Приэльбрусье. Деньги вместо безопасности и комфорта.
Приэльбрусье, до февраля 2011 я считал этот район самым безопасным для отдыха туристов на Кавказе.
Безусловно, трагические события кардинально изменили мое мнение, да и не только мое.
Теперь трижды подумаешь, чтобы вести людей на отдых...
Долгое время я молча созерцал на происходящее, но вот в январе 2011 решил написать письмо в Администрацию КБР.
Предлагаю Вашему вниманию переписку с Министерством спорта, туризма и курортов Кабардино-Балкарской Республики.
Безусловно, трагические события кардинально изменили мое мнение, да и не только мое.
Теперь трижды подумаешь, чтобы вести людей на отдых...
Долгое время я молча созерцал на происходящее, но вот в январе 2011 решил написать письмо в Администрацию КБР.
Предлагаю Вашему вниманию переписку с Министерством спорта, туризма и курортов Кабардино-Балкарской Республики.
Письмо от 11 января 2011 года. Полная версия статьи опубликованна на сайте: www.planeta-rostov.ru
Наше правительство решило выделить деньги на строительство и развитие новых горнолыжных курортов: в Архызе, Адыгеи, Осетии, где-то еще. Хотят сделать наши горы привлекательными и современными.
Приэльбрусье – один из самых популярных районов горного отдыха. Ежегодно сюда приезжают тысячи человек, которые хотят увидеть величественность и красоту высочайший горы России.
Оценить точное количество туристов очень сложно, но даже по самым скромным предположениям это больше 500 тысяч туристо/дней. То что происходит здесь не может не вызывать возмущения у нормального человека. Речь в моем письме пойдет о зимнем отдыхе, потому что летний заслуживает отдельного описания.
Можно долго говорить о достоинствах и недостатках курорта, но нельзя закрывать глаза на самое главное: трассы для катания, канатки и безопасность.
С декабря (а может и раньше) в Приэльбрусье висят объявления о закрытии трасс для катания в связи с малым количеством снега. Это правда не мешает кататься тысячам людей. Никто их не останавливает. Это же деньги…
Каждый день со склонов увозят пострадавших в больницу Тырныауза (45 км): вывихи, переломы, травмы связок. Ежедневно от 2 до 4 человек (это по моим предположениям). В районе катания нет ни больницы, ни трампункта. Это же деньги…
Трассы. Точнее в Приэльбрусье трассы есть только на рекламных проспектах и макетах, а в реальности это направление движения, потому что огороженных трасс здесь нет. За состоянием и безопасностью склонов никто не следит.
В этом году снега совсем мало – купили снежные пушки, теперь трасса от Крузозора – это борьба с ледовым желобом и объезжание камней. А ратраки, как обычно возят клиентов. Это же деньги…
Про очереди на канатку, бугель, хамство, дороговизну и другие сопутствющие вещи я не буду.
Просто во всем мире – горнолыжный курорт – это уровень и качество трасс, безопасность катания и уровень инфраструктуры. А у нас это выживание в сложных условиях.
Как человек, который бывает в Приэльбрусье очень часто, прошу обратить внимание, что сделать для начала нужно не так много:
Создать трампункт в Азау.
1. Выделить 2 ратрака для подготовки склонов.
2. Найти 10 человек, которые будут смотреть за качеством склонов и ограждать трассы, работать инструктором-спасателем (можно по сменам).
3. Сделать информационные плакаты об особенностях безопасного катания и информационный центр.
4. Оградить зоны катания новичков и совершенствующихся лыжников.
Бюджет этих преобразований не более 10 млн. рублей – думаю, прибыль канатки за 2-3 дня в высокий сезон.
Все эти деньги вернуться с лихвой, в мире нет горнолыжных курортов, которые являются дотационными.
А какую прибыль интересно приносит Приэльбрусье нашему государству? Сомневаюсь.
А прежде чем создавать новое, может стоит привести в порядок старое?
