High Atlas или как забраться на крышу Северной Африки - продолжение

Пишет codelancer, 02.08.2007 02:07

High Atlas или как забраться на крышу Северной Африки - продолжение (Альпинизм, 2007, путеводитель, африка, атлас, тубкаль, марокко)

Итак, мы с Вами остановились на том, что вы поставили будильник на 7 утра и отправились в свой спальный мешок смотреть сны (или мучаться акклиматизашкой, кому как повезет).
Вероятней всего, еще раньше будильника вас разбудят звуки собирающихся на выход солагерников, бряцанье кастрюлек и импортная речь. Не обращайте внимания и спокойно спите дальше, у нас другие планы.

А планы, в принципе, такие: На Тубкаль каждый год поднимается человек 500. Оно и понятно – высочайшая точка Северной Африки, вокруг треккинговые маршруты – народ не может пропустить такую возможность и идет. Технически маршрут с юга, именуемый еще Ikhibi Sud, не сложен. Нормальная такая «двоечка» - зимой кошки, ледорубы, склоны до 45 градусов, веревки не нужны. Летом снега мало, треккинговые палки, хорошие ботинки и все такое. Если без экстрима, то даже можно каску не брать.

Итак, просто так идти на Тубкаль не интересно. В летний сезон в день на вершину ходит от 10 до 30 человек, это толпа.! Так что надо не просто сходить наверх, а сходить как-нибудь эдак… Долгий процесс предварительного гугления по теме, выявил интересную вещь. Здесь можно пройти траверс двух вершин Тубкаля. Назовем этот маршрут «Тубкальским крестом» и посмотрим на схему, нарисованную лет десять назад какими-то испанцами.

Подьем по южному маршруту, выход на Тубкаль Восточный (Toubkal Ouest, 4030 метров), затем по гребню на Тубкаль Главный и спуск по Ikhibi Nord. Если на главную вершину ходят 500 человек, то на восточную от силы один из ста. Это уже веселей, плюс возможность сделать полный траверс – вот мы и нашли себе что-то уникальное.

В общем, просыпаемся, выбираемся наружу и смотрим на маршрут. Начинается он прямо от хижин. Надо пройти чуть-чуть дальше на юг, вдоль ущелья реки и найти место для того, чтобы перебраться на другой берег. Зимой там висит снежный мост, летом по камням пролазится без проблем. Теперь перед нами начинается первый участок подьема, внушительный снежный склон, летом представляющий собой нагромождение камней, которые весьма нестабильны и не приемлют штурма в лоб! Все сыпется и едет вниз очень глобально, так что лучше спокойно идти траверсируя склон справа налево, с постепенным набором высоты, ориентируясь по следам предшественников. Ни в коем случае не забирайте вправо под скальную стенку. Камнепад там непрерывный, почти в любое время года.
В целом постарайтесь пройти этот участок до того, как солнце поднимется высоко – укрыться там негде, камни греются быстро и довольно неютно.

Левая часть маршрута - зимой.

Правая часть маршрута - летом

Если вы все сделали правильно, то должны выйти к небольшому водопадику, образованному стекающими с ледника ручьями. Обходите его слева и устремляетесь вперед к скальному поясу, где можно укрыться от солнца и перекусить. Дальше будет медленно и печально. Скальный пояс проходите по правой границе, внимательно посматривая на всю ту же каменную стену справа – может прилететь что-нибудь. Теперь вам предстоит идти среди каменных глыб, порой размером с двухэтажные дома, постепенно набирая высоту. Зимой тут гигантская снежная поляна.

Зима

Лето

Пройдя это все, вы окажетесь в… кратере. История умалчивает о том, был ли Тубкаль когда-то вулканом, но громадный цирк весьма и весьма похож на остатки былой роскоши. Да и камни, если присмотреться, явно вулканического происхождения. В этом кратере лежит ледник, который даже летом не сильно втягивает свои языки обратно. Да и высота все-таки уже за 3500. Тут два варианта движения – либо слева, либо справа. По центру летом не рекомендуется, так как там под снегом течет вода и запросто можно провалиться в какую-нибудь трещину. Склон становится все круче и постепенно выводит вас в еще один кратер. Отсюда уже хорошо виден вершинный гребень, он же линия горизонта. В этой части маршрут проходит справа от скального выхода в центре. Не знаю каким образом, но там есть несколько мест, где придется чуть-чуть полазить на руках. После этого только вперед и выше – к седловине на гребне, именуемой Tizi’n’Toubkal.

Седловина находится на высоте чуть больше 3900 метров и отсюда открывается обалденный вид на Атласские предгорья – красные холмы, оазисы зелени где-то далеко внизу, облачный фронт двигающийся с Атлантического Океана и горные гряды, спускающиеся вокруг на север.

Если мы собираемся сделать траверс, то с седловины наш путь лежит в нетрадиционную для остальных восходителей сторону – направо. Идем вдоль ребра и внимательно смотрим, прикидывая маршрут. Toubkal Ouest – это такой «нарост» на гребне с тремя вершинами, из которых самая дальняя и будет нашей целью.
Восточная - летом

Восточная - зимой

Тут собственно, выбирать путь вам, не забывайте только о том, что камни по-прежнему нестабильны, а зимой склон обледеневает и угол его местами выходит за 60 градусов. Так или иначе, но вы подойдете под вершинную башню. Лично я проходил ее с левой стороны, сначала выбравшись на скальную полку свободным лазаньем, а оттуда примерно 5-7 метров такого же лазанья по стене с удобными зацепками для пальцев. Там есть и вертикальная трещина, так что летом с подьемом особых проблем быть не должно. Стенка, конечно вертикальная, и высота уже за 4000 метров, но … гораздо больше напрягает подход к ней. Приходится цепляться за камни на склоне руками, зимой очевидно тут сильно веселей может быть…

Вершинная башня. Тут лезть.

Вершина.

В общем, пролезли! Вершина представляет собой небольшую площадку, метра два шириной, на которой имеется еще и возвышение. Ветер грозит скинуть вас в любую сторону, причем на север и восток вершина обрывается на несколько сотен метров. Туда нам не надо. Оставляем записку в каменном туре, любуемся видами и взираем на вершинную стену Тубкаля на западе.

Спускаемся. Осторожно. Медленно. Даже после вершинной стены. Сыпуха. Или лед со снегом. Склон крутой. Траверсируем обратно к седловине. Уффф.

Технические сложности закончились. Начинаются психологические и физиологические – подьем вдоль ребра к Главной вершине. От седловины идем налево, держась как можно ближе к скальным башенкам на гребне. Уходить сильно прямо в центр склона не стоит – там мелкие камешки, зацепиться в случае срыва не за что и в лоб оттуда подниматься слишком тяжело. Идем. Идем. Идем. Вершины не видно, мы идем явно в противоположную ей сторону, но так надо. Диагональный траверс, «Косая полка», хочется сесть или повернуть назад. Большинство не зашедших – сдаются именно на этом участке. Почти триста метров набора высоты, кое-где снежные карманы летом.

И вот гребень вдруг заканчивается и боковым зрением вы замечаете, что справа, метрах в 100 дальше из земли торчит нелепая железная конструкция-пирамида. Вот и все. Вы почти дошли. Поворачиваете направо и медленно бредете эти последние сто метров. Подходите к пирамиде, трогаете ее рукой и смотрите на окружающий мир с высочайшей точки Северной Африки – 4167 метров.

Вы сделали «Тубкальский дубль» и если у вас есть желание и силы, то можно попробовать спуститься по Ikhibi Nord, в сторону деревни Сиди Шармруж, но тут я вам ничего не могу рассказать, потому что полный траверс так и не сделал – мои вещи оставались к хижине и в планы входило кое-что еще 

Путь от хижины до вершины (без захода на Toubkal Ouest) занимает примерно 5-6 часов. С хорошей акклиматизацией, физической формой, погодой и летом – часа 4. Спуск 2-3 часа. С Восточной вершиной плюсуйте еще минимум пару часов на все. Итого, если выйти на штурм в 9 утра, то часам к 6 вечера вы должны вернуться вниз. Позже – не стоит, быстро темнеет и спускается туман. Зимой, соответственно, обычное время выхода 6-7 утра. Некоторые ходят встречать рассвет на вершине.

Спускайтесь осторожно и медленно. Главную опасность представляет ледник на участках перед кратерами (с седловины вниз и на спуске из верхнего кратера). Зимой тут можно сильно улететь. Летом вам может просто не захотеться идти обратно слева или справа (слева на стыке скалы и снега довольно круто) и появится желание сьехать по снегу на пятой точке. У меня появилось, сьехал. Нормально. Далее самым сложным будет финальный спуск в районе водопада и обратный траверс склона к хижине.

Вот и все. Вы снова с людьми, обмениваетесь впечатлениями, рассматриваете фотографии, пьете мятный чай и играете в карты. Организм желает спать и требует посвятить наступающий день отдыху и созерцанию окружающих красот. Но вы все равно поставьте будильник снова на 7 утра. Тут еще есть кое-какие дела 

Классический маршрут на Тубкаль Главный можно оценить в 2A летом, 2Б зимой. Тубкаль Восточный как отдельный маршрут рассматривать не стоит, но технически он конечно же сложней – там есть участки свободного лазанья, полноценная работа в кошках и ледорубом зимой. По идее, хорошо бы в районе вершины веревки провешивать. Так что судите сами. По мне, альпийская PD+.