Обращение к труженникам высоты.

Пишет dimon, 21.06.2007 08:53

Обращение к труженикам высоты .
Обращение к труженникам высоты. (Альпинизм, альпинизм, гиды)

Отталкиваясь от знатной шкубаловки на форуме по поводу высотной этики и патетики, хочу предложить всем труженикам высоты и просто неравнодушным, начать составление антологии высотных спасов. Пока все не разъехались по ледникам да луковым полянам, и есть возможность поставить в известность как можно больше народу.
Пожалуй, это единственно реальная вещь, которую можно сделать, не прибегая к обращению к небожителям и которая сможет оказать реальную помощь как начинающим, желающим попробовать свои силы на высоте, так и индивидуумам, предлагающим себя в качестве гидов.

Раз дело добровольное, все зависит от нашего самосознания. Понятно, что после спасов больше хочется попить пивка, а не заниматься расспросами, но здесь как раз и начинается переход от пустого пафоса на форумах, к реальной попытке хоть что- то предпринять для улучшения положения с безопасностью движения в больших Горах. Так что глядите, здесь, как в песне, все в наших руках.
Вся информация будет накапливаться и анализироваться с привлечением настоящих экспертов: действующих, опытных гидов и сильных высотников. Очень хотелось бы, чтобы эта страничка стала со временем первой в повести о любви к высотным восхождениям у всех, кому не повезло попасть под крыло к опытному мастеру.
Набросал я кое какие вопросы для составления анкеты о спасах, чтобы проще было сориентироваться, гляньте:

Дата
Вершина
Маршрут
Описание пострадавших:
- откуда
- пол
- возраст
- квалификация на данный момент, если был перерыв, что там, в славном прошлом
Описание случая:
- что произошло
- на каком участке маршрута
- время, от начала, до конца спасов
- сколько человек участвовало в спасах, очень желательно с указанием Ф.И.О. или хотя бы откуда, народ иногда даже не знает, кто его спас.
- руководитель, если реально был таковой
Самостоятельно или с гидом:
- если с гидом, с кем
- квалификация и опыт работы
- если есть инфа, расклад по тактике
- ну и примечания, какие сочтете важными для составления более полной картины произошедшего.

Такие вот наметки, просто голая информация, без комментариев. Для примера приведу описание случаев на Иныльчеке в прошлом году.

Случай 1.
21.07.06.
Хан по классике с юга
Забыл откуда
Мужик лет под 50
В прошлом сильно ходил, перерыв больше 10 лет
По обстановке похоже, что был сброшен лавиной с Чапаева в трещину, погиб.
Все произошло ближе к середине «трубы», на траверсе, под стеной Чапаева.
Время происшествия примерно 12 часов дня.
Выход группы на транспортировку в 3 утра, подход к телу 6 утра, к моменту подхода, тело было извлечено из трещины группой Краснодара. Спуск до места посадки вертолета занял три часа.
В транспортировке участвовало порядка 8-10 человек, всех не помню.
Руководителя, как такового не было, так как квалификация спасателей была высокой и все делалось быстро и без посторонних советов.
Восхождение совершалось самостоятельно.
Выход из лагеря 1 в 5 утра.

Случай 2.
Дату точно не помню, начало августа.
Хан с юга по классике.
Москва
Девушка, возраст около 25
Вроде перворазрядница, первая высота- пик Ленина
После восхождения на вершину на спуске начался отек легких и мозга, спасена.
Спасы начались под вечер и продолжались до 19 часов следующих суток. Транспортировку начала группа Краснодара и вартовска, могу ошибиться, затем к ней присоединился Глеб Соколов и Виталий Горелик и по моему, там же был Павел Шабалин, ну, для примера пойдет. Из лагеря на верх вышли Дмитрий Греков и группа товарищей. Всего в спасах участвовало более 20 человек.
Не знаю, кто руководил, но там тоже было достаточно сильных спортсменов для нормальной организации дела.
Восхождение проводилось самостоятельно.
Перед выходом мы около двух часов беседовали в лагере и я подробно обрисовал все риски данного мероприятия и предостерег от перешагивания через себя.
На Горе, Глеб Соколов пытался остановить участницу, заметив признаки сердечной недостаточности, но был послан в пеший эротический тур.

