Вдоль и поперек Шахдаринского хребта

Пишет meshkov, 01.09.2011 12:56

Немного более подробно о походе, в котором тестировались веревка Mammut и ботинки AKU.

В секции горного туризма НГУ принято, что стратегию сезона и развития вообще определяет наш главный тренер, он же основоположник и бессменный руководитель на протяжении 30 лет, мсмк, чемпион СССР и СНГ, д.ф.-м.н., проф. Владимир Алексеевич Юдин.
Прошлой осенью Володя поинтересовался моими спортивными планами на лето 2011 г. и среди представленных вариантов одобрил руководство «шестеркой». При этом им было высказано пожелание, чтобы шестерка была «нормальной», в смысле не «супер», и в высокогорном районе. Мой выбор пал на Юго-Западный Памир, во многом из-за еще свежих воспоминаний о дивной погоде и видах на Гиндукуш во время «пятерки» 2009 г. (http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4303). Тогда мы заходили на маршрут с юга Шахдаринского хребта, поэтому естественно было на сей раз пройтись с севера.
Неожиданно выяснилось, что «нормальных» пройденных перевалов 3Б на Юго-Западном Памире не так и много, а именно два: пер. Маяковского и пер. Даугава. Есть еще Бадомская стена и Зугванд, но лезть на стену что-то не хотелось, а Зугванд – это 3Б*, вроде бы нам не по чину. Значит, получался транс-шахдаринский поход протяженностью не меньше 30 ходовых дней. Поначалу представлялось, что в эти дни можно будет втиснуть и восхождения на пики Маяковского и Берга, но более пристальное рассмотрение маршрута заставило поумерить аппетиты. Восхождение на высшую точку Шахдаринского хребта, пик Маркса (6726 м), фигурировало в планах изначально, т.к. участникам похода требовалось набирать высотный опыт. Кроме того, был заявлен и радиальный выход на пик Джарх, величественная красота которого не может оставить равнодушными тех, кому довелось посмотреть на него с ледника Медыр.
Как и в 2009 г., планировалось облегчить себе жизнь организацией забросок вдоль пути следования, с расчетом на приблизительно недельные интервалы между ними.
Интереса для в маршрут были заявлены три первопрохода, вдохновленные обозначениями на картах В. Ляпина. В личном разговоре c автором популярных карт удалось выяснить, что седловины у безымянных перевалов точно есть. Кое-какую дополнительная информацию нашлась в Интернете и у коллег. Спасибо П. Рыкалову, Т. Моянской, Г. Андрееву, Тomas Hrus и Tim Sparrow за предоставленные фотографии.
В общем и целом почти все задуманное удалось осуществить:
День Пройдено
1 (а) Кишлак Ширгоз → пер. Ангандаг (н/к, 3200) → р. Баджомдара; (б) р. Шахдара → р. Юбен
2 (а) Заброска 1 (3670) → р. Чахлозар → заброска 2 (4200)→ р. Баджомдара; (б) р. Юбен → р. Ходаш (3700) → заброска 3 (4150)
3 Спуск
4 Спуск к дороге → переезд в к. Вяздара
5 р. Вяздара → морены лед. Вяздара (4100)
6 пер. Светлана, в классификаторе нет, Ляпин-13: скорее 2А (кошки на подъёме, отдельное перенесение рюкзаков через 3-метровый сброс на спуске) → оз. 4631
7 р. Биджуардара → подход под пер. Лазуритовый (до 4450)
8 пер. Лазуритовый: 8 верёвок, неприятный лёд, скорее 3А → морены (4700)
9 р. Ляджуардара → подход под ледопад Маяковского (4600) → неуспешная разведка прохода по центру-справа
10 Прохождение ледопада по центру, выше по левому рандклюфту: 3 верёвки, камнеопасно, мокро, грязно → пологий ледник (5250)
11 Взлёт пер. Маяковского: ещё 7 верёвок, на спуске первые кальгаспоры → поляна на р. Дарайдаршай
12 пер. Даршай наискосок → р. Ростоудара
13 п/п пер. Заманчивый: 7 верёвок, гнилые отвесные скалы, весьма не очевидный путь, камнеопасно, по факту 3А → лед. Тердара (4900)
14 спуск к заброске 1 → р. Остона
15 Днёвка (4000)
16 Подход на лед. Остона → подъём на пер. Ляпин-3, теперь Сарышитхарв, бодро экономим целый день
17 п/п спуск с пер. Сарышитхарв: 11 верёвок → лед. Сарышитхарв
18 Рад. выход на п. Джарх до 5950: 7 верёвок, уже 3А тур. п/п, выше гнилые жандармы
19 пер. Узбекских Туристов: 2-метровые кальгаспоры в начале подъёма, на спуске 3 верёвки → морены лед. Чахлозар (4700) → радиальный выход до заброски 2
20 пер. Новый Чахлозар, в классификаторе нет, Ляпин-8: 1Б по факту, 1Б* по запискам → р. Джарх (3800)
21 пер. Зардив Южный → урочище Зардив → р. Сежддара → пер. Дардендак → р. Джентив (3300), 24 км за день
22 р. Юбен → р. Ходаш → заброска 3 (4150)
23 пер. Светлый: скорее 1Б → озёра Вранг, яки
24 Днёвка (4450)
25 пер. Врхац (1Б, 5005) → пер. Разведчиков (1Б, 5030)→ подход под пер. Даугава (до 4900)
26 пер. Даугава (3Б, 5600): 8 верёвок → лед. Нишгар Зап. (5400)
27 пер. Нишгар Центральный (3А, 6400) → лед. Нишгар Вост (5800).
28 Траверс п. Маркса (3А п/п): 2 верёвки, подъём по вост. гребню, спуск ради безопасности по западному гребню через пер. Нишгар Ц.
29 Ледопад лед. Нишгар Вост. → пер. Дридж (2А п/п, 5400) → морены лед. Ровный (4900)
30 Р. Дридж → выход в кишлак Нишгар рядом с к. Дридж

Не удалось побывать на вершине Джарха и в самом конце похода вместо основного варианта – перевала в плече пика ТГУ - был пройден запасной, в обход ледопада с ледника Ровный. Это тоже первопроход, но попроще. Основной вариант скорее относится к категории «перелаз»: предварительная информация оказалась неполной или же трактовалась излишне оптимистично.
Нас было 8 человек:
• Ливенец Александр (завхоз)
• Ляпунов Константин (носитель аптечки, «мотор команды»)
• Мешков Олег (руководитель)
• Разуваев Георгий
• Ульянов Александр
• Шевелев Георгий
• Шперлих Альфред
• Щербаков Антон (завснар, повар)

Альфред Шперлих – тиролец (австриец), прошел уже третий поход вместе с группой из нашей секции. Чемпион Москвы по горному туризму 2009 г. Чтоб я так ходил, когда стукнет 64!

Серьезных болезней и травм за время похода не случилось до момента выхода в цивилизацию. Чем обычно сопровождается столкновение с обилием доступной еды всем горным туристам хорошо известно.
Здесь добывали лазурит
Непройденный "перелаз". Налево за угол - восточная седловина п. Маркса
Спуск с пер. Нишгар Центральный
В ледопаде пер. Маяковского
Седловина пер. Сарышитхарв
Последняя веревка на пер. Даугава
Левая седловина - перевал Даугава, 3Б.
Что-то смутно напоминает...
Озера Вранг
Вид на Пяндж и Гиндукуш
Вдоль реки Ходаш
На перевал Дардендак
На краю урочища Зардив
На седловине пер. Узбекских туристов. Правая седловина на заднем плане - перевал Сарышитхарв