К ВЕРШИНАМ АРМЕНИИ. СНЕГА АРАГАЦА

Пишет balabanoff, 27.06.2011 21:50

Северная вершина Арагаца (4090 м)

Июнь не самый лучший месяц для подъема на вершины Армении. Много снега, погода неустойчивая.

Неважная погода и обилие снега в горах заставили нас изменить программу и сдвинуть восхождения на вулканы на вторую половину поездки (сроки 4-14 июня с.г.)
Решено было, вне плана, подняться для акклиматизации на невысокий вулкан Вайоц-сар (2599 м) - отличную панорамную точку в верховьях реки Гхер-Гхер. Микроавтобус «Ford» забрасывает нас по грунтовой дороге к подножию купола вулкана, покрытого зеленым ковром. Альпийская зона уже проснулась от зимней спячки – пятнами цветут маки, из земли высунулись остренькие синеватые крокусы, странно, как-то пучками растет горная мята, которую мы собираем.

Наспех перекусив, уходим к вулкану, грунтовка резко берет вверх и, обходя гору по спирали справа плавно поднимается на край кратера. По нему 100 м до пункта триангуляции – геодезического знака – высокого металлического треугольника на высшей точке.

С вершины в 50 километрах к востоку отчетливо просматривается заснеженный Карабахский хребет.
Кратер вулкана метров 200 в диаметре, вниз его воронки идет грунтовая дорога.
...Вещи перегружаются на бортовой вездеход ГАЗ-66, который везет нашу группу в сторону Гегамского хребта.

Завтра первый, можно сказать, серьезный день – подъем на высшую точку Гегамского хребта – вулкан Аждаак (3597 м). Великан - по-армянски.
При низкой облачности мы достигли ровного зеленого поля – места лагеря (2900 м). Град сменился на мелкий дождь, под которым оперативно были установлены палатки.

Утро выдалось ясным, ночью был мороз, лужицы были покрыты тонкой ледяной корочкой. В 70 километрах на юго-западе нам впервые в этой поездке открылись вулканы Большой (5165 м) и Малый (3925 м) Арарат, расположенные в Турции.
Нам сегодня предстоит пройти несложный, но утомительный путь к конусу Аждаака – около 9 км. Выбирая участки без снега, идем змейкой по сырой траве, перешагивая через многочисленные ручейки, которые журчали всюду – жаркое солнце быстро «съедало» снежники, на обратном пути это было особенно заметно...

Чтобы не терять высоту – проходим траверсом крутые заснеженные склоны. Утром снег хорошо держит, но без кошек местами идти некомфортно – возможно скольжение вниз, правда, падать некуда. Поднимаемся выше, через 3 ч взору слева отрываются конусы вулканов и вулканчиков небольших размеров. А вскоре впереди нам открывается громада Аждаака, заваленная снегом.

У его подножия устраиваем привал и намечаем путь подъема через западную седловину к его кратеру. По-прежнему основная трудность – высота, выйдя на край кратера, по его кромке идем 200 м до вершины. Внутри кратера из-подо льда видны зеленоватые воды большого озера.

Арагац
Для подъема на вершины Арагаца мы используем Бюроканский маршрут: Ереван – Аштарак – Бюрокан – озеро Кари (3190 м). Массив Арагаца еще находится под снегом.
Планируем ехать по дороге на метеостанцию и искать самые верхние свободные от снега пятачки для штурмового лагеря.
До самого верха, к озеру Кари, тянется хорошая асфальтированная дорога, за 300 м до него дорогу перегораживают зимние снежники, высотой 2-2,5 м. Коридор, шириной в дорогу, прочищен дорожной техникой.

Район озера – место ветреное, в 500 м от конца дороги по направлению к Арагацу стоит здание метеостанции (1930 г. постройки).

Утром легкий морозец, ясное небо. Выходим на снежные поля и двигаемся вдоль отрога Южной вершины, подъем пологий и простой.

