Никита Скороходов. Взгляд сквозь объектив
Интервью с Никитой Скороходовым, фотографом, спасателем, организатором мультигонки Nikita Adventure Race
Интервьюировали Никиту сразу две девушки :) - Ирина Морозова и Ирина Чижова (РедФокс)
Перекресная атака вопросами :) но он мужественно выдержал...
Интервьюировали Никиту сразу две девушки :) - Ирина Морозова и Ирина Чижова (РедФокс)
Перекресная атака вопросами :) но он мужественно выдержал...
Никита, расскажи немного о себе. Как ты попал в туризм, альпинизм. Как начал вообще заниматься спортом?
Ну, в общем-то я всегда был подвижным мальчиком =)
В детстве меня «определили» в музыкальную школу. Как это часто бывает, родители хотели разносторонне развитого ребенка. Пришлось закончить, как это тогда называлось, музыкалку, по классу хореографии. После этого меня кидало в разные стороны, начиная от волейбола и баскетбола и заканчивая курсами графики и живописи…
Но где-то к старшим классам, по непонятным причинам, я заинтересовался скалолазанием. И тут получилось довольно странно, практически в одно и то же время, я попал в секцию Липецкого Государственного Педагогического Университета и познакомился с Гладышевым Антоном, которого сейчас общественность знает, как автора и пробивщика скалолазных маршрутов на Ворголе и скале Никита. Было это 10 лет назад.
Стоит сказать, что меня жестоко обманули, и в университете вместо скалолазания оказалась секция спортивного туризма, поэтому мое развитие в дальнейшем происходило по двум направлениям. С одной стороны лазание и поездки в горы в компании друзей, с другой – практически профессиональный спортивный рост в туризме и затем многоборье спасателей. Ну, а несколько лет назад туризм плавно сменился альпинизмом. Вот пожалуй, как-то так…
Ты сейчас уже третий год будешь организовывать гонку Nikita Race. Почему ты будучи спортсменом, участвуя в различных соревнованиях по турмногоборью и пр. вдруг решил сам взяться за организацию мультигонок?
На самом деле меня всегда привлекала организация ничуть не меньше, чем участие. Более того организация зачастую гораздо более интересный и трудоемкий процесс. И еще, выступая на различных соревнованиях российского уровня, мне приходилось участвовать в организации областных соревнований по пешеходному и горному туризму, и по скалолазанию. Идея мультигонки давно витала в воздухе. Но не хватало какого-то толчка что ли… Все время находились отговорки, нехватка времени и прочее… К сожалению, этим толчком стала гибель Никиты Башмакова. Просто это как-то естественно получилось… Желание сделать что-то в память о нем, оформилось в гонку Nikita Adventure Race, которую в этом году мы будем проводить в третий раз. Изначально, мы не претендовали на супер спортивность мероприятия. Просто хотели сделать гонку во многом для своих, для тех кто знал Никиту, и для того, чтобы интересующиеся люди в Липецке смогли попробовать свои силы в чем-то новом. Но так получилось, что даже на первой гонке иногородних участников было вдвое больше, чем местных. Эта тенденция сохранилась и на второй гонке, хотя количество участников увеличилось в два раза.
Гонка развивается. Нам хочется делать ее интереснее, и мы будем стараться. Но для меня очень важно еще и то, чтобы гонка осталась, не знаю как точнее сказать, «домашней» что ли… В смысле уютной, со своей атмосферой. Чтобы люди хотели на нее приехать не только для того, чтобы испытать себя, выиграть призы и прочее, а для того, чтобы встретить друзей, пообщаться и просто хорошо провести время. Хочется верить, что нам это удается.
- Имея опыт организации мультиспортивных соревнований, интересно было бы тебе принять участие в приключенческой гонке Red Fox Adventure Race?
Да, конечно. Red Fox Adventure Race сразу себя зарекомендовала, как гонка для тех, кто хочет «наказаться» по полной. Думаю это самая интересная и жесткая гонка из тех, что сейчас проводится на территории РФ. Ну, по крайней мере, такое мнение у меня сложилось по тем материалам и отзывам, которые я встречаю в сети или в печатных изданиях. Было бы чрезвычайно интересно посетить гонку просто в качестве фотографа или волонтера. Что касается участия, мне кажется, что я пока не готов… Вот только «велосипед подтяну» =)
У тебя такая разноплановая смена деятельности. Ты профессиональный спасатель, много лет проработал в структуре МЧС. А сейчас переключился на фотосъемку. Почему?
