Чистый стиль

Пишет vertikal-biz, 02.02.2012 17:07

Открываем гайд по ледолазным маршрутам, выбираем самый крутой в районе водопад...

(благо, живём в ледолазном раю – в округе есть три ущелья с сосульками, каскадиками, каскадами и каскадищами на любой вкус).
Деревня ледолазов

Останавливаем на нём своё внимание, разглядываем фотки крутых ледолазов и представляем себя такими же. Смущает только подход – два часа. А дальше дело техники – надо лезть. Так как планируем выйти пораньше, спать ложимся около полуночи, решив снаряжение собрать утром.
Ice Climbing only

Естественно, утром, после вчерашнего лазания, мы с Лёхой несколько подуставшие. Поглощая искусственные йогурты с резиновым хлебом, начинаем прикатывать Макса, который вчера отдыхал и лазал только руками, залезть на что-нибудь не менее крутое, но поближе. В ответ Макс ворчит, что мы дохляки и лошпены, но соглашается. Быстро находим замену нашему объекту в гайде и начинаем городить самостраховки из оттяжек и приматывать пластырем верёвочки к инструментам, дабы соответствовать чистому и лёгкому стилю.
Райончик

Чтобы еще более соответствовать этому самому стилю, будем лезть в тонких выступательных кошкоботах, которые сидят на ноге преимущественно как скальники. Я, конечно же, отличаюсь умом и сообразительностью и беру у товарищей ботиночки на пару размерчиков больше и тёплые вязаные носочки.

Не имея других вариантов, берем две веревки на троих – 60 и 80. Как с таким комплектом ходить втроём? Придумаем! Хотя нет, оригинальный вариант всё-таки созрел в Лёхиной голове – первый лезет до станции, отвязывает от себя веревку и сбрасывает вниз. Второй тоже с нижней лезет, но уже с имеющимися бурами. Мы, конечно же, подняли на смех такую тактику. И, как оказалось, не зря…
Нам туда!

Допиваем кофе, и в путь! На машине быстро доезжаем до специальной парковки для ледолазов. Так как собирались не с вечера, приезжаем не очень рано по местным меркам, примерно к восьми утра. Народу тут не меньше, чем на майские праздники на Форканте и Мшатке, вместе взятых. Но особой спортивности в местных клаймерах мы не наблюдаем: все в рантованых ботинках, фонариках, с ледовыми инструментами, с лопатками да молотками, обвешанные кучей верёвочек и тиблоков, кобурами с ледобурами и т.д. То ли дело мы. На первом же сугробе Макс издает ругательство – он обул кроссовки вместо ботинок и сразу же начерпал в них снега! Но мы же за лёгкий стиль!

Впереди уже видны колонны любителей льда, проснувшихся раньше нас. Практически все останавливаются напротив нашего маршрута, тычут пальцами в него, что заставляет нас понервничать, и… идут дальше на попсовые «тройки» и «четвёрки». Видимо, водопад очень крутой. Прям, как мы.

Через 5 минут после отхода от парковки Макс начинает возмущаться, какого чёрта мы потащили его на маршрут с таким длинным подходом – целых 30 минут! Ха, а хотел на дальний водопад лезть! Мы с Лёхой, ушатанные вчерашними двухчасовыми подходами и отходами, только улыбаемся в ответ.

Когда начинаем переобуваться, выясняется, что для ещё более легкого стиля Лёха оставил свои кошкоботы сушиться на батарее дома! Ладно, полезем «пятёрочный» лёд в сапогах. Масла в огонь добавляет Макс, заявляя, что мы привели его на какую-то «ватную», то есть детскую сосульку и что 9.7 сек. – это будет его результат на ключе. Припоминаю, что такие заявочки в горах, как правило, заканчиваются либо полным лажанием, либо полными штанами. Но молчу, чтоб не сбивать боевой настрой друга.

Да, я совсем забыл рассказать о нашей крутой команде! У Макса это будет второй в жизни водопад, а у Лёхи – третий! Ну, а я немного стреляный когда-то в горах. Я стартую (пренебрежительно оставив внизу, как мне показалось, несколько «лишних» буров), Лёха страхует, Макс в роли оператора и фотографа немного сбоку.

Так случилось, что с появлением телефонов с фотокамерами многие не имеют не малейшего понятия, как нужно фотографировать. Так и парни. Все их снимки – либо обрезанные руки, ноги или голова, либо заваленный горизонт (и кажется, что человек лезет не по крутому водопаду, а по полу :) А что касается меня, то ещё в альпинизме я научился делать фотки для чемпионатных отчётов, на которых кажется, что лезешь по нависанию. Ну, или как минимум по вертикали :) Хотя при съёмке снизу всё равно, как правило, получаются либо одни задницы, либо горизонтальные сосульки и оттяжки на поясе, либо положительный лёд. А фотки с верхней страховкой – не для крутых парней…
Не подкрученный снимок )))

Лезу я, значит, метров 10, хочу уж закрутиться, да стал, видать, снимать с развесочного карабина не верхний, а второй бур, роняя при этом первый на землю. Плохая примета, но мы в них не верим, и лезу я дальше. Питч не меньше, чем 4+. Страхуюсь дальше почаще, что с приближением к логичной полке начинает напрягать малым количеством оставшихся у меня буров и большим «лишних» – оставленных на земле. Два я на станцию берегу и тяну еще метров 12 на соплях. Когда за перегибом увидал станцию под карнизом на 2-х шлямбурах, на радостях вкрутил всё без остатка и довольный вылез на полку. Ровно 60 метров.

Макс, готовясь к рекорду на следующем ключевом питче, для разминки примчал на фифах ко мне очень быстро, в рюкзаке притащив мне ботинки переобуться. Заодно сообщил, что подошли не менее крутые типочки и собираются лезть за нами.

Я по-быстрому снял кошкоботы, отчаянно шевеля закоченевшими от сдавленности пальцами, и влез в ботинки. В борьбе за чистый стиль мы их прищелкнули вместе с фифами на скользящий карабин на вторую веревку и скинули Лёхе. По словам друга, подошедшие гималайские волки, увидав такую борьбу за чистоту стиля в виде приезжающих кошек, немного опешили и выложили на стол свой козырь – все пять буров, что у них были для водопада категории 5. Круты!

Лёха забежал 60 метров к нам ещё быстрее, так как не тратил время на выкручивание точек.

Ключевой участок выглядел очень круто – 2 столба в диаметре примерно по метру и ещё монолитная колонна 4*2. Всё это уходило вверх к карнизу метров на 15-18 и не касалось стены. Лёд — белый и трубчатый, сверху и внутри текла вода, что совсем не добавляло оптимизма.
Лёха добегает к станции - рекорд! Макс на секундомере )))

Макс, подойдя под столб и начав сбивать первые хлипкие сосульки, увидал подлазящее к нему снизу тело, и на чистом русском языке без акцента объяснил, мол, куда ты, чучело (…мать…мать…), лезешь под падающий лёд, не видишь, на рекорд иду! Я попытался сгладить ситуацию и спросил где же, хренов ты клаймер, твоя страховка, не увидав у него метров 20 ни одного бура. Бородач хлопнул себя рукой по каске, типа, спасибо, что напомнил, и закрутился. Мне полегчало.

Их стиль заставил нас задуматься о чистоте нашего, так как 5 буров, 4 оттяжки и реверса с карабином – это все, что у них было…

В это время Макс уже пролез метра 4, упираясь спиной во второй столб, и с сожалением, что не остался дома в тёплой постели, закрутил первый бур. Дальше стало тяжелее и опаснее, сожаления о доме — громче и матернее. Мы с Лёхой выдавали веревку без мастерского провиса, реагируя на каждый звук, так как не видели лезущего. На Лёхину попытку подсказать брату о необходимости очередного ледобура, я шепнул, что Максу и так сейчас хило, и он отдаёт себе полный отчёт и лучше всех понимает, что ему нужно, а что нет. В таких ситуациях лучше внимательнее страховать молча и не пи**еть под руку…

В это время Макс, понимая, что это и есть полный пии*, полез, особо не заморачиваясь на страховку, чтобы меньше устать. Третий бур был закручен уже на небольшом выполаживании, дальше стало попроще.
До обвала

Потом веревка перестала выбираться, и мы с Лёхой давай кричать Максу. Но я-то знаю, что орать из-под карниза — дело гиблое, поэтому дождались, пока начнёт выбираться одна из двух. Смекнув, что это моя страховка, я полез. Выкрутив пару буров из колонны, вися в 70 метрах над землёй на двух инструментах, я вдруг услышал хруст откалывающегося льда и затем страшный грохот. В этот момент мне показалось, что рухнет сейчас вся колонна вместе со мной!!! Краем глаза увидел, что падают два огромных столба, в которые Макс хотел изначально крутиться! Эти кубометры льда цепляются за веревку, идущую сверху к оставшемуся внизу Лёхе, и со страшной силой дёргают меня и верхнюю станцию. Глыбы на страшной скорости укатываются вниз метров на 300, я в страхе ору, что живой, и ускоряюсь вверх, попутно не переставая кричать: «Выбирай пожёстче!». Бить инструменты очкую, чтоб не отвалилось всё остальное, и втыкаю самые кончики клювов в дырочки от Максовых фиф.

Макс: Вылажу к станции – меня колбасит от ключа! Вас ни хрена не слышно! Начинаю выбирать. Только подуспокоился – как дернет станцию, и страшный грохот! Лёд аж до реки вниз покатился! Ну, думаю, приплыли Валик с Алёшей! Опять всего колбасит! А когда услышал вопли «выбирай жёстче» - попустило!
Всё, что слева от Макса - ушло

Лёха: Стою я себе, смотрю на столб. И тут он на моих глазах начинает отделяться от карниза и падать! Здоровый такой, кубов на 20-25. Думал, с Валиком пролетит! Грохот страшный! И тут меня как дёрнет, веревку, думал, перебьёт! Кричу вверх, слышу: живой! Только тогда попустило. А волки гималайские только: У-ля-ля! Благо второй из них только что успел к станции догрести…
Всё, что осталось

Подлажу я к станции и седею еще на пару волосин – 4 ржавых крюка, связанные гнилыми веревочками. Тут и вспоминаю, что накануне вечером проводил ликбез по блокировке станций и компенсирующим петлям только Лёхе… Шутки в стороны – плохие станции плохо заканчиваются.

Но мы же за лёгкий спортивный стиль, и инструменты у нас спортивные – без молотков. Вспоминая альпинистскую молодость, нахожу кусок гранита и добиваю крючья. Блокирую по уму длинными оттяжками, двумя инструментами подстраховываю всё это, засунув клювы в щели, как якоря. Только тогда меня попустило…

Дальше работаем по отработанной схеме – переобуваюсь, на муфтованый карабин кошкоботы и на скользящем сбрасываем их вниз. Благо, пол-сосульки уже отвалилось, и они ни за что не зацепились. Точно к станции приехали. На такое волки опять: У-ля-ля!

Пока напарник переобувался, один из них спустился к остаткам столба, потыкал в них молотки, поцокал языком и сказал, что бить инструменты в них очень-очень опасно! Но Лёха, владея фифной техникой, первые метров 10 лез под пристальным взглядом иностранцев, так же ставя кончики клювов в дырочки от фиф. Больше мы их не видели…

Будучи на эмоциях, мы еще минут 15 стояли на станции и рассказывали друг другу, как оно было! Максу досталось больше всего – вторая сосулька в жизни, и такая стрёмная!

Дальше ложилось метров 50, Лёха с Максом забежали, оставив меня воплощать в жизнь чистоту стиля в сапогах на 2 размера больше. Поднапрягся и воплотил. Теперь могу говорить, что фигли нам пятёрочный лёд – мы его и в сапогах можем лазать!

Следующий питч лидировал Лёха, периодически попадая нам по каскам льдом. Мы уворачивались, а я ещё пытался делать фотоснимки. Но получалась какая-то лежачка, что реально не соответствовало крутому льду, на котором рубился друг.
Лёха сыплет льдом

Дальше все без приключений и вот мы все на финишной станции. Как раз выглянуло солнце, мы довольны и счастливы… Только оказывается, парни в горах не дюльферяли… Экспресс-лекция по дюльферам. Макс всё схватывает на лету, недаром он матёрый кировский высотник.
Крутые дюльфера - подтягиваем Макса на станцию

Не выпив чаю, уезжаю вниз первым, так как по станциям пока не совсем понятно. 60 метров страховки хватает до полки на льду. Лёха в лёгком стиле в сапогах первые метров 20 едет на спусковухе на заднице, потом 20 – на боку, и оставшиеся – приловчился скользить на ногах!

Дальше уезжаю до уже знакомых ржавых крючьев, попутно закручивая буры, чтоб Макс подслез с нижней. Тут уже разгильдяйству бой, и не жалея ничего, снимаю с инструментов дайнемовские тонкие самостраховки и блокирую крючья, чтоб не висеть на гнилых петельках. Опять подстраховываю это всё двумя фифами в щель. Так как тянуть через карниз потом будет тяжело, решаем оставить карабин.

Приезжаю к станции, болтаясь метрах в 5 от стены, спускаюсь пониже и, достав молотки, подгребаю к шлямбурам. Потом Лёха в сапогах резво скачет по ледовому карнизу, и вот я уже затягиваю его под карниз к станции. Макс сделал всё четко и, позируя на видео, болтается в пустоте. Затягиваем и его.

Ничего не подозревая, уезжаю до земли, оставив товарищей около остатков того самого столба. И тут он начинает подозрительно трещать! Солнышко спряталось, подморозило. На измене Лёха вщелкивается и пулей спрыгивает 60 метров ко мне. Макс остаётся слушать всё усиливающийся треск ледовой колонны и немного нервничает. Через полминуты он уже у нас. Продергиваем веревку! Ура, спаслись!

Переобуваемся, собираем железки, не находим двух буров (так и не поняли, где их провтыкали), снимаем системы. Вспоминаем, что у нас есть непочатый термос чаю! Только какой-то он сильно светлый! Утром я, видать, подсознательно и исключительно для чистоты стиля положил сахар и не положил заварку! Но вкуснее чая я никогда не пил! Парни тоже!

Совершив такое крутое восхождение, решаем, что будет стыдно получить камнем в голову на отходе и идём в касках до самой машины. По пути приходим к выводу, что для поддержания крутости водопадов в этом году нам уже хватит!

Ах да, чуть не соврал! Вечером, прогуливаясь по магазинам в посёлке, мы всё-таки увидали наших старых знакомых волков, которые сидели в баре и, скорее всего, рассказывали своим друзьям, в каком крутом стиле русские ходят крутые водопады!