Кататься все же хочется в своей стране.
[b]Вот такой ответ я получил 22 февраля. Письмо датированно 15.02.2011.[/b]
[i]Министерство спорта, туризма и курортов Кабардино-Балкарской Республики рассмотрело Ваше обращение, поступившее в адрес Федерального агентства по туризму.
По существу вопроса сообщаем:
Горнолыжная трасса на склоне г.Эльбрус является сертифицированной и соответствует всем требованиям безопасности, информационного обеспечения, сложности, доступу к соответствующему участку. Подтверждением этому является чемпионат России по горнолыжному спорту, который прошел в Приэльбрусье в конце марта 2010 года. По отзывам участников и судейского корпуса горнолыжная трасса на г.Эльбрус является одной из лучших в России.
Контроль за состоянием горнолыжной трассы на склоне г. Эльбрус осуществляет ОАО «Канатные дороги Приэльбрусья». В его структуре находится подразделение по обслуживанию горнолыжных трасс в количестве 12 человек, которое в круглосуточном режиме выполняет работы по подготовке трассы. Зимний сезон нынешнего года оказался под угрозой срыва из-за практически полного отсутствия снега. Несмотря на это, в течение месяца непрерывно ведутся работы по искусственному оснежению горнолыжных трасс с помощью 4 снежных пушек и 10 снежных ружей. Практически каждую ночь работают ратраки. Ежедневно осуществляется проверка состояния ограждений спасателями и рабочими по трассе. Туристы и отдыхающие информируются по громкоговорящей связи о погодно-климатических условиях в районе катания.
На сегодняшний день созданы все условия для комфортного и безопасного катания лыжников и сноубордистов. Необходимо отметить, что дорогостоящие работы по поддержанию функционирования трассы не прекращаются в течение всего горнолыжного сезона.
В штатном режиме функционируют две очереди гондольной канатной дороги на г. Эльбрус, маятниковая канатная дорога «Азау»-«Мир». На г.Чегет работают однокресельная и двухкресельная канатные дороги.
В части, касающейся обеспечения безопасности катания, необходимо отметить что на г. Элььбрус и г. Чегет осуществляется постоянное дежурство Эльбрусского поисково-спасательного отряда МЧС России. В структуре ОАО «Канатные дороги Приэльбрусья» действует спасательная служба в количестве 33 человека, прошедшие аттестацию, а также два медика для оказания первой помощи. Кроме того постоянно дежурят машины для транспортировки пострадавших в с.п. Терскол, расположенного в 1,5 км от поляны Азау. В Терсколе Министерством здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики на базе «УАО»-«Центр активного отдыха»-«Терскол» для обслуживания туристов функционируют кабинеты ультразвуковой диагностики, стоматологической и травматологической помощи. При необходимости осуществляется доставка пострадавших в больницу г. Тырнауз.
Вместе с тем, необходимо отметить, что горнолыжных трасс для катания в Приэльбрусье недостаточно. В соответствии с этим, подготовлена проектно-сметная документация по строительству новых горнолыжных трасс на г.Эльбрус и прорабатывается вопрос о включении данного проекта на 2012 год в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2016 годы». Кроме того, обустройство зон активного отдыха в Кабардино-Балкарской Республике будет являться приоритетом при решении вопросов реализации мероприятий по созданию туристского кластера Северо-Кавказского Федерального округа.[/i]
Заместитель министра Ю. Улаков
Вот так то вот. Трассы сертифицированны, люди работают... Жаль, но получается, что мы этого не замечаем:
[b]П. 1.: Горнолыжная трасса является сертифицированной… и т.д.[/b]
С каких пор трассе не имеющая ограждений, указателей «трасса» с указанием сложности (цвета) и имеющая выходы открытых камней и бетонных конструкций является сертифицированной.
