Мужество.

Пишет Николай Кондратьев, 19.05.2011 09:22

Мужество.

Шаварш Владимирович Карапетян

Известный спортсмен, обладатель многих высших международных титулов по подводному плаванию, но мировую известность Карапетян приобрел не столько своими успехами в спорте, сколько мужеством и отвагой.
16 сентября 1976 года троллейбус, полный людей (92 пассажира), который ехал по дамбе Ереванского водохранилища, потерпел аварию и сорвался в воду. Шаварш оказался на месте происшествия случайно, — вместе со своим братом Камо он совершал утреннюю пробежку и, не раздумывая, бросился в холодную воду спасать людей.
Ценой невероятных усилий ему удалось спасти 20 человек. На самом деле Шаварш вытащил из тонущего троллейбуса больше, но не всех удалось вернуть к жизни. Остальных пассажиров спасти не удалось. Сегодня эксперты говорят, что Карапетян был одним из очень немногих людей на земле, физически способных совершить такой подвиг.

Закрытая советская система не позволила, чтобы информация о данном происшествии стала публичной, поэтому долгие годы никто в нашей стране, как и сами спасенные из троллейбуса люди.

Самому Карапетяну этот подвиг стоил двустороннего воспаления легких, которое осложнилось заражением крови. Хотя состояние его здоровья требовало длительного лечения, но уже через полтора месяца он встал с постели и вскоре приступил к тренировкам.
Спустя совсем немного времени после выздоровления он опять же случайно оказался в другой аварийной ситуации — на пожаре Спортивно-концертного комплекса в Ереване. Он оказался на месте происшествия одним из первых и принялся спасать людей, помогая пожарным. И снова — множество спасенных людей и снова травмы — ожоги. Неделю он провел в больнице.
Выздоровев, Карапетян вернулся к тренировкам и установил еще один мировой рекорд на дистанции 400 метров с аквалангом — последний мировой рекорд в своей спортивной биографии. Продолжать спортивную карьеру он уже не мог, травмы сказались на здоровье, и Шаварш вынужден был оставить большой спорт.

Сегодня Шаварш Владимирович Карапетян живет и работает в Москве, преуспевающий бизнесмен, а также почетный президент Российской ассоциации подводного плавания.

Ежегодно в России проводятся Всероссийские соревнования по подводному плаванию на приз Ш.Карапетяна. В 2007 году был создан благотворительный Фонд Карапетяна.

Заслуженный мастер спорта, 7-кратный чемпион СССР по подводному плаванию, 15-кратный обладатель Кубка СССР, 11-кратный рекордсмен мира, 17-кратный чемпион мира, 13-кратный чемпион Европы, лучший подводный пловец планеты, Национальный герой Армении, Почетным гражданином Еревана, кавалер ордена «Знак Почета». За мужество и благородство Карапетян первым из советских спортсменов получил приз ЮНЕСКО «Фер Плей» — приз «Справедливой игры», хотя свой подвиг совершил не на спортивной арене.

275


Комментарии:
13
Здоровья и благополучия такому человеку!
Вот только "Закрытая советская система" в том же 1976 году об этом подвиге писала, по крайней мере я это тогда и прочитал в газетах.

1
Статья в "комсомолке" вышла 12 октября 1982 года. В "литературке" также в 1982 году.

3
И еще, если не ошибаюсь, в 86 на 10-летие писали про этот подвиг. А я в 8 классе выпускное сочинение про это писал....
Настоящий дядька!

7
Увидел пост и сразу вспомнил тот случай с троллейбусом!
О нём писали и комсомолка и "Советский спорт".

Красивый и мужественный парень. Здоровья ему и многих лет жизни!

4
В "Литературной газете" была большая впечатляющая статья об этом. Я даже название запомнил - "Что человек может".
А орден "Знак почета" - это, конечно, просто издевательство. Его давали просто ветеранам труда (у моей мамы есть, примерно тогда же и получила).

У него сегодня день рождения - 58.
Доброго здоровья!

5
От всей души поздравляю Шаварша! Здоровья, здоровья и еще раз здоровья, и благополучия ему и его семье!

4
Классный парень, удачи ему и здоровья !!!

7
Насколько я помню троллейбус лежал на глубине более 10 метров и кроме него никто не мог туда добраться.И еще что запомнилось что ни один из спасенных не проведал его в больнице.Шаварш проникал в троллейбус через окно и порезался стеклом.Потом долго лечился от заражения крови.Отважный и благородный человек.Герой.