Я бы не сказал, что это какая-то смена или переключение, скорее дополнение. Когда я еще учился в школе, у меня был Зенит, и я достаточно много фотографировал на него. Потом в нем что-то сломалось, сейчас уже и не вспомню что, затем была какая-то ужасная 2-мегапиксельная цифромыльница. Последние 10 лет, я довольно много путешествую, и в какой-то момент мне просто надоело «выбрасывать» 90% фотографий в корзину только из-за того, что что-то там неправильно сработало. Очень хотелось привозить качественные снимки, делиться увиденным с друзьями и несколько лет назад я приобрел первую, самую простенькую зеркалку, просто для того чтобы потом не расстраиваться из-за полученной картинки.
На самом деле, с того момента практически ничего не изменилось… И сейчас, процентов 90, а то и больше, из отснятого материала отправляется в корзину. Все также я регулярно разочаровываюсь из-за полученной картинки. Но это происходит уже не из-за техники. Знаете, как в той присказке: «сынок, у тебя золотые руки, и не важно откуда они растут…» =)
В общем, это полезный процесс – снимаешь, сортируешь, анализируешь и делаешь выводы. На данном этапе мне интересно развиваться в этом направлении.
Сложно совмещать техническое восхождение и фотосъемку?
Безусловно. Если рассматривать съемку в горах при сложном восхождении, как основную цель, то это расставляет новые акценты. Мне кажется любая съемка в экстремальных условиях, предъявляет к съемочной группе повышенные требования. Думаю, что качественно снять outdoor способен только человек, посвятивший себя этой деятельности. Фотограф или оператор должен быть в «теме».
Должен понимать, как построить кадр, какие точки съемки для этого выбрать, обязан спрогнозировать следующий момент, знать как выгодно его преподнести. Плюс ко всему он должен владеть навыками того вида деятельности, который он снимает, ведь ему нужно не только находится в среде, но и выполнять свою работу. Встречаются фотографы способные «на лету» сделать качественный материал, но их немного. Я сейчас говорю в большей степени о репортажном фото, когда в кадре находится человек, его эмоции, его взаимоотношения с природой, именно это меня больше всего привлекает в съемке в горах.
Сложно ли тебе было работать на прошедшем женском Фестивале Jordan Women?
Пожалуй, что нет. Очень не хватало fish-eye объектива для панорамных съемок))))
А в остальном все было здорово, главное атмосфера при общении, а с этим все было отлично. Работать было приятно.
Ты человек, который, что называется, за кадром. Каково это – видеть мероприятие извне, с другой стороны, через объектив камеры?
Хм… Через объектив?
Нормально видно, так же как и всем остальным. Иногда больше, потому что приходится постоянно оценивать происходящее с точки зрения ценности момента. Мне кажется фотография учит замечать детали.
В целом, это конечно работа, в том смысле, что участники мероприятия занимаются тем, чем хочется, а ты тем, чем надо. Иногда хочется забыть камеру и погрузиться в деятельность, которую снимаешь, например пролезть какой-нибудь маршрут налегке, или просто отдохнуть.
Компенсирует ли для тебя процесс съемки то, что из-за нее не удается сходить в рамках мероприятия что-то может быть для тебя самого более интересное, как для спортсмена и альпиниста?
Нет, не компенсирует. Это разная деятельность. Задача фотосъемки в горах смещает приоритеты и накладывает свой отпечаток. На данном этапе я разделяю восхождения на те, которые для себя или ради восхождения, и те, которые ради кадра.
- Благодаря твоим фотографиям создается определенный образ мероприятия, можно сказать, что люди видят то или иное событие твоими глазами. Насколько ощущаем для тебя этот груз ответственности?
Ответственность ощущается, но она не давит.
В городе мне часто приходится заниматься репортажным фото с различных мероприятий, в основном это клубные мероприятия. И заказчика, как правило, тут интересует только положительный резонанс от мероприятия. Периодически приходится «вытягивать».
А на различных альпинистко-скалолазно-туристско-катательных соревнованиях и фестивалях работать гораздо проще и интереснее. Во многом это благодаря людям, которые на них приезжают. Они более открыты для общения, с ними работать в удовольствие. Не нужно ничего выдумывать. Конечно, я вижу событие через призму собственного восприятия, и оно отличается от восприятия остальных участников. Но суть от этого не меняется. Если мероприятие удалось, это не сложно показать, нужно только правильно расставить акценты.
- Скажи, часто ли тебе приходится снимать материал в сложных экстремальных условиях?
Смотря что считать экстремумом. .. Практически каждый выезд в горы за последние несколько лет не обходится без съемки. Часто для этого приходится лидировать перед группой, которую снимаешь. Я не думаю, что это экстремально.
