Кавказ где нам рады.

Пишет khit, 26.10.2011 14:08

С 28 июля по 10 августа Федерация воздушных и экстремальных видов спорта Азербайджана совместно с Федерация альпинизма и скалолазания Днепропетровской области , провела учебно-тренировочный сбор в горах Азербайджана. По итогам сбора было совершено 15 восхождений от 1Б до 4А категории сложности…
Если начинать с самого начала, то украинская часть сбора, выехавши поездом из Харькова «всего лишь» через 57 часов была в Баку. Июль месяц. Плацкартный вагон. В общем, холодно не было, да и скучно, скажем тоже. Больше всего мне запомнились дагестанские милиционеры, которые сказали, что Эверест знают и К2 знают, но по 50 рублей мы им на обед должны собрать. К сожалению, они были далеко не единственные, кому нужны были наши рубли, «за просто так». Основной вывод от дороги – «Летайте самолетами Аэрофлота». В Баку поезд прибыл ночью, но мы сразу поняли, что приехали к друзьям. Нас встретили, помогли перегрузить багаж в микроавтобус и уже через полчаса мы были в помещении Федерации воздушных и экстремальных видов спорта.

Общее фото сборов. Хочется поблагодарить людей, усилиями которых, это мероприятие состоялось.
Во-первых, конечно, большое спасибо главе Министерства Экологии и природных ресурсов Азербайджана, господину Гусейнгулу Багирову, который является президентом Федерации воздушных и экстремальных видов спорта. Замечательно, что человек такого уровня, заинтересован в развитии альпинизма в своей стране. И очень хорошо, что возглавляемая им федерация, уделяет большое внимание подготовке молодых, начинающих альпинистов, именно в родных горах.
Во-вторых, очень серьезно помог Сарван Расулов - Вице-президент Федерации воздушных и экстремальных видов спорта. Благодаря ему, еще находясь в Днепропетровске, мы получили все необходимые разрешительные документы, а находясь в Баку были обеспечены транспортом во время всех поездок.
Ну и в-третьих, сама идея сборов принадлежит Евгении Наджафовой, которая еще зимой, написала мне письмо с вопросом, можем ли мы взять их отделение на наш сбор на Кавказе. Через некоторое время, в связи с событиями в Приэльбрусье, этот вопрос, очень логично трансформировался - а не хотим ли мы, провести наш сбор в горах Азербайджана. И когда я понял, что у меня совершенно не лежит душа, к поездке на любимый, но сильно поменявшийся Кавказ, вопрос был решен.
Мы готовимся к выезду в горы. Извечная мечта о большом рюкзаке, в который все бы помещалось, и что бы он еще и тебя возил, в общем-то, на самом деле, довольно просто реализуется. А Анатолий Скряга имеет большой опыт по упаковке таких «рюкзаков».
По дороге мы этот «рюкзак», сменили на «рюкзак» еще большего объема и лучшей проходимости.
Дорога становилась все хуже и хуже. Это фото было мной сделано, когда на одной из кочек меня подбросило особенно высоко.
Но никакие плохие дороги не в состоянии нарушить режим сна настоящего Инструктора альпинизма.
Понемногу начали появляться скалы. Впереди очередной перевал, на который одному из наших микроавтобусов так и не суждено было выехать.
Но несмотря ни на что, через некоторое время, появился небольшой базовый лагерь, возле метеостанции на плато Шахяйлаг.
На следующий день был выход на Тфанские ночевки. В самом начале выхода выяснилось, что в этих горах кроме классических опасностей есть еще и специфические – собаки пастухов.
В общем, бег с рюкзаком в гору, с таким стимулом получался легко и свободно.
Это отделение наших разрядниц, они, как и положено опытным альпинистам, вышли чуть позже, когда пастухи уже построили своих собак и те перестали обращать внимание на проходящий с рюкзаками народ. По центру стены Шахдага на заднем плане, виден кулуар, по которому нам еще предстояло четыре раза пройти. Два раза вверх и два раза вниз. Представляете, перевал ВЦСПС по живой осыпи внутри кулуара.
Наш лагерь под Тфаном. Самое интересное, что все вокруг, включая осыпные склоны – это ледник, а осыпь его только покрывает. Причем, насколько я понял, это как пирог из слоев льда и осыпи. Из этого лагеря, отработав занятия, мы вышли на восхождения
Тфан. Первая вершина. Для многих ребят она была далеко не первой т.к. без преувеличения можно сказать, что это их горы и естественно они уже в этих горах ходили. Наверно могли бы так же ходить и дальше. Но, хочется верить, что благодаря нам, дальше они будут это делать более безопасно.
С собой в Азербайджан мы взяли самое лучшее (после сала конечно) и едва ли не единственное, что пока осталось на Украине (если сало, конечно, не считать) – это наших девушек. С ними работал Владимир Николаевич Тимофеев, как самый "длиннорукий" и морально устойчивый из нас. И, конечно же, они с великой радостью взялись за проведение посвящения в альпинисты, которое было запланировано после спуска с Тфана. Девушки без особого напряжения и грима, превратились в этаких «чертовок» и под руководством,... ну что вы, просто очень уважаемого инструктора, провели замечательный праздник.
Посвящение было, как положено, с полосой препятствий, крапивой для особенно непослушных, специальным компотом и клятвой альпинизму.
Конечно был король, впрочем, скорее шах, принявший клятву. Ну мы ее все помним: «если работа мешает альпинизму…». А я подумал, что если работа мешает альпинизму, то может пора на пенсию.
