"Лесная Сказка", или когда работа в радость.

Пишет Alex Klenov, 05.09.2011 11:44

В августе этого года, в предгорьях Алматы, появился достаточно уникальный скалодром на естественном рельефе - Скалолазный Парк “Лесная Сказка"
Немного технических подробностей:
Скальный парк расположен на высоте 1680 метров над уровнем моря, в Талгарском районе, ущелье Ой-Карагай.
Парк имеет 14 оборудованных скалолазных маршрутов различной категории сложности и 18 – 60м высотой, от начального уровня до спортивного. Достаточно необычен участок скалы с несколькими дорожками современных искусственных зацепов которые можно менять по желанию как на зальном скалодроме. Также здесь проложены, уникальные для стран СНГ, трассы Via Ferrata протяженностью около 130м – скальные участки, оборудованные металлическими тросами и канатами.

Полностью инфраструктура ущелья еще не завершена, но 24 августа в «Лесной сказке» уже состоялся открытый мастер-класс по скалолазанию на естественном рельефе. В мероприятии принимали участие дети из детских домов города Алматы, а также воспитанники школы скалолазания SKALA. Учащиеся и тренера школы SKALA демонстрировали основы навыков лазания, и дали возможность воспитанникам детских домов попрактиковаться на скальных трассах, подготовленных специально для детей . Опытные инструктора компании SKALA обеспечивали всем надежную страховку и безопасность. В мастер классе принимали участие ведущие скалолазы Казахстана , призеры Чемпионата мира и победители международных соревнований, Александр Нигматулин, Тамара Кузнецова, Динара Ирсалиева , Саят Боканов и другие. Проект ведет компания SKALA, техническое воплощение скалодрома на естественном рельефе прошло под моим руководством, с участием подготовщиков: Дмитрий Линник(Щучинск) и Александр Рыкшин(Екатеринбург)
Смотрите красивый и радостный фоторепортаж от Николая Радоснова (Алматы)
Послесловие :
Испытываю двоякие чувства участвуя в подобном проекте.
С одной стороны радость от создания нового скального района в Казахстане и чисто моральное удовлетворение от качественной работы, а с другой стороны некоторая грусть…..
Ведь скала по сути дела приватизирована и предполагает продажу скалолазных услуг на этом массиве, а я все время выступаю за свободный доступ к природным объектам, считаю их общественным достоянием…
Но пока реалии заставляют идти этим путем и сотрудничать с бизнесом, ведь федерации и государство не вкладывают деньги в подобные объекты, предназначенные для действительно массового скалолазания.
Плюсовые моменты такого сотрудничества очевидны:
Частный бизнес вкладывает деньги, а не (извините)отмывает. Владелец заинтересован в действительно качественном и безопасном объекте , а не в галочке что мероприятие худо бедно прошло. Скалодром находится под постоянным техническим контролем, а окрестности поддерживаются в чистоте и порядке….
Поэтому, закончу на положительной ноте ;-) :
Мне кажется, что период взимания арендных денег за скалы вскоре пройдет, как это произошло в большинстве европейских стран . Бизнесмены поймут что выгоднее и престижнее брать деньги за окружающий сервис, за аренду проживания, кафешки, услуги инструкторов, проката и тд, а не просто за доступ любителей к скале. Очень хороший пример видел, кстати, на одном из островов Тайланда в этом году. Сервис, по принципу все включено, за приемлемые деньги (комфортное проживание, питание, веревки и скальные туфли лежат под скалой, каяки на берегу)– помоему, вполне перспективно?

А Вы что про это думаете?

Пока-пока

Александр Кленов
«Manaraga Team”
“Rock For Everybody”

Александр Рыкщин(Екатеринбург)

Сань, ну за что ты так Рыкшина-то - не слушался, коньяка много пил? ;)))

Скала по фактуре очень интересная, кстати...

Пардоньте :-) поправил

Во всей этой истории есть что-то ужасное.. никогда бы не подумал что скалолазы могут сотворить такое.