Я не говорю о трассе для Чемпионата России. Здесь все было на уровне. Я говорю о трассах на которых каждый день катаюсь. По-моему в 2007 или 2008 году трасса от Кругозора до Азау имела ограждение. Но это был единичный случай.
[b]П2. Непрерывно работы по оснежнению не ведутся, это не секрет.[/b] Был в декабре-январе этого сезона в Приэльбрусье – днем работающих пушек не видел ни разу. Возможно они работают ночью, но это все же не непрерывно.
(Коллеги приехали из Буковеля (Украина). Там нет естественного снега совсем, но это не мешает кататься на склонах более чем 5000 человек.)
А по вопросу ограждений – если палочки на трассе – это ограждения то, в таком случае они должны быть во всех местах где есть камни, а не выборочно. Хотя мне кажется, что ограждение должно быть несколько другим.
[b]П3. К сожалению, возможно, из-за моей некомпетентности я не понимаю, в чем заключаются дорогостоящие работы по поддержанию функционирования трассы. [/b]Если это работа ратраков то, извините, Приэльбрусье, это, пожалуй, единственное место, где основной задачей ратраков является возить клиентов и таким образом зарабатывать деньги. А если это иные операции то они хорошо законспирированы.
[b]П4. [/b]Летом я оказывал помощь в транспортировке туриста из Литвы, который на биваке упал и получил травму внутренних органов, предположительно перелом ребер. Спасатель на Приюте 11 сказал, чтобы мы его самостоятельно спускали вниз (на раткаке, спасибо водителю, которых согласился нам помочь). От бочек до Мира его пришлось спускать на канатке (однокресельной), т.к. другого способа спуска травмированного человека не было. К креслу его пришлось привязывать – штормовками, больше нечем было. За это время к нам подошли два молодых человека, которые представились спасателем и спасателем-врачом, но были без отличительной одежды и от них немного пахло алкоголем. Возможно, они были не на службе, а просто отдыхали. В любом случае, спасибо за помощь, но при всем уважении, транспортировка пострадавшего на курорте – это работа спасателей, а не отдыхающих и друзей. И не потому что я отказываюсь от этого, а потому что профессионал сделает это профессионально.
[b]Уважаемый Ю.Улаков![/b]
Я не думаю, что Вы не в курсе ситуации в Приэльбрусье. Я просто хочу отметить, что главное в работе это не количество, а качество. Безусловно, органами власти Республики ведется работа по развитию курорта, но пока она очень далека от своего завершения. К сожалению, вынужден констатировать, что самые плохие (по подготовке трасс) условия катания в этом году были в Приэльбрусье.
В заключение, никогда не слышал о громкоговорящей связи в Приэльбрусье. И самое главное, я люблю Приэльбрусье, потому что всегда считал его самым развитым районом на Кавказе, где можно отдохнуть и летом и зимой. Очень хочется, чтобы этот регион, несмотря на трагические события февраля 2011 года, остался привлекательным для туристов. Но для этого необходимо, чтобы было качество, а не количество.
155
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
может это ваше письмо подействовало?
Бить рублем!
Вся Европа для Вас!
Для очень многих удобно поехать на 2-3 дня в приэльбрусье. Домбай и Терскол в зоне досягаемости дня пути(включая поиск жилья) от Ростова и ближе (Ставрополь, Краснодар и тд). И ещё - отдых где-то в Европе - это всегда больше чем просто катание - и поэтому всё-равно требует чуть-больших денег. Уже не всегда поедишь на машине - другие правила, другие люди.
Средний по меркам Австрии курорт (Зерфаус, например) может поднять на подъемниках до 70000 чел/час. И таких курортов - море. На любой вкус и цвет.
Ребенка поставить на лыжи? Нет проблем! 200евро на 5 дней с утра до вечера, с питанием, инструкторы уверенно ставят ребенка так, что он с удовольствием потом катается с родителем по красной трассе. Пока дитё в школе, родители свободны.
Аренда лыж? свежая подборка моделей.
Дороговизна подъемников? Огромные зоны катания по единому абонементу примерно за 30 евро в день. Катание без очередей, как правило.
Жить в Альпах можно разнообразно - вариантов море, и дешево, и нормально. и безопасно.
Конечно, было бы здорово иметь на Кавказе оборудованные горнолыжные курорты, чтобы с разных стран туда люди ездили. Но я не представляю себе, сколько теперь времени и усилий нужно потратить чтобы Кавказ снова стал привлекательным.
Грустно.
т.е. 10 дней это 300 евро только на подъемники. для многих россиян это где то месячная зарплата.
кто бы написал средний бюджет такой поездки на 2 недели от порога до порога.
и тогда станет ясно, почему при всем и всех народ по прежнему едет в чегеты и домбаи, и никак не откликается на регулярные бодрые призывы "что в альпы, что на кавказ - по деньгам одинаково"...
Посмотрел цифры по прошлогодней поездке СПб-Хельсинки(ночевка в Хилтоне)-Мюнхен-Австрия(7 ночей)-Мюнхен-Хельсинки-СПб, получилось 150евро/чел в день, включая все, вплоть до лыжной школы, обедов на горе, скипасс на неделю (он дешевле, чем за день, неделя - 190евро взрослые и 110евро дети), аренды лыж (боты, шлемы свои) и аренды авто (гольф-класс, Seat Leon).
Причем половину расходов составила 5* гостиница, которую я зачем-то арендовал, поддавшись на уговоры второй половины, с бассейном, спа, в которых мы так и не побывали, с ужином с 5 перемен блюд :)
Т.е., если посчитать поездку вчетвером из Питера, с апартаментами (это более чем нормально, если весь день кататься),
то реально уложиться в
- авиабилеты до Мюнхена (там самая дешевая рента авто) 1200е,
- аренда машины (35е/сутки)+виньетка+топливо = 300е
- апартаменты (пусть 60е/сутки) 420е
- скипассы 145х4 = 580е (по групповому тарифу скидка будет)
- еда (на горе и внизу) (15+10)*7*4 = 700е
- аренда лыж ... мнэээ не помню, пусть будет 80е/сутки на всех = 560е
Итого : 1200+300+420+580+700+560 = 3760е / 4 = 940е/чел < 135е (5200рэ), если ехать совсем налегке.
Можно экономить на трансфере, на своих лыжах, на том, чтобы купить билеты заранее.
Скипасс взял по высокому сезону (HS), т.е. можно еще скидки получить.
Это не копейки, конечно, но немного за неделю с сумасшедшей плотностью катания с 9 до 17, без очередей, с большим количеством склонов - сейчас соседние курорты объединяются в одно скипасс-пространство. В-общем, как-то так.
Я как-то раз посчитал даже, что дешевле, скататься из Спб в Альпы на выходные (типа покататься в Гармише) или на местный курорт в Коробицыно с арендой коттеджа. Суммы получились сравнимые....
Это ни в коем случае не агитация, я - за мир во всем мире и за Кавказ - как зону свободного альпинизма и горных лыж,
Пост - как ответ, для сравнения цен. Думаю, постоянно ездящие в Альпы горнолыжники расскажут, куда, как и когда нужно ездить, чтобы платить по минимуму.
вопрос в том, что это "недорого" может быть для тех, кто зарабатывает соответствующме суммы - от 1000 евро в месяц.
для остальных - все равно, можно ли сэкономить 200-300 из 1000 или 1500 евро, потраченных на пару недель отдыха.
именно поэтому за границу выезжает всего навсего 3-5% россиян (по разным статистическим данным).
поэтому поменять Кавказ на Альпы в массе люди себе позволить не могут.
с 01.12.2010-2011 г.г.
В период с 29 декабря 2010г. по 10 января 2011г.
Абонемент «1 День» - 1000 руб.