1
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

1
Здоровья и удачи!

1
Слава Героям!

1
Slava xoroschim lyudyam nastoyaschim...

0

0
Armenia

4
когда я читал ранее об истории со спасением тролейбуса, то запомнил, как Шарваш там оказался ПОСЛЕ 20 км пробежки, усталый и разгоряченный...Здоровье и тренированность уникальные...

7
Есть книга В.Лейбовского "Двадцать жизней Шаварша" из серии "Сердца,отданные спорту",советую прочесть,там есть воспоминаяния людей,спасенных в тот день,письма со всего Союза,которые доходили до адресата с такой надписью-"Ереван,Шаваршу Карапетяну".Спасибо.что есть такие неравнодушные к чужой беде люди,долгих лет жизни,здоровья!

3
В советской прессе об этом написали именно через несколько лет, в восьмидесятых годах.
После вынужденного ухода из спорта в молодом еще возрасте чемпион работал не на блатной должности где нибудь в спорткомитете, а простым рабочим на заводе, где его и нашли корреспонденты.

4
Это настоящий человек, наш современник, который не лезет на глаза, не является завсегдатаем гламурных тусовок и прочей ерунды. Честь ему и хвала. Громадное спасибо за подвиги и пример.

7
Сезон 1976 года у Шаварша Карапетяна не сложился. Заболев ангиной, он не смог принять участие в соревнованиях в Ганновере и остался дома. Он часто бегал кроссы около водохранилища с тяжелым ранцем за спиной. В этот день, когда до финиша 20-тикилометровой дистанции оставалось 200 метров, спортсмен услышал грохот. Это был далеко не рядовой спортсмен, а многократный рекордсмен мира, чемпион многих самых престижных соревнований. И вот сама судьба устроила ему невероятное испытание. На его глазах в глубокое озеро оборвался троллейбус, набитый пассажирами. 92 пассажира троллейбуса были обречены на гибель, ибо, запертые в железной оболочке троллейбуса, были не в состоянии открыть двери или выломать окна. Троллейбус быстро погружался, грозя стать для всех братской могилой.

Ш. Карапетян и его младший брат заканчивали тренировку. Оба устали, но, не раздумывая, бросились выручать людей, попавших в беду.
«Полтора десятка секунд бега. Полтора десятка секунд на решение. Мыслям ЧТО делать, места не было, на то существовала запрограммированность, сформированная всей жизнью. За эти полтора десятка секунд предстояло выбрать из нескольких молниеносных решений. КАК делать – лучшее. Шаварш четко представлял себе, что ошибка, как и промедление, не подобна смерти, но смерть. Сколько людей оказалось сейчас под водой, он не знал. Впрочем, это уже не имело значения…» Почему троллейбус с пассажирами рухнул с дамбы в воду Ереванского озера, так до сих пор никто точно сказать не может. Версий множество. Официальная – водителю стало плохо с сердцем. Как бы то ни было, но к моменту, когда Шаварш Карапетян добежал до берега, на ходу скидывая одежду, троллейбус уже отнесло от дамбы метров на 25 и он погрузился в грязную воду, на глубину около 10ти метров, подняв со дна тучу ила.

Волей случая !!!??? как раз на месте происшествия оказался, может быть, единственный в мире человек, который был готов помочь, и мог помочь попавшим в беду людям. Он сбросил на ходу тренировочный костюм, прыгнул в воду и рванулся к еще бурлящей воронке. Троллейбус быстро погружался в мутную пучину, его уже отнесло от дамбы метров на 25, и он еще продолжал погружаться. Шаварш мчался туда, сбросив ранец, срывая на бегу одежду. Через несколько секунд машины станут останавливаться, сталкиваться, будут лавиной прибывать люди, с ужасом наблюдая за трагедией.

