Каравшинские каникулы. Часть 1

Пишет yamaga, 28.09.2011 02:47

Материал опубликован в журнале "РИСК онсайт" № 51.

Автор статьи Наталья Прилепская, фотографии Марины Нечаевой

НАЧАЛО

«Каравшин — уникальный альпинистский район. На его территории находится около 50 маршрутов, более половины из которых 6-ой категории трудности. Сам район находится на территории Киргизии. С момента открытия района альпинистами он простоял нетронутым 50 лет по причине своей сложности. Вот вкратце то, что мы знали о Каравшине до начала нашего путешествия.

Конечно, мы постарались получить более подробную информацию от наших друзей и знакомых, уже бывавших в этом замечательном районе (за что им отдельное большое спасибо!). А Каравшин тем временем продолжал будоражить наше воображение своими скальными отвесными стенами и фантастическими бастионами, напоминающими знаменитые американские каньоны. Но, как говорится, лучше один раз увидеть... Так оказалось и в этот раз.

С чего все началось? Впервые идея поехать в Каравшин появилась еще в 2010 году, но тогда в Киргизии были беспорядки, и поездка не состоялась. И вот теперь ничто не мешало отправиться в этот район.

КОМАНДА
Вначале наша компания состояла только из двух человек: Наташи Прилепской (Злоказовой)

и Марины Нечаевой.

За несколько недель до отъезда наша команда пополнилась еще одной симпатичной участницей — Катей Коровиной.

А почти перед самым вылетом наша тройка превратилась в четверку. В состав нашей команды вошел Мистер ЗЮ.

Да, не удивляйтесь! Куда мы без мужской поддержки?!

СБОРЫ
«Сборы» - это одновременно и сладкое, и пугающее слово для любого, кто когда-нибудь готовился к серьезному путешествию. Наши сборы начались за несколько месяцев до старта. И как начались, так и не заканчивались до
самого трапа самолета. Такой продолжительной беготни, связанной с подбором снаряжения, я не припомню :). Измученные подготовкой к отъезду и работой, которая ужасно мешала собираться, мы наконец оказались в
аэроэкспрессе.

ДОРОГА
Еще в Москве мы решили, что будем добираться, делить аптеку, раскладку и, вообще, базовую жизнь с зеленоградским сборами. Что и было сделано. Прилетели в город с красивым названием Худжант, оттуда поехали в Исфару, где закупились на местном рынке.

Дальше отправились к таджикско-киргизской границе. На границе нас ждал сюрприз — водитель забыл взять с собой паспорт и мы просидели в ожидании несколько часов. Дальше был недружелюбный начальник заставы, которого
пришлось уговаривать пропустить машину наверх, до урюкового сада. После всех перипетий мы оказались под уютными кронами абрикосовых деревьев.

Это была первая ночевка после прилета из Москвы. На следующий день нам предстояло навьючить ишаков и отправиться в путь вверх по долине. Утром выяснилось, что из шестнадцати запрашиваемых ослов нам пригнали только шесть. Вот вам незатейливый азиатский сервис!

Животных, естественно, перегрузили. Думая о переселении душ, как-то жутковато вспоминать этих несчастных животных с подгибающимися ногами. Время от времени под тяжестью своих нош ослики падали, но их быстро поднимали неумолимые погонщики.

Один ишак упал на гитару, и в один момент мы лишились музыки. В тот день мы смогли набрать только 200 метров высоты и заночевали прямо на дороге среди своего скарба.

Вместо двух дней мы шли три. В конце концов перед нами раскинулось живописное ущелье Кара-су. Оно выгодно отличалось от выжженной солнцем, безжизненной долины, по которой наш караван шел предыдущие два дня.
Долина Кара-су радовала глаз зелеными лугами, тенистыми лесами и упитанными коровами. Да, да, теми самыми коровами, которые сначала нам так понравились!

Поднявшись вверх по долине, мы дошли до места базового лагеря и начали обживаться. За час на уютной зеленой поляне, ограниченной с одной стороны рекой Карасу, а с другой — склоном и ручьем, выросли шляпки
разноцветных палаток. Но мы были не одни, по соседству уже стояли палатки томских ребят и девчонок. Погода стояла солнечная, и настроение тоже было отличное.

Первая ночь в этом райском месте могла бы показаться нам сказкой, но природа приготовила сюрприз... Я проснулась от странного ощущения: земля двигалась подо мною и меня трясло. Первая мысль: «Это же надо, как Маринка пинает меня коленками!» Затем донеслись звуки обвалов... Мы выскочили из палатки. Причем я умудрилась сделать это, даже не
расстегнув спальника. То, что мы увидели, было красиво: слева и справа от нашей поляны, высекая искры, шли камнепады.

К счастью, ни один камень не докатился до палаток, но осадок остался неприятный. Говорят, что землетрясение было приличное — 4-5 баллов. Следующие четыре ночи мне спалось неважно: все казалось, что снова начало трясти. Природа же решила ограничиться этой демонстрацией своей силы, и подземных толчков больше не было.

Но зато были коровы. Местные коровы — это настоящее бедствие! Назойливые, как мухи, и прожорливые, как крокодилы. Они успевали с невероятной быстротой съедать все, что плохо лежало, а иногда даже то, что лежало хорошо.

Для разминки мы решили сходить 5А на Желтую стену. Основная проблема состояла в том, чтобы переправиться на другой берег. Погода была солнечная, ледники активно таяли и реки были очень полноводными. Поэтому решено было выйти затемно и перейти речку по низкой воде. Был, конечно, вариант перейти по мосту, но для этого нужно было спускаться вниз, а кто же хочет терять высоту? Мы отправились в путь вчетвером – Мистер ЗЮ сопровождал нас повсюду.

Есть такое выражение: «плавает как топор». Мы бы много отдали тогда, чтобы плавать как этот железный инструмент. Но не тут-то было. Девушки, как выяснилось, очень плавучие. Течение даже ранним утром оказалось сильным, местами было глубоко, и мы решили достать веревочку. Разделись до обвязок и … перешли. Брод речки оказался очень холодным испытанием. Зато зрелище, наверное, было горячим: три девушки в системах на босу ...попу :).

Пока подошли под маршрут — согрелись.

Маршрут нам понравился! Классный, лазание приятное. Начинается он во внутреннем углу, который переходит в косую щель, пересекающую почти всю стену слева направо. Заблудиться практически невозможно.

У нас на троих было три веревки по шестьдесят метров. Но тут нас поджидал неприятный сюрприз. В лагере мы перепутали нашу вентовскую статику с веревкой зеленоградских сборов. Цвет и диаметр веревок были одинаковыми, совпадало все, кроме длины — у нас шестьдесят метров, а у них полтинники. Слышу, Катя кричит: «Веревка вся!», а Марине до станции еще метров тринадцать!

Пришлось извращаться, а потом выходить только на пятьдесят метров. Пока мы решали эту проблему, нас догнала зеленоградская группа. Получился паровоз, а паровозы ездят не быстро.

В общем, хватанули холодную ночевку. Пригодилось термоодеяло, под ним оказалось куда теплее!

На следующий день благополучно добрались до вершины.

Стали спускаться. Но тут опять встал водный вопрос. У нас был выбор: либо сразу идти до моста, либо пытаться перебродить реку. Первый вариант надежнее, а второй заманчивее. Достаточно перейти речку и через двадцать минут ты в лагере. До моста же только вниз идти не меньше полутора часов, а там еще нужно до лагеря подниматься.
Решили рискнуть. По системе протоков и притоков стали постепенно преодолевать бурную воду. Но когда до заветного берега осталось всего два-три метра, оказались в тупике. Очень глубоко, и течение мощное. Пришлось поворачивать назад и идти до моста. Эх, не помешала бы тогда переправа!

Добрались до лагеря уставшие, но довольные. Как же приятно спать в теплом спальнике в родной палатке! Следующий день посвятили отдыху и обсуждению новой цели – 5Б на Асан по маршруту Альперина. Запланировали выход на следующий день. Но жизнь внесла свои коррективы в наши планы.

ЗАРАЗА
Есть мнение, что в Каравшине живет особый эндемик — страшная пищевая инфекция. Это очень похоже на правду, поскольку зараза эта так или иначе коснулась практически всех. А началось все так. Следующим утром выяснилось, что один из участников очень плохо себя чувствует: высокая температура, низкое давление, все признаки отравления. Хорошо, что на сборах были врачи. На время одна из палаток превратилась в больничную палату с капельницами, шприцами и прочими радостями. К обеду стало понятно, что без вертолета не обойтись. Начались переговоры со страховой компанией. В результате удалось убедить страховщиков в необходимости эвакуации пострадавшего, и вертолет вылетел к нам из Оша.

Появление вертушки по-разному отразилось на обитателях долины.

Коровы, например, ужасно перепугались и, к нашей огромной радости, не показывались в лагере около двух дней.
На Альперина мы решили выходить на следующий день. Но утром плохо себя почувствовала Катя. У нее проявились те же симптомы неизвестной заразы. Хорошо, что все необходимые меры были приняты сразу же, и к утру ей
стало лучше. На всякий случай решили понаблюдать за больной еще день.
Продолжение следует...