Выйдя на западный склон самой вершины, пытаемся траверсом пройти на перемычку между Южной и Западной вершинами, а оттуда планируем сходить радиально на обе горы. Нет, здесь без кошек пройти сложно, плотный фирн заканчивается внизу камнями! Поворачиваем вверх и поднимаемся по заснеженным осыпям на гребень Южной вершины. Пологим гребнем поднимаемся на вершину (3898 м), в сторону кратера вулкана Арагац висят метровые карнизу.

Снега много, крест на вершине занесен снегом по самую перекладину. С Южной вершины круто спускаемся прямо на перемычку (3808 м). На спуске крутая осыпь вперемешку со снегом, местами под осыпью – ледовая корка.

Южная вершина с перемычки Южная - Западная

Южная вершина на спуске

С перемычки поднимаемся вверх 1 ч по противной подвижной осыпи, плывущей вниз под ногами. Каша из снега и мелкой осыпи доставляет массу хлопот: приходится часто останавливаться и выравнивать дыхание.
Южная с подъема на Западную

Восточная вершина с Западной

В 12 ч группа собирается у высокого креста на Западной вершине (4010 м). Где-то здесь есть памятная надпись А. В. Пастухова о пребывании на горе в 1893 г., но искать бесполезно – все под снегом.
Около 15 ч спускаемся вниз к метеостанции, у нас много времени восстановить силы для завтрашнего штурма Северной – самой высокой вершины Арагаца.
Ранний подъем не оправдал ожиданий – крупа, низкая облачность. Решаем переждать непогоду. Маршрут на Северную вершину от метеостанции и в хорошую погоду слишком длинный – 12 км и занимает до 12 часов. Нужно выйти на перемычку между Южной и Западной вершинами (набор высоты от метеостанции - 1700 м), спуститься в кратер (сброс - 300 м), затем подняться на перемычку между Восточной и Северной вершинами (набор высоты – 200 м). И только затем идти на Северную (набор высоты – 400 м). А потом весь путь проделать в обратном направлении! Суммарный перепад высоты – 5200 м! Да еще в такую погоду – перспектива малоприятная, это может занять 15 и более часов...
Северный Арагац. Мы пойдем с другой стороны
Мы пойдем по Апаранскому маршруту через селение Арагац и ущелье реки Гехарот (Красивое ущелье – арм.). Для Северной вершины – это самый оптимальный маршрут, подъем идет на перемычку между Восточной и Северной и затем по гребню-склону прямо на вершину.
Селение Арагац остается внизу, наши палатки установлены на высоте 2200 м у родника, рядом с «домашней» часовней Луйсахпюр.

Завтра утром к 7:30 приедет вездеход ГАЗ-66, который подбросит нас на 6 км вверх по ущелью до высоты 2750 м. Перспектива окрыляет, с бодрым расположением, духа устраиваемся на ночлег.
Утро - туманное, верховьев ущелья не видно, мелкий дождь убивает надежду...
Вездеход рычит, шарахается по сторонам и, подпрыгивая на валунах, медленно забирается по грунтовке в горы. Нас мочит мелкий дождь, а мы, уставившись вверх, ловим малейшие изменения погоды.
Слава Богу, что трава под ногами невысокая, а то мы промокли бы до самых курток, дождь не прекращается. Многие сильно промокли. Снимаем одни куртки, надеваем ветровки и поверх накидки. На время помогает, порыв ветра приносит небольшой просвет. Выглянул кусочек солнца, сразу становится жарко – накидки снимаем, куртки надеваем. Снова ненадолго. Наползает облачность, повалила крупа, все вокруг одевается в белое сахарное одеяло. Рельеф сглаживается, ориентировать трудно. Двигаемся по GPS-навигатору, ни черта не видно! Поднимаемся уже 4 часа.
И все вверх и вверх по заснеженным местами крутым камням, снежным крутым пятнам, в которых топчем ступени. В верхней части с вершины к седловине спускаются скальные гребешки-островки, их обходим слева или справа по крутым снежным склонам. Перед самой вершиной - короткая ступень и мы на Ложной Северной вершине (4090 м).
Владимир Шатаев и Алина Сталенкова на Северной вершине

Северная вершина Арагаца (снята с Западной вершины)

Сама Северная вершина (высота та же 4090 м) – чуть в стороне через провал. Летом этот путь занимает 10 минут. Сейчас же провал заснежен с карнизами, видимость – 20 м. Решаем не рисковать и уходим вниз. Подъем у нас занял 5 ч. 10 мин, спустились к вездеходу на 2750 м за 4 ч. А на спуске небо просветлело полностью, мы увидели весь путь подъема и обе вершины Арагаца - Восточную и Северную…
Спуск с Северной вершины

Крепость Амберт

Таким грибами мы питались

Чудо-водопад у г. Джермук. Высота 70 м

Гарни. Храм Солнца, эллинская архитектура

Звартноц. Через развалины храмы просматривается красавец Арарат

Из таких косичек армяне делают аппетитные салаты

Монастырь Хор-Вирап

Озеро Севан

Памятник христианского наследия. Монастырь Нораванк

Наша команда в день отъезда

Восхождение на Арагац не требует верёвок и альп.снаряжения?

Весной и в начале лета может понадобится веревка для организации групповой страховки только на Северной вершине. В июле-августе все идется ногами.

В июле-августе там тоже всё сыплется. Надежные горизонтальные перила на гребне Северной вы тоже вряд ли сможете натянуть: выступы хлипкие, а обычные крючья там бесполезны - разве что допотопные "морковки". Можно, конечно, запастись двумя-тремя большими петлями из двойного репа (на любителя). Самые опасные участки: обход справа жандарма после ложной вершины и разрушенный предвершинный гребешок (~15-20 м), сужающийся местами до 30-35 см. - тут, пожалуй, единственное место, где можно использовать перила. При сильном ветре, облачности, некоторые могут потерять самообладание (учитывая и психологический фактор - возможность улететь на километровую глубину). На вершине могут безопасно поместиться 5-6 чел. - не более! Никакой технической трудности вершина не представляет, но.... Берите "на всякий пожарный" 20-метровый кусок 9-10-мм веревки.

Очень интересно!
Тоже так хочу!

Красивое место,я там 2 раза был. Ой а вино там Арагац еще существует или уже не продается?

Вина Арагац не видел. Есть неплохой коньяк с таким названием. А вина там "море", качество отменное, подделок утверждают не бывает. Нам понравилось гранатовое (винзавод "Арени"). Цены доступные - 1000-2000 драм. 1 драм=13.3 рубля.

2000 драм * 13.3 рубля = 26 600р
это цена за поездку или за вино?

Монастыри, озеро Севан, водопад... - красиво!!!
Карабахский хребет, Арараты - манят, каково на душе у армян - всегда видеть это и осознавать, что было утрачено и теперь не их?!

Арараты у армян не утрачены - они на месте
Так же, как наши горы находятся по всему миру
Горы не могут принадлежать кому-то

"Горы не могут принадлежать кому-то" - так же как моря, реки, озёра, леса... Земля и Небо.
Поэтому частная собственность на землю - полная чушь собачья!
Человек, живущий от силы 100 лет не может иметь полное право на объекты, которые существовали до него и будут после миллионами лет.

Однако армяне жили на территории современных Турции и Азербайджана задолго до прихода тюркских народов на эти земли,
и эта грызня идёт тыщу лет, последние события это Баку, Карабах, в 1915 был государственный геноцид 3 млн. армян.
Многие из армян помнят это из рассказов предков, знают, что до этого жили возле озера Ван... не от хорошей жизни армяне оказались в Крыму,
откуда их Екатерина переселила на Дон (потомки живут в р-оне Нахичевань в Ростове) для того, чтобы экономически подорвать крымских татар,
и это ей удалось.

Одно дело прийти в горы как гость и прогуляться, совсем другое жить там постоянно.

Хорошо тогда сходили! В этом году был на Северной 18 апреля, удивительно, но снега было меньше.