Пожалуй, были моменты, когда было трудно снимать в Норвегии. Не люблю на морозе совершать движения, связанные с мелкой моторикой. Как сказал кто-то из полярников: «можно привыкнуть ко всему, кроме холода».
- Какую роль в таком случае играет для тебя специальное снаряжение и экипировка, помимо хорошего оборудования для съемок?
Все очень просто – любое снаряжение и экипировка должны удовлетворять условиям, в которых ты находишься. Важно, чтобы был обеспечен необходимый уровень комфорта, а у каждого он свой. Экипировка должна предоставлять возможность решать задачи съемки, а не задачи по выживанию.
- Как спортсмену, часто ли тебе приходится тестировать какую-то новую экипировку?
Когда приходилось выступать в различных соревнованиях на уровне Чемпионатов России, особенно по многоборью спасателей, то постоянно нужно было работать с разным «железом». Нужно было держать, как говорится руку на пульсе, чтобы не отставать от конкурентов. Часто «железо» использовалось специфическим образом, каждая из команд придумывала свои какие-то методики и техники, а на соревнованиях была возможность подсмотреть и намотать на ус.
Сейчас мне в руки, в большей степени, попадает альпинистское железо, точнее в основном это закладные элементы. Но все же чаще всего приходится тестировать одежду. А тот факт, что последние несколько лет, благодаря женским фестивалям, мы с RedFox очень плотно сотрудничаем, привело к тому, что у меня практически весь outdoor-гардероб от RF. Многие из моделей, которые мне выдавали, были совсем «свежими». Вообще, это очень интересный процесс.
- Приходилось ли тебе рисковать для того, чтобы сделать какое-то особое фото? Насколько это оправданно и что для этого необходимо?
Вообще занятие любым видом активности в горах – это в некоторой степени, своеобразный договор на оправданный (а для некоторых, неоправданный) риск. Фотографируя в горах, я рискую не больше, чем обычно. А чтобы сделать особое фото… Я не знаю критерии особого фото. Важно, чтобы ты сам получал удовлетворение от проделанной работы.
Есть ли у тебя какая-то творческая цель в этом процессе?
Хочется получать стабильно качественную картинку при фотосъемке. Сейчас, когда я фотографирую, уже есть уверенность, что в той или иной серии обязательно будет несколько хороших кадров. Но этого мало.
Хочется определить для себя некие законы, знать, что если сделать так и вот так, то получится кадр, который зацепит зрителя. Понятно, что каких-то 100% аксиом тут быть не может, наверно то, о чем я говорю просто называется опытом. Поэтому нужно учиться, нужно повышать свой уровень не только в фотографии, но и в горовосходительстве. Нужно снимать, сортировать, анализировать и делать выводы. Нужно развиваться, а результат придет.
Фото Никиты Скороходова
Клубная съемка
Alpindonna party
Жанровое фото
191
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Никите успехов, и не забывать "установку на развиваться".
Снимки очень хорошие, в камерном масштабе (спорт, портрет, вечеринка...) замечательно!
А вот пейзажные (которые здесь) до камерных явно не дотягивают... надо бы прибавить.
p.s. Не к работам фотографа , о котором написан данный пост.
Меня вот такой мужик прет очень
http://www.billhatcher.com/#mi=2&pt=1&pi=10000&s=8&p=2&a=0&at=0
http://www.billhatcher.com/#a=0&at=0&mi=2&pt=1&pi=10000&s=2&p=1
Нет пока что у нас такой фотосъемки.
Потому что чтобы снять такие фото нужно
а - лезущий фотограф (именно фотограф, а не просто чел с хорошей фототехникой)
б - команда, которая специально идет маршрут ради съемки, а не просто снимается все по ходу. А это предполагает такутику, ловлю освещения, ловлю кадра и т.д.
и плюс финансирование, потому что специальная съемка с завесками фотографа, плюс необходимая фототехника, расходы на экспедицию, все это очень и очень небюджетно.
Но я очень надеюсь что постепенно мы к этому придем. И у нас появятся качественные материалы.
По крайней мере шаги в этом направлении делаются. И есть люди, которые потенциально стремятся к этому.
Руслан Кочетков...Это если ваще не думать...а так то полно народу
http://www.billhatcher.com/#mi=2&pt=1%CF%80=10000&s=8&p=2&a=0&at=0
Ни фото Ивана Чудакова, ни прочих даже рядом с этим не стоят.
Это во-первых.
Во вторых речь шла о том, что если в репортажке фрирайда, в горнолыжного, мотоспорта у нас уже есть фотографы занимающиеся этим направлением экстремальной съемки, то в альпнизме вообще нет кроме Костюкова.