т.е. 10 дней это 10 000 рублей или 250 евро. для многих россиян это недалеко от 300 евро.
Правда что там что здесь при покупке на несколько дней стоимость корректируется.
Каждый год ездим. Бюджет составляли на любой вкус. Жили бюджетно в Итколе (с едой и с абонементами на подъемник). Жил и в Семи вершинах.
Но сравнивать то нельзя: стоять в очереди 20-40 мин в Азау, потом на Кругозоре 20-40 мин (до запуска французов) или полное отсутствие очередей, ухоженные склоны, персонал на каждом шагу.
Нам из СПб действительно дешевле на машине в Швецию или Норвегию.
Тот кто экономит, не останавливается в Итколе или 7 вершинах, а живет у друзей или снимает квартирку на кучу народа. И едет плацкартом за 2000 руб. В сумме все это и позволяет небогатой массе выезжать на Кавказ, но ником образом не то что в Альпы, а даже в более дешевую Словакию.
Речь идет об отсутствии условий. Или по вашему "небогатой массе" и так сойдет.
вот выше товарищ обстоятельно пояснил расклад поездки в европы - 100-150 евро в день на человека в зависимости от жилья.
вы, как я понял, пытаетесь убедить, что надо таки в европы. с тем же бюджетом, что жили в Итколе - т.к. это почти то же самое? я правильно вашу логическую цепочку растягиваю?..
=Речь идет об отсутствии условий. Или по вашему "небогатой массе" и так сойдет.=
ножки протягивают по одежке.
за рубль - будут и условия на рубль, но никак не на евро.
а что при этом "сойдет небогатой массе", так это масса сама решит.
Все же я бы хотел сказать, что, все-таки, не Кавказом единым должны жить горнолыжные люди. Альтернатива должна быть. Даже для ЮФО... ну можно, наверное, "руки-в-ноги" и в Карпаты/Татры податься?
Ладно, самому на Кавказ можно съездить, а семью тащить как? А что с "апре-ски"? Что тут, что в Кировске... Под Питером есть полноценные курорты, вот только гор нет :))
Что касается 5-15 тыр... Сильно сомневаюсь, что из этой категории много народу хотя бы с какой-то регулярностью выбирается в горы.. Знаю целые города, типа Павловска в Воронежской области, где почти весь город сидит на такой з/п (я что делать, градообразующее предприятие так платит), но вряд ли кто-то оттуда ездит на лыжах кататься - контингент такой, что ему не до лыж, мягко говоря.
А вообще - каждый - кузнец своего счастья...
я никоим образом не отстаиваю мысль "единственности Кавказа" и целиком согласен насчет альтернативы.
она должна быть по любому, вне других обстоятельств - хотя бы потому, что интереснее посмотреть разные места м разные горы...
Что касается 5-15 тыр... Сильно сомневаюсь, что из этой категории много народу хотя бы с какой-то регулярностью выбирается в горы..
ну, заходите в любой альпинистский-туристский клуб - разнообразите свои представления о жизни из жизни ребят, которые в эти горы постоянно ездят.
или вы полагаете, что только в устьжопинсках все бедные, а в москвах-питерах кто на бентли не ездит, так тот на феррарях шкандыбает? :)
я в ..цатый раз могу повторить мысль - да вот только что разговаривал с моим приятелем, лет 15 живущим в Германии, но летом работающим инструктором с нашими питерскими ребятами - он подтверждает, что в Альпах отдых по среднему раз в пять дороже кавказского.
и я вас уверяю, что не на горнолыжных курортах, но на спортивно-туристских маршрутах ребят из павловсков летом на Кавказе достаточно много
В Москве, Питере и других крупных городах, а там как раз и обитают альпинисты и любители лыж, не проблема подработать, тем же студентам.
Как пример промальп, у меня сын-школьник в каникулы спокойно на Европу зарабатывает...
В остальной стране да тяжко, но там и лыжников почти не осталось...