Шампанское для нового отряда азербайджанских альпинистов, наши девушки совершенно не жалели.
А вы знаете, что настоящий альпинист, легко должен попасть монеткой, лежащей на лбу, в бутылку вставленную в штаны. Мастер класс от дважды мастера спорта, двукратного чемпиона СССР, в общем, полного гуру альпинизма – В.Н.Тимофеева.
Будущий Золотой ледоруб, как и свадьба, сначала немного деревянный, но с очень острыми специями…
И только настоящий альпинист и мужчина смог съесть все специи, дабы следующие за ним девушки не страдали. Кавказ однако. Впрочем, мы ледоруб еще раз намазали.
Вот он, новый отряд альпинистов Азербайджана. И пусть часть из них, пока еще даже ледорубы держат неправильно, я верю, что впереди у них много прекрасных восхождений. А уж свои горы они превратят в прекрасный парк, где будет, не только, много хорошо оборудованных сложных маршрутов, но и безопасные Виа ферраты, по которым тысячи их соотечественников, не альпинистов, смогут подняться на вершины и насладится той красотой, которая сейчас им не доступна. По крайней мере, у ребят для этого есть главное – время.
После посвящения, крутые разрядницы от значкисток уже отличались с трудом. Похоже, что в Азербайджане как и на Украине, девушки тоже одно из главных национальных богатств (если конечно нефть не считать).
После Тфана, у нас был большой выход под Шахдаг. Конечно, здесь все было намного радостнее. Зеленая травка, чистейшие ручьи и почти крымские известняки. Ходили мы, правда, в основном по кулуару, но зато высмотрели много линий для будущих подвигов.
Это фото лично мне понравился, едва ли, не больше всего. Снимок сделан на вершине Шахдага. Представляете, какое поле для фантазий: на вершине горы, у ног восточной красавицы и не под украинским флагом. Внукам буду показывать, если конечно, дети когда-нибудь делом займутся.
Может быть я несколько старомоден, но нам в свое время, вполне хватало одной участницы, что бы полюбоваться с ней красивыми пейзажами. И как рассказывали нам молодым, очень старые инструктора, за керосином, в соседний лагерь, все двое суток, они тоже ходили только с одной девушкой. А тут сразу две, мне кажется, что тут даже и фамилией не оправдаешься. Ах да, на снимке А.В. Скряга – инструктор, мастер спорта, чемпион, призер и т.д. и т.п. Но о друзьях, зараза, практически не думает…
Кстати о пейзажах. Для того что бы их действительно понять, их нужно видеть конечно не на фото. Один из людей, которые очень любят эти горы, Александр Наджафов сказал, что они добрые. Я, в общем, типичный физик и привык все измерять метрами, градусами и прочими, очень материальными величинами, но в данном случае не мог с ним не согласиться. Сначала было даже непонятно, почему складывается такое впечатление. Ведь горы довольно разрушенные, требующие предельно осторожного лазания, с большими проблемами при организации надежных точек страховки, но… добрые. А потом мне пришла мысль, которую как-то достаточно сложно сформулировать, но в общем, если все вокруг нам искренне рады, помогают всем, чем могут, то почему горы должны быть исключением …
Когда мы с Толиком, после восхождений, решили на денек остаться одни на ночевках, ну что бы сало тихонько покушать, то выяснилось, что мы полные пацифисты и никаких ножей у нас с собой нет. Но если в свое время, наше поколение, вместо скайхука, догадалось использовало ножки от примусов, то для того чтобы приспособить якорный крюк, в качестве консервного ножа нам вообще напрягаться не пришлось.
И если уж делиться главными техническими секретами, то сало он режет тоже прекрасно. Хотя сало, конечно, лучше просто откусывать, в хорошо защищенном, желательно темном месте, а не делить на куски.
За время пребывания под Шахдагом мы так ассимилировали, что уже даже у местных, очень серьезных собак, не вызывали никаких сомнений в благонадежности. Всего за несколько кусочков сала, они смотрели на нас очень преданными глазами. Впрочем, в этом, мы их очень хорошо понимали…
Вот так мы немного и пожили в этом красивейшем месте - я, Толик и вольнонаемная кавказская овчарка.
Но все хорошее когда-нибудь кончается. И опять мы в машине, собаки отрабатывают свой нелегкий хлеб. А нас ждет Баку!
В Баку, в новом помещении Федерации воздушных и экстремальных видов спорта Азербайджана, мы вручили всем ребятам, их альпинистские документы, с оценками, характеристиками и рекомендациями к дальнейшим занятиям нашим прекрасным видом спорта. Спорта, где на друга всегда можно положиться, где нет никаких интриг и наветов, и где никто зря не обвинит в предварительном сговоре. И прошу не улыбаться, умудренных бойцов всяческих бумажных баталий, ведь только от нас и нашей веры зависит то, какими будут следующие поколения альпинистов.
Кроме этого была прекрасная экскурсия по вечернему Баку, за которую мы благодарны Евгении и Александру Наджафовым. Очень интересный подъем на Девичью башню и прогулка по старому городу , которую провел для нас Анар Намалиев. Это тема для отдельного большого рассказа, но поверьте, Баку сейчас стал красивейшим городом. И конечно купание в Каспийском море, ну не могли мы не отметиться перед отъездом домой...

