Гость РИСКа: Джек Овчинников... "На скалах я недолазил"

Пишет robinsya, 19.12.2011 11:43

Арко. Чемпионат мира-2011

Напоминаю, что журнал "РИСК онсайт" № 52 все еще можно найти в продаже. Также доступны ipad- и iphon-версии:)
А чтобы у вас был дополнительный стимул почитать журнал, если вы его еще не видели, опубликую интервью из нашей традиционной рубрики "Гость номера"!




Евгений Овчинников, Красноярск.
Для РИСКа:

Лазаю с 1983 г. Выигрывал четыре раза этап Кубка мира, дважды Rock Master.
Много раз бывал в призах на различных международных соревнованиях, в последний раз это было в 2005-м (2-е место на Rock Master).
Лучший on sight 8b, red point 8c. Из последних маршрутов запомнились Cannel Trophi, 8c и Ultima Suqreface, 8с – обе в Deverse (Ницца).
Жена – Ольга Бибик. Сын Семен, 9 лет, уже лезет 8а+ на скале. Дочь Саша, 20 лет, живет в Штатах, немного лазит, особенно когда приезжает в гости.
В свободное от лазанья время работаю, хотя в последние несколько лет – скорее наоборот. Счастлив, когда удается уехать из Красноярска куда-нибудь подальше на скалы, оставив дома все дела и нерешенные проблемы.
Спонсоры: AZTEC, Scarpa



Начну с философского вопроса: откуда ты черпаешь энергию, чтобы всю жизнь лазать? Скалолазание требует большой дисциплины и отдачи. Или это уже сила привычки?

Просто мне всегда нравилось лазить, и большинство моих планов и перспектив связаны со скалолазанием или зависят от него. Всегда знаю, что даже после самого затяжного перерыва, вызванного травмой или занятостью, вернусь и начну тренироваться. Ну а когда ты уже столько лет отдал любимому занятию, то бросить даже и мысли не возникает.

Можешь ли проанализировать, насколько вырос общий уровень скалолазания в мире за то время, что ты им занимаешься? Как считаешь, что ему способствовало в большей степени: появление качественных тренажеров, формирование школы, селекция спортсменов?

Уровень вырос очень. Современные лидеры начали лазить в совсем юном возрасте, имея перед глазами совсем иной предел, нежели предыдущее поколение, и гораздо более совершенную техническую и теоретическую базу для тренировок. Я бы сказал, что эти факторы в равной степени влияют на рост уровня. Однако мне кажется, что финальную трассу, например, десятилетней давности залезли бы далеко не все нынешние финалисты.


Надеюсь, не обидишься, если я назову тебя на фоне других «возрастным» спортсменом. Почему ты остаешься в соревновательном скалолазании? Что оно тебе дает в эмоциональном плане? И какие цели ты сейчас себе ставишь?

Соревнования для меня были и остаются тестом. Мне просто всегда было любопытно увидеть свой предел и попытаться его отодвинуть. Видимо, поэтому я все еще иногда выступаю. Не могу сказать, что выступать мне так же нравится, как 10-20 лет назад: процесс все-таки нервный. Кроме того, с реальным скалолазанием в одно и то же время он не совсем совместим. А я чувствую, что за столько лет занятий скалолазанием на скалах недолазил. Так что выступать на всех подряд соревнованиях мне уже не хочется. Если и соберусь где-то выступить, то только с перспективой остаться после и полазить на скалах.

Соревнования меня мотивируют к тренировкам и дисциплинируют. Все-таки со скалами у нас напряженка, и соревнования всегда более краткосрочная перспектива. Так что приходится чаще держать себя в черном теле. Не уверен, что смогу заставить себя тренироваться столь же регулярно, готовясь к какому-нибудь скальному выезду.
Целей в соревнованиях не ставлю, чтобы не разочаровываться. Просто в очередной раз тестирую себя и стараюсь получать удовольствие от процесса.

Как ты считаешь, в какой форме ты сейчас находишься?