Для занятий альпинизмом и горным туризмом - ваша раскладка от 14:36 23.02.2011 да, верна.
Для горных лыж - неверна. Потому что ехать плацкартом за 2 тыр туда и 2 тыр обратно, для того чтобы оставлять за подъёмник 0,9 тыр в день и за дорогу до Терскола от 0,2 до 1 тыр и обратно столько же - маразм и так никто не поедет именно для горнолыж.
Наверное, если ехать на машине из ближних регионов в СКФО - это как-то ещё и прокатит по финансам. А так - уже не конкурентноспособно, особенно с учетом больших потерь времени на подъёмниках и "радушного" комфорта местного сервиса.
почему?
самолет из питера = 8500 р.
в два конца 17000 р
купе в два конца 6000 р
может, у вас и не ездят. а у нас вполне.
http://www.tutu.ru/poezda/rasp_d.php?nnst1=2004000&nnst2=2064170&date=08.03.2011
вы, видимо, никогда на поездах не ездили на Кавказ :-\
в "ваших планах" езды до Владикавказа ошибки нет. но тут речь конкретно о Приэльбрусье - люди едут до Минвод или Пятигорска.
вы по ошибке указываете совсем другой поезд.
Добирался до места телепортацией.
Ценник то совсем не бюджетный, не надо нас тут "припаривать". А сервис до Альп еще долго будет подтягиваться.
А уж про безопасность (не в обиду Али и Адельби) - вообще можно помолчать.
Время подлета вертолета в Цермате - 10 минут. На Маттерхорне, Монтерозе, в районе Брайтхорна - вообще ВЕСЬ день вертак барражирует в хорошую погоду.
Надо не экономить и агитировать ехать на Кавказ - становиться рабами и трупами, а учиться, деньги зарабатывать и отдыхать там, где тебя ждут. Это про народ, который 5-15тр зарабатывает.
тащить на себе.:)
И это вы называете горнолыжный курорт?? И это убожество вы сравниваете с Европой? Где поделитесь секретом там, в Европе, такое?
Зато виды то, виды....
В другую сторону еще круче виды
Даже простое любопытство и общение с местными жителями, а не профессиональный анализ, показывает, что любые революции приносят зло простым людям. И только путь нудной, времязатратной борьбы с помощью жалоб, кляуз, напоминаний и т.п. мирных действий принесёт успех. Но не скоро. И лень отстаивать свои права у властей.
Сейчас новая иллюстрация на тему - что даст революция простым людям - разворачивается в арабском мире. Смотрю, мотаю на ус, кому выгодно, кому стало лучше.
Спасибо всем, кто не только жалобно стонет и ругмя ругает у себя на кухне/в ЖЖ, но и ДЕЛАЕТ, как автор.
С одной стороны это хорошая идея - проще сделать курорт с нуля, чем разгрести гадюшник на юге. А с другой стороны, Джилысу - это последний почти нетронутый уголок Приэльбрусья. Там ЕЩЕ не берут денег за въезд, за палатки, за купание в источниках, за пермит. Пока там немного народа, который идет на Гору. Склоны чище. Северный приют уютен. Пока у Севера много преимуществ перед Югом.
А Глебу спасибо! Хоть один человек что-то сделал для изменения ситуации...
Аляску уже отдали штатам попользоваться ненадолго. в ту же кучу калининградская обл., Курилы и т.п.
Можно всю Россию в аренду сдать, тогда точно рай наступит. Для кого только.
а по поводу северных склонов. там пока хотя бы природа ещё не загажена. построят дорогу, сразу всё засрут. (это кто-то тут уже говорил теми же словами)
Почти, как у нас было. Летом 2007 года было дело. Ночью у жены на Приюте 11 началась резкая боль в животе. Спасатели, к которым мы обратились, только руками развели: "Ничем помочь не можем!" Помогли два доктора, которы по случаю оказались рядом. Вкололи обезболивающее. Хоть передвигаться смогла самостоятельно. Водитель ратрака, поднявшего на Приют людей и ПОРОЖНЯКОМ отправляющегося обратно, конечно, согласился помочь, но только за деньги!!! Дальше спускались вдвоем. Никто не помогал. Внизу боли прекратились. Рецедив случился через полгода - аппендицит!!
Вот так-то. Думается мне, случись наверху перетонит, не преведи господи, так же пришлось бы расчитывать только на себя самих!
Спасение утопающих - дело рук самих утопающих!
Будь я вашим другом, я бы поле таких слов с вами кататься не пехал.
Человек, назвающий себя другом, должен быть таковым и в австрии и в приэльбрусье.
Как раз в тему-спокойно и аргументированно,правда Камчатка немного далеко
Там только протяженность трасс 200-600 километров на одну зону катания, 20-40 ретраков каждую ночь трассы утюжат. Да и внетрассового катания хватает. Подъемников тьма и все работают не зависимо от загрузки. Уровень медицинской помощи высочайший (пришлось обращаться).
У нас курорты небольшие, сервис с местной спецификой, а цены почти как в Австрии. Если сравнивать цена-качество, то у нас должно быть раз этак в пять дешевле, но судя по ответу из министерства Кабардино-Балкарии, в воображении чиновников Приэльбрусье это почти Куршавель :))
Я думаю, нормальные горнолыжные курорты у нас появятся, когда на ВАЗе начнут мерседесы делать.
И хороший курорт мог бы получиться в Архызе, там есть отличные склоны и площадки для строительства, но если начнут работы, всю природу убьют. Так что пока по Кавказу лучше пешком ходить, если конечно стрелять перестанут.
За границей такой романтики нет.
Безусловно, горнолыжный курорт за границей - это не Россия.
И нет необходимости брать эталонные курорты Франции, Италии или Австрии.
Можно взять и бюджетные курорты Болгарии, Словакии, Турции или Украины. Лучше и гораздо везде.
Человек, попадающий на эти курорты после Кавказа первые дни не понимает, куда он попал. Нет очередей, нет хамства и т.д.
Бывая в Приэльбрусье по 10-15 раз в год, не понаслышке знаю сложности и проблемы этого района.
И всегда их принимал такими, понимая что это Кавказ и здесь свой менталитет.
А возмущает меня то, что уже существуют программы строительства новых Курортов: Адыгея, Архыз, Северный Эльбрус, Мамисон, Чечня, тоже Приэльбрусье.
Так зачем строить новое, причем не за деньги инвесторов, а за государственные, если не можем привести в порядок то, что есть.
А то как же построим канатку где-нибудь в "n-ом" месте, а её "ломать" будут каждый год (как в Приэльбрусье, ведь это уже вторая серьезная авария за 2 года, в прошлом году первая очередь "сломалась").
В заключение, Кавказ, как район рекреации всегда был интересен, в основном, Югу России. И удар по нему - это прежде всего удар по тем кто живет в Краснодарском Крае, Ставрополье, Ростовской и Волгоградской областях, а самое главное это удар по тем что живет и работает в Приэльбрусье.
А заграница - это, конечно, хорошо, только это все-таки заграница...
Довелось побывать на презентации далеких перспектив. Азау весной 2009. Воз и ныне там.
****
в Домбай езжайте, там штукатурка не обваливается:)
Там физиономия Великой Родины при макиже:))
http://www.novayagazeta.ru/data/2011/021/01.html
Дороже Приэльбрусья. но и более цивильНО!
не всех интересуют горные лыжи и сноуборды, хотя согласен, что походить можно и там.
Так же можно добавить удобство дороги - а/п в 30 минутах езды, нормальное отношение местных жителей, вместо КБРовских сотрудников, которые постоянно "своих" без очереди пропускают на глазах у всех и т.д. В общем я туда точно не поеду, по крайней мере до тех пор, пока там не наведут порядок.