Ты помнишь, как все добывалось?

Пишет alvd, 23.02.2011 18:37

После чтения темы коллеги balabanoff "ЖЕЛЕЗО, С КОТОРЫМ МЫ ХОДИЛИ" пробило на ностальгию. Вспомнил не только то, с чем ходили, но и как это доставалось. Не было теперешних магазинов тур. снаряжения, приходилось изворачиваться по-всякому.

Ледорубы выносили на заказ с упомянутой ЛЭС, их и называли "ледоруб деревянный цельнотянутый". Время от времени кто-то вбрасывал информацию:"Можно заказать кошки (карабины, ледобуры, спусковухи...)" .Набирали побольше, еще и на обмен. За деньги продать лишние карабины в голову не пришло бы, а вот обменять...Качество, кстати, хоть и без сертификатов УИАА, было неплохое, ВПК работал на совесть.
Знаменитая ленинградская пена была на Кировском заводе. Оттуда вынести было не просто, но была у завода свалка в Татьянино, там можно было найти неплохие куски пены, снаряжались целые экспедиции. Я был в привилегированном положении - в Татьянино жила моя хорошая знакомая, ее отец как раз подрабатывал подбором и продажей пены, всегда можно было заказать. До сих пор с этой пеной хожу.
Ботинки, как ни странно, в продаже были все время, фирмы"Скороход", но одноразовые.
"Классные вибрамы фирмы "Скороход",
Повезет, коль хватит на один поход."
Шутки шутками, но в длинные горно-таежные походы брали по две пары, чтобы не остаться в конце вообще без обуви.
Гораздо лучшие вибрамы делали в Киеве, их и называли киевскими. Так что "поезжайте,Шура, в Киев, и спросите..." И ездил, и спрашивал, благо бывали командировки по работе. В центральных универмагах Киева их не было, но можно было поймать в магазинах на окраине.
Веревок довольно долго не имел, были у других участников. Доставались вроде через яхт-клубы, точно даже и не знаю. Когда стал водить сам и понадобилось обеспечивать группу, сначала сильно напрягся, но тут на горизонте появилась будущая жена и вопрос решился. Она работала на предприятии, обслуживающем морфлот, веревки там были. Предприятие режимное, первый отдел бдит, ничего не вынесешь,но разве это остановит настоящих советских людей.
Поехали на турслет, взяли веревки, а там порвали (сожгли, выбросили в пропасть...).
Рюкзак - это отдельная песня. В начале карьеры(конец 70-х) в продаже не было ВООБЩЕ НИЧЕГО, только какое-то убожество для поездки на выходные максимум. Первые два похода ходил, одалживая рюкзак у товарищей. Потом удалось съездить в Москву, купить "абалаковский". С ужасными лямками, сведенными в кольцо у загривка (отличная удавка, конструктора бы с таким погонять, положив килограмм 30), но после их перешивания несколько лет отходил нормально.. Но все вокруг обзавелись капроновыми, пришлось и мне заняться.
Фильтры из техкапрона были на заводе "Что-то.. керамика" за к.т. "Гигант". Мне сказали, где дыра в заборе, подойти к такому-то цеху, спросить дядю Жору. Пришел, фильтров полно, все грязнющие. Жора сказал:"Сходи пока в магазин, купи в счет две бутылки водки, а я помою." Пока ходил и стоял в очереди, все было готово. Пошел домой с добычей, из рюкзака вода капает. Встречные мужики:"Молодец парень, хорошо порыбачил." Кто бы спорил, а я не стал - действительно хорошо.
Дальше - стропы. Тоже проблема, но знакомый как раз купил себе парашют(не в магазине, естественно - где-то у работников аэродрома), шить палатку, а спарывать лень. Договорились - я порю, половина строп мои.
Фурнитура- кольца, пряжка для пояса. С этим без проблем, на любом заводе "любой каприз за вашу водку".
Крепко засел с капроновыми нитками - ни у кого нет. Чуть ли не несколько месяцев искал, пока не выменял пару катушек.
Теперь все в охапку - и к любимой девушке с машинкой "Зингер", работа закипела.Тут еще проблема _ она вдруг резко собралась замуж за другого, к моему рюкзаку интерес утратила. Но оказалось - не так страшно, "мало ли у нас в Бразилии донов Педро".
Скоро его дошила другая девушка, тоже с "Зингером". Слава богу, в СССР хорошие девушки были не таким дефицитом, как капроновые нитки. Потом рюкзак мне 17 лет отслужил.
Совершенно не принадлежу к числу любителей ностальгировать по советским временам. Очень рад, что мои дети, тоже увлекающиеся туризмом, не должны бегать за водкой дяде Жоре, чтобы обзавестись нормальным рюкзаком. Но все-таки все эти совершенно ненормальные способы обзаводиться снаряжением сейчас вспоминаются с улыбкой, как забавные эпизоды туристской биографии - таково свойство человеческой памяти. Если кто-то из ветеранов еще вспомнит аналогичные эпизоды - с удовольствием почитаю.