И конечно же мы благодарим наших спонсоров без которых это интересное путешествие могло не состояться.

Девчонки - красавицы!)

Ух девчонки :)

Здорово, девчонки!

Ага! Класс!

Молодцы девченки!!! Ждем продолжения.

Девченки- вы молодчины!!! И очень красивы!!!

Фотография на вершине просто чудесна.

Мистер ЗЮ - вне конкуренции!
Приятный пост, с нетерпением продолжения.

Девчонки молодцы!
Вот только переправляться через горные реки таким способом настоятельно не рекомендуется.

Молодцы
Девочки-красотки !!!!!!

Когда будет - часть №2

Спасибо! Очень интересно!

В продолжение темы страхования, которая широко обсуждается сегодня на Риске. А в какой компании вы страховались?
И каков был механизм "убеждения" страховщиков на вертолёт?

Андрей по-моему был застрахован в Росно. Со стаховщиками общались мы с Пашей Марусовым как врачи. Видимо, загрузили врачебными терминами)) А вообще, они достаточно оперативно реагируют на ситуации, угрожающие жизни застрахованного... Правда, когда на следующий день мы позвонили уже по поводу Кати, они прямо застонали и воскликнули: "О боже!" )))

Красивые дамы в красивом районе красиво лезут на красивые горы :)

Саня, почти стихи получились;)

Задорные фотки!:)

Девчонки, вы - супер!
успешно и безопасно сходили, достойно справились со всеми трудностями! поздравляю!

молодцы!

Отличные фотки! Здорово!))

Девчонки! Умнички!! Горжусь вами :)
Дальнейших побед!!

Показать комментарий

Молодцы девчонки! Жду продолжения с нетерпением!

Красавы!!!

Отличный рассказ! )

А где же "бицуха"? Дальше будет? )

ну просто оооочень молодцы! особенно брод красив :)

++особенно брод красив :)++
Красивая демонстрация того, как не надо переправляться. :)

Эх, знаем, что так не стоит делать!)) Но нам вообще большие дядьки сказали, что там можно перепрыгнуть. А оказалось, что для нас воды многовато... Пришлось импровизировать.

Техникой очень даже интересуемся. К тому же в альпинизм приходит очень много людей из горного туризма и тгт...
Просто во-первых, мы были не совсем готовы (нам было сказано, что можно перепрыгнуть).
Во-вторых, нам нужно было действовать быстро. Ведь это только подход, а все основное - впереди. И надо признать оно сложнее.
В-третьих, мы бы не стали так делать, если бы не оценили обстановку и не были уверены, что такой страховки нам именно в данной ситуации будет достаточно.

Мы не сторонники риска и необдуманных действий. Мы девушки. Медленные и осторожные :)

++Техникой очень даже интересуемся.++
Раз интересуетесь, давайте уточню, что именно не понравилось, чтобы не выглядело как просто бурчание. :)
1. Отсутствие вспомогательной веревки. Не всегда при срыве выносит течением к берегу, может и по струе положить. В этом случае одной веревкой не поможешь, нужна вторая. Как было бы в Вашем случае, судить не берусь, Вам по местности должно быть виднее, но известно несколько случаев, когда люди погибали именно из-за отсутствия второй веревки. Думаю, они тоже были уверены, что одной будет достаточно.
2. Устойчивее положение боком к течению.
3. Принесенный течением камень голой ноге нанесет более серьезную травму, чем одетой. При падении - аналогично. Поэтому рекомендуется не раздеваться (кстати, это и быстрее).
++Ведь это только подход, а все основное - впереди. И надо признать оно сложнее.++
И будет вдвойне обидно, если из-за "только подхода" накроется основное.
p.s. Впрочем, если Вы разделись специально для более эффектного фото, готовые рискнуть, третье замечание снимается:"Искусство требует жертв!" :)

Переходили мы как раз боком, просто на фотке попался такой момент. На ногах у нас были кроссовки. А одежду ну совсем не хотелось мочить перед маршрутом, хотя эффектное фото тоже немаловажно :))
В любом случае, спасибо за ценные комментарии! Нам очень приятно, что наш пост не оставил Вас равнодушным!

Да не парьтесь так. Все сделали правильно. Судя по фотографии, не такая уж и сложная переправа. Судя по вашей подготовке, эта переправа - мелочи жизни... Жду-с, продолжения. А вообще, я в восхищении. Эх, где мои ... лет (((

Продолжение тут

девки молодцы!!!! шестёрка в двойке это круто!

Слов нет... ЗдОрово! Удачи вам и хорошей погоды!!!