Норвегия. Снег, лед и эндорфин

Пишет Irina Morozova, 10.01.2012 10:59

© Mefjord & Senja. Фото: Вив Скотт UKC Articles

Остались позади новогодние поездки и приключения, пора подумать о том, где в очередной раз подзарядиться эндорфинчиком.
Можно конечно, в фитнес-центре на тренажерах покачаться, или поколбаситься с тяпками прямо в городе на щитах с искусственными зацепами. Но это ж совсем не то, что настоящий зимний лед, на котором тяпки поют, ледышки отскакивают, сосульки крошатся, добавляя адреналина для большего кайфа.

Итак. Норвегия. Февраль для ледолазания в Норвегии – бархатный сезон. Водопады как следуют промерзают, а световой день прибавляется. При этом Полярная ночь во всей красе – радует Полярным Сиянием.

Перед Новым годом я опубликовала серию из пяти публикаций о разных ледолазных местах в Северной Норвегии, с подробной логистикой и некоторыми описаниями маршрутов. Хотя надо сказать, что в северной Норвегии с описаниями не густо. Поэтому горы там удовлетворят тех, кто не любит накатанные, заезженные места, предпочитая девственные нетронутые или малотронутые районы.

Например, в августе этого года компания ГорТекс проводила на Квалойе GORE-TEX® Experience Tour (этот конкурс проводился второй раз), когда двум победителям была предоставлена возможность испытать себя в прохождении новых маршрутов,
полазить с известным шотландским альпинистом Дейвом Маклеодом (Dave MacLeod) и
при этом запечатлеть себя на видео.

Дейв известен своей книгой: 9 out of 10 climbers make the same mistakes.Он пролез Eco Wall(E11)и Anibus (VII), которые считаются одними из сложнейших летних и микстовых тредов в мире.
Т.е. это еще раз подтверждает, что северная Норвегия - для пионеров и первооткрывателей.

К тому же скоро, Норвежский альпклуб будет проводить традиционный фестиваль, на который они приглашают сильнейших ледолазов из разных стран – Норвегии, Шотландии, Италии, Франции, как раз для того, чтобы полазить первопроходы. Так что у желающих есть шанс поехать, классно затусить и вкусить норвежского девственного льда.
Подобный фестиваль Norsk Tindeklubb проводит ежегодно в разных местах. Проводятся они для того, чтобы проложить новые нитки маршрутов, протестировать новый район, понять будет ли он интересен для альпинистов и ледолазов. И из всей Норвегии для этого фестиваля выбираются именно серверные районы, а не центральные и южные, где уже все и так укатано и излазано туристами.

На такой же фестиваль, который проходил в Лаванге, мы попали в 2010 году. И нам тогда довелось оказаться среди тех на ком и тестируют район.

От отеля, где нас поселили, 15-20 минут на машине под любой из ледопадов долины Spandalen, или фьорда Salangen. В долине Spandalen, по ее обеим сторонам, расположено несколько ледопадов разного уровня крутизны и сложности – от 100-метровых до самого большого 300-метрового водопада Henrikkafossen Spandalen Sør.

Но главное в этом мероприятие – это возможность не просто полазать самим по окрестным ледопадам, но и пообщаться с европейскими альпинистами.
Все проходит очень демократично. Никакой торжественных мероприятий, никакой большой тусни. Все просто ходят лазать в свое удовольствие, а по вечерам обмениваются впечатлениями, показывают друг другу фотки, общаются, смотрят по телику то ли бейсбол, то ли футбол.
Утром за завтраком, глядя в окно на поднимающиеся над океаном испарения, образованные за счет сочетания теплого течения и морозного воздуха, бурно обсуждают кто куда сегодня полезет.

Вот что пишет один из шотландских ледолазов Вив Скотт, который так же в 2010-м был на фестивале в Лаванге (По материалам сайта UKclimbing.com)

Представьте себе страну, где лед покрывает долины с ноября по апрель, где ледяные стены и траверсы поднимаются из моря, и где за каждым поворотом вас ждут новые маршруты. Рай для ледолаза?

