Чудны дела твои, Новая Гвинея!
Часть 1: Карстенз. Путешествие на край географии.
Часть 2.
Про живность, охоту и еду
Из домашних животных мы видели куриц, кроликов и свиней, но ни разу никого из них не ели. Свиньи, как нам рассказали, очень дорогие — около $3000 за одну особу. Это дало мне повод думать, что свиней выгодно отправлять в Папуа даже бизнес-классом самолетами крупных авиакомпаний. Только непонятно, кто там за такие деньги тех свиней покупает… Но на самом деле матери иногда отдают свое молоко родившимся поросятам, а не детям. Чудны дела твои, Новая Гвинея!.. Мы еще когда к Угимбе подходили, из одного дома было слышно хрюканье. То есть свиньи иногда живут с людьми, в теплом доме.
Курицы в деревнях мелкие, и их не так чтобы много. А яиц мы и вовсе не видели. Кроликов видели пару раз. Почему они не убегают из не огражденной территории, мне не понятно. Может, догадываются что от метких охотников и острых стрел не убежать?
Сельское хозяйство самое примитивное. Вырубаются и сжигаются джунгли. Склоны никак не террасируются и не закрепляются. На полувертикальных огородах папуасы выращивают сахарный тростник, который потом дружно грызут, а что прожевать невозможно — сплевывают свиньям. Выращивают два вида корнеплодов, каждый из которых похожи на картофель. Их и едят в основном, в печеном и вареном виде. Выращивают фасоль и шпинат, пару-тройку местных трав по типу салата, кукурузу и арахис. Но все вразнобой и неорганизованно. От этого кажется, что все эти культуры растут в полудиком состоянии. Помогает лес. Я видел, как женщины собирают папоротники и потом их варят и жарят. Ну и международная китайская пищевая промышленность добралась уже сюда :) Аборигены массово стали есть вермишель быстрого приготовления. Они просто разрывают пачку зубами, выкидывают все пакетики с солью и вкусовыми добавками, а вермишель съедают на ходу.
Пока эта страна чистая. Там нет бутылок из под кока-колы и прочих побочных эффектов цивилизации. Но видно, что если вовремя не отрегулировать процесс, то лес будет завален пакетами из-под супов и прочим мусором, характерным для человека современного.
Охотников в деревне навалом. При нас мальчишки из рогатки подбили какую-то земляную крысу. Иной добычи нам увидеть не довелось. Говорят, здесь охотятся на дингисо — местное животное размером с коалу, которое живет на деревьях. Нам не встретились такие.
Я заметил, что местные постоянно натирают тело какими-то листьями. Думал, что от комаров, хотя никаких комаров вообще не было. Ну попросил листик. Это оказалась местная крапива! А натираются ею, чтобы согреться. Когда кожа начинает гореть, создается эффект тепла.
А однажды мы попали в местный дом, когда там готовили еду на всю деревню. В большом казане заварили белую массу, очень похожую на наш обойный клей. Потом нам объяснили, что порошок для этого «клейстера» делают из внутренностей кокосовой пальмы. Этот клей был «гарниром». Чтобы сделать его повкусней, женщины приготовили вареную зелень, совсем немного макарон из «быстрых» пакетиков и сварили бульон из курицы. Нас тоже всем этим угостили. Если бы не две недели в джунглях, то наверное, никто не смог бы даже ложку этого варева проглотить, а так ничего. Съели все!
FreePoint
Каждый день шел дождь. Ну и мы, так сказать, не отставали — тоже шли. И вышли к шахте FreePoint. Шахта расположена на высоте 4000 метров, леса тут нет. Папуасы забились под скалу и начали жечь какие-то покрышки от автомобильных колес и пластик. Такой угар подняли! Прибыла охрана. Привезла папуасам еду в виде местных ланчбоксов и желтые рабочие спецовки. Папуасы радостно нарядились в спецовки и стали похожи на рабочих. К тому времени мы уже остались в джунглях без местных гидов. С папуасами общались рисунками, на пальцах и угуканьем. Пересечь территорию золотого рудника явно не было возможности.
Часть группы устремилась в прорыв, достигла каких-то мастерских. В мастерских нашелся начальник смены, новозеланедец. Он разрешил переночевать на территории завода возле солярочного обогревателя. Среди тисков, гаечных ключей и верстаков — зато как же тепло! Папуасы расположились рядом под галлогеновыми лампами. Рабочие рудника прикармливали всех рисом. Спали на полу.
Утром приехал какой-то местный на раздолбанной машине секьюрити. Сказал, что он друг Максимуса, и в два заезда по 20 минут перевез нас на другой конец шахты к скалам Зебра Рокс. Карьер впечатлял, огромные карьерные самосвалы тоже. А мы петляли на машине между колес этих монстров.
На другом конце рудника с нами осталось всего три портера. Остальные как-то незаметно рассосались. Но вдалеке уже виднелась гора. И мы к вечеру в две ходки перебросили вещи в Базовый лагерь.
Гора
Пирамидой Карстенз точно не зря называют. Бывшие коралловые рифы, поднятые на высоту 5000 метров. У нас дождь, по верхам снег идет. Подъем сразу и прямо в небо.
Последняя часть маршрута — это траверс гребня по достаточно узкому скальному гребню. Один троллей (навесная переправа) на гребне, метров 20. Наверное, самое эффектное зрелище во всем восхождении.
В среднем ходят за 8-10 часов. Когда мы подошли, под горой сидела группа. Смешанная, но преобладали американцы. У них сбежали портеры, и они теперь боялись возвращаться по джунглям. Обговаривали возможность вернуться на вертолете с американской шахты. Перед тем как сбежать, несколько портеров долго орали в лагере, размахивая мачетами и ножами. Орали так, что мы начали подумывать, что и нам достанется. Но пронесло всех. Портеры просто исчезли. Вроде даже ничего не прихватили.
Всю ночь шел дождь. Мы собирались выйти в 2 ночи. Но вышли из-за дождя в 6 утра.
Вернулись с горы в 3 часа дня. Американцы стали выяснять, как мы будем уезжать или уходить. Мы попытались им объяснить про русский авось. Мол, попробуем прийти на шахту, пусть нас там арестуют и депортируют куда-нибудь в цивилизацию. Американцам идея понравилась. Один из них стал к нам в группу набиваться. А у нас у самих портеров нет. Думали уходить назад с утра, но тут вдруг, откуда ни возьмись, пришли наши портеры и Максимус, который в последнее время отсиживался где-то в Тимике.
В Тимике забастовка. Те, кто не имеет работы, пострелял тех, кто имеет работу. Шоб справедливо, да. Заодно постреляли и работников шахты, сожгли несколько автомобилей. Дорогой от шахты до Тимики и так пользоваться нельзя, поскольку она шахте принадлежит, а в связи с забастовкой тем более думать о ней не стоило. Это нам Максимус пытался объяснить. А часть нашей группы пыталась объяснить Максимусу, что их деньги могут решить все.
Приход наших портеров и Максимуса, который, во-первых, мог по-английски говорить, а во-вторых, имел над соплеменниками какую-то власть и худо-бедно ими управлял, очень нас оживил. В общем, в этот вечер ушли мы опять к границе шахты, долго сидели под дождем у вагончика охраны, пока нас в него не пустили. А когда согрелись, пришло понимание, что все закончилось благополучно, гора достигнута! Резко захотелось в цивилизацию. Деньги, что ли, карман давить начали :)
В общем, секьюрити шахты и Максимус попали под идеологический натиск двух участников нашей экспедиции. На улице ночь и дождь, в вагончике светло, тесновато, зато кипяток есть. Пару палаток мы поставили на улице, чтобы уменьшить нашу плотность в вагончике. К нам приехали три человека с оружием: кто-то из армии, из охраны шахты и полиции. Папуасам опять привезли еду. Мы возмутились, и еду привезли и нам. Закончилось все это в полночь тем, что мы оставили Максимуса продолжать спорить с двумя нашими, которые хотели вертолет, желательно прям щаз, а сами пошли спать.