119


Комментарии:
1
Спасибо, отлично написано, в стиле Славы Сэ !
:)

0
Не знаю, кто такой Слава Сэ, но за отзыв спасибо. :)

5
даа, во времена пошива альпинистами собственного рюкзака мы обменивались цветными стеклышками и вкладышами из жевачки Love is... ))

1
Спасибо!

2
За пеной в Татьянино ездил из Таллина.Полный сервис-подсказали у кого,дали бумагу
(завернуть).Была зима,морозец,и как меня не выгнали из купе,когда потом в тепле
запахло мазутом....Дома отмывал в ванной.Из куска спирали от "козла" сделал резак-пена
была 40 мм.Материал для рюкзаков прислали ребята из Москвы,а в спину вставляли тонкую пену-на фабрике Salvo выпускали хоккейные шлемы и в продажу шли отходы(спилы с толстой пены).Но Это было в середине 80-х.А в конце 60-х не было ничего-месяц проката+
стоимость и я счастливый обладатель чешского синтепонового спальника.Для ушей на шлямбурные крючья выносили заготовки цепей от комбайнов. Для изготовления станка из
8 мм нержавеющей трубки пришлось пойти на "диверсию"-демонтировать эту трубку из
смонтированной,но еще не сданной КиПовской системы Прикумского завода пластмасс в
Буденновске.Станок получился легкий ,удобный и прочный-на нем несли получившего травму.

-1
++в спину вставляли тонкую пену- Это было в середине 80-х.++
А зачем? Коврик - 2 куска 80x40, по 20мм. Он отлично спину формирует, я и сейчас с таким хожу, никакая система формирования спины не нужна.
А для резки у меня одна знакомая отличную приспособу сделала. На столешнице с обратной стороны на выступах (не помню, как правильно называются) просверливаются отверстия на нужной высоте. Столешница переворачивается, в дырки вставляется струна, один протаскивает, прижимая, другой струной водит.

0
Хо... А я свои первые походы с "колобком" совершал. И в ботинках военных. Тогда особым шиком считалось в военной форме в походы ходить - в пятнистом хэбэ, именуемом "комок". А первая палатка была брезентуха без колышков и штоков - я её к деревьям привязывал....

10
Ну если с ужасом вспоминать старое прошлое, то начинал лазать по скалам с костылями, которыми прибивают шпалы и кувалдочкой.
Вместо веревки был пеньковый канат, который стащил на стройке. Было мне тогда 12 лет. Это был 1971 год. С помощью данных приспособ прошел маршрут по камину на скалу указатель над Медовом водопадом в Кисловодске. В 14 впервые увидел капроновую веревку и скальные крючья.
Договорился на уроке труда в школе, и из 40 уголка выпиливал горизонтальные крючья. Карабины овальные за водку приобрел в нашем Кавэлектромонтаже.
Потом попал в секцию Спартак, где обилие снаряжение меня потрясло до глубины души. Стал ездить в большие горы, ходили в триконях, так я их перед выездом день держал в тазу с водой, чтоб подошва разбухла и триконя не вылетали. Первый ледовый молоток сделал из обычного молотка, с металлической ручкой, в кузне, Рюкзаки шили сами, вместе с Киргизом, один до сих пор остался у меня. назывался-в память о Д.Ф. Устинове- цвет был оранжево-черный. Он тогда работал в Джантугане и в Шхельде. Пуховки шили с женой вместе, как сейчас помню, рекорд изготовления-45 минут, включая раскрой, шитье, набивку пухом. Первые кофлахи поменял на 10 ледобуров, правда они были в притык по размеру, так я отпорол во внутреннем ботинке подкладку и утеплил тонким пенополиуретаном. На зимнем Эльбрусе в 1983 при минус 45 ноги остались целыми. Потом стало легче, появилось много буржуев, которым нужны были ледобуры и карабины, и к чемпионату ВС СССР экипировка была что надо. От Киргиза остались кошки Салева, он их испытывал, прыгая на бетон со 2 этажа. Они естественно лопнули в одном месте и он их забраковал, очень был щепетильный по качеству снаряжения. Я предложил заварить их в Тырныаузе, но он сказал, что на таких ходить не будет. Для меня их хватило на несколько сезонов участия в чемпионате.

6
Можно было бы вспомнить про настоящие вибрамовские подошвы, которые каким-то невообразимым образом были "пробиты" и изготовлены на Красном Треугольнике неудержимым Юрой Горенчуком для сборной Буревестника. Эти подошвы ходили потом в Ленинграде на вес золота (прес то был уничтожен) и качества были отменного - резина чуть мягче, чем "буржуйская" и держали на скалах великолепно. И это тогда, когда единственной обувью были триконя :) Потом Спартаковцы клеили эту резину на валенки для зимних и высотных восхождений. А для того, чтобы сделать валенки гибкими в голеностопе, их разрезали и делали шарнир, расплавляя пробку от шампанского - пластик отдыхал :)
Анатолий Палыч Носов шил обувь для зимней Корженевы из войлочных ботиков "прощай молодость", обклеивая их пеной и обшивая капроновым бахилом. Внутренний ботинок делался из борцовок обшитых собачийм мехом.
Горенчуковский же зажим, которым пользуется сейчас весь мир.
Я про первые советские скороварки, сделанные из заготовок к алюминиевым чайникам (если не успевали украсть на правильной стадии, - приходилось заваривать аргоном дырку для носика) пусть расскажут Свердловчане (простите Е-буржцы)

4
А срезанные в самолётах пряжки (ставились на пояс рюкзака)? Прости нас, Аэрофлот.