Оптимистично. Спасибо, Владимир!
Первая фота - просто шедевр. Цвета восхитительные.
А вот банку крюком.... лучше об камушек потереть...я довольно поздно узнала такой способ, а то раньше тоже чем попало открывала. об камушек - довольно быстро.

Известняк, довольно мягкая порода. Не получалось, а заточенным крюком, даже без молотка легко открывали.

а можно поподробнее о способе с камушком?

Берёшь банку и елозишь по плоскому камню, и чем он зернистей, тем лучше. Рёбра банки стачиваются, и крышка просто отваливается.

спасибо

Ух-ты, оказывается в Азерабайджане есть горы!
Володя, спасибо за прекрасный рассказ.
А 5ки в этом районе есть?

В новом классификаторе есть одна 5-А на Шахдаг(В).

Да, и горы есть "и моря есть, и реки есть, и порядочные люди есть, Господин Уэф..."
Гедеван Александрович
Спасибо, Володя за теплые слова, всегда рады видеть вас всех.

"собаки отрабатывают свой нелегкий хлеб"(с)

Ух ты!!! Везет же мужикам

Классно написано.
Только это не кавказские овчарки, а алабаи - они опаснее,
т.к. умнее и хитрее кавказов.

Владимир, поздравляю вас с успешно проведенным мероприятием, но, к сожалению, подобной радостью от общения с горами, где вам «рады всегда» похвастаться не можем. Бюрократические препоны, на которые натолкнулись мы при желании посетить эти удивительные и знакомые с юности горы, оставили крайне негативный осадок. Два раза мы подавали через Федерацию альпинизма Азербайджана просьбу о разрешении посетить Шахдагский национальный парк в Министерство экологии и природных ресурсов. Первый раз наша заявка вообще не была рассмотрена к моменту планируемого нами мероприятия и пришлось отложить поездку на более поздний срок. Вторая попытка получить разрешение так же не увенчалась успехом, хотя все документы были оформлены в соответствии с требованиями. В последний момент, когда мы уже собирали рюкзаки в Баку, нас известили о необходимости привлечения в наше мероприятие за определенную плату аккредитованных гидов из числа членов Федерации воздушных и экстремальных видов спорта. Мы согласились и на это условие, несмотря на то, что в состав группы входили спортсмены, знающие этот район как свои пять пальцев, имеющие в этом районе кучу первопроходов и любому гиду могущие устроить там экскурсию. Узнав о нашем согласии оплатить и сопровождать гида, ответственный сотрудник Федерации воздушных и экстремальных видов спорта в разговоре с президентом Федерации альпинизма Азербайджана сослался на большую занятость гидов и невозможность их участия в нашем мероприятии. Дальше больше… В приватном разговоре, один из гидов (по понятным причинам не будем называть его имя) сказал, что он совершенно не занят и с удовольствием бы составил нам компанию, но если он пойдет на этот шаг, его ждут большие неприятности в его федерации. Более того, обсуждая сложившуюся ситуацию с известным азербайджанским путешественником, фотографом и популяризатором туризма в Азербайджане, Александром Наджафовым и его не менее известной супругой Евгенией (по приглашению которой вы решили посетить Азербайджан), я с удивлением узнал, что им так же отказывают в посещении Национального Парка. В последствие (недели через две после нашего отъезда) оказалось, что это не совсем так или совсем не так. Поскольку, и Александр и Евгения принимали активное участие в вашем проекте. Понятно, что противостояние обеих федераций дошло до уровня использования административных ресурсов. Но заложниками этой ситуации становятся спортсмены, туристы, альпинисты не только в самом Азербайджане, но и за его пределами. Стыдно сказать, но планируемые крупные сборы Федерация альпинизма Азербайджана вынуждена была проводить в соседнем государстве и в совсем другом «кастрированном» масштабе. Какую пользу принесет это противостояние в популяризации уникального Шахдагского парка и освоении его иностранными альпинистами или туристами? Думаю, ответ очевиден.
Надежда, что все войдет в правовое, а не «подковерное» русло призрачна, и все же хотелось, что бы она умерла позже, чем нам надоест на это смотреть.