Дерзкие, смелые и свободные: новое поколение суперскалолазов расширяет границы возможного в Йосемитах.

Пишет zelenskya, 29.04.2011 15:18

Сентябрь. Ясное субботнее утро. 640-метровая гранитная стена Хаф Доум (Half Dome) в самом центре Йосемит. И где-то высоко-высоко на этой стене можно разглядеть молодого человека. Он так высоко, что кажется, лишь орлам есть до него дело. Парня зовут Алекс Хоннольд (Alex Honnold) и он пытается совершить невозможное - пролезть маршрут Regular Northwest Face на Хаф Доум без веревки. До вершины меньше ста футов по вертикали, кончиками пальцев он держится за зацепку шириной в десятицентовую монету, ноги стоят лишь за счёт трения ... Именно в этот момент с ним случается непредвиденное - он чувствует лёгкую неуверенность.

За те два часа сорок пять минут, что Хоннольд находится на маршруте, он ни разу не усомнился в собственных силах и возможностях, поскольку лишь эти два нематериальных понятия связывают его со стеной. Отсутствие веревки и прочего снаряжения не помешало ему идеально выполнить несколько сотен выверенных, физически сложных движений. В таком деле как "свободное соло" сомнения опасны - их нужно гнать прочь. Мысль о том, что пальцы могут перестать держать - фатальна. Но именно это с ним и происходит в данный момент: помутнение разума, паралич тела ... А впереди гладкая как стекло гранитная плита.

Дальше...

В майском National Geographic - Россия опубликована эта статья. Перевод там не совсем точен в названиях скал и маршрутов, но, в целом, довольно профессионален (впрочем, это естественно для столь серьезного издания).

фото не совсем подходит к тексту. хаф дом как раз на заднем плане.
да и Алекс пролез этот маршрут в сентябе 2008, чего только сейчас NG разродился статьей непонятно.

Не понимаю, наверное потому что сам не могу, а мог бы - сделал. Если парень уверен в себе пусть делает

Перевод такой, что смысл частенько меняется,
например:

Впервые стена Хаф Доум была пройдена в 1957-м году командой Рояла Роббинса (Royal Robbins): на преодоление почти полуторакилометровой стены у восходителей ушло 5 дней ИТО-шного лазания и сотня кручьев. Представители следующего поколения - Арт Хигби (Art Higbee) и Джим Эриксон (Jim Erickson) - пролезли эту же стену в 1976-м году за 34 часа. Они использовали совершенно иную технику, полагаясь лишь на собственные руки и ноги, да веревку - на случай срыва.

В оригинале:

When Half Dome was first climbed, in 1957, it had taken Californian Royal Robbins and his teammates five days. To get to the top, 4,840 feet above the valley floor, they'd pounded a hundred or so pitons, thin wedges of steel, into the rock, from which they'd hung ropes to climb—a style called aid climbing. A generation later, in 1976, Coloradans Art Higbee and Jim Erickson climbed Half Dome almost completely free—relying only on hands and feet wedged into the cracks, using ropes only to catch a fall—in 34 hours.

это называетьс худ. перевод. смысл то передан верно.

Из русского перевода я делаю вывод, что стена Халф Дома почти 1.5 км (хотя на самом деле 600 м.)
И что в 1976 г. Арт Хигби и Джим Эриксон - пролезли её свободным лазанием, хотя это на самом деле сделали Todd Skinner & Paul Piana
в 1993 г.
А в оригинале ничего такого не написано.
Но, возможно, на ваш вкус, такие мелочи смысла не меняют.

Перечитал перевод от российского NG - он тоже не безупречен и в части терминов ("клинья", "тесные горные ботинки") и в части передачи смысла - для людей "не в теме", думаю будет непонятна разница между прохождением, прохождением свободным лазанием и фри-соло. Кстати, в том же номере - интервью с Ули Штеком.