High Atlas или как забраться на крышу Северной Африки

Пишет codelancer, 22.07.2007 17:12

High Atlas или как забраться на крышу Северной Африки (Альпинизм, атлас, африка, путеводитель, марокко, тубкаль, 2007)

В юго восточной части Марокко находится самый южный участок Атласских гор – Высокий Атлас (High Atlas). Массив протянулся километров на шестьдесят с северо-востока на юго-запад и закрывает собой прибрежные районы Марокко от сахарских пустынь, песчаных бурь и рождает в себе несколько рек, дающих жизнь северным склонам.

В массиве находится несколько десятков гор высотой выше 3000 метров и 9 (или 10?) вершин выше 4000х тысяч. В их число входит и Тубкаль (Jbel Toubkal) – высочайшая точка всей Северной Африки – 4167 метров. Отсюда и до Альп на севере, Кавказа на востоке и эфиопского Ras Dashen на юго-восток – нет ничего выше.

Немного истории.

Открытие района для альпинистов состоялось в самом начале 20-го века. Два француза – Маркиз де Сегоньяк и Луи Джентил (геолог) в 1901 году покорили Ari n'Ayachi, а затем в 1908 году Джентил забрался на вершину Siroua. Марокканская секция Альпийского Клуба была основана в 1922 году и в этом же году де Сегоньяк совершил восхождение на Iferouane, считая его высшей точкой региона. Оттуда он и увидел Тубкаль, который оказался выше. В апреле 1923 года он собрал экспедицию и пошел на Тубкаль, но группа не смогла пробиться через снежные поля и вернулась к горе спустя два месяца – в июне.
12 июня 1923 года Бергер, Далбо и де Сегоньяк стали первыми европейцами на вершине Jbel Toubkal. Ходили ли туда раньше берберы - кто знает ...

вид на Тубкаль со склонов Тимесгуиды.

Транспорт и логистика.

Район Высокого Атласа считается одним из самых красивых треккинговых регионов мира. Базовой точкой для всех путешествий является легендарный Марракеш, лежаший в 60-и километрах на север от Тубкаля. Попасть в Марракеш можно разными путями – мой например лежал из Москвы в Франкфурт, а оттуда в Касабланку. Из Касы в Марракеш 7-9 раз в день ходит поезд. Путь занимает 4 часа и стоит примерно 80 дирхам.
Кстати, для граждан России виза для въезда не нужна, штамп ставится прямо в аэропорту, только попробуйте внятно объяснить пограничнику, что местом вашего пребывания будет хижина в горах. Если получится - то вам ее так и запишут в графу "Отель" в иммиграционной карте. Не получится - пустят и так :)

Примерно как-то так...

Так мы выглядим из Марракеша

Из Марракеша треккеры и альпинисты направляются к горной деревне Асни (Asni, 47 км), куда ходят автобусы или можно воспользоваться такси. Из Асни путь лежит к марокканской Покхаре – Имлилю, точкой начала и конца всех треккинговых маршрутов района. Из Асни в Имлиль (17 км) можно попасть на попутном транспорте, а в зависимости от времени года (летом) есть возможность вьехать туда на такси прямо из Марракеша, весной и осенью – придется пользоваться мулами. Местные таксисты просят 200 дирхам (чуть больше 20 долларов) за всю машину (3-4 места) из Марракеша до Имлиля. Автобусы берут 15 дирхам до Асни и еще 10 от Асни до Имлиля.

Дорога из Асни в Имлиль

Из Имлиля прямо перед вами будет возвышаться более чем на два километра вверх гигантская Северная Стена. С снежными кулуарами, падающими камнями, серая, красная – меняющая свой цвет в зависимости от времени года и времени суток. Именно увидев ее – я и загорелся желанием оказаться на самом верху.

Северная Стена

Примечание для любителей BigWall – мне неизвестен ни один маршрут прохождения Северной стены, хотя легко просматривается несколько очевидных путей. Ходил ли кто туда – загадка.

Имлиль – это довольно большая деревня, с гостиницами, магазинами, несколькими местами для кэмпингов. Здесь можно добрать (взять в аренду) недостающее снаряжение – кошки, ледорубы, палки и прочую мелочь. На веревки, карабины, жумары и все такое – рассчитывать точно не стоит. Ах да, местные жители разговаривают в основном по-арабски и французски. Знания английского языка ограничиваются несколькими десятками слов, числительных конечно же. Кстати, деревенские детишки знают английский явно получше родителей.
В общем, будьте готовы к тому, что первый же попавшийся вам берберский пастух, далеко в горах, небрежно обронит - Бонжур, месье! Сава?

Имлиль и путь на восток

Из Имлиля практически все уходят на восток, в знаменитый трек вокруг Тубкаля, африканский аналог непальского трека вокруг Аннапурны. Занимает это дело примерно неделю, с постепенным набором высоты и акклиматизацией. По пути попадаются деревеньки, но в основном ночевки в палатках. На 6-7 день пути треккеры выходят с юга к Хижине Тубкаль (Refuge du Toubkal) в Mizane Valley у подножия Тубкаля. Собственно, хижин там две – одна была построена еще в 1930е годы Французским Альпинистским клубом и поныне размещает членов этого клуба с значительной скидкой. Несколько лет назад рядом была построена еще одна хижина, человек на 80.

Тем у кого нет лишней недели или не нравится идея ходить вокруг горы целых семь дней, чтобы потом на нее залезть – придется идти на юго-запад, через Сиди Шармруж. Имлиль находится на высоте 1700 метров, путь отсюда к Хижине занимает часов 6 непрерывного подъема и в итоге вы должны оказаться на высоте 3200 метров, где и расположена Хижина и весь Базовый Лагерь.

Нам сюда !

На подходе к Сиди Шармруж

Рекомендую закупить еды именно в Имлиле, так как попавшийся потом на пути Сиди Шармруж – не что иное как пара-тройка домиков, где вы конечно найдете всякие шоколадки, консервы и туалетную бумагу, но процесс торга с берберами может затянуться на часы, а время дорого. Кстати, их даже больше денег интересуют варианты обмена – особенно берберы хотят выменять ваши кариматы и мобильные телефоны. В принципе, можно даже заночевать там – есть места под открытым небом. Но все-таки лучше еду нести из Имлиля.

Желтенький - это Тубкаль прячется. А туман уже начал спускаться.

Подходы к горе.

Главное – пройти Сиди Шармруж за три часа до наступления темноты. Финальный отрезок проходит по ущелью, куда очень быстро спускается туман, резко холодает (ниже нуля в июне), а тропинку можно найти только по лошадиным какашкам. Пробираться там в темноте – удовольствие малоприятное, а Базовый Лагерь вы увидите только когда до него останется метров триста. Ну и еще в реку слева старайтесь не свалиться.

Рукописная карта района.

Справка: в июне там становится совсем темно часов в 8 вечера. Туман на ущелье сходит в 7, так что если вы прошли Сиди Фармруж в 6 – то у вас будут проблемы. Фонарик – крайне рекомендуется. Без него можете просто сразу искать место для ночевки под открытым небом (кругом камни, палатку не поставите).

Мордор только начинается!

Все веселей и веселей. До хижины еще пару часов пути.

Ну вот. Если вы успешно проделали весь этот путь до Имлиля до Хижины за 6 часов, с 1700 до 3200 (хинт: если выехать из Касабланки в 8 утра, то при грамотном подходе – ночевать вы уже будете в Хижине, правда это получится 3200 с нуля, ну а что делать…) – вас ждет несколько площадок для установки палатки, несколько уже стоящих на месте треккинговых партий – полный интернационал и с десяток смурных клаймберов со всего мира, сурово играющих в карты в хижинах и попивающих обалденный мятный чай.

Базовый лагерь

Присоединяйтесь, располагайтесь и ставьте будильник на 7 утра, даже если ноги окончательно отказываются ходить и плечи ноют так как будто вы только что притащили сюда слона.