Публикуется по просьбе Старикова Г.А., г.Москва, 2006 г. (председатель СТК ФАР).
Вот еще одна история в альпинизме, нашумевшая в свое время, о которой я давно читал где-то в Ежегоднике “Побежденные Вершины”. А недавно пришлось вплотную прикоснуться к сему.
В 1959 году в конце большой памирской экспедиции, в том числе на пик Коммунизма (рук.- К.К.Кузьмин и Е.И.Иванов, начальник – Антонович И.И.) ушел куда-то и пропал Юрий Кассин – завхоз. Его ожидали, искали, затянув более чем на неделю возвращение с ледника, но так и не нашли. Кассин был опытным туристом, мастером спорта. Занимался активно другими видами спорта, имел отличную физподготовку. У него была семья, двое сыновей.
Каким-то образом записки, оставленные Ю.Кассиным в базовом лагере экспедиции и на вершине пика Коммунизма, оказались у Б.С. Коршунова. Это стало известно сыну - Кассину Владиславу, который через многих уважаемых товарищей неоднократно просил Коршунова передать записки в семью, как реликвии, на память. Однако Коршунов не захотел отдавать записки, а главное - записку с вершины (снятую в 1961 г. группой Е.И.Тамма), наотрез отказался! Тогда я довольно просто убедил Коршунова дать мне на время записку с вершины, обещал отсканировать ее, напечатать цветное фото размером с записку и вручить Владиславу в торжественной обстановке. Это и было осуществлено на Правлении Федерации Альпинизма России 30 октября 2006 г.
Вот полный текст записки, снятой из вершинного тура пика Коммунизма в 1961 г. группой Тамма Е.И. На листе несмятого картона 9,3 х 19,7 см, написано довольно ровным почерком на стороне зеленого цвета (сзади красный цвет) – смотрите фото, прилагается.
Благодарю бога детей
своих и Кирилла Конс
тантиновича давших
мне силы закончить этот
путь
Я уже три дня ничего
не ел и хочу взять 1,5
плитки шоколада которых
мне хватит для спуска
тетрадь
фотография
Кассин 5 IX - 59 г
P.S. Погода без облаков
Текст записки с вершины (не полностью и не дословно!) был приведен в статье Н.Колесниковой и А.Полякова “Путь без возвращения” в газете “Комсомольская правда” от 3 октября 1961 г.
Текст же записки, оставленной Ю.Кассиным в палатке, где он проживал перед выходом на одиночное восхождение, дословно и полностью нигде не приводился (копию этой записки Б.Коршунов также передал мне).
Иван Иосифович!
Я добросовестно выполнил Ваше указание – собрать и привести в порядок все имущество. Больше никаких особых дел в базовом лагере до возвращения Кузьмина и Иванова нет.
Абсолютно безо всякого ущерба для дел экспедиции я могу теперь немного “поохотиться с фотоаппаратом”.
Уверяю Вас, что я буду крайне осторожен и вернусь здоровым и невредимым.
Если смогу, то дойду до наблюдательной группы в цирке Беляева и тогда вернусь вместе со всеми. Если не смогу пройти – вернусь раньше.
С уважением Кассин. 27/VIII
P.S. Не забудьте дать радиограмму в Ладжирку о сдаче группой Кавыркова паралона и покупке 5-6 кг сахара. Слова насчет “охоты” – чепуха. Я не могу сидеть здесь… Я должен, я обязан видеть Кир. Конст. и всех его друзей.
Люди, как всегда, в не очень простых ситуациях поступают подчас опрометчиво: “Если нельзя, но очень хочется – то можно”. И это не их вина, а БЕДА.
В опубликованной статье в газете КП 1961 г. авторами были допущены в приведенных отрывках записок Кассина и, особенно, тексте самой статьи частично серьезные неточности и, пожалуй, “выдумки”. Пользуясь этой статьей, Юрий Ицкович в готовящейся пространной статье к 7 книге ААС также не убежал от ПРОСТОГО передергивания фактов, имевших место в экспедиции 1959 года, а также некорректно воспользовался “на халяву” текстами записок из моей статьи, ранее присланной Г.Г.Андрееву (плагиат?). Какие ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ поставлены в этой новой статье Ю.Ицковичем для молодых спортсменов-альпинистов в свете спортивно-технической комиссии Федерации Альпинизма России, разбирающей несчастные случаи? Еще раз прославить “героев-туристов” 2007 года при зимнем траверсе Безенгийской стены? Вместо того, чтобы толково и строго сказать о том, как не стоит ходить в горах... и жить долго, Ю.Ицкович предложил конкретное неуважение к ВЕРШИНАМ - ту-у-р-ристкую выдумку: “...постоять на их МАКУШКАХ”.
61
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
А про уважение- вопросы религии. Приличные люди не обсуждают чужую религию.
Что делите? Свою молодость? Свои увлечения?
см . http://www.alpclub.ur.ru/bez_str/kassin.html
Есть в русском языке очень емкое слово - "одержимый". Иногда его произносят" с легким презрением, а иногда - с уважением. И тогда понятие "одержимость" смыкается с более высоким и красивым - "горение". Из стана "одержимых" пополняются кадры талантливейших людей - изобретателей и художников. В стане" "одержимых" живут и альпинисты...
Леша.
Знаешь, как в той песенке пелось "настоящих буйных - мало, вот и нету важаков"...
Добавлю, что одержимые, похоже, кончились. Граница по времени упадка периода "одержимости" проходит где то в начале 90-х, с появлением коммерческого альпинизма....
Возможно, я не права...
Все, кто с этим парнем сталкивается, сразу замечают это "горение", страсть.
Серега тоже у него партнер того же плана, только флегматичнее (это такое флегматичное "горение" :))