Случай 3.

Вторая половина августа.
Победа по классике через Важу
Германия
Мужик 51 год
В активе восемь восхождений на восьмитысячники, скоростные восхождения на семитысячники, был перерыв пару лет
После старта на восхождение с Важи, развилась сердечная недостаточность, восхождение было прекращено по требованию гида и начат спуск вниз, спасен.
Перила организовывал гид, клиент спускался сам с максимально облегченным рюкзаком.
Время спуска с Важи 6900 до мульды 4900- 14 часов.
Восхождение совершалось с гидом.
Гидом был я.
Это была моя четвертая Победа в качестве гида. Два раза мы достигали вершины, в том числе в 2001 году ходом, без предварительной обработки маршрута. Один раз мне пришлось повернуть клиента из за его плохой готовности к сильному холоду( плохие ботинки, тонкая пуховка).Кроме этого у меня два восхождения на Победу, одно в двойке, другое соло за 52 часа из базы в базу с полным бивуаком и участие в транспортировке пострадавшего с 6500 до 6100.
Во время восхождения неадекватная реакция на нагрузку у клиента была замечена на 6100. На 6400 я предложил прекратить восхождение из -за риска развития сердечной недостаточности, на что получил отказ с указанием на то, что пытаюсь увильнуть от работы. После старта на восхождение, на первых 100 метрах принял решение прекратить восхождение без согласия клиента. По возвращению на Важу, клиент, почувствовав сердечную слабость, начал требовать спасотряд и вертолет. Из лагеря 4500 до базы нести скарб мне помогли Ильяс Тухватуллин и его напарник из Ташкента.

В общем, ничего страшного, все довольно кратко, но вполне достаточно для анализа.
Так что мое дело- предложить. Конечно, устраивать треп на форумах, гораздо проще, но я очень надеюсь на победу увлеченных над равнодушными.
Напомню, что антология именно высотных спасов, то есть от Эльбруса и выше. Спасы в среднегорье, на учебных маршрутах- несколько иное направление и требует иного подхода к анализу, поэтому оставим это тем, кому по должности положено.
Вот собственно и все, с уважением ко всем реальным климберам и надеждой на понимание и отклик.
Д. Павленко

Насколько я понял, это предложение Дмитрия - результат жаркого обсуждения вопроса некоего Чайниккка на форуме М.ру
Предлогаю в энциклопедии сделать соотвествующий раздел. Ведь статьи там может создавать и редактировать любой участник, так что любой сможет добавлять нужную информацию. Решайте, как назвать статью и создавайте. Если трудно или нет времени, напишите нашему нам wiki[собака]risk.ru

Главное, чтобы народ не пропустил это мимо глаз и ушей и не поленился написать, а страничка-дело не хитрое.

куда пишем-то... сюда в комментарии ? так уйдет скоро уйдет с первой..или в энциклопедию ?но тогда по задумке надо какую-нить ссылу разместить на первой. никто ж время не тратит на поиск инфы.опять все выльется в вопросы на форуме.
Админы ! может сделать на первой кнопу "Антология высотных спасов" (e.x.) ? не будет востребована - уберете.только тестовый период нужен как минимум до октября-ноября. скоро и впрям на Луковую

Давайте пока в комменты, на днях перенесем в энциклопедию, и повесим ссылку.