Сейчас уже в никакой. После возвращения из Европы в конце августа сделал перерыв на пару недель. Потом сильно растянул плечо, лазая боулдеринг на скалах – у нас на Столбах (на фестивале). Так что не тренируюсь уже почти два месяца. Регулярно хожу на Столбы, немного лажу там, но в зале лазать пока не начинал.


Подведи итоги завершившегося летнего сезона: что запомнилось, чем гордишься, чем недоволен?

Доволен всем, особенно тем, что удалось неплохо полазить после чемпионата, не думая о подготовке к следующим соревнованиям, как обычно бывало раньше. Гордиться особо нечем, а вот удовлетворение получил огромное.

Как ты используешь перерывы в соревнованиях? Бывает, что усталость накапливается? Как ты с ней борешься? Хотя, наверное, это не самое подходящее слово...

Перерывы между соревнованиями у меня теперь длинные, так что я не тороплюсь. Иногда не тренируюсь неделями – работаю или болячки залечиваю. Но если соберусь выступать, то стараюсь готовиться серьезно. Усталость в последние несколько лет у меня накапливается от работы, и тренировки от такой усталости – лучшее средство.
С Евгением Зазулиным на просмотре трассы финала чемпионата мира, Арко

За время, что ты выступаешь на соревнованиях, наверное, должен был уже окончательно побороть предстартовый мандраж и укрепить нервы. Или все же волнуешься перед стартом? Как справляешься с мандражом? Как настраиваешься перед прохождением трассы?

От мандража избавился давно. Если вдруг чувствую, что перед стартом дыхание стало неровным или сердце бьется слишком часто, просто концентрируюсь на дыхании и отключаюсь от любых мыслей, в том числе и о трассе. Если что-то не заладилось на трассе и начинает «колбасить», тоже ищу возможность остановиться и успокоить дыхание.

Есть ли разница в настройке между тем, как готовишься лезть на соревнованиях и по трудной трассе на скалах?

Да, есть. На соревнованиях нужно быть еще спокойнее: второй попытки не будет, так что лишние эмоции ни к чему.


Какую роль в воспитании красноярских скалолазов играют Столбы? Что они дали тебе самому? Чему научили?

Многие поколения красноярских скалолазов выросли на Столбах. Столбы, несомненно, хорошая школа и отличный задел даже для современного скалолазания. Хотя лазанье здесь не столь силовое, но очень техничное. На Столбах очень хорошо учишься работать ногами, чего порой не умеют те, кто стартанул сразу с крутых нависаний. Для детей же начинать скалолазание именно с таких скал, мне кажется, – лучший вариант. Столбовское лазанье – это прежде всего не сила, а координация и ловкость, умение работать всем телом в процессе лазанья. Жаль, что нынешняя молодежь часто совсем не лазит на скалах, предпочитая боулдеринговый зал.
С дочерью

Сам я активно лазил на Столбах с 13 до 25 лет, потом все чаще сезон приходилось проводить где-то на выездах. Сейчас, когда выезжать стал реже, на Столбы стал ходить гораздо чаще. Но прежней столбовской формы, увы, уже нет.

Какой тактики тренировок ты придерживаешься? Занимаешься ли йогой или какими другими практиками для поддержания в порядке тела и духа?

Раньше тренировался круглый год без перерывов, сейчас стараюсь тренироваться по мере возможности, обычно выходит не больше 4-х раз в неделю, но когда на горизонте соревнования или выезд, начинаю лазить интенсивней. Йогой занимаюсь время от времени. Иногда весьма регулярно, но замечаю, что если слишком втягиваюсь в занятие йогой, то гораздо меньше лажу.

Йога для тебя, скорее, физическая или духовная практика?

Йогой занимаюсь несерьезно, ограничиваюсь гимнастикой. К духовной составляющей надеюсь перейти позднее.

Раз уж коснулись образа жизни... Расскажи о гастрономической составляющей своей жизни.

Стараюсь есть поменьше мяса и побольше растительной пищи, особенно когда дело идет к соревнованиям. Было время, не ел мяса пару лет совсем. И сейчас особой необходимости в нем не испытываю, но ем от случая к случаю. Стараюсь ограничивать себя в мучном и сладком. Пью только сухое красное вино, другой алкоголь употребляю крайне редко.
С женой Ольгой

На мой взгляд, это счастье, когда семья разделяет с тобой дело жизни. Это, уверена, поддерживает тебя в трудные минуты. Скалолазная семья – это трудно или легко?

Да, мне очень повезло, что Ольга разделяет мои интересы и никаких разногласий на почве любимого занятия не возникает. Скалолазная семья – это непросто, ведь приходится проводить вместе слишком много времени, а это тоже напрягает. Но зато ценности и приоритеты общие.

Вы с Ольгой как-то участвуете в тренировочном процессе друг друга?

Я в ее тренировочном процессе почти не участвую, а вот она мне здорово помогает: придумывает боулдеринг и трассы, часто берет на себя различные организационные вопросы. Но она на то и есть мой тренер!

Помогает ли поддержка жены пролезать трудные трассы?

Когда лезу, рассчитываю только на себя, на соревнованиях предпочел бы не слышать ничего вообще. Но Олин голос слышу и поддержку ее чувствую.



И вопрос о Столбах. Столбизм – часто лазанье без веревки. Я помню, как несколько лет назад на Риск.ру появилась новость о том, что Муравей пролез «Союз» соло. И какие возмущенные комментарии за этим последовали. Да и сейчас новости о крутых пройденных трассах соло нет-нет да и возбуждают нервные дискуссии. Твое отношение к соло-лазанью? Ты сам лазаешь соло? Какие категории? Что дает этот навык?

Сольное лазанье – это, несомненно, самое экстремальное направление в скалолазании.
Не скажу, что его стоит пропагандировать, но замалчивать интересные факты, осуждать или запрещать тоже глупо. Я думаю, что это всегда адекватное решение уверенного в своих силах человека. Проблема в том, что в сольном лазанье нельзя прогрессировать бесконечно, в какой-то момент следует остановиться.

Сам я много лазил без страховки лет до 25, пока регулярно ходил на Столбы. Могу сказать, что каждый шаг всегда делал наверняка и ни разу не переходил грань, за которой не чувствовал контроля. Опыт бесстраховочного лазанья для меня был полезен, но я рад, что вовремя остановился. В последнее время больше лажу боулдеринг и к серьезным ходам не подхожу.

Лет 20-30 назад на Столбах лазаньем без страховки никого нельзя было удивить. Все скалолазы лазили без страховки, кто-то лучше, кто-то хуже, но несчастных случаев среди спортсменов практически не было. То есть люди не ломились куда попало, надеясь непонятно на что, это всегда делалось наверняка. Тут важна специфика столбовского лазанья – это зачастую лазанье по катушкам, где основную роль играют ноги, если они стоят и есть ощущение контроля, то все в порядке. Категория маршрутов редко превышает 6а. Так что проблема чисто психологическая. Если человек с этой проблемой справляется, то лезет, а не справляется, то возвращается сам или ему бросают веревку.

Сейчас традиция бесстраховочного лазанья умирает. Редко кого увидишь на сложных ходах, и многие из них уже заросли лишайником. Реально сложные вещи, пожалуй, кроме Муравья уже никто и не лазит.


Интервью подготовила Елена Дмитренко

Фото из архива Евгения Овчинникова
Фото с чемпионата мира-2011 Елены Дмитренко

194


Комментарии:
12
Не побоясь быть ,, заминусованным,, на данном ,, ресурсе,, ))) - побольше бы таких интервью.... а то все ,,антарктида,, да ,,художественный музей,, ))
Женя крут!!!!

7
Я готовлю еще ряд интервью в данный момент:))
Ну вы на антарктиду тож не наезжайте - на мой взгляд, нельзя возвышать что-то за счет принижения других!
Но за "спасибо" спасибо. Женя крут, да!:)

2
Спасибо за интервью. Жекин опыт бесценен. Пусть делится. Тем более, что многое уже история скалолазания.

0
Женя, так держать!!!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru