«Можно ожидать сюрпризов от всего - и от горы, и от природы, и от себя!» Николай Тотмянин

Пишет press-RF, 12.12.2011 12:46

9 декабря стартовал новый беспрецедентный проект национальной команды России по альпинизму - «Зимнее восхождение на вершину К2 (8611 м)». Незадолго до начала этой уникальной экспедиции Николай Тотмянин, Заслуженный Мастер Спорта, обладатель Золотого Ледоруба, забежал в офис Red Fox для последней проверки экипировки команды.


Фото из экспедиции «Первопрохождение Западной стены вершины К2 8611 м»


RF: Каковы сроки экспедиции?

Н.Т.: Мы вылетаем 9 декабря. Вообще мы планируем быть в базовом лагере 1 января. На заезд времени с запасом. Во-первых, перед тем, как лететь на вертолете на 5200 м, нам необходимо приехать в Скарду и где-то акклиматизироваться. Во-вторых, в декабре очень неустойчивая погода, и мы можем столкнуться с ситуацией, когда вертолет не будет летать неделями. Или же будут только 2-3 возможности для заброски. Поэтому нужно так спланировать действия, чтобы первые участники, попавшие в базовый лагерь, могли сразу начать работать и имели все необходимое снаряжение. Также может возникнуть ситуация, когда будет хорошая погода, груз готов, а мы еще не акклиматизированы. В этом случае 2 высотных носильщика с грузом первыми полетят строить базовый лагерь. Мало того, что они должны быть акклиматизированы, так еще за 1-2 дня я их должен буду научить, как и где ставить палатки. Для этого у нас существует примерный план базового лагеря, в котором расписано где что должно располагаться относительно вертолетной площадки. Чтобы носить недалеко, чтобы шатер не сдувало при посадке вертолета. Ну, а дальше... Зима длинная, 29 дней в феврале! :) На один день у нас больше!


Фото из экспедиции «Первопрохождение Западной стены вершины К2 8611 м»

RF: Подготовка уже в финальной стадии?

Н.Т.: Да, прорабатываем все мелочи. Печка и керосиновый обогреватель есть. Связь обеспечивают спонсоры. Поварами будут люди, которые летом работают высотными носильщиками. Они будут экипированы специальным снаряжением: теплыми спальными мешками и пуховками. Обычного повара мы взять не можем потому, что для него это немыслимый холод. Берем с собой 6 новых керогазок. Сейчас носильщики по летним ценам заносят керосин и дрова. Поскольку мы не знаем, какой керосин они принесут, я здесь изготовил фильтры для очистки бензина и керосина от песка и воды. Генератор тоже продублирован. Как показала практика, даже летом один брать опасно, - он может выйти из строя. А, следовательно, не зарядишь ни аккумуляторы, ни радиостанции, ни телефоны. Также ведется работа с местным населением. Например, бензин для генератора мы будем покупать на определенной бензоколонке у конкретного человека. В случае непогоды и отмены заброски в какой-то день, нам нужно будет переночевать в гостинице. Но в Скарду только одна теплая гостиница на 18 мест. Поэтому мы заранее в прошлом году договорились с хозяином, чтобы за дополнительную сумму она была забронирована на это время только для нас. Так что пытаемся даже такие нюансы заранее предугадать. У Виктора Козлова с собой будет целый чемодан бумаг с подробной росписью всех вещей, необходимых для экспедиции. Спортсмены готовы. Весной-летом все, кто участвует в восхождении на К2, были в высоких горах. Специально для нас компания Red Fox изготовила высокотехнологичную экипировку. Зимой больше, чем летом важны теплоизоляционные качества одежды, палаток, спальных мешков, ковриков. Мы постарались это учесть, и компания Red Fox реализовала наши пожелания в экипировке. Термобелье+ полартековый комбез+ гортексовый или пуховый комбез - скафандр, одним словом; спальные мешки, которые можно комбинировать или состегивать парами, палатки с двойным внутренним слоем, специальные маски для защиты органов дыхания от холодного воздуха, - это и многое другое изготовлено специально для экспедиции.


Фото из экспедиции «Первопрохождение Западной стены вершины К2 8611 м»

RF: Когда по вашим прогнозам может состояться первый штурм вершины?

Н.Т.:
Я надеюсь, что произойдет какая-то природная аномалия и в базовом лагере в январе расцветут цветы:) Тогда мы сразу пойдем на штурм вершины. Времени от штурмового лагеря до вершины будет максимум сутки. Придется буквально бегом бежать. Одно радует, что зимой все равно, день или ночь. Но возможно, когда мы прилетим, 2 месяца будут стоять суровые морозы. Для нас это идеальная погода, - солнце, ни облачка, ни ветра, тишина внизу. Но это значит, что ночью космическая температура. И наше счастье, если погода, как летом, будет меняться очень резко. Тогда ветер развернется в другую сторону, воздух пойдет вверх к горе и станет теплее. Я прошлую зиму смотрел все сводки - ветра меньше 70 км/час не показывало. Но были периоды, когда как сейчас неделями держалась температура -15-25°С, на вершине всего -35°С. Это тоже не жарко. Но это нормальная летняя температура на Пике Победы. Мы знаем, с чем это есть. А если будет ветер и -50°С, ничего не спасет. Ведь у нас еще и бескислородное восхождение! Единственное, хорошо, что воздух сухой, и мороз лучше переносится. Надеемся, что не будет никаких влажных фронтов. Также возможно, что все трещины на маршруте будут забиты снегом, и нам удастся где-то вырыть пещеры. Если дует сильный ветер, палатка создает громкий, монотонный барабанный звук, который психологически давит на спортсменов. А если зарыться на пол палатки в пещеру, можно вполне комфортно отдохнуть. Кроме того, в пещере, пока она снежная и свод не обмерз, тепло. При горящей свечке 0°С, несмотря на то, что на улице может быть -20...-30°С.


Фото из экспедиции «Первопрохождение Западной стены вершины К2 8611 м»

RF: Как будет вестись съемка экспедиции?

Н.Т.:
Это одна из проблем. Она не альпинистская, но это проблема и для спортсменов. У нас запланировано 5 прямых эфиров и 5 записей на НТВ+. Как будет работать оборудование у операторов в таких суровых условиях, непонятно. Им же придется снимать и внутри палатки, и снаружи. Обычно берешь камеру, и на ней написано от -20 до +50°С. А необходима качественная съемка, особенно видео. Когда мы идем на гору, стараемся приложить максимум усилий, чтобы сохранить камеру в сухости и тепле. Держим ее или в пуховке, или спальном мешке, в самом крайнем случае в теплых вещах в рюкзаке. А в базовом лагере операторы будут сами отвечать за свое оборудование. Как им удастся сохранить технику в работоспособности? Это вопрос. И потом мы-то умеем снимать в здоровенных рукавицах, а операторы - не знаю :).


Фото из экспедиции «Первопрохождение Западной стены вершины К2 8611 м»

RF: Давит ли необходимость съемки на участников восхождения?

Н.Т.:
С точки зрения рядового участника, я не беспокоюсь, получится ли съемка или нет. Но я могу себя поставить на место Виктора Козлова, - для него это не менее важная задача, чем обеспечить нас. Конечно, он приложит все усилия, чтобы организовать съемку лучшим образом. Ведь мы уйдем работать на гору, а он будет только сидеть в базовом лагере и нервничать. Здесь же для него забота, - помочь операторам. Чтобы камеры писали, аккумуляторы не садились, чтобы сами люди не мерзли. Мы-то выживем, я не сомневаюсь. И доктор у нас опытный альпинист. Да и сам Виктор Козлов в экспедициях много времени провел.


Фото из экспедиции «Первопрохождение Западной стены вершины К2 8611 м»

RF: На случай непредвиденной ситуации, например болезни кого-то из спортсменов, на чью помощь вы можете рассчитывать?

Н.Т.:
Зимой, кроме нас, на горе никого не будет. Поэтому единственное, что мы можем сделать, - это за 2 дня спуститься к пограничникам, которые в свою очередь могут кому-то позвонить. И все! Реальная помощь может прийти только, если в хорошую погоду прилетит вертолет. Поэтому надо рассчитывать, что если кто-то заболеет, придется очень долго находиться в базовом лагере. Вообще зимой по всей России гуляет грипп. И если кто-то из альпинистов заболеет перед экспедицией, то лучше ему и не ехать. Это проблема, которая может кого-то подкосить в самый последний момент. Конечно, мы заранее акклиматизируемся. И вообще я думаю, что когда пойдем на серьезную акклиматизацию, надо будет спортсменов замучить так, чтобы если кто-то болен, это сразу проявилось. Чтобы доктор заранее начал предпринимать какие-то меры, вплоть до того, чтобы отправить спортсмена домой. Это будет дешевле, чем потом вызывать спасательный вертолет. Ведь очень трудно понять вначале, болезнь это или нет. Может быть, сейчас пойдет обострение или это проявление горняшки, и через 1-2 дня человек выздоровеет. Тут будет задача тренерского совета решить, кого в бой, а кого нет. У нас даже перед высотными носильщиками, которые будут работать в базовом лагере, поставлено условие предварительной акклиматизации. Так что на гору залезть - это одна задача, а суметь там выжить, - совсем другая. Есть ли жизнь на вершине К2 зимой мы проверим, а в базовом лагере мы просто обязаны выживать! Даже летом восстанавливаться в базовом лагере тяжело, а зимой практически нереально. Поэтому главное не тратить силы дальше. А для этого надо сделать базовый лагерь максимально комфортным.


Фото из экспедиции «Первопрохождение Западной стены вершины К2 8611 м»

RF: Когда вы планируете спуск?

Н.Т.:
Спуск мы планируем где-то в начале марта. Но это следующая огромная проблема. Вот залезли мы на гору, - сил никаких, идти не хочется, вертолет не летает и неделю летать не будет. Но сидеть там нас точно не заставишь, пойдем вниз. Для этого мы берем с собой снегоступы, на которых сможем дойти до пограничной тропы. А пока мы идем, местные ребята, чтобы просто так в базовом лагере не сидеть, будут ходить по 4 часа туда и обратно до Конкордии, - топтать тропу и вешки поправлять, чтобы в случае чего мы могли унести ноги своими силами.


Фото из экспедиции «Первопрохождение Западной стены вершины К2 8611 м»

RF: Может ли так произойти, что на К2 параллельно с вами окажется еще одна экспедиция?

Н.Т.:
Вообще пакистанское посольство заинтересовано в успехе нашей экспедиции. Эксклюзив, можно сказать. Поэтому они нам всячески помогают с получением виз. Что же касается других экспедиций...Пока тишина. Формально запретить нельзя. Поэтому Виктор Козлов обратился в пакистанский альпинистский клуб с просьбой, чтобы никого кроме нас не было именно на этом маршруте. Конечно, они не могут уверенно сказать «да», есть правила. Но могут выдать разрешение, а визу нет. Или же дать разрешение, когда наша экспедиция уже спустится. Однако может возникнуть другая проблема. Если кто-то пойдет на К2 зимой даже по другому маршруту, они будут пользоваться тем же самым вертолетом, что и мы. Поэтому мы обратились в Минобороны Пакистана с просьбой, чтобы сначала забросили нас, а потом уже всех остальных. Виктор Козлов старается претворить в жизнь все возможные варианты обеспечения экспедиции. В России нереально встретиться с командиром вертолетной части, которая будет осуществлять заброску. А тут командир экипажа, который полетит с нами, нашел время и рассказал, когда и где нам нужно быть, объяснил всю ситуацию с зимой, кто может летать, сколько груза можно брать. Поэтому вся наша заброска рассчитана на эти жесткие условия.


Фото из экспедиции «Первопрохождение Западной стены вершины К2 8611 м»

RF: Ваши напутственные слова перед началом экспедиции.

Н.Т.:
Не стоит настраивать себя на то, что это будет что-то невыносимое. Гора нормальная, маршрут красивый. Летом там страшно лезть, а зимой безопасно. Тем более сам маршрут короче. Ну, и еще важно не смотреть на градусник. С одной стороны, любопытно, сколько там градусов. Никто ж не мерил. А с другой стороны, как увидишь -50°С, внутри сразу все обломится. Психологической эффект даст о себе знать. В базовом лагере, конечно, будет градусник, показывающий минимум. Попробуем его оставить в 3-ем лагере, и в конце экспедиции посмотрим. Но главное, проходя мимо этого градусника на маршруте, не смотреть на него. Если будем знать реальную температуру, это может вообще остановить восхождение. Будет трудно через себя перешагнуть. Так что можно ожидать сюрпризов от всего - и от горы, и от природы, и от себя! Если бы меня спросили «Что бы ты сделал, чтобы побывать на вершине К2?», я бы ответил «Стал птицей». Они летают на огромной высоте. Человек - существо более допотопное. А все из-за того, что у птиц температура тела 43°С, а у нас 37°С, - разница то всего 5°С. Но у нас теперь тоже есть пух, только летать не умеем:)!

RF: Спасибо, Николай, за приятную беседу. Надеемся и верим в вас!


Red Fox - экипировочный спонсор экспедиции

Некоторые модели экипировки национальной команды России для экспедиции "Зимнее восхождение на вершину К2 (8611 м)":


Куртка пуховая Baltoro XX

Куртка пуховая Extra Light

Комбинезон пуховый Pumori

Куртка пуховая Ultra Light II

Брюки пуховые Ultra Light

Комбинезон из материала GORE-TEX® - модель разработана специально для экспедиции

Куртка X3 GTX и брюки-самосбросы X3 GTX

Куртка с капюшоном из материала Polartec® Windbloc® (на базе модели Summit WP) - модель разработана специально для экспедиции

Куртка Peak M

Куртка из материала Soft Shell - модель разработана специально для экспедиции

Брюки Stretcher M II

Комбинезон из материала Polartec® Wind Pro® - модель разработана специально для экспедиции

Шапки из материала Polartec® Windb Pro® и WINDSTOPPER® (на базе модели Fiord) - модель разработана специально для экспедиции

Рюкзаки Altitude 85 и Altitude 60

Баул TEZA 100 CLASSIC

166


Комментарии:
12
Верю в Виноградского:умереть от гипоксии не даст никому!
А участники,помните:зимой К2 по малости кислорода метров на 500 выше Эвереста!
Бегите!Промедление смерти подобно! И не задерживайтесь для отдыха наверху.
Непальцы на Эверест идут за 8-мь часов.
Никаких ночёвок в верхних палатках !
Успеха!

7
Непальцы на Эверест идут за 8-мь часов.
по готовым перилам.

А расскажите, пожалуйста, Валентин, как рассчитывается условная высота зимой?

7
Спасибо!!!

5
Коля, мужики! Всё понимаю, ваш выбор, ваше решение! Держу за вас кулаки!

3
Погоды! Чтобы гора пустила и отпустила!!!

2
Леночка,(позвольте так к Вам обращаться с высоты моего возраста),правильнее было сказать "выше майского Эвереста",когда на 8300м у меня на кроссоках таял снег(правда,под лучами солнца).
А расчет? Взять учебник физики и вспомнить,чему учили в ВУЗе.Мне это трудно написать:я тычу одним пальцем.
Сущность:атмосфера от холода сжимается,и на той же геометрической высоте атмосферное давление снижается,
падает и парциальное давление кислорода.
Формулу сейчас не напишу,время познее,да и верю:молодая,сама разберешься.
С уважением В.М,

1
Вот что можно сказать про температуру-

Величина изменения температуры, рассчитанная на 100 м по вертикали, называется вертикальным градиент том температуры. Величина, равная 0,6 °С на 100 м, наблюдается наиболее часто и определена как средняя из множества измерений. В действительности вертикальный градиент температуры в умеренных широтах земного шара изменчив и зависит от времени года и суток, характера атмосферных процессов, а в нижних слоях тропосферы — главным образом от температуры подстилающей поверхности.

В теплое время года, когда близкий к поверхности земли слой воздуха достаточно нагрет, характерно понижение температуры с высотой, причем величина падения превышает даже 1 °С на каждые 100 м подъема. Зимой, при сильном охлаждении поверхности земли и приземного слоя воздуха, температура часто не понижается, а растет с высотой, т. е. возникает инверсия температуры. Подобные слои воздуха имеются в любое время года и на различных высотах. Слои инверсии и изотермии (температура с подъемом не меняется) играют важную роль в возникновении вертикальных движений воздуха и облакообразовании.

Как там на самом деле, приедут расскажут.
Удачи и везения!!!

0
Про изменение высоты здесь-
Называется это барическая ступень.

Чтобы не копировать можно прочитать здесь.
Доступно объяснено.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%8C

-6
Показать комментарий

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru