О шлямбурах, карабинах, веревках и многом другом…
Андрей Васильев делится впечатлениями о поездке на ежегодную встречу комиссии по безопасности UIAA (23-28 мая 2011г., Yverdon-les-Bains, Swiss).
Следующее заседание комиссии пройдет с 29 мая по 1 июня 2012 года в Санкт-Петербурге.
Вот уже второй год я приезжаю на заседание Комиссии по безопасности UIAA, поэтому эмоции и общие впечатления опускаю. Тем более, что впечатления мои не изменились – ежегодная встреча, где обсуждаются порой важные вопросы, иногда принимающие решения по этим вопросам, но большая часть обсуждений заканчивается фразой: «давайте создадим рабочую группу и поговорим об этом в следующем году». Иными словами происходит все очень долго и обстоятельно.
Сама встреча длится четыре дня и состоит из двух частей – заседание собственно комиссии по безопасности, куда входят национальные делегаты, и пленарное заседание, на котором присутствуют члены комиссии и представители фирм-производителей снаряжения, являющихся партнерами UIAA по программе “Safety Label”. Всего около 35 человек.
Вопросы, обсуждавшиеся на внутреннем заседании, потом были вынесены на пленарное заседание, поэтому делить рассказ на две части не вижу смысла.
Пленарное заседание длилось два с половиной дня. Первый день был посвящен «железу» (metal parts), второй и третий – общим вопросам и «швейке» (textile parts).
Далее очень кратко и обобщенно о наиболее интересных с моей точки зрения темах, которые обсуждались на прошедшей встрече.
Коррозия шлямбурных ушей в морском климате.
Тема обсуждалась и в прошлом году. Суть проблемы – в мире большое количество регионов с влажным морским климатом. Скалы в этих регионах являются объектами скалолазания, имеют пробитые дорожки. С течением времени (20-30 лет) шлямбурные уши, даже из нержавеющей стали подвергаются коррозии. Причем часто коррозия не сильно заметна внешне.
Я не специалист в металлургии и мне всегда казалось, что «нержавеющая сталь не ржавеет», но постоянно употреблялся термин – stainless steel. Разбирались причины коррозии и обсуждался подбор оптимального сплава. Было выдвинуто предложение разбить «уши» на три группы ввести специальную маркировку «только для закрытых помещений», «для обычных условий», «для морского климата». Было приятно услышать хвалебные отзывы о титановых ушах из России - «Ушба». «Лучшая сталь – это титан ☺».
Для примера привожу картинку из показанной в прошлом году презентации. На картинке пара шлямбурных ушей снятые с одного маршрута.
По результатам испытаний левый образец разрушился при нагрузке 2,5 kN, правый – 28kN. Визуальной разницы практически не видно. Из рекомендаций, которые были даны – производить периодическую смену шлямбурных ушей. На мой взгляд, есть над чем задуматься, так как многие маршруты в нашей стране и в Крыму пробиты ой как давно…
В один из вечеров ездили лазить на местные скалы (очень похоже на Крым - такой же известняк). Маршрутов много, имеется прекрасный «гайдбук» красивый, цветной, подробный, понятный… Просто приятно держать в руках. Даже нельзя сравнивать с тем, что издается в России. Но мы только в начале «пути». Так что надеюсь – все будет и у нас.
Маршруты пробиты 10мм анкерами. Уши разные – Petzl, Fixe, Faders. Нашел вместо двух маршрутов таблички с примерно следующим содержанием «Шлямбура сняты. Проводится реконструкция маршрута».
Тестирование карабинов
Подходы к тестированию карабинов тоже обсуждаются уже не первый год. В настоящее время по стандарту карабины проходят три теста – в продольном направлении с закрытой защелкой (не менее 22kN), в продольном направлении с открытой защелкой (не менее 7kN), в поперечном направлении (не менее 7kN).
В реальности существует гораздо больше положений, в которых карабин может быть нагружен. В этих положениях карабин испытывает большие нагрузки, на которые он не рассчитан. Ниже привожу несколько картинок, из презентации, показанной представителем Petzl.
Кроме этого, производители, стремясь максимально облегчить карабин, делают их все более и более тонкими. Был продемонстрирован карабин, согнутый поперек почти под 90 градусов. Такие карабины выдерживают все требуемые тесты, но могут представлять опасность при нагрузках в других направлениях.
В этой связи обсуждался вопрос о введении дополнительных тестов для карабинов и об увеличении требуемой нагрузки в продольном направлении при открытой защелке. Также обсуждался вопрос о требованиях к форме карабина, такой чтобы она максимально исключала неверное позиционирование карабина. Была создана рабочая группа для подготовки предложений. Дискуссия продолжится в следующем году.
Устройства а-ля реверсо
В настоящее время все более популярными становятся устройства, которые могут работать в режиме «автоблока» (reverso, ats, ghost и др. ). При применении устройств такого типа в режиме «автоблок» оно крепится к станции за верхнее ухо.
Проблема заключается в том, что настоящее время отсутствует стандарт, регламентирующий нагрузку на это ухо. Предлагается разработать предложение и добавить этот тест в стандарт на тормозные устройства.
Амортизаторы для via-ferrata
В настоящее время стандарт предполагает только один вид амортизатора без учета массы груза. Из результатов испытаний следует, что амортизаторы должны быть разными. Например, для веса – до 50 кг, для веса 50-80кг, для веса – 80-100 кг…
Для каждого веса требуются свои разрывные усилия, максимально компенсирующие энергию падения. Тема обсуждалась долго и горячо. Для Европы, где таких маршрутов сотни – это актуально. Предложено создать рабочую группу для разработки нового стандарта.
Об образовательных программах
Идет разговор о необходимости образовательной деятельности. О том, что такая деятельность является одной из важных функций комиссии. Ниже привожу несколько картинок из показанных презентаций.
О динамических тестах страховочных систем
Данный вопрос обсуждается второй год. Рассказывал представитель фирмы Metolius. Ситуация аналогичная ситуации с карабинами. Существующий стандарт на страховочных системы не может гарантировать 100-процентную безопасность.
Динамические тесты систем показывают, что если манекен (тело) падает не «по стойке смирно», а боком, горизонтально, вверх ногами, то есть вероятность разрушения страховочной системы. В частности, опасность представляют очень популярные «быстрые» пряжки. Они могут как «протравливать» опасно большое количество стропы, так и полностью перерезать стропу.
Такого не происходит с традиционными пряжками, где пряжка толще и она не работает как нож даже в случае неправильного положения стропы в пряжке.
Вносится предложение выработать требования к «быстрым» пряжкам и внести в стандарт новые динамические тесты. Создана рабочая группа. Обсуждение продолжится на следующий год.
О самостраховках
В настоящее время отсутствует стандарт на самостраховки. Говорили о необходимости введения такого стандарта и об испытаниях самостраховок разных типов. Самостраховка является довольно опасным элементом снаряжения, так как при срыве легко достигнуть фактора рывка 2 (выход над станцией на всю длину самостраховки).
В Европе эта проблема усугубляется популярностью маршрутов via-ferrata. При тестах разных самостраховок наихудшие результаты показали самостраховки из материала dyneema, так как этот материал обладает очень невысокой способностью к растяжению и соответственно плохо поглощает энергию падения. Стропы из полиэстера – несколько лучше, но также плохо.
Лучшие результаты показывают самостраховки из динамической веревки или с компенсатором рывка. Поговорили о daisy-chain. Данное изделие довольно популярно, но не может быть рекомендовано в качестве самостраховки.
Боюсь, что после прочтения данного раздела разгорятся бурные дискуссии среди любителей и не любителей этого изделия.
Я провел небольшой опрос представителей разных «школ альпинизма». Все сходятся на том, что самостраховка daisy-chain популярна, но они ее не рекомендуют к использованию. Европейцы категорично, американцы чуть менее категорично…
О веревках
Вопрос о внесение изменений в методы тестирования веревок. Обсуждалось долго. С графиками, таблицами и спорами. На мой, не профессиональный взгляд это вопросы скорее для производителей веревок, чем для общего обсуждения. Во всяком случае они понимали друг друга с полуслова. Из доступного для моего понимания - тестирование производится при определенной температуре и влажности воздуха. Эти условия предлагается изменить. Была показана очень интересная презентация лаборатории Штутгартского Университета о влиянии влажности воздуха на способность веревки поглощать энергию падения. Оказывается, что при снижении относительной влажности воздуха с 65% до 50% способность веревки поглощать энергию падения возрастает на 10%.
Вопрос маркировки веревки.
В настоящее время, как правило, маркируется середина веревки. Но «были опасные случаи», когда страхующий не замечал, что веревка кончается. Поэтому предлагается ввести маркировку не только середины, но и конца веревки. И эта маркировка должна быть отлична от маркировки середины.
О введении стандарта на крашпады
В настоящее время такой стандарт отсутствует. Не регламентирована максимальная высота, на которую допустим подъем. Было предложении создать рабочую группу и выработать такой стандарт.
…
Было еще довольно много интересных моментов, но обо всем не расскажешь. На официальном ужине Марко Бонаити (Kong) рассказал, что с первый раз он приехал на эту встречу в 1968 году и с тех пор ездит каждый год. Сорок с лишним лет. Так что с «высоты» своего двухлетнего опыта я, возможно, многое и упустил. Но мне, кажется, что я выбрал основное.
224
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
За счёт тех, кто любит слушать иностранцев.
А наши ничего не умеют и ничего не знают, конечно, по инению тех, кто приглашает иностранцев.
Ведь те, кто приглашают иностранцев, как огня боятся наших знающих.
И не трудно догадаться почему боятся!
СПАСИБО!!!
Вместе с Андреем Васильевым они прочтут лекцию по безопасности альпинистского снаряжения.
А к местным персонажам, которые сами себя считают "самими знающими" надо относится осторожно.
И не трудно догадаться почему.
Ну, отличная идея, и мужчина забесплатно приезжает, как ты говоришь, но почему выбрана именно аудитория жетона? Там что, спецы по снаряжению и безопасности соберутся? Или аудитория в 15-20 человек настолько неоценима, чтобы именно туда, к ним ехали специалисты из Франции и Москвы?
Ну, они там потолкуют, а дальше начнутся перессказы а ля "кто-чего-кому-сказал", называемые "испорченный телефон". Это в лучшем случае...
Мне кажется, что вопросы современного снаряжения интересуют очень многих людей, занимающихся альпинизмом в России. И было бы имхо куда эффективней собрать народ на публичное выступление Жана и Андрея, в Москве, Питере и т.п. - с видеозаписью выступления и дальнейшего ее выкладывания на сайте ФАР. А все эти мероприятия для десятка-другого "избранных", мягко говоря, удивляют общество своей неэффективностью и затратностью...
в этот момент в Цее будут события, посвященные 5-летию Жетона соберется около 80 человек, в т.ч. много экспертов со всей страны, для участия на круглом столе по безопасности.
Если есть желание - попросите Андрея Васильева выступить перед "избранными питерскими товарищами" под видеозапись.
Меня тоже, мягко говоря, тоже иногда удивляют некоторые наши соревнования или outdoor-сми своей неэффективностью и затратностью.
Но это почему-то не останавливает некоторых энтузиастов. Не так ли..
Я не за "питерских товарищей" хлопочу вообще то.
И отвлеченно рассуждая, всё, что неэффективно-затратно, рано или поздно накроется по определению. У кого денег больше - накроется попозже - всего то и разницы. Хотя, разница есть еще в том, что когда накрываются соревнования, проводимые частным лицом на деньги частной фирмы - это одно. А вот общественная структура - совсем иной коленкор.
Что ж, раз это все за счет Андрея и Жана-Франко, я как член ФАР, могу лишь сожалеть, но не выступать против их воли и желаний...
ЗЫ Всё равно не понимаю, почему не сделать эти выступления достоянием широкого круга альпинистов? И Франко, и Андрей вроде как официальные лица, а не представители неких частно-собственнических интересов...
Передам Васильеву предложение записать их с Жан-Франко выстуления на видео и выложить в сеть.
1. Я регулярно читаю лекции на жетоне и на школе инструкторов (кстати, лекции эти регулярно кто-то пишет на видео). Стараюсь рассказывать вещи очевидные, которые трудно трактовать как-то иначе. И аудитория на этих мероприятиях для "избранных" замечательна тем, что она представляет срез всей страны. Санкт-Петербурга, в частности. И этим она ценна. И этим эффективна, с моей точки зрения. Поэтому на жетоне и ЦШИ надо читать такие лекции. Лично я буду продолжать это делать.
Насчет "затратности" мероприятия. Возможно, поездка в Цей и не самая дешевая. Но оценивать это стоит тому, кто тратит деньги. В моем случае - это фирма Венто.
Идея приглашения Жан Франка отчасти принадлежит и мне. Это человек другой школы, другой культуры. Не вижу ничего плохого в том, что он придет и прочитает лекцию. Причем едет он за свой счет (или за счет UIAA - не знаю). Что же плохого в том, что умный человек выскажет свою точку зрения?
2. По поводу публичного выступления в Москве/Питере... Я обычно не отказываюсь читать лекции, но что-то меня пока никто в Питер не приглашал :-)
3. Очень прошу не принимать нижесказанное на чей-то личный счет. Но гораздо проще стоять спиной и говорить "а я против!", чем сказать "а я могу сделать лучше!" и, главное - сделать это! Лучше!
С уважением,
Андрей Васильев
И ты, и он сейчас прояснили эти детали, и многое стало понятно.
Идея приглашения Жан Франка отчасти принадлежит и мне. Это человек другой школы, другой культуры. Не вижу ничего плохого в том, что он придет и прочитает лекцию.
Так и я о том же... И что плохого в том, что эта лекция будет доступна как можно более широкой аудитории?
По поводу публичного выступления в Москве/Питере... Я обычно не отказываюсь читать лекции, но что-то меня пока никто в Питер не приглашал :-)
Ты же сам говоришь, что это твои решения - куда лучше и эффективней приезжать с выступлениями и лекциями. Я то думал, это ФАР организует...
Но гораздо проще стоять спиной и говорить "а я против!", чем сказать "а я могу сделать лучше!" и, главное - сделать это! Лучше!
Согласен.
Только ведь весь вопрос, кто кому и о чем говорит... Иначе, получится "вы нам вообще никто ничего не говорите - мы сами все знаем лучше и сделаем все, как считаем нужным".
Сайт компании Kong
В свою очередь Вальтер Бонатти - один из самых известных итальянских альпинистов.
Статья в энциклопедии Риска
Не всякая нержавейка есть нержавейка.