В конце февраля норвежский клуб альпинистов провел мероприятие в области Трумс в районе фьорда Лаванген (Lavangen fjord) и на острове Сенья (Senja), где собрались скалолазы со всего мира, чтобы раскрыть неиспользованный потенциал региона.
Сначала меня слегка терзали сомнения, когда я улетал из одной из лучших зим в Шотландии, но они исчезли, когда самолет приземлился в Тромсе и лучи заходящего солнца осветили горы и фьорды. В аэропроту я присоединился к группе единомышленников и меня быстро обнаружил Шур Несхейм (Sjur Nessheim), норвежская легенда альпинизма. Он и отвез меня в Лаванген.
По пути Шур рассказал, что в этом году исключительно хорошие условия для льда. Во время всего нашего пребывания в районе было более чем достаточно мест, чтобы все 40 участников могли развлечься на разные лады. При более, чем хороших условиях, я думаю, тут за всю жизнь все маршруты не перелазить...

ЛАЗАНИЕ:
Лазанье в Лавангене и на Сенье – это совершенное разные вещи, хотя по-норвежским меркам – эти районы рядом.

© Лаванген. Фото: Вив Скотт UKC Articles

ЛАВАНГЕН:
Зимний Лаванген – это территория льда. Долина Спансдален (Spansdalen), которая начинается от фьорда Лаванген и идет в глубь материка, однозначно оценивается местными, как достойный северо-норвежский ответ Рьюкану (Rjukan) (южная Норвегия). В южной части долины насчитывается не менее дюжины ледопадов от WI3 до WI6, протяженностью от 2-х до 5 питчей. При этом половина из них находится на расстоянии получаса от дороги. Король всех ледопадов – Хенрикфоссен (250м WI4/5), классика жанра.
Недолгая поездка на машине, и на озере Оверватнет (Øvervatnet) целая плеяда ледопадов, трех питчевый WI5+, однопитчевый WI3, несколько пробитых микстов и много всего другого любопытного.
В маловероятном случае, если вам удалось пройти все эти маршруты, то в районе найдется еще много других мест, так как ледопады там везде, куда ни глянь. Маршруты пока не описаны, но лед хорошо виден с дороги, так что – вперед, наслаждайтесь на здоровье!

© Долина Спансдален. Фото: Вив Скотт UKC Articles

СЕНЬЯ:
Затерянный на севро-западе Норвегии, второй по величине остров – поистине райское место для зимнего лазания. Остров постепенно, шаг за шагом, раскрывает свои сокровища и неожиданно вы оказываетесь окружены драматическими фьордами, захватывающими дух горными вершинами и огромными ледяными стенами. Горы вокруг Балсфьода (Ballsfjord), Ойфьорда (Øyfjord), Мефьорда (Mefjord) и Эршфьорда (Ersfjord) для меня оказались одними из самых впечатляющих.
Большая часть маршрутов на острове еще не пройдена, путеводителей нет, т.е. вы погружаетесь в неизведанное с самого начала. Выбирайте вершину, откройте сознание и – вперед!

Информация о Лаванген

Информация о Сенья

Когда:

Район расхоложен далеко за полярным кругом и поэтому в любое время с ноября по апрель условия подходящие. Но лучше всего с середины февраля, когда световой день увеличивается.
Обычно фестиваль проходит в последнюю неделю февраля и поэтому у вас есть хорошая возможность попасть на него, присоединившись к зимнему лагерю клуба Стремление, который будет проходить в том же районе в конце февраля – начале марта.

КАК:

Если вы крутые перцы, у вас есть визы, связи, контакты, то можно просто покидать шмотки в баул, закинуть туда же тяпки и вперед. Всю инфу вы найдете на сайте Норвежского альпклуба.

Если вы опять же крутые самостоятельные перцы, но до этого ни разу не были в Норвегии, то можно обратиться к Елене Хенриксен. Она поможет с визами и логистикой, а так же договорится с альпклубом о вашем участии в фестивале.
Контакты: +4792028824, yelena (c) redfox.no

А если у вас мало опыта, или вы попросту не хотите вообще сами заморачиваться ни с какими проблемами и логистикой, то можете присоединиться к бэккантри-лагерю краснодарского клуба Стремление.
Там уже все включено, эндорфин по полной программе: норвежское бэккантри, ледолазанье, собачьи упряжки, баня, девочки – все в полном комплекте.
За подробной информацией обращайтесь к Олегу Афанасьеву.