О двух лыжных походах по восточной Гренландии весной 2009 и 2010 гг

Пишет tatianabel, 14.03.2011 15:29

О двух лыжных походах по восточной Гренландии весной 2009 и 2010 гг (Путешествия, гренландия, лыжный поход, восточное побережье, горные районы, ледники, фиорды)

"...ведь Эльбрус и с самолета видно здорово..."
В.Высоцкий

Да, впервые мысль о Гренландии возникла при взгляде на нее именно с самолета, летящего в Америку. Сверху Гренландия похожа на торт - белая сахарная равнина, возвышающаяся над темным столом-океаном. Самым же впечатляющим был край - фантастическая ступенька, где лед и скалы вперемешку устроили давку, пытаясь соединить несоединимое: между океаном и равниной - три километра по высоте! Сразу стало ясно: вот куда надо в поход!

Фильм, снятый участницей похода 2010г, В. Глуховой

Все географические открытия уже сделаны. Земной шар сфотографирован со спутника со всех сторон, и каждый может посмотреть в интернете снимок любого участка. И тем не менее, еще есть места, где природа столь же первозданна, как десятки и тысячи лет назад. Это значит, что даже если человек в этих местах и присутствует со всеми приспособами современной цивилизации, влияние его столь поверхностно и ничтожно, что почти незаметно. Одно из таких мест - Гренландия, и при этом туда, в отличие от, например, Антарктиды, сравнительно легко и дешево добираться.

Каким же нам виделось путешествие по Гренландии?

Со времен Нансена Гренландию пересекли десятки, сотни людей, а в прибрежных горных районах, особенно на восточном побережье, за это время побывало всего несколько научных экспедиций, отчеты которых найти так и не удалось. Нам же именно горные районы были наиболее интересны. В Гренландии они уникальны и до сих пор очень мало исследованы. Самые "свежие" карты - перепечатки "старинных" -- полувековой давности, а спутниковые снимки сделаны в очень грубом разрешении. Неожиданно для себя мы оказались в роли первооткрывателей, о чем может только мечтать любой путешественник.

Таким образом, главной целью наших двух лыжных походов весной 2009 и 2010 гг стало исследование района
фиордов Сермилик-Амассалик на юго-восточном побережье -- горной страны, отделяющей ледяную равнину центральной Гренландии от океана.

Мы не ставили перед собой никаких особых спортивных задач, не планировали рекорды скорости, дальности, или восхождения на какие-либо определенные вершины. Все спортивные элементы служили в первую очередь обеспечению безопасности.

Пройденные 300 с лишним км в 2009 г и 400 км в 2010 г по безымянным ледникам и нехоженным ранее перевалам
показали, что то первое впечатление о Гренландии при взгляде с самолета было правильным. Это да! Это места для настоящих походов! Для тех, кому неинтересно выискивать последние непройденные сложные перевалы в исхоженных местах с единственной целью -- сделать первопрохождение. Вроде как лезть через забор рядом с калиткой или пробираться вдоль дороги по придорожной канаве.

В прибрежных горных районах Гренландии открываются практически безграничные возможности для спортивного туризма и альпинизма: для походов высших категорий сложности на любой вкус, кроме разве лесных с костром и печкой (с дровами там действительно проблемы, да и с лесами - тоже ); для любых сложных восхождений, кроме высотных (высшая точка Гренландии ниже 4км). Здесь почти нет вершин со знаменитыми названиями, и перевалы, имеющие хоть какое-то название - наперечет, зато возможностей для первопроходов сколько угодно, первопроходом является практически любой маршрут.

Фото Т.Беляевой, В.Глуховой,А.Тимошенкова

Отчет о двух походах по Гренландии, 2009 и 2010 со всеми картинками, схемами и приложениями можно посмотреть здесь: http://mesta.anabar.ru/greenland/spb/greenland_2009_1010c.htm