В Красноярске все подобные проекты - зарабатывания денег .. успешно загнулись.. в Бобровом логу несмотря на мизерные цены (60р за занятие) никого нет.. Двадцатипяти метровый тренажер окружёный кафешками, бассейнами, атракционами-пустой. И потихоньку рассыпается .. используется как рекламная тумба МТС.. если не секрет скока вбухалось денег..

Согласен что подобных проектов очень много непродуманных, и подход бизнеса к продаже этих услуг оставляет желать лучшего. бизнес часто далек от реальной оценки и не консультируется со специалистами, а поставщик часто просто заинтересован продать что-то подороже у него не болит голова как это будет окупаться .....
Понятно что подобный проект не сможет сам по себе вытянуть какую-то базу на рентабельность только за счет скалолазов. Даже в раскрученном Арко на скалодроме за день десяток посетителей. Поэтому в большинстве случаев в мире вкладываю буджетные деньги каких-то областей в общее развитие инфраструктуры региона которая заентересует максимально большо число слоев туристов, а деньги потом возвращаются с оставленных приезжими в магазинах, кафешках и тд.
Что интересно и необычно для Казахстана - это востребованность разовый и пробных скалолазных подъемов. Любительская прослойка скалолазов пока еще очень мала, а интерес попробывать достаточно большой у людей
Для Алматы место для лазания востребованное , очень близко к городу, хоршая экология, для начинающих и любителей супер район.

Карапузы в кроссовках, пузатый народ карабкающийся по прибитым к скале ручканам ..Круто...:) Чёто подсказывает мне что скалолазный народ в Алма - Ате больше бы обрадовался двум трём десяткам красивых и правильных 6с-7с. Наверняка скидываются местные бедолаги из своих "непосильным трудом заработаных" на уши цепи анкера .. загубить ресурсы ..своё время на сомнительное мероприятие. чудно.

Дайте мне в детство обратный билет!
До Талгарского ущелья...
Молодцы!

Варварство.

Красивое место превратили в диснейленд...

Правильно, лучше приезжать в это место с полными мешками жратвы и синьки, кушать шашлычок, пить водочку и любоваться неиспорченной красотой.
А скалолазы эти так портят пейзаж!

Искусственные зацепы на настоящих скалах... Мндаа... Видимо, чего-то я не понимаю в этой жизни.

Ну представте себя совсем чайником, или ребенком.
Вы первый раз на подобной скале и в кроссовках.
Лезть по крутым катушкам необходима какая-то базовая техника... поэтому и появились трассы с зацепами для совсем новичков.
сходного рельефа там тысячи м2 и 100 м2 с зацепами никак не погубят уникальность скалы. К тому же, при желании зацепы легко снимаются безо всякого ущерба внешнему виду :-)

Сначала я тоже думал, что виа феррата это ужу слишком надумано. Но теперь после того как мы с сыном пролезли одну из них в Австрии и видя какое наслаждение он от этого получил в 11 лет, у меня изменилось к этому отношение. Теперь если я зимой еду кататься на лыжах в Европу, я обязательно беру с собой обвязки на всю семью, узнаю где в данном районе есть такая трасса и в перерывах между катаниями прохожу ее вместе с детьми. При этом не надо с собой везти кучу снаряжения. А ведь железные скобы, это те же искусственные зацепки. Я не вижу ничего в этом плохого.

Саша, я вообще очень плохо отношусь к частной собственности на горные районы - тем более такие заповедные, как в окрестностях Талгара. Меня эти шлагбаумщики и собиратели дани достали по самое нехочу. И да, мне крайне не нравятся зацепы на скалах (равно как и долбленки, но их хотя бы не видно). А про кроссовки на катушках - детишки на Или прекрасно лазят, а там скалы маленько покруче местами. И ничего, никаких искусственных зацепов.

PS: это Таня Бондаренко, есличе. :)

выглядит как-то противоестественно ... хотя... как парк развлечений идея хорошая...

Платные скалы, платные пляжи, платные озера, что следующее, платный воздух?

Кстати у нас рассматривается на полном серьезе законопроект, об организации платных мест для рыбалки http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20110905120023.shtml так что глядишь и воздух за деньги скоро перестанет быть фантазией

А вы ещё здесь порассуждайте о постоянном повышении цен на коммуналку. И заодно посмотрите, что творится с БЕСплатными пляжами, БЕСплатными озёрами.
А я хочу сказать просто "спасибо" людям, сделавшим этот "Парк атракционов". Ещё одним интересным местом отдыха стало больше.

Очень правильный подход: вместо того что бы повышать культуру населения - брать деньги за уборку мусора. Чисто - не там где метут, а там где не сорят. Даже в странах "оголтелого капитализма" - нонсенс брать деньги за доступ к скальному массиву, озеру и т.д., даже в Лондоне где метро стоит 200 рублей, вход в парки бесплатный. В Финляндии есть закрепленное законодательно право на природу, которое заключается в том что на частной земле турист имеет право поставить палатку в ЛЮБОМ месте, но нетревожа хозяев.

Меня беспокоит не данный конкретный случай, я вообще в Питере живу, меня беспокоит тенденция коммерциализации природы - нашего общего достояния...

Мне нравиться, это здорого, эту лучше чем бухтеть. Если про Германию, то народ в большей своей массе по выходным на дачах картошку не тяпает, а в достаточном количестве гуляет по окрестностям. Я хочу сказать, что к примеру у нас, во Фрэнкише Швайц, одни скалолазы выручкой близлежащие к скалам кафе не обеспечат. Коле Радосному привет, фото как всегда супер.

Варварство...
Красивое место превратили в диснейленд...

Я ожидал что услышу эти слова , и даже намеренно их провоцировал тем что написал
Возможно в них и был бы смысл ( особенно когда они идут из алматы) если бы кто-нибудь в Казахстане занимался развитием скал хоть в каком-то направлении....все горазды в основном потрындеть на форумах, и не хотят ни учиться ни делать что-то....
....когда этот массив стоит в 20 мин от центра, и за 60 летнюю историю скалолазания на него даже веревку ни разу не повесили ......

Очень много "крутых" альпоскалолазов , которые пытаются поддерживать миф о избранности, о своей исключительности....
конечно будет обидно если ребята в диснейленде пролезут нормальные маршруты шутя и для отдыха, и когда таких станет тысячи
Так в общем и есть в мире ....8а уровень тысяч любителей в мире
Скалолазание давно уже вид прекрасного, активного отдыха , а спорт только маленький кусочек его, но достижения в спорте без толпы аплодирующих любителей не стоят и 3 коп
Мы много говорим о толерантности, помоему это как раз тот случай..... пусть на скалах будет и диснейленд, и болдеринг и соло, и пр. и пр.

ПЛЮСТОПИЦЦОТ! По делу, по-мужски и от души.

"Варварство" - и это люди говорят, которые в городе сами живут, между прочим, который тоже раньше лесом был каким-нибудь, на машине там ездят на работу, видимо улучшая атмосферу этим, а потом с этой работы в форуме пишут про "варварство"... смешно

сейчас кстати о толерастии в основном негативно говорят)
события в мире,да и в нашей стране наглядно это показывают...
а если по теме,то если это только не частная земля,то общепризнанная практика заключается в освоении района, пробивке трасс,постройке кемпинга и околоскалолазной инфраструктуры и зарабатывании прибыли на этом в будущем (в общем то как вы и написали ранее)
яркий пример-кемпинг JoSiTo в турции.там сейчас даже конкуренция начинает развиваться здоровая ,кемпинги стали появляться....
сооружение же такого проекта,ориентированного на разового пользователя услуг навряд ли себя оправдает...
здесь как раз прослеживается желание как можно скорее отбить проект за счет пробных подъемов и прочих разовых услуг....
может я и ошибаюсь, но мне кажется,что ни один из скалодромов,находящихся в торговых центрах и ориентированных на простых посетителей дикой популярностью не пользуется....
как то так
пс
ничего личного

скалодром это естествено маленькая часть большого проекта, это и горнолыжка и база отдыха , и парк приключений, и трекинг и пр
пока к сожалению направленность на любителя плохо понимают бизнесмены. Но не хочу тут развивать эту тему ,она большая м специальная, у меня накоплен большой материал жизненый по схема развития скалолазания в странах с нуля и поэтапно, и есть достаточно стандартные схемы роста через которые не перескочишь и каждый этап требует определенного времени в зависимости от прикладываемых усилий.
а про толерантность .....
это слово имеет много значений.
Мы можем говорить о толерантности как о терпимости...к другой точки зрения, к другой религии, виду скалолазания....и по моему эту нормально для человека
А можно рассуждать о толерантности как иммунологическое состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определённого антигена... помоему беды происходятот такого типа толерантности в общественных отношениях.....когда внедрившеяся чуждая ментальность приводит к потере вашей, и начинает активно менять ваши устои.....вот тогда протест против такого рано или поздно выплескивается

Ребята! Скал хватит на всех и на все проекты!
Я не вполне понимаю людей, которые критикуют какие либо новые начинания, тем более уже доведённые от бизнес плана до реализации! Хижина на Эльбрусе - варварство, новый оборудованный скальный район за аренду - варварство, первая виа фератта в Азии - опять варварство!
К слову сказать, хижина на Эльбрусе просуществовав всего несколько месяцев спасла на моих глазах и по моим данным не одну жизнь и кучу полезных конечностей!
Так что если на маршрутах Александра Клёнова полазит хотя бы сто детишек то чем плохо-то?

На кнопке надо было вместо "неплохо" написать как минимум "хорошо". К стыду своему даже не знал, что у нас есть такое "вкусное" место, и главное очень правильно подобранное. Это же не Дяди Юрина идея пробивки Нурсултана. Узнаю дорогу, надо будет заглянуть.
Удачи!

Александр, под болты вырубали верхний слой из-за слабой корки?

Да, скалы старые , южная сторона, верний слой местами очень разрушен

прав тот, кто делает, а не тот, кто говорит)))

Александр, подскажите под зацепки, что было забито в скалу.
Длинная гайка М10, и болты для крепления стандартные как на скалодроме, или шлямбура М10, а зацепка прикручивается гайкой. Но так выступающая часть будет мешать.
Опишите технологию
Просто у нас есть 15 метровая бетонная башня. Хотелось бы на нее накрутить зацепок.
На критику не обращайте внимание. Как я уже понял больше всего кричат те, кто ничего ни когда для других не делал, кроме как для себя.

Втулки длинные вклеиваются в скалу
Болт стандартный

***TAB 10:53 06.09.2011 ответить

Саша, я вообще очень плохо отношусь к частной собственности на горные районы
***

Таня, строить и содержать такие аттракционы без частной собственности просто никак. Инвесторы должны иметь гарантии, как бы нам это не нравилось.
А искуственные точки на массовом аттракционе думаю нормально. Там ведь будут лазать люди, которые, может быть скалу первый раз в жизни увидели. На Или детские секции тренера вывозят уже с какой-то подготовкой. Эти дети-лазунчики далеко не чета отдыхающим в "Лесной сказке".

Хорошая статья, карманы на скале очень в тему для разминки. правда вот 14 трасс не так много) Но ведь в планах все равно расширение района?
скиньте таблицу сложностей трасс если есть такая возможность.

Расширение района возможно если будет взят ориентир на самостоятельных любителей, это будет решатся после окончательного открытия базы.
маршруты по сложности от 4 до 6с+(фр.)
Сложность феррат PD/AD (фр.)

И неплохо бы адрес с какой нибудь картосхемкой. А то даже местные толком не знают. Лично мне название Ой-Карагай ни о чём не говорит. Хотя наверняка ездил мимо сотни раз.

Поздравляю всех участников и организаторов с началом Проекта! Удачного продолжения! Что касательно скал - в окрестностях Алматы и Талгара их несчётное количество. Проезжая мимо, возмущаемся - и почему скалы не затягивают сеткой как в Болгарии? Да потому, что это никому не нужно. И для возмущения будет повод только если "бизнес" покусится на готовые традиционные скалодромы, например на "Лесничество"... Честь и хвала тем, кто реально способствует массовости в таком уникальном виде спорта как скалолазанье!