Испытание модели погоды windguru PRO на Музтаг-Ате в конце лета 2011 г.
Приезжаю я из Китая, а у меня дома подарочек - собрал мне старший сын новый компьютер! Ну и, конечно, на нем линукс стоит, моего сына просто передергивает от продукции империи Билла Гейтса. Решил и я на прогрессивную систему перейти. Давай ка, думаю, воздержусь я от установки виндуса, пока совсем не приспичит.
А там все новое, незнакомое. Ворд - не ворд, фотошоп - не фотоноп, а какой то Gimp.. И так во всём. Поэтому вместо традиционного краткого отчета об экспедиции, я взялся за эту маленькую статейку. Это для тренировки, это что-то вроде пробы пера.
Трудно не применять современные технологии в горохождении, особенно если они практически ничего не стоят. Спутниковый телефон итак есть для связи, так почему бы не воспользоваться им для получения прогнозов погоды? Еще на траверсе Кызылселя (6525) мы вопили в трубку Иридиума с просьбой об объяснении ураганного ветра и пурги при наличии отличной погоды в Хороге, в Оше и Кашгаре по сайту Accuweather.com. После этого мой сын, осуществлявший мониторинг нашей группы, заплатил 1000 рублей за доступ к модели windguru PRO, которая рассчитывает прогнозы для любой точки планеты.
Первый опыт оказался неудачным. В день подъёма на перевал 70-летия МАИ прошел необъяснимый по windguru снегопад. Однако на траверсе Музтаг-Аты Виндгуру в полной мере заставил нас в себя поверить.
Еще 25.08.2011 из Москвы поступило сообщение, что ожидается затяжной циклон с мощными снегопадами. Родные очень разволновались: "Все - мама, Юля, Виталик и я очень боимся за вас и просим отказаться от восхождения, ведь выпадет более полуметра снега!" - вещал из Москвы мой старший сын Саша.
27.08 мы подошли к нашей заброске перед Музтаг-Атой и расположились на дневку. В прогноз не верилось. Стояла великолепная погода.
"Весь Афганистан в сплошных облаках. Зона облачности от вас в 400 км, и под Новосибирском огромнейший циклон. Я не знаю что вас ударит, но первые осадки вас настигнут 29.08 в 17.00 ...", - продолжал информировать нас Саша.
28.08 на дневке я увидел на юге первые облачка, следующие с запада из Афганистана, - "Теперь понятно, что нас может ударить".
29.08 облачность усилилась. В целом стояла хорошая погода, но перистые и другие облака летели уже с юго-запада и распространялись по всему небу. Мы покинули место нашей заброски и через 3-4 перехода поднялись на перегиб к леднику Калаксонг на высоту 5100 м. Здесь были последние каменистые площадки перед выходом на ледник. Ночевать на леднике опасно, ледник перебивается ледосбросами с пика Коскулак (7028), его лучше проходить на следующий день.
В 17.00 погода отличная. В 20.00 я посылаю сыну СМС: "Погода отличная, стоит тихий солнечный вечер".
Когда легли спать, уже затемно, началась гроза. Это случилось где-то в 22.00 с опозданием часов в 5. Гроза была очень сильной. Даже страшной. Ближайшие молнии долбили нас в окрестности 100-200 метров с почти мгновенным интервалом между вспышкой и громом.
Тогда я частично поверил в прогноз и начал строить соответствующий план восхождения на Музтаг-Ату. Первое, что было ясно - это не надо спешить. Если поспешим, то окажемся в циклоне на большой высоте. Но и ожидать окончания циклона тоже нельзя. Выходить на маршрут в первый по прогнозу погожий день 04.09 - значит не успеть на самолет в Москву. Оптимальным, как мне казалось, было распрощаться с циклоном где-то на высоте 6350 м. Тогда послециклонных погожих дней как раз хватит, чтобы совершить восхождение на вершину и спуститься по западному склону Музтаг-Аты к Каракорумскому шоссе.
Еще хотелось оттянуть момент принятия решения - идти ли нам запланированный первопроход нового маршрута или отказаться от него в пользу маршрута 2005 года по южному гребню. Новый маршрут проходил по крутым и обширным южным склонам Калаксонга - южного плеча Музтаг-Аты. После обильного снегопада они могли оказаться лавиноопасными. Что касается пройденного нами в 2005 г. маршрута по южному гребню, то он был, относительно лавин, абсолютно безопасен.
