Первопроход на ИтКая
Восхождение посвящается нашему другу и боевому товарищу Маши Хитриковой ушедшей от нас. Мы об этом узнали, по связи взойдя на вершину 8 марта.
НачалоГод назад на зимнем Кавказе, будучи в районе селения Безенги мы обратили внимание на противоположную от нас вершину. Сфотографировали, понравилось, узнали, что восхождение на эту вершину ни кем до сих пор не совершалось.
Сборная Сумско-Винницкая команда в составе 8 человек 28 февраля прибыла в с.Безенги откуда перебрались пешком и с тремя лошадьми в дальний кош (2 часа хода). Рошко Володя – капитан, Венславовский Дима, Романенко Дима, Мирончак Миша – команда. Группа поддержки и духовные вдохновители: Митюхин Фёдор, Венславовский Александр – тренер, Журавель Василий – доктор и Баня Саша.
Это наш базлагерь, а летом кош
Итак о вершине
Скалистый хребет - передовой хребет северного склона Большого Кавказа, в западной и центральной его части. Тянется от реки Белой (бассейн Кубани) на 375 км почти до Терека. Высота на Западе 1200—1700 м, на Востоке до 3000 м, наибольшая высота 3646 м (г. Кара – Кая, между реками Чегем и Черек). Скалистый хребет представляет собой куэсту (с крутым обрывистым южным и пологим северными склонами), рассеченную многочисленными узкими долинами бассейна рек Кубани, Терека и других и наклоненные к С.-С.-В. плато. Развит карст. (Текст из Большой Советской Энциклопедии).
Альпинистское освоение Скалистого хребта началось сравнительно недавно. В 1979 году здесь провели Чемпионат Союза. Все маршруты были проложены на вершины Ак-Кая и Кара-Кая.
Иткаябаши (3197 м) – вершина Скалистого хребта. Массив имеет северную и западную экспозицию. Наиболее протяженные западные стены. Несмотря на достаточно большой перепад (до 800 м) и крутизну стены, на ней не было ни одного маршрута. На самой вершине контрольного тура тоже не оказалось.
Стены крутые, с многочисленными нависаниями, имеют «ступенчатое» строение. Скалы очень разрушены. Верхние бастионы напоминают слоеный пирог.
Следует помнить, что стена имеет северную и западную экспозицию, поэтому зимой достаточно холодно, но безопасно. Летом вероятно воды на стене нет. Если прохождение потребует несколько дней – то придется брать с собой приличный запас воды.
Летопись восхождения
29 февраля 2012 года под стену были заброшены необходимые грузы, установлен АВС, определились с ниткой маршрута.
Вопрос остался открытым: С чем же лезть?
1 марта заброска оставшихся грузов в АВС (меньше 2-х часов хода от каша). Разведка подхода под маршрут, заброска части грузов под начало скальной части маршрута. Прошли кулуар, «зацепились» за скалы. Венславовский – Романенко занесли платформу и часть снаряжения. Снегопад.
Начало маршрута
Обработка маршрута велась 2 дня:
2.03.12. Мирончак – Рошко работают выше R1. Провесили веревки до R5. На скалах очень много снега. Снегопад. Из-за чего скорость маленькая.
3.03.12.Венславовский – Рошко. Целую ночь шел снег, сильный ветер, поэтому на обработку вышли поздно. Работают выше R5. Сложные скалы – вертикальные «бараньи лбы». Тяжело организавать страховку, лезть приходится в кошках. Пролезли всего 65 метров.
4.03.12. Отрыв команды. Первыми работают Венславовский-Рошко. Работают выше закрепленной веревки. Мирончак – Романенко переносят грузы (по две ходки). Крутизна и сложность стены увеличиваются. Практически все время ИТО А2. Веревку закрепили на R8. Ночевка в платформе на R7. Ночью до -25С.
,
В этот день группа наблдения поднялась под стену для эвакуации АВС.
5.03.12. Рошко – Мирончак. Проработали 60 м.
6.03.12. Работали Венславовский – Романенко. Рошко – Мирончак – перноска платформы и грузов на R11 (пришлось делать по три ходки). Вышли на первую большую полку R12 под крутые и очень разрушеные скалы верхнего бастиона. Движение прямо вверх смотрится очень опасным из-за сильной разрушенности. Логичным смотрится дальнейший траверс по полке вправо, а затем вверх. На R11 вешаем платформу. На ночевке в скальной нише оставлен контрольный тур. Днем до -10.
,,
7.03.12. Рошко – Мирончак. Прошли траверс. Полочка сильно засыпана снегом. И еще 90 м сложных скал, из которых 2/3 ИТО А2. В этот день обработали до R15. Выше просматривается логичный и сложный выход на вершину по сильно разрушенному бастиону. Днем до -10.
,
8.03.12. Мирончак – Рошко. Работали с 10.30 Погода хорошая, ясно. Вначале по не очень сложным скалам подойти под бастион. Дальше 100 м очень разрушенных и опасных скал. Выход на полку, занесенную снегом, затем пешком на гребень. И через 200 м – ВЕРШИНА!!! В 17.30 вся команда на вершине.
Итого имеем
Перепад высот маршрута - 774 м
стенной части - 546 м.
Протяжённостьмаршрута- 1005 м(в том числе 55 м – траверсы по полкам)
стенной части - 615 м (в том числе 55 м – траверсы по полкам)
Протяженностьучастков: 6-й к. тр. - 400 м (из них И.Т.О.-385 м)
5-й к. тр. - 150 м
Средняя крутизна маршрута - 63°
Средняя крутизна стенной части маршрута: - 81°,
Спуск с вершины не представляет никаких сложностей. На юг, в сторону перевала. Через 3 часа команда в базовом лагере.
Первопрохождение совершено в рамках участие Чемпионата Украины в зимнем классе и чемпионата ЕААС, сборной командой Сумской ФАиС.
Впечатления
В нижней части – «бараньи лбы» после снегопада приходилось лезть в кошках разгребая руками снег, страховку организовывать на шлямбурах посему скорость прохождения резко падала. По левой части внутреннего угла идет серый поток поэтому вероятно летом нижняя часть маршрута будет камнеопасна. Верхняя часть разрушенная, гнилая порода, чем и опасна. Полки под палатку есть только в верхней части, поэтому наличие платформы, в которой мы провели четыре ночи, значительно облегчит вашу жизнь на стене.
Спасибо
Огромное спасибо группе поддержки - Митюхин Ф.П., Венславовский А.Н. (они же наши тренера и главные спонсоры), Журавель В.П.(доктор), Баня А.В.
А также Спасибо ЭЦ «Турбаза», ТБ «СумыПродТорг» и магазину «Траверс».
Писаки - Дмитрий Романенко и Владимир Рошко, Фотки – Все мы.
167
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Но я надеюсь, что ее увидят в комментах и проголосуют своим веским "спасибо":)))
Вообще радует, что несмотря на нынешний суровый февраль, украинцы успешно сделали 3 классных первопрохода: Кара-Кая (Одесса), Ерыдаг (Харьков), Ит-Кая (Сумы). Достойный чемпионат получился!
А можно фото с вершины в разные стороны? :)
И чуть подробнее про спуск - через какой именно перевал?