3
Прости Аэрофлот и за липучки (вэлекра) :))

5
И первая липучка-тоже Аэрофлот.

-1
++И первая липучка-тоже Аэрофлот.++
Да, точно. Я сам, правда, так не делал, это уж слишком, но один участник, когда летели на Памир, везде, где мог , посрезал. Я весь полет в кресле проерзал:"Заметут, как пить дать, заметут", а ему хоть бы что.
А водники, помнится, допрыгались. Срезали "Совтрансавто" на самодельные байдарки, поймали и было уголовное дело. Не помню, посадили или условно, но в любом случае уже не до шуток.

0
Теза лучшая была:)
А сколько знаков поснимали на вёсла, а нончё не то, жестянка...
С козырьков-зонтиков - галантерейка, из кировцев - пена. Эх молодость, романтика...а сейчас скучно, пошел, купил :(

0
Бензин в банках из под персика.

0
У нас практиковали банки из-под зеленого горошка ("а в авоське 6 кило овощных консервов "Глобус"). Но технология уж больно сложная: вскрывается банка, врезается пробка в крышку, потом запаивается. Имхо, овчинка выделки не стоила, я и в обычных пластиковых канистрах нормально таскал. Но были любители и пропагандисты.

0
Эх, молодость, молодость...Чего только не делали... Нет времени написать воспоминания... Но всё так близко и до боли знакомо... Спасибо всем за ностальгию!

4
Знакомый на байдарке подплывал к Краснодарскому НПЗ,получал от друзей канистру с бензином-сырцом(без присадок),по течению уходил вниз к п.Яблоновский.Канистру через забор,а сам через проходную Адыгейского консервного комбината.Девушки в ночную смену приостанавливали конвейер и бензин закатывался в банки для зеленого горошка(800 гр.)
Спокойно сдавали рюкзаки в багаж.Вечером пробивали два отверстия,заливали в примус.Утром доливался остаток.
Первый примус-Фебус- увидел весной 68 у В.В.Литвинова,а весной 69 из Москвы привезли
Шмель.

0
Интересно, тогда особенно ценились карабины из титана. А вот сейчас почему-то титан не в ходу. А вот почему?

А обвязки шили из автомобильных ремней безопасности - если удавалось купить. А то видал я обвязку, сшитую из ремней, срезанных с самолетного кресла.

Обрезки пенки собирали на свалке Кировского завода. А капрон выносили с фарфорового завода - там из него какие-то фильтры делали. Пользование фильтры приходилось долго отмывать и у них были какие-то крепежные отверстия прорезаны... Только очень толстый тот капрон был - разве что на днище рюкзака. А где брали тонкий - не помню. Знакомый мой - Вольдемар - шил рюкзаки. Светлая ему память.

0
++Только очень толстый тот капрон был - разве что на днище рюкзака++
Вы что-то путаете. Весь рюкзак щился из техкапрона, "Зингер" нормально прошивал.
Дырка была, надо было выкраивать, чтобы без нее. На дно некоторые ставили ткань а-ля "Совтрансавто", чтобы можно было в лужу поставить, но я делал чисто из техкапрона.
++Пользование фильтры приходилось долго отмывать++
Мне на заводе отлично отмыли, пока за водкой бегал. Надо было и Вам так же. Небось только заплатили, без водки? Тогда конечно грязные, о чем разговор. :))
p.s. как завод назывался точно, не помните? Помню, что второе слово "керамика", а первое? Что-то никак не вспомню.

0
Электрокерамика ;)

1
...Теперь все в охапку - и к любимой девушке с машинкой "Зингер", работа закипела.Тут еще проблема _ она вдруг резко собралась замуж за другого, к моему рюкзаку интерес утратила. Но оказалось - не так страшно, "мало ли у нас в Бразилии донов Педро".
Скоро его дошила другая девушка, тоже с "Зингером". Слава богу, в СССР хорошие девушки были не таким дефицитом, как капроновые нитки...

Лучшее, что я сегодня прочитал! Спасибо!

0
Слава богу, в СССР хорошие девушки были не таким дефицитом, как капроновые нитки...
****
дествительно, не во всем был дефицит- с девушками все ОК было!

0
Пуховку шил в женском общежитии-проблемой было туда пройти.
Осенью на скалах у инструкторов появилась почти новая "перкалька".Заглядываю и вижу на крыше(изнутри)жирное пятно. "Это ж мы забрызгали,когда жарили оладьи- А мы после 5 смены участвовали в списании. Вот она мимо костра и пролетела"

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru