Матча. О том, как мы пошли.

Пишет EvgenySmirnov, 11.01.2012 12:53

03 августа2008.
Вчера до обеда отсыпались после двух бессонных ночей, коматозили, разбирали снаряжение и паковали продукты, сегодня едем наверх. Везут киргизы из местной военной части. Для придания нашей поездке солидности прикомандирован боец спецназа с полным боекомплектом, а так же рассказами о нравах таджикской части Воруха и периодически вспыхивающих конфликтах. Наслышаны.

УАЗик заправляем местным бензином из стеклянных банок, отчего он сразу начинает чихать и отказывается газовать. Удаление фильтра из бензопровода решает все проблемы — вот ведь чудо отечественного автопрома, буржуйский движок давно бы загнулся... Сегодня базарный день, по узким улочкам бредут ишаки с огромными мешками на спинах, бородатые аксакалы, женщины с тюками на головах. В общем, если б не машины, вокруг — настоящее средневековье. Да, мужчинам в шортах нельзя — хорам, однако. А с машинами проблема — разъехаться сложно, никаких правил нет, а потому все решается в личной беседе :). С одним из знакомых водителя договариваемся о вьюке до Тамынгена. Наконец выезжаем за пределы огромного тридцатитысячного Воруха и потихоньку взбираемся в гору: мотор кипит. Вокруг — поля пшеницы на крутых склонах, абрикосовые сады и огороды с картошкой. Выше Мазара расстаемся с вояками и в ожидании четвероногого транспорта обедаем.
Как выяснилось, наш караван состоит из ишака и коня, а так же двух погонщиков лет 14-15 совершенно не говорящих по-русски и судя по всему даже не подозревающих о цели путешествия. Что, кстати, и подтвердилось впоследствии... Ну да ладно. Оставляем в рюкзаках по 20 кг, остальное — во вьюк. Вверх идет хорошая дорога, грузовик здесь вполне проедет. Жарко. После одного из переходов останавливаемся у гостеприимной компании, приехавшей из Исфары на отдых. Замечательные люди — угощают дыней и чаем, приглашают остаться подольше, но нам нужно спешить.

К вечеру встаем на ночлег у коша, где наши погонщики переночуют. Здесь прямо перед нашим приходом зарезали барана, так что ужин со свежим мясом обеспечен. В предвкушении пиршества беседуем со старшим. В горах он недавно, раньше выпасом баранов не занимался, насколько я понял. Что его заставило изменить род занятий — не очень понятно. Ну как и все — работал в Москве. Ужинаем уже в темноте, что не очень хорошо в свете предстоящего раннего выхода.

04 августа 2008.

Отроги Туркестанского хребта с седловины перевала Джиптык. Первый лед этим летом.
Погонщики собираются медленно, выходим довольно поздно. Вчера за ужином выяснилось, что идти до Тамынгена (отсюда 1,5 — 2 дневных перехода) они не хотят, а рычагов воздействия у нас нет — деньги уплачены вперед дяде одного из погонщиков еще в Ворухе... Ладно, главное чтоб они подняли нас на перевал Джиптык (шутка ли — 4 тысячи на второй день пути — под сорокакилограммовыми рюкзаками это совсем непросто). После вчерашней баранины идется тяжело. На седловине прощаемся с погонщиками, перепаковываем рюкзаки и уходим вниз. В долине Джиптыка сразу заметен разительный контраст: здесь много арчи, а на той стороне почти все деревья вырубили — сказывается близость большого кишлака.На спуске встречаем мальчика с двумя ишаками, впрочем совершенно не говорящего по-русски и шарахающего от нас с испуганными глазами.

Внизу ледник с вполне очевидным названием: Красный.

Арчевник в ущелье Джиптык.

Пережидаем жару в тени и в пятом часу вечера уходим вниз по долине. Живописный арчевник быстро сменяется осыпями, стены ущелья сжимаются и становятся круче, тропа взбирается вверх по склону. Пристально осматриваем реку в поисках обозначенных на карте мостов, но тщетно — они гораздо ниже. Тропа местами проходит по живым осыпям над ревущей рекой — идя по такой осыпи постояно приходится забирать вверх по диагонали, чтобы не съехать в реку. Не очень понятно как здесь проводят стада, тем более что выше по ущелью паслось много коров. Основательно вымотавшись на пыльных склонах долины высматриваем место для ночлега, но тщетно — впереди только крутые увалы, а единственная доступная вода — та муть, что течет в Джиптыке. В конце-концов решив что на сегодня хватит, становимся на ночлег прямо на тропе. Вода — из реки. Впрочем она не настолько плоха, если дать немного отстояться чтобы осела муть. Но кипятить приходится — выше по течению есть несколько действующих кошей.