Венера Черешнева: мы были сильны духом!
В рамках серии публикаций на тему «Самые памятные победы сборной России на чемпионатах мира» Венера Черешнева, завоевавшая для нашей страны первую медаль на ЧМ-1991 во Франкфурте (бронзу в скорости), вспоминает соревнования 20-летней давности.
1992 год. Москва. Команда «Ferrino». Слева направо: верхний ряд – Пиратинский А.E, Космачева Н., Иноземцева Ю., Черешнева В., Дмитриевская Т., Кашко, Журкин В., нижний ряд - Лисовой Ю, Каячев А., Самойлин П., Березовский В., Рахметов С.
1992 год. Москва. Команда «Ferrino». Слева направо: верхний ряд – Пиратинский А.E, Космачева Н., Иноземцева Ю., Черешнева В., Дмитриевская Т., Кашко, Журкин В., нижний ряд - Лисовой Ю, Каячев А., Самойлин П., Березовский В., Рахметов С.
- Венера, чем для вас запомнился тот чемпионат мира? С каким настроением вы ехали в Германию?
- Это был первый и последний чемпионат мира, где мы выступали за команду СССР. Третьими в скорости мы стали вместе Кайратом Рахметовым. Теперь его медаль считают казахской, а мою – российской. Я всегда сосредоточена была только на трудности, результаты в скорости для меня не имели значения. Я очень хотела быть в финале на трудность, что у меня и получилось. За день до окончания чемпионата мира был дан шикарный банкет в старинном замке, но я героически не пошла, так как женские финалы на трудность были на следующее утро, и всю ночь слушала рассказы, как там было здорово. В финале я стала 7-й. Вообще-то, в те времена в финал ЭКМ брали 6 женщин и 8 мужчин, но на чемпионате мира сделали исключение и уравняли женщин в правах. На скорость организаторы просили русских выходить на старт не с такими серьезными, сосредоточенными лицами, но мы русские тогда не могли понять, что такое «шоу». За бронзовую медаль я бежала с Юлей Иноземцевой, впоследствии с моей одной из лучших подруг. Чувство что, завоевав первую медаль на ЧМ, я сделала что-то значительное для России, не было. Все прошло обыденно, никто не вспоминал, не поздравлял ни в Самаре, ни в Тольятти. Да, и я сама этому не придавала особенного значения. Единственный бонус - мне присвоили звание МСМК.
- Турнир во Франкфурте стал первым вашим ЧМ, потом было еще 7 подобных соревнований. Имели ли чемпионаты мира какую-либо специфическую ауру? Чем-то отличились от этапов КМ или чемпионатов Европы?
- Что касается меня, я стала понимать разницу между этапами Кубка мира и чемпионатами, только когда я умудрилась завоевать сразу и золотую медаль в дуэли, и бронзовую в трудности на чемпионате Европы (Париж, 1996). И как поется в песенке «То вам седло большое, ковер и телевизор, в подарок сразу врУчат, а может быть вручАт!» И спасибо славному городу Красноярску, я получила в подарок телевизор, квартиру, хрустальный кораблик авторской работы и много других подарков. 1-й чемпионат мира был одним из самых богатых турниров. Спонсором был автомобильный концерн «Mitsubishi». За 1-е место давали 10 тысяч немецких марок, что было раза в 1,5 больше 5 тысяч долларов, которые вручали на обычных ЭКМ. В накопители для участников были накрыты столы со всевозможными горячими блюдами, и даже после старта можно было «от пуза» наесться без ограничения. Увидев тренажер в 1-й день на квалификации, мы были разочарованы. Была стеночка, которую мы преодолевали без особых проблем. И мы были поражены, каким грандиозным предстал перед нами тренажер, когда за одну ночь к финалу достроили огромный потолок и нависания, что для русских в те времена было «смертью». Как только мы переворачивались вверх ногами, силы наши иссякали. Это позже потолки стали моим «коньком».
- Какой из 8-ми чемпионатов мира вам больше всего запомнимся? Почему?
- Запомнился печально чемпионат мира - 2001 в Швейцарии, где я попала в финалы и в трудности, и в боулдеринге, шла домой и рассуждала, что мне делать «и умной, и красивой», так как финалы должны были быть в один день. Тут я оступилась и сильно подвернула ногу. В финал на боулдеринг я даже не вышла, а в трудности меня почему-то заставили выйти на старт, хотя опухшая нога просто не влезала в туфель. И, конечно, остался в памяти последний чемпионат мира в Мюнхене (2005 г.), где я выступала вместе с моей дочкой Яной. В трудности она меня облезла, а я ее - в боулдеринге. Пока на моей памяти не было еще мамы с дочкой выступающих на одном чемпионате мира, и чтобы обе были в 10-ке сильнейших.
- С кем из ваших партнеров по сборной, участвовавшей в ЧМ-1991, вы по-прежнему в контакте?
- Конечно, с Черешневым Олегом. Салават живет неподалёку, но видимся редко.
- А кого уже давно не видели?
- Флюру Жирнову и Юлю Иноземцеву, они сейчас живут в Америке. Давно уже нет с нами Паши Самойлина, Владимира Журкина. Оба погибли в автомобильных авариях. Светлая память…
- Как бы вы оценили уровень той нашей команды?
- О, мы были сильны. Духом особенно. Мы верили, что если не сейчас, то на следующих соревнованиях мы обязательно будем с медалями. В финале трудности у мужчин были сразу три русских парня: Паша Самойлин - 4 место, Джек Овчинников - 5 место, Вова Журкин - 7 место. Сейчас бы так! Да и женщины «были в русских селеньях», правда, чуть позже: Овчинникова Елена, Иноземцева Юлия, Шумилова Елена, и я, конечно. Как правило, финалы в трудности без русских не обходились.
- У вас в памяти остался какой-либо интересный факт, случай, эпизод с соревнований во Франкфурте или же с других чемпионатов мира?
- Конкретно на этом чемпионате мне на пьедестале вручили коробку «Timberland». Представьте себе времена перестройки, пустые полки в магазинах, и как я была рада подарку, моя зарплате в пересчете на доллары равнялась 3-5 долларам, за эти деньги можно было только бутерброд купить в Германии. Но коробка оказалась пустой, организаторы умоляли никому не рассказывать, записали наши размеры и заверили, что нам вышлют по почте «супер-пупер» трекинговые ботинки этой фирмы. Но ожидания оказались напрасными… Может, это наша почта была виновата. Но осадок остался. Теперь-то можно рассказать, ведь ботинки так и не пришли.
Были времена, когда Европа не была единым пространством, и надо было в каждую страну делать отдельную визу. Так как немецкой визы у нас не оказалось на руках, мы ночью переползали границу Австрии – Германии, стремясь попасть на чемпионат Европы (Франкфурт, 1992). Нам не повезло: было полнолуние и вспаханная полоса была как на ладони. Я, Олег, братья Рахметовы (Салават и Кайрат) перебегали от куста к кусту. Причем, мы боялись не того, что нас поймают, а того, что мы не попадем на соревнования. К нашему счастью, у Саши Сизинцева, поджидающего нас на машине, была виза. С рюкзаками нам вряд ли бы удалось пройти незамеченными.
ДОСЬЕ ФСР
Черешнева Венера
МСМК (Тольятти – Красноярск – Москва)
3-кратная чемпионка СССР, 13-кратная чемпионка России, бронзовая призерка ЧМ-1991 (скорость), бронзовая призерка ЧЕ-1996 (трудность), чемпионка Европы-1996 (дуэль), бронзовая призерка ЧМ-1997 (дуэль), серебряная призерка ЧЕ-1998 (трудность).
Все медали сборной России на трудность на ЧЕ (на ЧМ медалей в трудности не было)
1992 - Рахметов Салават, 3-е место
1996 - Черешнева Венера, 3-е место
1998 - Черешнева Венера, 2-е место
2000 – Овчинников Евгений, 3-е место
2004 – Шарафутдинов Дмитрий, 3-е место
175
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Венера, ты- молодец!
Спасибо.