IV Чемпионат по Поисково Спасательным Работам в горах 2012, Приморский Край.

Пишет Alpinist, 16.04.2012 05:58

IV Чемпионат по Поисково Спасательным Работам в горах 2012, Приморский Край. (Альпинизм, жетон, пср. спасы, горные спасатели)

Прогулки по скалам с акъей при луне,
Или Зачем нам, красивым девушкам, прусик

Ольга ИВЛЕВА, команда «Восток»:

Чемпионат Владивостока по поисково-спасательным работам «Приморочка» состоялся на скалах местного карьера и побил все рекорды и по количеству участников, и по сложности трассы. В преддверье горного сезона он стал отличной профилактикой несчастных случаев на маршрутах, притом, что в массовых тренировках участвовали не только соревнующиеся команды, а все альпинисты, даже новички.

Тренировки и соревнования проводил Владивостокский спортивный клуб альпинистов «Восток» во главе с Александром Ищенко, старшим тренером Приморской федерации альпинизма и скалолазания, горным спасателем ФАР. По его словам, соревнования построены аналогично с итоговой дистанцией экзамена на жетон горных спасателей.

Команды состояли из четырех человек, имели пять веревок и жесткую акью-носилки. По легенде дистанции на маршруте завис альпинист - солист с рюкзаком (в его роли была песочно-опилочная куколка весом 80 кг), его нужно эвакуировать по заданному маршруту. Так выглядел первый этап на скалах, а во втором этапе команде выдавали координаты в лесу, примерно в километре от старта. Нужно было найти точку, там по жеребьевке выбирали «жертвой» кого-то из команды, ему вязали носилки и тащили на финиш. В среднем все эти операции занимали около четырех часов.

Соревнования по спасам во Владивостоке проводятся в четвертый раз, с каждым годом дистанция совершенствуется и развивается. Сначала это были «Домбайские связки» с элементами спасработ, потом выделился отдельный зачет и уже отдельные соревнования. Несколько лет, кстати, они проходили на прибрежных скалах бухты Тихой. Впервые в этом году пострадавшего заменили манекеном, до этого его выбирали по жеребьевке из состава команды. Нововведение позволило активно работать всем участникам, не выключаясь из процесса.

К соревнованиям собралось пять команд, включая КМСов по альпинизму и опытных разрядников, спелеологов и профессиональных спасателей МЧС. Вот это кворум. А в нашей команде все участвуют в первый раз, у меня второй разряд по альпинизму, у двух человек – третий, а один вообще новичок. Наша команда сформировалась стихийно на общих тренировках. Когда у нас не хватало четвертого участника, крутые альпинисты отказывались участвовать с нами, в составе вроде как слабого звена. Я была категорически против двух девушек в команде, потому что они объективно проигрывают мужчинам в таком нелегком деле, как горные спасработы. Но уже за два месяца перед соревнованиями становится ясно, что команда из нашего клуба наберется только одна, с двумя девушками, новичком и кучей задач, о решении которых никто из нас не имеет ни малейшего представления. Но коллективный мотивированный разум способен творить чудеса. Михаил Лекомцев, наш новичок, умудрившийся моментально въехать в тему и ставший капитаном команды, ставит четкую задачу – победить.

Вырабатывается жесткий график обязательных тренировок и разборов отдельных элементов: полиспасты, снятие пострадавшего с зависания, наклонные перила, навесная переправа, каньонинг, спуск с наращиванием веревок, вязка носилок. Реально, тренировки почти каждый день. Все выходные лазаем трассы на карьере, отрабатываем каждую мелочь. На работе все читают статьи Фаберова по спасам, инструктор Александр Ищенко слегка направляет наше движение. Идет активная работа по разработке тактики, распределению ролей. Не все, конечно, идет абсолютно ровно: Михаил не прибегает к тоталитарному режиму и дисциплина похрамывает. А в этом деле, видимо, уж лучше ошибка руководства, чем разгул демократии. Но в целом, до соревнований все идет в штатном режиме.

По наметке Александра Ищенко мы используем только альпинистское снаряжение, уходим от всего промальповского и спелео. На полиспастах у нас нет ни одного кусающего устройства, на страховках и переправах – тандем прус, все, что имеет шанс закуситься, вешается на плавающую точку в виде узла радиум. На спуске у нас – полуторные УИАА. Ворох веревок, карделитов, прусов и репшнуров, а из железа только карабины и блок-ролики, - все, что нужно для проведения крупномасштабной спасательной операции.

За неделю перед соревнованиями организаторы пробивают новую трассу, которую мы еще не лазили, и еще мы узнаем кое-что новое об этапах. А до соревнований – три рабочих дня. Уже зная толк в отработке, практикуем ночные спасы. Карьер наш, можно сказать, в черте города, но на самой окраине, в лесу. Пока после работы через пробки доберешься, пока развесишься, уже и ночь. Вот и тянули мы троллеи при свете звезд и фар. Александр Ищенко в это время на скалодроме как-то спросил у группы: «А этих почему на тренировке нет?», отвечают: «У них ночные спасы на карьере». Инструктор прослезился.

Вопреки положению, трасса оказывается открытой. И в день соревнований все глазеют на работу соперников, вносят поправки в свои схемы. Дело в руках у Фортуны, нам достается четвертый старт из пяти.

Первой командой выступает микс из спелеологов и МЧСников. Гора железа, шесть стопперов, протрекшены, шанты, грихи… даже топор достали разрезать веревочку. Его они брали, чтобы рубить дрова на носилки во втором этапе, а по регламенту все снаряжение, которым будешь пользоваться на дистанции, должно быть с собой с самого начала, скидывать его по ходу движения тоже нельзя.

Второй выходит на старт команда крутых альпинистов из Находки, клуб «Хрустальный горизонт», во главе с КМСом по альпинизму, инструктором Александром Краснолуцким. Сначала мы испугались такой конкуренции. Потом успокоились – ребята импровизировали во всем. Руководствовались техникой 90х, последний раз ее испытывали, наверное, тогда же: «Надо бы навязать полиспаст. Не тянется… а если так… тоже не идет… может так… о, пошло. … Ага, приехали. Что будем делать дальше?» Но надо отдать профессионалам должное, несмотря на полную неотработанность, они справились с задачей довольно быстро, в общем-то, не уступали остальным. Но не обошлось без нарушений. Хотя было сложно судить, что является нарушениями, а что нет. У альпинистов одни правила, у МЧС – другие, у спелеологов – третьи. Но Находку сгубил второй этап. Они так и не нашли координаты в лесу. Были разные версии случившегося, возможно, был неоткалиброван GPS.

В пять часов вечера стартует третья команда, и мы понимаем, что в лучшем случае наш старт придется на восемь вечера. А финиш – на 11 ночи. Неравные будут условия. Переносим свое выступление на следующий день и едем домой. Потом оказывается, что пятая команда МЧС все-таки отважилась на ночное выступление. Это была их фатальная ошибка, к тому же выяснилось, что они совершенно не умеют лазить. Короче, в два часа ночи их сняли. Бедный наш инструктор остался ночевать на карьере.

А мы всю ночь лезли и спасали. Ложусь, закрываю глаза – скала, веревки, железо, акья… Был маленький каверзный участок на трассе, который я должна пролезть с нижней. Полночи я продумывала ИТО. Наутро выяснилось, что никто толком не смог поспать. Сопровождающий Сергей Нагорный проснулся в три ночи и до утра думал, куда включать какие карабины. Сложнее всего было Михаилу: он до трех ночи не выпускал из головы действия всей команды.

Перед стартом еще раз проговариваем всю цепь действий, и я полезла. Скала холодная, морозное утро. Пальцев не чувствую, срываюсь, лезу дальше. Пока вяжу станцию, ломит отогревающиеся руки. Процесс пошел быстро, слаженно. По-моему, мы даже не разговаривали, только отдавали односложные команды по рации. Акья шла непрерывно: только подняли, уже все готово для траверса, затащили на полку, уже все готово для спуска. Вся схема первого этапа выглядела так: подъем с нижней страховкой на висячую станцию, снятие пострадавшего и маятник с ним, упаковка в акью и подъем. Далее двадцатиметровый траверс с пострадавшим на полку и спуск с наращиванием веревок. При этом у пострадавшего всегда должен быть сопровождающий. Интересным моментом была перестежка акьи с подъема на переправу на висячей станции. Но к разочарованию организатора, ждавшего зрелищного затупа, с этим справлялись все команды. Затем условия менялись, и пострадавший оказывался на дне каньона. Нужно было натянуть троллей, спуститься с акьей к пострадавшему и поднять его на другой берег, который, кстати, был гораздо выше отправного. Потом спуск акьи по крутому склону со скальными участками.

И вот все в мыле притаскивем акью на финиш и уже бежим по лесу с GPS. На месте пилим дрова на носилки (решили, что струнная пила будет практичнее, чем топор). Нести нам назначили капитана команды. Когда вытащили его на дорогу, проезжие машины останавливались, хотели помочь. Видимо, душетрепательное было зрелище: парень и две девочки, при этом одна, Полина Купчик, очень миниатюрная, несут здорового мужика на дровах, перевязанных веревкой.

Инструктор все соревнования нас подначивал: «Идете вровень со второй командой» (хотя мы, конечно, отрывались), «До времени лидеров у вас осталось 20 минут». Последние пятьдесят метров мы бежали с пострадавшим.

Кое-кто считает, что мы смогли победить только потому, что спелеоклуб, побеждавший из года в год, в этот раз не выставил цельной команды. Конечно, их техника быстрее, а главное, отработана до автоматизма. Поставить жумар быстрее, чем завязать прусик, а страховать через стоппер гораздо проще, чем через тандем-прус. Но только никто не возьмет с собой в горы шесть стопперов. А мы освоили технику, где из простого репшнура можно сделать все что угодно.

В перспективе организаторы хотят повысить ранг соревнований, придать им статус кубка ДВФО. Тогда появится шанс привлечь больше команд, в том числе с запада, разбавить наш тесный междусобойчик и нам поучиться у старших товарищей. Для этого, может быть, недостаточно только статуса, но для стимуляции большего интереса необходимо финансирование. «Сложно найти спонсоров, спорт наш не отвечает формату зрелищности, - размышляет Александр Ищенко. – Здесь зрелище – это красота работы со снаряжением, слаженность действий команды. А народу же это непонятно, им нужны срывы, ругань. А так че они там висят молча, че-то тянут, железяками гремят…»

По осени планируется большая тренировка ночных спасработ на 120метровой скале ребра Шкарбана на Екатериновском массиве (под Находкой). Там же хотят провести чемпионат в следующем году. Но уже по-честному: трасса закрытая, до старта о ней ничего не известно. И уже не съездишь откатать после работы. Стараемся максимально приблизить ситуацию к реальности, но в реальности лучше бы наши навыки нам не пригодились.

Автор фото: Гузеев Илья.

Немного фотографии и результаты...