Не останавливаясь, он бросился в воду. Ничего не было видно: вода в озере была грязная. К тому же троллейбус поднял со дна густую тучу ила. Шаварш ощупью отыскал нижнюю перекладину лестницы, что ведет на крышу, ухватился за нее обеими руками; он ударил в стекло ногами и проник в троллейбус. Сразу же нащупал чье-то тело и с силой рванул его на себя. Ему повезло: человек был без сознания и потому не оказал сопротивления. В это мгновение он понял, что перед погружением допустил оплошность: нужно было выполнить гипервентиляцию - несколько глубоких вдохов. Он знал, что после гипервентиляции может продержаться под водой более четырех минут. Конечно, со свежими силами. Сейчас же ему оставалось держаться только на сверхусилии. Удушье становилось нестерпимым. Когда Шаварш выплыл, брат его был уже на берегу. Оценив обстановку внизу, он понял, что спасать людей придется ему одному. Хотя Камо и был спортсменом-подводником, его квалификации было недостаточно. Позже все специалисты признали, что эту работу в Армении мог выполнить только один человек - Шаварш Карапетян.

...Второй человек оказался тяжелее первого и поначалу выскользнул из рук. Ему показалось, что человек шевелится, и потому нужно было брать его осторожнее, опасаясь ответного захвата. Наверху он увидел несколько байдарок, подошла и одна моторная лодка. - "Нужны акваланги! - крикнул Шаварш. - У спасателей они должны быть. Где спасатели?" Акваланги привезли быстро, - когда он поднял пятого или шестого пострадавшего. Но в баллонах не оказалось воздуха. Нисколько! Не было даже ни легочных автоматов, ни загубников. Но все равно Шаварш продолжал нырять. Трудность теперь была лишь в том, что силы оставляли его, удушье побеждало. Но он снова в последний миг сумел выбраться. Потерявший было надежду Камо на этот раз поднырнул навстречу брату и принял спасенного на глубине. Шаварш понимал, что каждая секунда задержки, каждый лишний вдох может обернуться еще одной потерянной человеческой жизнью. И он продолжал работать в предельном темпе.

Толпы людей продолжали прибывать к озеру. Весть о трагедии мгновенно облетела весь город. Доставленным на берег пострадавшим делали уколы, искусственное дыхание. Некоторые так и не подавали признаков жизни. Их становилось все больше и больше. Прорвавшийся сквозь плотное оцепление Владимир Самсонович Карапетян (отец героя) стоял теперь на берегу и каждый раз уходил - мысленно - с сыном под воду. Он видел, что все тело сына истерзано осколками оконного стекла, и ясно осознавал, что одна лишь потеря крови может в любое мгновение стоить ему жизни. Но и он знал, что эту работу во всей Армении мог выполнить только его сын.

Шаварш снова скрылся под водой. В ожидаемое время он не появился. Прошло еще четыре минуты, - его не было. Секунды воспринимались как минуты. Отец вошел в воду. Все глубже и глубже. За ним - другие люди. Все нарастал и нарастал гул в толпе. Уже устремился под воду Камо, - как вдруг вздох облегчения грянул под небеса: Шаварш снова вышел победителем. В этом погружении, изнемогая от боли и усталости, он потерял сознание. И лишь сила духа вернула ему способность к дальнейшим действиям, - он и на этот раз выплыл с человеком.

Тем временем к дамбе подошли и разворачивались два подъемных крана. Шаварш вдруг почувствовал, что земля уходит из-под ног. Брат подошел к нему и сказал, что сам закрепит трос. Но Шаварш ответил: " Мне проще, я уже там был. Ты будешь наверху". Он спрыгнул с лодки, нырнул, отыскал заднее боковое окно, повернулся к нему спиной, уперся в стену троллейбуса ногами и ударил в стекло монтировкой. Вынырнул, взял конец одного троса и опять исчез. Только после этого он поднялся в лодку и, обессилевший и окровавленный, позволил укрыть себя одеялом. Троллейбус медленно поднимался на дамбу. После падения прошло 44 минуты.

Позже врач определил у Шаварша двустороннее воспаление легких. Мать осталась возле постели сына; она чувствовала, что он еще долго не уснет. Боясь оставить его одного, она не переставая, говорила, охваченная каким-то вдохновением.

"О чем ты думаешь? - спросила мать. - …Если бы были акваланги, я бы вытащил всех". Читать дальше...

Скачать книгу "Двадцать жизней Шаварша"




2
С 1982 года знаю об этом подвиге и горжусь тем, что в моё время совершили его. Ну почему "знак почёта"? За последние почти 30-ть лет многим дали Героев, а такого подвига никто кроме него не совершил. Я лично считаю Шаварша героем, подобному героям из мифов Древней Греции. Такому человеку давно нужно было поставить памятник на главной площади Еревана.
Желаю Шаваршу здоровья и счастья в его семейной жизни. Я горжусь тобой!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru