О шлямбурах, карабинах, веревках и многом другом…

Пишет marich, 17.06.2011 10:36

О шлямбурах, карабинах, веревках и многом другом… (Альпинизм, uiaa, васильев, комиссия по безопасности)

Андрей Васильев делится впечатлениями о поездке на ежегодную встречу комиссии по безопасности UIAA (23-28 мая 2011г., Yverdon-les-Bains, Swiss).

Следующее заседание комиссии пройдет с 29 мая по 1 июня 2012 года в Санкт-Петербурге.


Вот уже второй год я приезжаю на заседание Комиссии по безопасности UIAA, поэтому эмоции и общие впечатления опускаю. Тем более, что впечатления мои не изменились – ежегодная встреча, где обсуждаются порой важные вопросы, иногда принимающие решения по этим вопросам, но большая часть обсуждений заканчивается фразой: «давайте создадим рабочую группу и поговорим об этом в следующем году». Иными словами происходит все очень долго и обстоятельно.
Сама встреча длится четыре дня и состоит из двух частей – заседание собственно комиссии по безопасности, куда входят национальные делегаты, и пленарное заседание, на котором присутствуют члены комиссии и представители фирм-производителей снаряжения, являющихся партнерами UIAA по программе “Safety Label”. Всего около 35 человек.
Вопросы, обсуждавшиеся на внутреннем заседании, потом были вынесены на пленарное заседание, поэтому делить рассказ на две части не вижу смысла.
Пленарное заседание длилось два с половиной дня. Первый день был посвящен «железу» (metal parts), второй и третий – общим вопросам и «швейке» (textile parts).

Далее очень кратко и обобщенно о наиболее интересных с моей точки зрения темах, которые обсуждались на прошедшей встрече.

Коррозия шлямбурных ушей в морском климате.

Тема обсуждалась и в прошлом году. Суть проблемы – в мире большое количество регионов с влажным морским климатом. Скалы в этих регионах являются объектами скалолазания, имеют пробитые дорожки. С течением времени (20-30 лет) шлямбурные уши, даже из нержавеющей стали подвергаются коррозии. Причем часто коррозия не сильно заметна внешне.
Я не специалист в металлургии и мне всегда казалось, что «нержавеющая сталь не ржавеет», но постоянно употреблялся термин – stainless steel. Разбирались причины коррозии и обсуждался подбор оптимального сплава. Было выдвинуто предложение разбить «уши» на три группы ввести специальную маркировку «только для закрытых помещений», «для обычных условий», «для морского климата». Было приятно услышать хвалебные отзывы о титановых ушах из России - «Ушба». «Лучшая сталь – это титан ☺».
Для примера привожу картинку из показанной в прошлом году презентации. На картинке пара шлямбурных ушей снятые с одного маршрута.


По результатам испытаний левый образец разрушился при нагрузке 2,5 kN, правый – 28kN. Визуальной разницы практически не видно. Из рекомендаций, которые были даны – производить периодическую смену шлямбурных ушей. На мой взгляд, есть над чем задуматься, так как многие маршруты в нашей стране и в Крыму пробиты ой как давно…

В один из вечеров ездили лазить на местные скалы (очень похоже на Крым - такой же известняк). Маршрутов много, имеется прекрасный «гайдбук» красивый, цветной, подробный, понятный… Просто приятно держать в руках. Даже нельзя сравнивать с тем, что издается в России. Но мы только в начале «пути». Так что надеюсь – все будет и у нас.
Маршруты пробиты 10мм анкерами. Уши разные – Petzl, Fixe, Faders. Нашел вместо двух маршрутов таблички с примерно следующим содержанием «Шлямбура сняты. Проводится реконструкция маршрута».

Тестирование карабинов

Подходы к тестированию карабинов тоже обсуждаются уже не первый год. В настоящее время по стандарту карабины проходят три теста – в продольном направлении с закрытой защелкой (не менее 22kN), в продольном направлении с открытой защелкой (не менее 7kN), в поперечном направлении (не менее 7kN).
В реальности существует гораздо больше положений, в которых карабин может быть нагружен. В этих положениях карабин испытывает большие нагрузки, на которые он не рассчитан. Ниже привожу несколько картинок, из презентации, показанной представителем Petzl.


Кроме этого, производители, стремясь максимально облегчить карабин, делают их все более и более тонкими. Был продемонстрирован карабин, согнутый поперек почти под 90 градусов. Такие карабины выдерживают все требуемые тесты, но могут представлять опасность при нагрузках в других направлениях.
В этой связи обсуждался вопрос о введении дополнительных тестов для карабинов и об увеличении требуемой нагрузки в продольном направлении при открытой защелке. Также обсуждался вопрос о требованиях к форме карабина, такой чтобы она максимально исключала неверное позиционирование карабина. Была создана рабочая группа для подготовки предложений. Дискуссия продолжится в следующем году.

Устройства а-ля реверсо

В настоящее время все более популярными становятся устройства, которые могут работать в режиме «автоблока» (reverso, ats, ghost и др. ). При применении устройств такого типа в режиме «автоблок» оно крепится к станции за верхнее ухо.
Проблема заключается в том, что настоящее время отсутствует стандарт, регламентирующий нагрузку на это ухо. Предлагается разработать предложение и добавить этот тест в стандарт на тормозные устройства.

Амортизаторы для via-ferrata

В настоящее время стандарт предполагает только один вид амортизатора без учета массы груза. Из результатов испытаний следует, что амортизаторы должны быть разными. Например, для веса – до 50 кг, для веса 50-80кг, для веса – 80-100 кг…
Для каждого веса требуются свои разрывные усилия, максимально компенсирующие энергию падения. Тема обсуждалась долго и горячо. Для Европы, где таких маршрутов сотни – это актуально. Предложено создать рабочую группу для разработки нового стандарта.

Об образовательных программах

Идет разговор о необходимости образовательной деятельности. О том, что такая деятельность является одной из важных функций комиссии. Ниже привожу несколько картинок из показанных презентаций.



О динамических тестах страховочных систем

Данный вопрос обсуждается второй год. Рассказывал представитель фирмы Metolius. Ситуация аналогичная ситуации с карабинами. Существующий стандарт на страховочных системы не может гарантировать 100-процентную безопасность.
Динамические тесты систем показывают, что если манекен (тело) падает не «по стойке смирно», а боком, горизонтально, вверх ногами, то есть вероятность разрушения страховочной системы. В частности, опасность представляют очень популярные «быстрые» пряжки. Они могут как «протравливать» опасно большое количество стропы, так и полностью перерезать стропу.
Такого не происходит с традиционными пряжками, где пряжка толще и она не работает как нож даже в случае неправильного положения стропы в пряжке.
Вносится предложение выработать требования к «быстрым» пряжкам и внести в стандарт новые динамические тесты. Создана рабочая группа. Обсуждение продолжится на следующий год.

О самостраховках

В настоящее время отсутствует стандарт на самостраховки. Говорили о необходимости введения такого стандарта и об испытаниях самостраховок разных типов. Самостраховка является довольно опасным элементом снаряжения, так как при срыве легко достигнуть фактора рывка 2 (выход над станцией на всю длину самостраховки).
В Европе эта проблема усугубляется популярностью маршрутов via-ferrata. При тестах разных самостраховок наихудшие результаты показали самостраховки из материала dyneema, так как этот материал обладает очень невысокой способностью к растяжению и соответственно плохо поглощает энергию падения. Стропы из полиэстера – несколько лучше, но также плохо.
Лучшие результаты показывают самостраховки из динамической веревки или с компенсатором рывка. Поговорили о daisy-chain. Данное изделие довольно популярно, но не может быть рекомендовано в качестве самостраховки.
Боюсь, что после прочтения данного раздела разгорятся бурные дискуссии среди любителей и не любителей этого изделия.
Я провел небольшой опрос представителей разных «школ альпинизма». Все сходятся на том, что самостраховка daisy-chain популярна, но они ее не рекомендуют к использованию. Европейцы категорично, американцы чуть менее категорично…

О веревках

Вопрос о внесение изменений в методы тестирования веревок. Обсуждалось долго. С графиками, таблицами и спорами. На мой, не профессиональный взгляд это вопросы скорее для производителей веревок, чем для общего обсуждения. Во всяком случае они понимали друг друга с полуслова. Из доступного для моего понимания - тестирование производится при определенной температуре и влажности воздуха. Эти условия предлагается изменить. Была показана очень интересная презентация лаборатории Штутгартского Университета о влиянии влажности воздуха на способность веревки поглощать энергию падения. Оказывается, что при снижении относительной влажности воздуха с 65% до 50% способность веревки поглощать энергию падения возрастает на 10%.

Вопрос маркировки веревки.
В настоящее время, как правило, маркируется середина веревки. Но «были опасные случаи», когда страхующий не замечал, что веревка кончается. Поэтому предлагается ввести маркировку не только середины, но и конца веревки. И эта маркировка должна быть отлична от маркировки середины.

О введении стандарта на крашпады

В настоящее время такой стандарт отсутствует. Не регламентирована максимальная высота, на которую допустим подъем. Было предложении создать рабочую группу и выработать такой стандарт.



Было еще довольно много интересных моментов, но обо всем не расскажешь. На официальном ужине Марко Бонаити (Kong) рассказал, что с первый раз он приехал на эту встречу в 1968 году и с тех пор ездит каждый год. Сорок с лишним лет. Так что с «высоты» своего двухлетнего опыта я, возможно, многое и упустил. Но мне, кажется, что я выбрал основное.

224


Комментарии:
-6
Показать комментарий

8
Ну а на прошедшем жетоне такую лекцию замечательно прочёл Андрей :)

0
А что наши преподы на жетоне хуже западников? Ну прямо никак без иностранцев не обойтись!!! За чей счет уважаемый приедет-то?!

-4
Для Тимошенко
За счёт тех, кто любит слушать иностранцев.
А наши ничего не умеют и ничего не знают, конечно, по инению тех, кто приглашает иностранцев.
Ведь те, кто приглашают иностранцев, как огня боятся наших знающих.
И не трудно догадаться почему боятся!
СПАСИБО!!!


6
Ну наконец-то заговорили про карабины, самостраховки и системы.

4
спасибо за заботу о нашей безопасности.

3
http://www.mountain.ru/useful/equipment/2004/dim/ - очень толково про море и шлямбура

3
Спасибо!Очень интересно! И ещё-Бонаити или Бонатти?

6
В 1830 г. Джузеппе Бонаити организовал производство снаряжения для обеспечения безопасности, яхтинга др. До 1977 г. эта компания так и называлась - "Бонаити", а затем была переименована в "Kong". Так что Марко Бонаити, про которого идет речь в статье топикастера является потомком.
Сайт компании Kong
В свою очередь Вальтер Бонатти - один из самых известных итальянских альпинистов.
Статья в энциклопедии Риска

-2
С гайдбуками проблемы будут еще долго. Потому что ушлые личности пытаются монополизировать доступ к информации по маршрутам и районам.
Не всякая нержавейка есть нержавейка.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru