«Главное – любить горы и всегда думать на шаг вперед»: Наталья Косолапова об альпинизме, ЦШИ и планах на будущее
На прошедшей этой зимой Центральной школе инструкторов ряды представителей «сильного пола» разбавила лишь одна девушка, но так ярко показавшая себя, что тренерский состав не сомневаясь присудил ей одну из трех стипендий Red Fox.
Наталья Косолапова пришла в альпинизм в 2005 году и за последние 5 лет сумела заявить о себе. В настоящее время руководит альпинистским клубом «Политехник», ведет общественную работу в Правлении ФАСиЛ СПб в квалификационной комиссии, оформляет разряды. Её имя также прозвучало в тревожных новостях с Чемпионата России в Узунколе в 2008 году, когда при восхождении Наталья упала в ранткюфт. К счастью, тогда всё обошлось, и спортивная жизнь альпинистки не стоит на месте. Наталья участвует в рейтинговых соревнованиях ФАСиЛ по альпинизму, скалолазанию, ледолазанию и драйтуллингу.
- Наталья, а чем ты занимаешься в свободное от спорта время?
- В миру я – физик, учусь в двойной аспирантуре в России и во Франции, пишу кандидатскую диссертацию по физике плазмы. Преподаю также деткам математику и физику понемногу. Но только в свободное от альпинизма время (улыбается).
- Как тебе удается совмещать активную спортивную жизнь с работой и «земными» заботами?
- Удается… с трудом... К сожалению, все меньше времени остается на горы, каждый год стараюсь выкраивать отпуск и ехать на любимый Кавказ летом на три-четыре недели и весной на недельку в Крым, иногда получается и зимой во время новогодних каникул. Я думаю, что большинство альпинистов – успешные люди, которые не делят жизнь на «горы» и «работу». Альпинизм и для меня – стиль жизни. Не могу представить свою жизнь без гор.
- Петербург – один из городов-лидеров по подготовке альпинистов первой величины. Здесь достаточно много клубов. Благодаря чему, по-твоему, удается так успешно готовить чемпионов и мастеров?
- Недалеко от Санкт-Петербурга, примерно в двухстах километрах, находятся красивейшие скалы Карельского перешейка – колыбель питерского альпинизма. Думаю, во многом благодаря этим удивительным местам альпинизм и скалолазание стали столь популярны в нашем городе.
Клубов у нас действительно много. Все больше молодежи стремится поехать в горы, основная масса – это студенты и недавние выпускники ВУЗов. Огромная заслуга в развитии альпинизма как спорта, безусловно, принадлежит ФАСиЛ СПб и ее президентам – Капитанову Олегу Викторовичу и Тимошенко Татьяне Ивановне, которые воспитали много талантливых и сильных спортсменов.
- Какие альплагеря предпочитаешь для проведения сборов?
- За последние 5 лет мы проводили сборы в Узунколе, Безенги, Уллу-Тау на Кавказе, в Хибинах, в Крыму. Очень хочется поехать в Азию, но у меня пока не складывалось. Надеюсь, в ближайшее время удастся организовать клубный сбор в Ала-Арче.
Критерии выбора альплагеря для сбора зависят, в первую очередь, от состава участников и их планов. Конечно, всегда стараемся учесть также финансовую сторону вопроса, подбираем бюджетный вариант. Но в любом случае главное – горы.
- Ты следишь за спортивными достижениями других женщин-альпинисток? И есть ли кто-то, на кого ты ориентируешься, кто для тебя пример?
- О, да! (улыбается) Галя Чибиток для меня кумир. Талантливая, обаятельная, сильная и очень харизматичная девушка. Не влюбиться в нее просто невозможно! Марина Коптева – зачитываюсь ее постами на «Риске». К сожалению, лично пока с ней не знакома. Искренне восхищаюсь Людмилой Андреевной Варжапетян, МС СССР - каждый год она руководит сборами СПбГУ. Наша Татьяна Ивановна Тимошенко - ее энергии хватает, чтобы двигать альпинизм в Санкт-Петербурге, растить чемпионов, руководить сборами, при этом, она и сама ходит сложные маршруты!
Мне нравятся проекты Иры Морозовой – фестивали альпинизма. Она подает их в легком, красивом формате, который занимает свою уникальную нишу в современном альпинизме.
На мой взгляд, объединяет девушек-альпинисток сильный характер и уверенность в себе. Все они четко понимают, чего хотят добиться в жизни и приходят в альпинизм не для того, чтобы самоутвердиться.
- Ты считаешь, это представительницы «женского альпинизма»?
- Я бы не стала делить альпинизм на «мужской» и «женский». Горы-то не делят нас… Они либо пускают, либо не отпускают. Не так важен пол и даже физические качества, выносливость, сила. Важно понимание куда, зачем ты идешь и с кем. Я думаю, выделение только «женского» альпинизма может быть даже опасным…
- Ты сама предпочитаешь ходить с женщинами или в смешанных командах?
- У меня есть опыт работы как в смешанной связке с замечательным напарником – Ваней Чуркиным, так и в женской двойке – с Катериной Тузовой в рамках Кубка в 2008 года. Во время Кубка и подготовки к нему мы с Катей прошли около десяти маршрутов.
Что больше нравится? Это как сравнивать кислое с мягким (улыбается). В смешанной команде работать немного легче. И даже руководить. Подсознательно как-то спокойнее, чувствуется рядом сильное плечо.
В женской связке и сложнее, и проще. Проще понимать друг друга, нет бессмысленного соперничества. Сложнее – психологически. Больше ответственности приходится брать и за себя, и за напарницу.
- Наташа, какое восхождение стало для тебя самым запоминающимся и сложным?
- Не могу сказать, что в моей жизни были очень сложные и выдающиеся восхождения. Самые запомнившиеся – на Безенгийскую стену по маршруту 4Б, Катын и, конечно, наша с Ванечкой «Шоколадка» по маршруту Деспье 5Б. Приятный маршрут в отличную погоду пролезли быстро и без особых проблем. Думаю, в спортивном плане у меня все еще впереди (улыбается).
- А в чем залог успешного восхождения?
- Главное – любить горы и всегда думать на шаг вперед. Конечно, собрать команду, составить тактический план, учесть погоду… но все это и так знают (улыбается).
- На чемпионате в Узунколе ты сорвалась и получила травму. Не было ли после этого страха возвращаться на горы? Как с ним справилась?
- Самое страшное, что после травмы я на долгое время потеряла веру в себя. И страх был. Особенно когда первый раз после полета снова вышла на лед. Справилась с ним благодаря работе над собой, тренировкам и огромному желанию вернуться в горы. К сожалению, такие вещи не проходят бесследно.
- А через какое время после Узункола ты вернулась в горы?
- Тренироваться начала потихоньку месяцев через 7-8. Очень помогли друзья-альпинисты, ребята из клуба, которые буквально заставили участвовать в соревнованиях по скалолазанию. Через год, в августе 2009, снова была в горах, в Уллу-Тау. Там мы с Ваней сходили несколько маршрутов, в том числе ледовый на Джайлык и 5А на Тютю, помогали своим инструкторам проводить занятия для новичков на леднике. Тогда я поняла, что нужно самой еще многому учиться, и что мне есть, что рассказать менее опытным альпинистам, предостеречь их от чего-то. Так пришло осознанное решение поехать в ЦШИ. Правда, получилось только через 1,5 года…
- На Школе инструкторов в этом году ты была единственной девушкой среди курсантов. Почувствовала ли «особенное» отношение к себе?
- Коллектив подобрался дружный, мы провели три недели в Школе очень продуктивно. Тесты и экзамены – наравне с парнями, только на ОФП у меня были чуть-чуть пониже нормативы. Курсанты – будущие инструктора, которые поведут людей в горы. Считаю, что послабления в обучении и на экзаменах для девушек неоправданны. Однако я все время была окружена заботой и вниманием со стороны курсантов, что, конечно, очень приятно...
- Ты также стала стипендиатом Red Fox. Почему тренерский состав выбрал именно тебя, на твой взгляд?
- Когда собиралась на Школу, я как-то вообще не задумывалась о стипендии - времени особо не было об этом думать. Накануне отъезда мы организовывали в Питере лавинные занятия, поэтому пришлось даже лететь самолетом, чтобы везде успеть. Ехала научиться новому, упорядочить то, что уже знаю. ЦШИ во многом оправдала мои ожидания. Было видно, что наши тренеры не просто выполняют свою работу – они стараются воспитать нас, вкладывают в это душу.
Учиться было очень интересно, мы были загружены каждый день с 7 утра до 11 вечера. Я не понимаю, когда наши тренеры умудрялись спать! Александр Юркин, тренер моего отделения, успевал до завтрака подготовить скалы к занятиям, провесить перила и пробить шлямбуры. Мы идем на завтрак в 8 утра, Саша с рюкзаком – на скалы. А после отбоя почти каждый вечер тренерский совет составлял учебные программы, шла подготовка заданий на следующий день.
Школа – отличный опыт и проверка на прочность, но нужно понимать, что это только репетиция работы настоящим инструктором!
Стипендия обязывает: теперь нужно стать хорошим инструктором, а не просто хорошим курсантом, что намного труднее. Почему выбрали меня и Владимира Рошко из Украины? Думаю, тренерам видней (улыбается). Володя потрясающий человек, сильный и талантливый спортсмен. Он грамотно и понятно объяснял материал на занятиях, легко выполнял все задания и отлично сдавал тесты. Про себя могу сказать, что просто честно работала три недели, как и все, готовилась к экзаменам ночами. Очень важно было услышать от коллег-курсантов, что мы действительно достойны этого, когда в день отъезда сообщили, кому решили присудить стипендию.
- А что стало наиболее сложным для тебя в программе ЦШИ?
- На лавинных занятиях в последнем задании меня назначили руководителем спасательных работ. Было непросто руководить спортсменами, квалификация многих из которых заметно выше моей. Думаю, я справилась. Иначе бы стипендию не дали (улыбается).
- Где планируешь стажироваться в качестве инструктора?
- Этим летом в Безенги с новичками родного клуба «Политехник». Командой молодых инструкторов и старших разрядников мы уже несколько лет проводим тренировки и выезды в межсезонье. Поэтому обучение в ЦШИ было логичным и необходимым этапом в жизни для дальнейшей работы в клубе.
- В каких доработках, на твой взгляд, нуждается программа Школы?
- Мне понравилась идея перенести некоторые модули ЦШИ в регионы. Появится возможность сократить срок обучения в самой Центральной школе, поскольку многим участникам непросто взять 3 недели отпуска в феврале. С другой стороны, больше времени можно будет посвятить обучению дома. Таким образом, обучение станет и качественней, и удобней, и частично получится вернуть Школы в регионы, но уже в новом формате.
На вступительных экзаменах, я думаю, нужно ввести обязательное собеседование и переработать теоретические вопросы – многие из них были спорными. Деление на модули мне показалось разумным, однако не все канадские техники, которым нас учили, я бы стала демонстрировать своим подопечным. Советская, и позже российская, школа альпинизма богата своей историей, у нас сформированы свои техники. Их можно сочетать с канадскими, но не заменять искусственно.
- Наташа, спасибо! И в завершение, расскажи о своем проекте по организации поездок в Альпы?
- Идея сбора в Альпах этим летом принадлежит старшему тренеру клуба «Политехник» Лобачеву Евгению Александровичу. Мы планируем поездку сначала в Итальянские Доломиты, затем – Шамони, Франция. Программа рассчитана на 4 недели начиная с середины июля, примерно на 25 человек. Сейчас составляются спортивные планы, расписывается бюджет поездки, который обещает быть вменяемым. Планируется также классифицировать маршруты в этих районах и внести их в российский классификатор.
Пока трудно сказать, станет ли это ежегодным мероприятием. Попробуем первый раз в таком формате, а там посмотрим. У нас уже есть опыт организации поездок в Европу с альпинистскими целями, правда, менее масштабных.
- Кто может принять участие в поездке?
- Мы организуем спортивное мероприятие в соответствии со всеми требованиями к руководящему составу и к документам. Поэтому и состав участников – спортсмены от 2 спортивного разряда, которые проходят отбор, как на любые сборы. В основном, конечно, альпинисты альпклуба «Политехник», но мы придерживаемся позиции быть открытыми для всех и стараемся не отказывать желающим. В составе сбора есть несколько человек из других клубов и даже других городов. Почему пока только от 2 разряда? Это связано с тонкостями получения разрешения на работу инструктора в Альпах.
На самом деле эта поездка ничем по организации не отличается от сборов, например, на Кавказе, в Крыму или в Азии. Только местом проведения и дополнительными сложностями с визами и логистикой.
Справка:
Образовательный грант «Стипендия Red Fox» учрежден в декабре 2009 года генеральным партнером Федерации альпинизма России – компанией Red Fox. Грант покрывает расходы на обучение лучших курсантов Центральной школы инструкторов и сборов на Жетон «Спасение в горах». Обладателей грантов определяет тренерский совет.
В 2010 году обладателями 12-ти грантов стали альпинисты из разных уголков нашей страны. В 2011 году компания Red Fox совместно с ФАР планирует выделить 14 образовательных грантов на общую сумму в почти 300 тысяч рублей.
Стипендиаты Red Fox 2010 года:
Денис Веретенин
Сергей Косотуров
Александр Ищенко
Виктор Дубинин
Алексей Тюлюпо
Анастасия Ковалева
Мария Кондратович
Артем Максюков
Михаил Носенко
Евгений Мазин
Илья Ефремов
Фотографии: Александр Юркин, Елена Дмитренко
177
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Есть девушки в русских селеньях.... :)
Кстати, никто не в курсе о каком заседании Правления идет речь в этой юмористической заметке? На сайте ФАР об этом ничего нет.