумаете.
Вот кстати еще МНЕНИЕ, которое мне кажется весьма адекватным.
Вся проблема с дорожкой Маэстри - что он изнасиловал культовую гору. Ну да не мне тебе объяснять )) Никакой проблемы в том что на Сьера Торре больше нельзя поднятся по перестежке я не вижу. Сам бы за этим туда точно не поехал. Впрочем и так уже наверное не поеду )).
Парни вполне убедительно показали что без болтов там все адекватно, в отличие от например Принца. Причем ведь не они первые это заметили.
Зарабатывайте свои вершины красиво. А то вон опять очередь на Туалет Крэк а если руки неправильной ширины то там где на топо написано 5.8 почему-то труднее чем на 5.10 ))
Можно на Сьера Торре и виа феррату забабахать. Причем тут будет альпинизьм.
Марштут Маэстри не виа феррата. Из классических подъёмов на патагонские вершины он самый сложный. Его в хорошие годы умудряются пройти единицы. И те, кто это сделал весьма горды таким достижением. В большей части люди, кричащие про изнасилование горы, его не ходили и в Патагонии не были.
Есть много маршрутов в мире, к-е сейчас можно пройти лучше, чем делали первопроходцы. Но у Линн Хилл не появилось желания срубить болты на Носу после прохождениа его чистым лазанием. Хотя уж кто если не Хардинг изнасиловал Эль Капитан с лебёдкой и годовалой осадой. Даже Роял Роббинс, боровшиися за чистоту стиля, когда пытался сбить шлямбура на The Wall of the early morning light делал это поднимаясь наверх. Поэтому было время подумать и поменять решение в процессе. И на Эверест с севера можно без китайской лестницы залезть, но Конрад Анкер её не спилил. И траверс Хинтерштойсера на Эйгере можно без перильной верёвки пролезть в обе стороны, если умеешь, что и без Ули Штека люди знали, но никто её не обрезает. А "перестёжка" Маэстри
сложнее, чем Нос и чем классика на северную стену Эйгера. Шумиха в то время вокруг Маэстри поднялась в основнном из-за его непростого характера и разборок в той тусовке. Если бы кто-нибудь другой тогда сходил бы забив столько же болтов, народ бы аплодировал.
(написал именно "амеликосы" даже, а не "америкосы", дабы полнее выразить свое презрение).