Да и то, у Димы тоже все же в последнее время больше не стенная съемка.
Просто качественные фото в горах на альпинистских маршрутах на уровне того что снимают европейцы в горах это очень трудоемкий и затратный процесс. Плюс если катающих на сноуборде фотографов много, то лезущих пятерочные маршруты, практически нет.
Поэтому надо стараться поддерживать люую попытку двигаться в этом направлении.
даже к тому немногому что уже есть на данный момент мы тоже двигаемся уже парут лет. И на собственных пробах и ошибках пытаемся поянть вообще хотя бы просто тактику восхождения - как его распланировать и продумать, чтобы поймать в нужное время в нужном месте хороший кадр и освещение. При этом ведь надо лезть самим пятерочный маршрут, завешиваться, успеть подловить команду или как-то с ней договориться о взаимодействии. Ну и так далее
А во вторых, я высказал свое мнение, я не увидел ничего особенного в этих фотографиях. Искренн желаю автору удачи!
Но обрати внимание, в этом интервью нет и намека на то, чтобы сказать: О смотрите - это мол самый крутой фотограф времен и народов и самая крутейшая съемка.
Есть лишь попытка представить человека. Самого человека.
Никита уже два года снимает на разных скалолазных и альпинистских мероприятиях - Воргольские скалы, на женских фестах в Норвегии и Иордании и пр. И до сих пор он оставался за кадром. Сейчас мы решили преставить его самого. В первую очередь речь тут шла о конкретном человеке.
Что касается съемки. ТО думаю ты понимашь про что я. Мне очень жаль, что у нас нет ничего в России такого, как в любом из буржуйских каталогов (Гривелевские артальбомы и пр.) которые открываешь, смотришь и аж дух захватывает. Почему нет, думаю понятно. Я уже перечислила все пункты. ЧТо это не просто взял залез на свою пятерку-шестерку, прихватив с собой камеру. Тут целая команда должна быть. И куча разных ньюансов. Хороший альпинист не будучи фотографом и не занимаясь этим изо дня в день даже профессинальной камерой не снимет круто, а все хорошие фотографы у нас даже зажумарить не смогут, не то, что лидировать на маршруте.
И я очень рада, что появился такой человек - Никита, который именно может и лезть сам шестерочное лазанье, и снимать. И который потенциально и очень быстро растет в этом направлении. С каждым новым мероприятием его фотографии станоятся все интереснее и интереснее.
Да, у нас нет фотографов-организаторов в одном лице, которые бы сами финансировали, проводили и снимали то или иное событие. Большинство съемок в горах у нас в России проходит не благодаря, а вопреки, но наивно полагать что никто из супер снимающих ребят России (которых на сегодняшний день - не так уж и мало) не сделал бы такой вот картинки,
http://www.billhatcher.com/#mi=2&pt=1%CF%80=10000&s=8&p=2&a=0&at=0
если бы был в том месте... если бы это была бы работа, а не съемка, ценой зв проживание и проезд...
Для меня лично, кадр Максима Панкова - про лавину с Дых-Тау поэкстремальнее будет большинства приведенных на сайте, безусловно красивых фото...
Ну а про организаторов соревнований, в частности RF и Иже с ними, чей промоушен в данной статье перешкалил минимальные рассуждения про экстреальную фотографию, которую, и в этом я абсолютно солидарен с Максом Панковым, я лично в статье не увидел... Так вот - закладывают ли организаторы соревнований в бюджет расходы на фотографов - вот в чем вопрос? И если закладывают, было бы интересно узнать - how much?
Мой личный опыт взаимодействия с подобными оразнизаторами и прочими функционерами от Альпинизма, говорит как раз об обратном. Если в процессе соревнования или подготовки отчета к нему, требуется какая-то картинка и ее нет под рукой - не-где ее взять, то ее просто тырят любыми подручными способами... И люди не парятся... А вы говорите снимать не умеют...
Автору же фото искренне желаю развиваться в этом направлении, а так же, не заморачиваясь на слове "Экстремальный", почитать про дисторцию и ее величину в зависимости от диафрагмы объектива, о том, что горизонт в кадре всегда горизонтален, что Золотое Сечении придумали очень давно, а центральная симетрия в кадре не всегда оправдана, что в фотографии есть понятие "Диагональ", при использовании функций типа "Shado Light" в пост обработке для просветления теней в картинках, существует куча настроек, а не только установка по-умолчанию, что когда вы уменьшаете картинку в пикселях для интернета, обязательно (!) надо повышать резкость, иначе кадр становится мыльный, и еще - не отрезайте пальчики рук и ног...
Еще раз, автору фото - слова Уважения и Удачи!
Конечно, ему удачи:-)
У меня даже целая серия таких. Могу продать ее поклонницам этого красивого юноши. задорого.
глядишь так на fish-eye объектив наберем :)))
Хотя может что-то уже и изменилось за последнее время и я отстала в этом вопросе :)
Так что самое бюджетное это Сигмовские объективы, котоыре делают под все камеры.
Расскажите это всем снимающим на Кэноны с советской оптикой:)
заодно, чтобы не путались где фото Никиты, а на которых он сам.
так действительно лучше.
Творческих и спортивных успехов в дальнейшем!
Фото с малышкой - прелесть!
Ваше творчесвто нас тоже вдохновляет :)
такая реклама, к сожалению больше вредит человеку, чем помогает ему.
вот примеры проф фотографов
Jim Thornburg
Alexandre Buisse
A guide to digital mountain climbing photography from Alexandre Buisse
Jimmy Chin
Cory Richards
из наших "советских" про, вот этот человек-легенда
Геннадий Копейка
Вот так работают проф операторы. Simon Carter
автору удачи и дальнейшего развития.
Мне фото понравились. А когда есть куда расти в профессиональном плане, так это ж хорошо !
Фото хорошие, эмоционально насыщенные. Можно посоветовать обратить внимание на основы композиции, многие фото так и просятся на кадрирование. В том числе и первая ))
Фотка с пейзажем Вади Рама хорошая, с ледопадом фото неплохое, но почему-то хочется чтобы картинка была в зеркальном отражении..
парню не расти надо, а учиться.
зачем обращать внимание "на основы композиции" и какие то кадрирования?
Если бы это был отчет о поездке - никаких вопросов и "композиций и каких-то кадрирований", но человек явно хочет развивать свое увлечение фотографией. Стремление - похвально.
Про "расти надо" - это не я говорила.
Учиться надо - с этим согласна.
вы как то определитесь - либо "хорошие", либо "можно посоветовать".
хорошие работы не требуют доработки в основах.
и вообще - nickua 03:45 23.04.2011 и VladimirKopylov 19:21 22.04.2011 уже высказали резонные замечания. всего несколько человек на фоне сюсюканья про "позитивный пост" и "читать приятно"
Хорошо - это не отлично и не замечательно, не гениально и не великолепно. И таки да, можно советовать.
Вы с дуба что ли рухнули?
вы абстрактный анонимный субъект. никто и звать вас никак.
к тому же, не понимая, о чем я, пытаетесь развести срач на ровном месте.
личная неприязнь... как ни аноним, так какой то вынос мозга вприсядку с бубнами...
****
если б фото были "обычные" которых тут пруд пруди,
о них и говорить бы не стоило.
Фото выделяются осмысленной энергетикой.
Которая слабо зависит от обьектива, имхо.
- Как спортсмену, часто ли тебе приходится тестировать какую-то новую экипировку?
Когда приходилось выступать в различных соревнованиях на уровне Чемпионатов России, особенно по многоборью спасателей, то постоянно нужно было работать с разным «железом». Нужно было держать, как говорится руку на пульсе, чтобы не отставать от конкурентов. Часто «железо» использовалось специфическим образом, каждая из команд придумывала свои какие-то методики и техники, а на соревнованиях была возможность подсмотреть и намотать на ус.
Сейчас мне в руки, в большей степени, попадает альпинистское железо, точнее в основном это закладные элементы. Но все же чаще всего приходится тестировать одежду. А тот факт, что последние несколько лет, благодаря женским фестивалям, мы с RedFox очень плотно сотрудничаем, привело к тому, что у меня практически весь outdoor-гардероб от RF. Многие из моделей, которые мне выдавали, были совсем «свежими». Вообще, это очень интересный процесс.
И причём здесь фото?
А то все заладили "фотография нравится"%))
А Никите - удачи, нового опыта, мудрых учителей и доброй наглости%)
Все фото размещенные по тексту интервью - фотографии самого Никиты, а не того, что он снимал. И половнина из этих фоток снимала я, в том числе и первую фото, на которой всем так нравится красивый юноша. Поэтому я их и не подписывала, потому что в том что я снимаю нет ничего художественного - я просто нажимаю на кнопку.
А по поводу того что снимает сам Никита.
Самое основное что есть в его фото - это его собсвенное индивидуальное вИдение. Можно быть отличным фотографом ремесленником, но не отражать в фото какого-то своего особенного взгляда.
В фотографии Никиты есть энергетика как тут кто-то написал.
Он сам по себе очень позитивный человек, и в том что он снимает - он эманирует свою позитивную энергетику.