Клуб 7Вершин на горе Рейнир

4 марта 2015 г. в 18:05
Lhasa
408427_345169728832834_921185106_n

Тибет, пожалуй, самая загадочная страна Азии. Закрытый от внешнего мира со всех сторон стеной высоких гор, он на протяжении больше части своей истории был недосягаем для иностранцев не только из-за труднопроходимых горных перевалов, но также ввиду политической ситуации. Многие годы вход в пределы Тибетского плато был запрещен из-за опасения, что иностранные гости принесут войну и разрушения. Но, тем не менее, редким смельчакам и авантюристам всё же удавалось проникнуть в Тибет. Так, по крупицам, мир узнавал об этом удивительном, ни на что не похожем уголке мира.
ЕверестЕверест
Мне довелось побывать во многих странах мира и, сравнивая увиденное, могу сказать, что в Тибете одни из самых суровых условий жизни на нашей планете. Возможно, именно это в далеком прошлом так закалило тибетскую армию, что ей не раз удавалось штурмовать ворота китайской столицы, а правители Тибета могли диктовать Китаю свои условия мира. Издревле в основе этого государства лежала религия. Жизнь людей регулировалась божественным провидением, которое интерпретировали ламы. Перед тем, как что-нибудь предпринять, следовало изучить предзнаменования богов, надлежало постоянно и настойчиво просить о милости, умиротворять, благодарить. Земное существование в Тибете мало ценилось, а смерть не вызывала страха. Люди верили в возрождение и надеялись в следующей жизни встать на более высокую общественную ступень, заслуженную их праведным поведением в жизни нынешней. Примерно шестьдесят лет назад в Тибете не было даже врачей, и простой аппендицит приводил к смерти. Церковь являлась наивысшим судом. Каждая семья одного сына отдавала в услужение Богу, дабы продемонстрировать верность церкви и обеспечить юноше хорошее начало жизненного пути. Путешествуя по этой земле, за семь дней я проехал на машине тысячи километров. Практически повторил путь автора книги «Семь лет в Тибете», Генриха Харрера, только в обратном направлении и в несколько раз быстрее. Конечно, мне не приходилось, как ему, умирать от холода на снежных перевалах, часами пробиваясь через нетронутый снег, где температура зимой нередко бывает -40 градусов Цельсия. Не приходилось спасаться от вооруженных грабителей кхампов. Но даже пересекая Тибет на машинея представлял дикие условия, которые приходилось преодолевать героям книги в то время. Самый высокий перевал на маршруте превышал 5400 метров над уровнем моря, а точки ниже 3600 метров не было. Это было для меня хорошей акклиматизацией перед подъемом на склоны Эвереста. Бледная, желто-серая каменная пустыня, скупая растительность в долинах рек и зелень травы по берегам озер, редкие яки и козы на склонах гор и поля ячменя в долинах. Яркое солнце, которое невозможно перено-сить без толстого слоя крема. Жарко днем и холодно ночью, кислородный голод и низкое атмосферное давление. Заснеженные вершины, ледники, селения из серых домов и белые с красными золотом монастыри. Таким предстал передо мною этот суровый край. А описать величие, бескрайность и волшебную красоту разнообразнейших высокогорных пейзажей словами просто невозможно… Сейчас Тибет стал частью Китая, и обратный путь развития невозможен. Современный Тибет — это Тибетский Автономный Район на юго-западной границе Китая с достаточно развитой инфрастуктурой. Построены дороги в труднодоступные места, и здоровье тибетцев больше не зависит от «божественного провидения», ведь появились врачи, оказывающие медицинскую помощь. У меня есть знакомые тибетцы, которые живут в изгнании в Индии и те, которые живут в Тибете. У них разное восприятие действительности. Если первые желают «свободы» Тибету, то вторые начинают понимать, что с приходом Китая многое изменилось к лучшему. Местные жители такие же люди, как все мы, и им необходима воз можность дать ребенку образование, вызвать врача, достойно содержать семью. С приходом Китая все это здесь появилось. Китайские власти ведут нормальную цивилизованную политику, они не уничтожают всё хорошее, что есть в Тибете. Экономическое развитие региона не влияет на духовность людей, которые здесь проживают. По-прежнему тибетцы начинают и заканчивают свой день молитвой, в свободное время читают мантры, перебирая четки, регулярно ходят в монастыри и совершают обряды. При этом они получили возможность выбора. Тибет, в отличие от Китая, никогда не знал трудностей, связанных с перенаселением. В течение веков численность его жителей оставалась примерно на одном уровне. Кроме полигамии и монастырского обета безбрачия, этому также способствовала детская смертность. Еще совсем недавно средняя продолжительность жизни в Тибете составляла около тридцати лет. Большое число детей умирало от болезней, не доживая до совершеннолетия. В тибетских монастырях стрелки часов остановились тысячу лет назад. За толстыми стенами, пропитанными запахом прогорклого масла и немытых монашеских тел, отсутствовали приметы прогресса. Жизнь в монастырях и сейчас практически не изменилась. Мне довелось побывать в Шигаце и посетить местный монастырь — настоящий отдельный город, с большим количеством населявших его монахов. В наше время дорога в Шигаце от столицы Тибета занимает несколько часов на автомобиле, раньше же на дорогу уходили недели.
Монастырь Ташилхунпо -резиденция второго после Далай Ламы духовного лица Тибета Панчен Ламы. Монастырь был основан в 1447 году. Ташилхунпо представляет собой огромный храмовый комплекс, в котором одним из главных является храм Майтрейи. Одно из самых значительных сокровищ монастыря - 26-метровая статуя Майтрейи, покрытая 279 килограмами золотаМонастырь Ташилхунпо -резиденция второго после Далай Ламы духовного лица Тибета Панчен Ламы. Монастырь был основан в 1447 году. Ташилхунпо представляет собой огромный храмовый комплекс, в котором одним из главных является храм Майтрейи. Одно из самых значительных сокровищ монастыря - 26-метровая статуя Майтрейи, покрытая 279 килограмами золота
Мой водитель родился неподалеку от этих мест и показал свою деревню, находящуюся всего за пару километров от основной дороги. Там был другой Тибет. Условия жизни напоминали средневековые. Крестьяне пахали землю деревянным плугом с железным наконечником. В качестве тягловой силы применялись дзо (помесь коровы и яка, великолепное тягловое животное, похожее на яка, но дающее молоко). Не думаю, что сейчас тибетцы страдают от притеснений со стороны китайцев. Они по всему Китаю пользуются привилегиями и льготами, которые нераспространяются на другие народы. Они не подчинены китайской политике контроля за рождаемостью, тибетские дети на льготных условиях поступают в лучшие вузы страны, семьи получают от государства помощь при строительстве дома, открытии своего бизнеса. Современный Тибет — это край, где в счастливом труде спокойно живет тибетский народ. Тибетцев не волнует то, что о них говорят в мире, они далеки от ценностей и уклада жизни Запада. И это не только мудрые долгожители, знающие ответы на все вопросы. Среди них есть и безгранично щедрые монахи, и предприимчивые бизнесмены, и пастухи из глубинки. Жизнь здесь идет такая же, как и в любой другой точке планеты. И я уверен, что у этого особого района