Обе эти причины вынудили нас продолжить отдых и устроить еще одну дневку 30.08 на 5100 перед выходом на ледник. Отсидкой это никак не назовешь, это была именно дневка, потому как погода была очень даже приличная. Мы просто выжидали и наблюдали, как будут разворачиваться события. Основной "удар стихии" нам обещали на 01 и 02 сентября. За эти дни по прогнозу должно было выпасть до 50 см снега!
31.08 мы вышли на ледник Калаксонг, чтобы подняться в район перемычки 6081 между Музтаг-Атой и вершиной Коскулак.
Погода была примерно такая же, как и 30.08. Вершины семитысячников скрывались в облаках. Сплошная облачность начиналась на высоте около 6600 м. Седловина 6081 между Калаксонгом и Коскулаком была чаще всего открытой. А вот в долине над Каракорумским шоссе было, в основном, солнечно.
Обогнув ледопад по склонам Коскулака, мы спустились на ледник и, перепрыгивая через многочисленные поперечные трещины,
очень скоро достигли начала запланированного нового маршрута на Музтаг-Ату. К этому моменту я уже верил в "удар стихии" первого сентября, поэтому без особого сожаления миновал это самое начало нового маршрута.
К вечеру мы достигли высоты 5900 и после некоторых размышлений выбрали наиболее безопасное место для лагеря, приготовившись, таким образом, к "удару стихии" - мы встали у подножия наклонного и рассеченного разломом ледового блока, который находится в центре западного склона седловины 6081.
01.09. Всю ночь шел снег. Утром обнаружили, что его выпало около 25-30 см. "Удар стихии" состоялся.
Кое кто сказал, что здесь делать нечего, пора валить вниз. Кое-кто очень плохо выспался. Ведь тамбуры у палаток завалило снегом, палатки ночью плохо проветривались, и кислород выгорел. "Ночью у меня было дыхание Чейна-Стокса, а утром мне теперь очень хреново, и у меня высокий пульс. Я хочу свалить вниз", - испугался за свое здоровье другой участник. "Вот это фокус!", - челюсть у меня отвисла, рот открылся, и я долго не мог прийти в себя... Это как же сопровождающие пойдут в молоке по леднику под ледосбросами, по трещинам присыпанным 30-сантиметровым снегом? И ведь так 8 км вниз, а потом 8 км вверх. А ведь там внизу в конце еще и лавиноопасный траверс склона пика Коскулак!
Нет, это не серьезно, и я уговарил испугавшегося участника не спешить, дескать, сегодня всё равно отсидка, отдохнешь, всё придет в норму. А снегопад продолжался весь день.
02.09. В этот день по прогнозу ожидался второй день "удара стихии". Однако в горах такого не бывает. Если вчера было очень плохо, значит сегодня получше. Или так, если сегодня получше, значит завтра будет совсем "попа". Как то вот так, равномерности в горах нет.
И действительно, с утра была неплохая видимость, был виден низ ледника, была видна седловина 6081 и начало южного гребня Музтаг-Аты. Поэтому мы решили, чтобы не залёживаться и несколько взбодриться, перенести лагерь поближе к седловине 6081.
Мы одели снегоступы и уже через 40 минут подошли уже почти к седловине. Тут как то все захотели полезть на гребень. В тумане масштабы скрадываются, задача эта казалась вовсе не сложной. Вот тут-то и началось...
В 2005 г. мы заходили на гребень почти с седловины 6081. Там была очень острая пилка, а еще в одном месте Пете Юдину пришлось прокапывать траншею по грудь. Чтобы обойти эти места, мы заблаговременно свернули на склон значительно ниже седловины.
Очень скоро мы расстались с иллюзиями о пешеходном подъёме на гребень. Снег на склоне был сдут и обнажился задутый очень твердый лед, в который многие ледобуры вкручивались едва ли на половину. Вот тут то мы и начали вешать веревки.
Всего на этом склоне провесили 6 веревок перил по 50 м.
Чем ближе подходили к гребню, тем сильнее становился ветер.
Признаюсь, многие, да и сам я, были не готовы к такому яростному и холодному ветру. В результате я обморозил кожу на носу под дужкой очков с наветренной стороны. Еще я постоянно прижимал руку к своим достоинствам, поскольку во-время не поддел теплые штаны. Это я исправил уже на гребне. Другим, наверно, тоже было не легче.
Гребень оказался весьма острым и заледенелым. Справа ото льда белел снег, но его белизна была предательской - это были страшные карнизы! Четкая граница между льдом и снегом обозначала линию отрыва. Стоило поковыряться в снегу ледорубом, как образовывалась дырка, в которую можно было заглянуть и увидеть километровую пропасть.
Встать на гребне невозможно, лед был очень наклонным. Поэтому я повел группу к ночевкам 6350, там было поровнее. Миновав несколько ледовых взлётов и провесив за день в общей сложности 8 веревок перил мы, уже поздним вечером, достигли места нашего лагеря. Снег здесь тоже был сдут, но лед был ровнее, и нам удалось поставить палатки.
03.09. По прогнозу это должен был быть последним днем циклона. Еще внизу мы решили не подниматься в циклон выше 6350. Да и устали мы вчера очень сильно. Поэтому утром мы укрепили и выровняли фундамент наших палаток, а потом весь день в них сидели и отсыпались. Ветер не унимался, лишь вечером он затих.
04.09. Именно в этот день windguru обещал первый день ясной погоды. Так и произошло. Утро было ясным, но очень ветреным. В надежде, что всё скоро успокоится, мы собрали рюкзаки и вышли на восхождение. Весь день мы штурмовали ледовые взлеты,
обходя некоторые из них по скалам слева от гребня,
и к вечеру добрались до ровной площадки на 6860.
05.09. Отличная погода! В этот день мы медленно и упорно прошли верхнюю и пологую часть гребня
и поднялись на плато 7200 между Музтаг-Атой и Калаксонгом.
06.09. Отличная погода! Утром мы сходили без рюкзаков на вершину Музтаг-Аты (7546).
А потом собрали лагерь и спустились по западному склону до 6600. Во время спуска видели, что на 40-45-градусных склонах самопроизвольно сошли лавины.
Как же хорошо, что мы не пошли на новый маршрут!
07.09. Отличная погода! К обеду спустились к подножию вершины на "камни и траву". Высота 4400. Потом решили, что уже никуда в этот день не пойдем.
08.09. Утром появились перистые облака. За 3 часа мы дошли до Каракорумского шоссе, где у столба 1682 у нас была назначена встреча с автобусом.
Автобус приехал во время. На озере Каракуль 4 часа ожидали Волкова и Добринского. Они сходили на Музтаг-Ату по "классике". Потом их привезли на мотоциклах, и мы, все вместе, выехали в Кашгар.
Погода интенсивно портилась. Это пришел новый циклон. Но нам было по барабану...
В восхождении участвовали: Андрей Жаров, Иван Жданов, Юрий Максимович, Владимир Лавриненко, Андрей Лебедев (рук.), Игорь Штык.
Это вид на южный гребень Музтаг-Аты (фото Андрея Машенина, 2005 г., маршрут 1):
А это кусочек карты с маршрутом и с указанием наших ночевок:
Фото Андрея Жарова, Ивана Жданова и Андрея Лебедева.
Комплексная экспедиция МАИ на Китайский Памир.
Благодарим компании Marmot, Black Diamond и День Сурка за огромную поддержку в организации экспедиции.
Ссылки:
1. А. Лебедев. Краткий отчёт о комплексной экспедиции МАИ на Китайский Памир летом 2011 г.
287
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Наполнением сервиса новыми спотами занимаются в основном ветро-зависимые люди, но Ваш опыт (несомненно) важен и полезен. В частности, в прошлом году (для питерцев на К7) компилировали данные с разных метео-сайтов (но не WG!). Точность была посредственная. Еще раз спасибо.
есть свои заморочки
Причина сидения на высоте была непонятна, сомнения я высказал. Не надо было?
Как она?
На сильных ветрах проблем не было.
Основные её проблемы:
1) В снегопад, как откроешь вход - сразу снег в палатку...
2) Когда очень холодно (минус 15-20), то это становится заметно, особенно в сравнении с двойной полубочкой Fox Cave (вторая наша палатка).
Спасибо, Андрей! Ваши экспедиции - это нереальный уровень для нас, зато сколькому можно учиться!
Мы тоже по-маленьку пытаемся использовать опыт Андрея и вообще туристов из МАИ. Раз такая пляска, можно ли узнать, есть ли в свободном доступе чертежи печки Викторова и его палатки и ботинок?
Текст лаконичен, фотографии прекрасного качества.
+10
По спутниковому телефону мы звонили моему сыну Саше. На сайт заходил Саша.
Но windguru дело не заканчивалось. Еще он на всякий случай смотрел и другие сайты и карту облачности на Google Earth.
Рад тебя слышать, с нетерпением жду рассказа о вашем летнем путешествии.
С интересом изучаем ваши отчёты по Китайскому Памиру, т.к. планируем в 2013 году зимний лыжный Китайский Памир с восхождением на семитысячник, продолжительность активной части маршрута около 50 дней. В связи с этим к Вам вопрос: какие посоветуете сроки прохождения маршрута по погодным условиям ?
С уважением, Александр.