Утро опять началось с разговоров про вертолет да выяснения, у кого котека длиннее…
Было похоже, что никто никуда не уедет. И я принял решение уходить через джунгли. Трое из группы с новой силой насели на Максимуса, который вроде сказал, что за деньги может договориться с вертолетом. В общем, 6 человек ушло своим ходом, а трое остались на шахте ждать вертолета. Как потом мы узнали, 6 дней ждали.
Как они сидели на шахте
Американцам в принципе наплевать на возню между колес катерпиллеров. И что наши решили, будто они кому-то нужны в Папуа, было большой ошибкой. Они звонили в посольства, требовали вертолет. Их друзья и жены обрывали телефоны разных организаций. К нашим троим еще 10 американцев присоединились — те самые, у которых портеры сбежали. Как водится, 99% проблем решаются сами собой, а 1% вообще не решается. Поэтому было бы лучше не будить лихо... В конце концов вертолет прислали. Примерно за $20 000. Даже обещали деньги за вертолет перечислить в фонд развития школ в Папуа (в это мне меньше всего верится). А пока суть да дело, наши на карьере уже от скуки даже помогали какие-то емкости для породы подготавливать.
Абсолютно случайно мы встретили наших и американцев в городе Джайапуре на шестой день после того, как расстались на шахте. Все были рады. Наши — что улетели с шахты и возвращаются домой. Мы — что встретили товарищей, и все разрешилось благополучно.
Как мы уходили
Поначалу настроение было не очень. Идти опять около 100 км. по горам и джунглям, по дождям и грязи. Подбадривало то, что шли уже в основном под спуск, ну и осознание, что все-таки теперь наш путь вроде как домой лежит. Максимус привез немного еды. Мы перекусили печеньем и яблоками, от которых успели уже отвыкнуть, и рванули. Из-за дождей увеличился уровень воды в реках, и каждая переправа была как заплыв. Один день мы не рассчитали и пришли к месту ночевки в глухой темноте, да еще и под проливным дождем. В деревне Гамагей дело было. Папуасы сначала нас пожалели и пригласили к себе в дом. Потом посмотрели на нас поближе (на наши честные, отрытые лица и все такое) и даже открыли местную церковь — просторное деревянное сооружение, на стенах которого на одной ровной линии расположены картинки святых. Это была, наверное, самая хорошая наша ночевка.
А дальше уже возвращение в цивилизацию. То есть когда мы пришли в Сугапу, нам эта деревня показалась цивилизацией, потому что там самолеты могут садиться. Но выяснилось, что в Тимику из-за забастовки улететь нельзя. Можно было лететь в Набире, а это другая сторона острова. Из Набире уже можно добраться в Джайапуру, а оттуда улететь в Джакарту. День мы отмывались в Сугапе, а потом вылетели в Набире.
В Набире нас встречал глава тамошнего парламента Мартин. Он же по совместительству брат Максимуса. Максимус, видимо, просил Мартина хорошо покормить нас. Мартин завел нас в один из местных кабаков. Только не объяснил, что там традиционно на стол ставят всё, что есть, но это ж не значит, что надо есть всё! Нужно есть то, что нравится, а остальное потом унесут и в счет не включат... Когда наш стол завалили всякими вкусностями, мы слегка удивились. Но справились, че уж там. Мы ли не крутые. Мартин покряхтел, но оплатил… Пару дней мы провели в Набире, потом перелетели в Джайапуру. А через полчаса после нашего прибытия в Джайапуру туда же с шахты вертолетом доставили троих наших товарищей.
Вместо морали
Все разлетелись по домам. Каждый со своим опытом и своими впечатлениями.
Пройдет с десяток лет, и там, в Папуа, установят новые правила, отстроят гостиницы, папуасов оденут в одежды и отмоют. И трудно будет окунуться с головой в тот мир. Дикий и добрый, справедливый и жесткий…
Максим Богатырев
Специально для ЭЦ Вертикаль
Пресс-служба ЭЦ Вертикаль, 14.12.2011
94
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Спасибо Макс!