Мы покоряли Удокан. 13-29 марта 2011 года.

Пишет Zhdanov_e_r, 04.08.2011 06:36

13.03.2011-первый день похода.
В 9:00 подъехали на рабочем поезде к о.Леприндо, прямо напротив нужного нам «захода». Меньше часа уходит на то, что бы пересечь озеро. Ещё 2 часа понадобилось что бы выйти на озеро Леприндокан. Пересекаем озеро в юго-восточный залив, t=7,5°C.В 12:20 встаем на обед в сборно- щитовом зимовье. Группа растягивается: 1-в 12:00,10-13:00.Н-1189м. Планируем к вечеру выйти к р.Угаргасса, которая начинается с небольшой седловинки перед оз.Давочан. Залесенный перевал оказался для нас весьма трудоемким, видимо организм ещё не адаптировался к нагрузкам, да и рюкзаки ещё не полегчали…До Угаргассы не дошли примерно 1 км и встали на ночевку в лесу у замерзшего ручья. Устали, тк прошли в этот день порядка 20км. Немного барахлило лыжное снаряжение у новичков – сказывается недостаток опыта…
14.03.2011 – 2 день
В верховьях Угаргассы вышли на мощную наледь. Местами она мокрая. Затрудняет движение сильный встречный ветер. Идем без обеда к зимовью в юго-западном заливчике. Точнее обед сдвигаем к 16 часам, а ужин – к 20. К зимовью приходим в 14 часов. Остаемся здесь на ночевку , так как далее идти неселесообразно по графику движения, да и последние участники группы подтягиваются в течении часа. Вечером Задоя с Мигуновым тропят лыжню на завтра.
15.03.2011-3 день.
Утро на о. Давочан t= -15°C Н=1200м. Выдвигаемся троплением к левому притоку р. Куанды. В начале маршрута после преодоления небольших морен входим в сказочный лес, где обилие снега не только под лыжами но даже кустах и деревьях. Сказка как по Шишкину…На левый приток Куанды вышли достаточно быстро, поэтому прошли наледь и встали на обед. Наледь очень красива и даже разноцветна, встретили первые выходы воды, которую пьем черпая кружкой. Поднимаемся по ручью, который во многих местах бежит проточной талой водой, проходим прошлогоднюю ночевку))). Там остались дрова с прошлого года. На ночевку встаем выше 5-ти метрового водопада, там где и планировали. Хороший сухой островок-возвышение с достаточным количеством сухих дров. Сергей Шалыгин со своей 2кг бензопилой – для нас просто палочка-выручалочка…
16.03.2011.-4 день.
Подъем и завтрак, затяжные из-за того, что утром на костре обрывается веревка, которая держит тросик с котлами, в итоге один котел полностью проливается, второй встает на дрова. Приходиться дежурным снова топить лед. Выходим в 9:30. Сегодня идём без обеда, на перекусе. Затяжной перевал, заходим почти с самого правого края узкой расщелины. Картина потрясающая: нас окружает лунный пейзаж. Собственно перевалом мы называем огромное вершинное плато, которое тянется на много километров. До условной вершины перевала добираемся в 16:50,оставляем путевую записку на «Лешкином Пупе» (так называем высшую точку по просьбе Данилова:-)). При путешествии по вершине плато озираемся по сторонам: из-за ясной солнечной погоды видно все вершины Кадара и Удокана. Какая красотища! Картина просто неописуемая. Решаем спускаться раньше намеченного распорядка, и уходим снова на прошлогодний ручей, но на другой исток. Спускаемся еле-еле под покровом ночи, дожидаемся друг друга на контрольных точках, где меняется направление и высота. На ночлег встаем в месте, где есть хоть какие-то деревья и дрова. Ночуем все в одной палатке без печи, «на холодную». Ужин из «Горячей кружки», куска мяса, сала и конфеты. Ветра, к счастью нет, температура около -10°C, относительно теплая. Все силы отданы перевалу, до лагеря добирались с фонариками.
17.03.11-5 день.
Сложно сказать просыпаемся, потому что толком никто, не спал, старались только!!!! Дежурные кормят горячим завтраком и чаем. После выхода из лагеря примерно час держится твердый наст и идти хорошо. Потом снег по руслу становится более мягким и темп движения падает. К счастью скоро выходим в зону леса и по крутому залесенному склону выходим на слияние двух притоков. Ещё немного проходим по выположенному ручью и становимся на обед. Идет снег. Часам к 17 подходим к Инаричи. Немного поднимаемся по реке и на правом крутом берегу поднимаемся к избе, ремонтируем окна, собираем дрова, Макагонов мастерит уцелевшую дверь.
18.03.11- 6 день.
Напоминаю Макагонову, что вчера был день рождения его жены)))), отдав все силы он забыл об этом деле. Трехчасовая пробежка без лыж до мин.источника, где Подыругин и Макагонов проваливаются под лед. В избе как шпроты.
17.03.11 – 7 день. Экватор «Сказочное ущелье».
Вопрос группе: «Чтобы вы хотели сейчас купить и съесть?»
Мигунов: «Вишневый сок»
Задоя: «Белый хлеб с маслом»
Пьянов: «Ананас с шампанским»
Мамаев: «Сметаны с творогом»
Подпругин: «Кольца кальмара с пивом»
Шалыгин: « Творог со сметаной»
Истомин: «Колбасы любой»
Данилов: « Лимонад»
Макагонов: «Лимонад»
Жданов: « Свежий белый хлеб со сгущенкой и чаем»
Примерно в 9:30 выходим с избушки, поднимаемся по реке Инаричи, маршрут новый неизведанный для меня, т.к. в прошлом году уходили по р. Эймнах вниз к р. Куанда. Температура на улице -20°C (самая низкая), Мигунов на позитиве, сообщает, что это означает, что днем будет тепло…но нет, к вечеру мороз подкрепляется ветром и «пасмурностью».
«Сказочное ущелье» встречает нас у « входа» глубокой лужей и замерзшим ледопадом, из-под которого струится вода. В группе заходят разговоры о том, как вылазить из воды на лед. Мигунов с ледорубом и веревкой взбирается на ледовый водопад, вслед за ним забираемся я, Макагонов, Задоя и Подпругин. При помощи второй веревки и карабина затаскиваем вверх рюкзаки, лыжи/палки. Последний забирается Данилов и под ним трескается корка льда, приросшая к скале, мы слышим только его крик, спасаем его, окунувшегося по грудь, за «страховку», в которую он вцепился мертвой хваткой. Подпругин чуть не прыгнул вслед за Даниловым, вытаскивая его. В итоге всей группой вытаскиваем за веревку Данилова, переодеваем его в сухую одежду разных членов похода. В Итоге рюкзак Данилова из-за его мокрой одежды становиться самым тяжелым. До этого, при затаскивании рюкзаков, его рюкзак весил маловато, решаем его « нагрузить». После заныривания Данилов присоединяется к группе «ныряльщиков» (Макагонову и Подпругину), которые за сутки до этого при походе на травертиновый источник, ушли под лед по пояс/колени. Данилову сразу наливают для профилактики спирта. Группа продолжает движение по ущелью (ширина около 3-4 метров, высота около 15-30 метров), движение по ущелью сопряжено обходом подледного течения вдоль скалы по приросшему льду, рюкзаки не одеваем, на сложных участках передаем вереницей по рукам. Длина ущелья около 40 метров, но тратим на его прохождение около 2-3 часов из-за отсутствия движения, руки и ноги зябнут. Завершается ущелье 5-ти метровым ледопадом, на который взбираемся снова без рюкзаков и в « кошках» при помощи «страховки», организованную Мигуновым. В одном из проходов используем сухое бревно, которое кладем вдоль одной из «щек» ущелья для подстраховки. В одном месте Мамаев поскальзывается и падает, на спину и чуть было не скатывается в поток воды: натянутая Макагоновым «страховка» и сгруппированность Мамаева спасают последнего от участи « ныряльщика».
Пройдя и выбравшись из ущелья, проходим около 1 километра до сворота на подъем по наледи « Потемкинская Лестница», ведущей к перевалу на р. Сыни. Встаем на ночлег в 16:00, начинаем готовить обед, пилить дрова. Узнаем, что именно на этом месте уже ночевали Мигунов и Пьянов при взятии этого перевала в 2007 году. Для меня эти места новые, заготовив дрова и установив палатки, идем прогуляться на завтрашний подъем: красотища и громоздкость увиденного заставляет понять, почему к середине похода становиться тоскливо, друзья и близкие не смогут вместе со мной разделить восторг и нахлынувшие чувства прекрасного вместе со мной, и по фото и видео им всего не передашь….
В палатке вспоминаем «ныряние» Данилова, каждый раз называем его по - новому: «Капитан Немо», «водолаз». Макагон и « гиревик» радуются, что перестали шутить над ними.
Широта 56°C12’46,50’’°C Долгота 117°32’56,22’’ Высота 1179м.
Шалыгин из поломанных солнце защитных очков делает себе универсальный оригинальный девай: пришивает их к шапке, получается очень удобно и здорово.
На улице очень ветрено, палатку периодически протрясывает и конденсат « дождем» падает на нее, хочется скорее залезть в спальник и уснуть. Шалыгин не желая нести лишний вес, дарит мне книгу В.А. Обручева « Земля Санникова». В этом походе он, я и Подпругин убеждаемся в ненужности лыж и в необходимости хороших снегоступов. Но Шалыгин с непривычки растягивает сухожилие в 1-2 день похода и только после укола Даниловым препарата « Кетарол» боль уходит и он чувствует на 7-й день себя превосходно. Параллельно принимал таблетки « Найз».
20.03.11- 8 день.
Подъем по «потемкинской лестнице», вулкан Чепе. Примерно 3 часа поднимаемся по гололеду льду/наледи, угол подъема около 40 градусов. Обедаем в райском оазисе перед затухшим вулканом Сыни. Сегодняшний день последний из сложных, после начинается спуск по р. Сыни и Пурелагский горячий источник. На ночлег встаем у истока правого р. Сыни, в начале наледи. Идем по суженому следу неизвестной группы.
Правила ходьбы в снегоступах:
1. Делать длиннее шаг в глубоком снегу; чтобы держаться с лыжниками.
2. В зернистом снегу ногу можно волочить, чтобы зря не поднимать.
3. Если идти по колее с жестким снегом, то можно идти только по одному следу лыж, а второй ногой трогать по-новому.
Широта: 56°09’34,43’’°C Долгота 117°24’23,27’’ в Н=1559м.
Температура с утра была примерно -21°C, к вечеру -18°C, все очень замерзло, т.к. низкая температура была сопряжена пронизывающим ветром, который порывами продолжается до глубокой ночи. Днем при заходе с ледника на ручей, при подъеме, умудрился намочить одну (правую) ногу, но несильно.
21.03.11-9 день.
Утро начинается с быстрого спуска с верховий правого притока р. Сани, шквальный переменный ветер, который чуть не сдувает температура с утра -18°C, радует, что идти приходится в основном по наледи, кое-где по узким руслам, забитым снегом. Примерно через 1,5-2 часа приходим к минеральному источнику, расположенному прямо посередине реки, образующему « травентин» - нарост из солей, металлов, которые существуют только зимой: летом их смоет. Весь день очень насыщен красивыми пейзажами: идем по ущелью, образованному много лет назад ручьем, бьющим с вершин гор, который разбивает шлаки, выброшенные давно затухшим вулканом. Под 10-30 метровым слоем выброса вулкана (базальтовые породы) виднеется слой гальки, что говорит о том, что много лет назад вулкан извергался на просторы Удокана, а мы являемся свидетелями многолетних изменений природы.
Очень живописны базальтовые берега, вымываемые рекой, базальтовые островки, замерзшие водопады. На ночлег встаем на месте слияния р. Хангура в р. Сани. В этом месте р. Сани образовала огромный замерзший водопад, который под собственной тяжестью разломлен у самой вершины….
Занимаемся заготовкой дров, все спиленные деревья с виду сухие, но внутри оказываются сырыми т.к. влажность на этом участке пути очень высока из-за водопада, деревья напитываются влагой. За сутки спустились на 600 метров до уровня 1000 метров над уровнем моря.t=-13°C,но из-за отсутствия ветра погода всех устраивает. Фотографируемся у ледопада, дурачимся при этом, настроение у всех отличное. За день нахожу несколько кустов дикой смородины, золотой корень.
Несколько дней назад выяснилось, что один из походников курит сигареты (все остальные нет), забавно смотрится, как он тайком бегает в укромное местечко при всех не решается на курение.
Ширина 56°C13’20,81’’C Долгота 117°C19’04,82’’ B Н=1000 метров.
22.03.11.- 10 день.
Утренний марш – бросок начинается со сбора корня «золотого», кустов и листов смородины. Первая половина дня проходит за сборничеством, идем медленно, высматривая по сторонам интересующие растения. Спуск по реке в основном по наледям и следу предыдущей группы из Томска, поэтому лыжи не одеваем. К вечеру вернее к 16:00 подходим к месту слияния в р. Сани р.Муннонак. В группе появляется мнение пойти напрямую, через лес и сопочку к Пурелагскому горячему источнику, а не по проложенной лыжне и последующему «буранному» следу. Через час встаем на ночлег и обсуждаем это. Приходим к решению на следующий день разбиться на две группы и выяснить, наконец, целеобразность «среза» напрямую. Последние два дня идем на «раслабоне», т.к. идем вниз по реке, по чужому утрамбованному снегу и наледям.
Широта 56°C18’15,12’’C Долгота 117°11’15,99’’ Н=772м.
23.03.11.- 11 день.
Путь на Пурелаг. Разбившись на две группы, выдвигаемся по разным дорогам к источнику. В первой группе: Мигунов, Задоя, Шалыгин, Жданов, Макагонов. Во второй: Подпругин, Пьянов, Мамаев, Данилов, Истомин. Рации у меня и Мамаева определяемся с ним, что выходим на связь в 10:00-10:05 и т.д. с интервалом в 30 минут. Всю дорогу связь устойчивая, за исключением одного момента, когда мы взбирались на сопочку. У Шалыгина имеется навигатор GPS , вбиваем в конечную точку маршрута прошлогодние координаты Пурелага – 6,9 км. Понимаем, что выбрали сложный вариант пути, но 1-ой группе хочется еще на последок выложиться на полную, т.к. сложности похода закончились. В итоге 2-ая группа приходит раньше 1-ой, но Задоя приходит их раньше, т.к. они за 50 метров до Пурелага решили собраться и зайти вместе.
На Пурелаге встречаю Сафонова Артема, который пришел накануне с группой в 14 человек во главе с Логвиненко. В их составе и Самигуллина Оксана с Тынды (Логвиненко Сергей Дмитриевич). Их группа размещается в 2-х палатках. Также на источнике стоит пустая палатка группы Касаткина Ивана Васильевича, которые всей группой (9человек) ушли на рыбалку на озера Намаракит. Решаем ночевать в их палатке. Занимаемся заготовкой дров после обеда.
Макагонов и Подпругин уходят в 17:30 на р. Куанда на рыбалку. Приходят пьяненькие в 23:30, поймали 13 налимов размером с руку (предплечье), правда, всех разбудили. Пошли с Шалыгиным втроем купаться. В 5 утра полностью выгорают дрова в печи, приходиться заново его разжигать, строгать дрова.
24.03.11-12 день.
С утра в 8:00 разжигаю костер, и идем купаться. В сегодняшнем рационе уха, компот, гуляш… в общем разгрузочный день. К обеду решаем идти на рыбалку с ночевкой на р. Куанда (Подпругин, Макагон, Мамаев и я), таким образом на следующий день мы час дожидаемся основную группу и вместе с ними выдвигаемся на р. Баронка. После обеда фотографируемся и дурачимся в источнике: плаваем со специальной видеокамерой (непромокаемая антиударная), подбрасываем ее и т.п.
К 16:00 готовим уху, которая получается обалденной (а как иначе). Т.К. ужин собирается готовить Истомин Саша (кулинар), то начинаю мешкаться: думаю пойти на р. Куанда после ужина, но разум овладевает мною и мы с Мамаевым в 16:45 уходим с Пурелага, попрощавшись со всеми. Макагонов и Подпругин ушли с Пурелага в 14:30.
Придя, на Пурелаг находим ребят, узнаем о «поимке» хариуса, помогаем его съесть . После заката солнца ребята ловят еще налимов: Подпругин -7, Мамаев и Макагонов по одному. Подпругин с реки приходит последним, к этому времени Макагон и Мамаев ложатся спать, от приготовления ухи отказываются. Я, подрубив мелких дровишек для скорого закипания воды/приготовления ухи, дожидаюсь Подпругина и помогаю, косвенно готовит уху, которую затем (целый котелок 3,5-4 литра) съедаем под 3 рюмочки спирта. После этого до часу ночи с 11-ти вечера задушевно болтаем с Подпругиным на разные темы…. Уже наступил 13 день похода, т.е. завтра будем в цивилизации…..
25.03.11- 13 день!!! Подъем по р. Баронка.
Планировали проснуться в 07:50, но просыпаемся на полчаса позже, второпях кипятим котелок для «Доширака», второй для чая (один котелок по очереди). В итоге готовы к выходу, но ждем основную группу: они должны были прийти в 9:00, а пришли, а 10:10. Уходим с избушки, через час, преодаливаем залесок и выходим на наледь. До обеда все без исключения промачивают ноги, на обеде пытаемся сушиться, намазываем ноги, согревающей мазью, идем далее по наледям, еще в одном месте идем по снегу около получаса. Перед избушкой, которая появилась в залесье в 16:00 также идем по снегу, ручью, встаем на лыжи. Приходим в избу перед вагончиком (до вагончика-ночлега 10-15минут), решаем, на ночлег снова поделиться: в избу на ночь ухожу я, Задоя, Мамаев и Истомин. Во время общего ужина в вагончике допиваем последний спирт(всего брали с собой 2,5 литра спирта, 200 грамм самогона, 0,5 литра виски с колой), пьем «за последнюю ночевку» и трактористов, которые по «зимнему» в свое время притащили вагончики, из которых выжил только один. В этот день окончательно решаюсь покупать часы у Шалыгина – давно мечтал о хороших часах . Тем более в прошедшую ночь (с ЧТ на ПТ) снится сон, что их я у него покупаю.
Вечер проходит в разговорах о будущих походах, рыбалках, сборах и т.п.
Завтра заканчивается наша «автономка», двойное чувство: вроде и хочется домой, к близким, но начинаешь думать о возобновлении эмоциональных нагрузок, лишних забот и суеты…
26.03.11.- 14 день. Финиш.
Выходим с лагеря в 9:00. Подъем был в 7:00 в избушке после непродолжительных сборов за 12’ добегаем до основной группы в вагончике.
Выше по наледи набираю дикой смородины (листья, веточки), сильно отстаю лот группы, Пьянов возле верхней избушке показывает на дереве чагу: начинаю «охотиться» на чагу . Еще с утра запланировали, что обедать будем прямо перед перевалом или его вершине. Иду самым последним, забираюсь на вершину перевала – вся группа впереди. Спускаюсь с перевала к ручью и вижу группу, встающую на обед. Взятие перевала заняло 1:35 (прошлый год 01:30). После обеда выдвигаемся и к 17:10 за 1:30 доходим до ж/д - линии УРА.
В 19:00 ожидаемый поезд не приходит. Т.к. у нас в этот раз есть ключи от помещения станции (знаем тайник, где они хранятся), то все время перед поездом проводим в быту: тепло, свет, электричество, чайник, вода (изо льда). В 19:05 по спецсвязи выходим на дежурную в г. Куанда и узнаем, что поезда сегодня не будет. В расстроенных чувствах решаем ночевать на станции, поезд в 09:30 на следующий день.
Поезд Кисловодск-Тында мы пропускаем т.к. на ст. Наледный он не остановится, придется ехать в ночь на понедельник на поезде Москва-Тында. К сожалению, приедем домой только в понедельник вечером, а в ВС поздно вечером. Всячески думаем о различных вариантах добраться до Чары или Куанды, чтобы сесть на поезд Кисловодск-Тында, но в итоге засыпаем……Сегодня ночью переводят часы на летнее время…
Вечером учу узел БЕРШАФТ (серединный проводник) и ГРЕЙПВАЙН («трудно понять», Подпругин им ложку крепит)
27-28.03.11- Новая Чара.
Утром резко просыпаемся от того, что Шалыгин всем сообщает о том, что его Нокиа (телефон он брал с собой) перевел часы вперед (мы все уверенно перевели часы назад).
Т.к. получается, что на часах уже 09:00, то резко собираем вещи и высыпаем на перрон, но рабочий поезд по расписанию не приезжает…. Уезжаем наконец-то на поезде Северобайкальск-Чара, который приезжает в Чару в 11:20-12:00. Размещаемся на втором этаже в зале ожидания вместе с тургруппой из города Ижевск (5 человек), которые тоже бродили по Удокану, но совсем в других местах, маршрут у них сложнее.
Я бегу в магазин и покупаю все «мечты», о которых говорили на 7 день. На позитиве все съедаем и начинаем гулять по Чаре: магазины, столовая. В течение дня подумываем о поездке на горячий источник и сауну Луктур, но к концу вечера помылись в местной гостинице за 30рублей с человека. Вечером «взрослые» пошли в гости к Юрченко Людмиле Дмитриевне, а «молодые» (я, Макагонов, Подпругин и Данилов) пошли в местный «кабак», Шалыгин остался на вокзале сторожить вещи. В кабаке рядом отдыхала группа гостей Чары, в т.ч. из США, увидели рядом с собой афро-американку красивую, но долго задерживаться в кабаке не стали, к 22:00 вернулись на вокзал и увидели, что Шалыгина окружили местные малолетки, он им что-то рассказывал про поход. По виду и поведению ребят было видно, что им это не интересно, что они просто «прицепились», в итоге у нас с ними возник конфликт, они позвали своих «старших», которые пришли с явными намерениями побить нас: в кожаных перчатках, под одеждой бита, в берцах и кроссовках. Ребята стали нас провоцировать на драку, пытались сделать так чтобы мы вышли на улицу. Мы не желали бить детей и создавать тем самым себе проблемы, терпели до последнего. В итоге, а 24:00 дежурная по вокзалу и милиционер выгнали малолеток на улицу и вроде успокоились. Но через 10-15 минут один из «старших» забежал с битой на вокзал и ударил в лицо милиционера , которого в последующем увезли в больницу с переломом носа!!!
После этого малолетки на вокзал не приходили, приехали милиционеры с РОВД, следователь прокуратуры, следователь, опер и начальник ЛОВД, стали нас всех опрашивать. В итоге по горячим следам задержали одного из ребят, затеявших конфликт: Анатолий (21 год, ушастый). Выяснили, что травму милиционеру причинил Кормильцев Виктор. В 02:18 «Московский поезд» прибыл, и мы благополучно уехали. При этом Шалыгин обнаружил пропажу у него верхнего клапана/кармана с рюкзака, в котором лежали/пропали: альпинистские «кошки», две батареи на видеокамеру. На следующий день в поезде узнали, что все похищенное вернули в милицию.
Весь следующий поезде день проели, прочитали и проспали. В 15:55 благополучно въехали в Тынду!!!!!!
УРА МЫ ДОМА!!!!)))))))))))))))))
Состав группы: руководитель - Мигунов Владимир Викторович, автор текста - Жданов Евгений Ринатович, староста группы (но не самый старый) - Задоя Виктор Николаевич, турист со стажем - Пьянов Владимир Николаевич, мастер на все руки - Мамаев Сергей Витальевич, просто красавец - Подпругин Алексей Александрович, оператор - Шалыгин Сергей Александрович, новички - Макагонов Александр Александрович, Данилов Алексей Александрович, Истомин Александр Васильевич.