Что-то я не вижу смысла в такой антологии: "дату не помню, вроде перворазрядница, забыл откуда, спасатели действовали квалифицированно, спасли-достали...". Понятно, что основная масса спасов - из-за развивающейся сердечной недостаточности... А ведь такая антология должна делаться для того, чтобы человек имел какую-то поучительную информацию: помнится в альплагерях разрядникам на первом занятии зачитывали антологию несчастных случаев, в которой подробно описывались обстоятельства этих случаев и делались квалифицированные выводы о их причинах - в этом был смысл, потому что это настраивало на серьезность общения с горами. Какой смысл в предлагаемой антологии? Может я чего-то не догоняю, хотя я тоже в альпинизме далеко не новичок. Наверное все-таки нужны какие-то технические подробности, побудительные мотивы пострадавших, психологические наблюдения -тогда в этом будет смысл. А фиксировать очередной случай сердечной недостаточности и описывать свои проблемы с клиентом... Уважающий себя гид всегда в критических случаях должен прекращать восхождение независимо от желания клиента. Извините, дорогой Dimon, но что-то Ваши выстрелы напоминают залпы из дробовика: вот я прочел Ваши идеи насчет современного альпинизма, имеется в виду "Парадный подъезд". Это сотрясание воздуха, поскольку ничего конкретного Вы не предложили, а на эту тему уже кучу копий люди на форумах поломали безрезультатно. Да и должен заметить, что Ваш слог тяжеловат, плохо выражаете свою мысль, поэтому трудно докопаться до смысла сказанного. Плюс ко всему немерянное количество лишних запятых, уж извините за замечание - не в обиду сказал: чем четче человек выражает свою мысль, тем лучше она доходит до окружающих. Со всем уважением к Вам, как к работяге гор, все-таки осмелился сделать некоторые замечания - не взыщите пожалуйста. Жму руку.

Поясняю. В примерах я указал необходимый минимум информации, на основе которого смело можно сделать сравнительный анализ, который будут делать компетентные люди. Внутренние побуждения и прочая вода к делу, по моему не относится.
А по поводу "Парадного подъезда" я уже отвечал, я не собираюсь городить программы выхода из кризиса- не моя компетенция, это просто размышления, повод пообщаться.

Дима и все остальные! Очень здравая мысль. На парашютных сайтах, например, везде есть рубрика "предпосылки и происшествия". Каждый случай разбирается и анализируется.
Было бы неплохо сделать то же самое на альпинистском сайте. Только, кроме фактов, желательно, чтобы было больше анализа и выводов. Мне, как чайнику, например, интересно, по каким признакам гид принимает решение, что человек физически не в состоянии идти дальше. Потому что сама, когда на высоте была, я не понимала: то ли мне так плохо, что не могу идти, то ли это я лентяйка и надо еще немного потерпеть ;)

2 LKonst: по поводу слога - всем не угодишь. Мне, вот, такой слог намного больше импонирует, чем ваши занудные повествования в комментариях. А если не можете до смысла докопаться - даже не знаю, чем вам помочь... На мой взгляд, все очень осмысленно и логично. По поводу запятых - вообще смешно! Все знаки препринания расставлены в соответствии с правилами русского языка. Или вы в школе не учились. Я бы даже еще парочку поставила. Например, слово "кстати" является вводным и выделяется с обеих сторон запятыми. Но не суть. Грамотность автора вполне приемлема.

По поводу слога - Вы неправы. Если человек вещает для всех, то он должен это делать по крайней мере грамотно. А язык и Вам подучить в таком случае не мешает, а то правил синтаксиса Вы явно не знаете. Ну а насчет занудства - все мы здесь немножко зануды, поскольку собираемся для обсуждения каких-либо идей, а не для телячьих восторгов. Считаю, что навешивание ярлыков - недостаток воспитания, но Вам, как юной и импульсивной даме, я, как джентльмен в душе, это прощаю :) Целую ручки.

Вы себе остроумным кажетесь? В вашем посте одна орфографическая ошибка и две пунктационные. Рекомендую справочник Розенталя для самообразования.
Не знаю, кто Вас воспитывал. Но он явно не переусердствовал.

Случай 1
Вторая половина августа 2006.
Пик Коммунизма, Бородкина
Латыш, около 30,квалификация неизвестна.
На утро после восхождения, в лагере на 6700, через 10 мин после утренней связи с БЛ гид клиента Атис (извини,друг, если пишу имя с ошибкой) диагностировал начинающийся отёк легких. Гид силами группы (ещё один парень и девушка) немедленно организовал спуск, бросив часть снаряжения. На связи 13-00 о происшествии стало известно в БЛ. В этот день в лагерь на 5900 поднималась группа гидов: братья Лябины и Руслан (ребята из Ташкента). Во второй половине дня группа с пострадавшим и спасатели встретились на БПП. Состояние пострадавшего чуть улучшилось при спуске, но оставалось нестабильным. Латыша потащили на Груди и около 20-00 спустились на 5900. В ходе транспортировки при сильном ветре ребята подморозили пальцы на руках.
Около 16-00 из БЛ вышла наверх ещё одна двойка: врач лагеря и автор строк, с кислородом (Леша Пасхин, ещё раз спасибо за баллон!). Перед началом темноты были на 5100. Связь между группами спасателей была только через БЛ. Было решено мониторить до утра состояние пострадавшего, и в случае ухудшения тройка с кислородом (на 5100 к нам присоединился Андрей Федоров) вышла бы навстречу, а группа с пострадавшим продолжила бы спуск ночью.
К 10-00 утра Федоров, врач и я были на 5900. Пострадавшего обкололи, подсоединили кислород, пошли вниз. Шел он тяжело, пристегнутый к Андрею и ко мне (ко мне ещё и шлангом от баллона [sm]), поначалу приходилось его поддерживать. По мере спуска, надышавшись + док его по дороге кольнул по вене, начал идти бодрее. Часам к 16-00 спустились на 4900 – к концу перил на скальном гребне. Латыш уже порозовел и шел практически сам. Мы с Андреем пошли наверх (он на 5100 я на 5300), а группа с доком вечером были в БЛ.

Случай 2
Там же в день спуска латыша в БЛ.
Руководитель иранской группы, около 50, квалификация «иранская».
Утром гиды Виктор Афанасьев и Дмитрий Голубев выйдя с 6900 на восхождение с клиенткой, в начале Лопаты обнаружили иранца в невменяемом состоянии, ползущим на ледовые сбросы. Иранца затащили в лагерь на 6900, где с ним остался Дмитрий, обкололи, а Витя побежал догонять клиентку (догнал,кстати). На этот момент вся иранская группа отказалась от восхождения и спустилась, кроме ещё одного отсиживающегося на 6900. Как выяснилось, накануне иранец вышел на восхождение с 6900 в обед !!! К ночи оказался на «ноже», где пытался заночевать в камнях, но замерз и начал ночью спускаться. К утру у него были сильно поморожены руки и нога, идти сам уже не мог. На следующее утро, Витя с Димой начали спуск с иранцем, которого волокли, упакованным в спальник и коврик. Я к ним подошел у перехода через трещину (начало взлета на Душанбе). Около трех были на БПП. С «Востока» притащили акъю (к счастью не понадобилась).
Иранцам нашли свободную палатку, дали газ, продукты, коврик. Второй иранец никакого участия в спасах не принимал, шел сам, но медленнее ,чем тащили пострадавшего. Начал топить снег и поить-кормить своего руководителя только после повторного весьма эмоционального внушения на чистом русском языке. До этого он просто сидел в палатке как зомби.. Наутро пострадавший чуть очухался, но одна кисть стала почти фиолетовой. Андрей Федоров, братья Лябины, Руслан и автор потащили иранца на Груди. Один тянул на длинном самострахе вперед, двое держали подмышки. После Грудей я вернулся на БПП, ребята к вечеру дотащили его до 4300,где иранца забрал вертолет.
Глядя на его фиолетовую,уже начинающую вздуваться кисть иранца , я думал ,что оттяпают. Но!! чудо современной медицины: иранец отзвонился из Тегерана, сказал, что сумели сохранить даже пальцы.

Случай 3
Начало августа 2006, п.Корженевской ,Цетлина.
Турист, 40-50,квалификация неизвестна, по его словам большой опыт в горном туризме. «Напарник» его- Леша, был из Калуги.
На рассвете, гид Виктор Афанасьев подойдя к краю площадки на 6400 заметил ниже на гребне непонятный «предмет». Спустились вдвоем – оказалось мужик в спальнике лежит на скальном уступчике, под ним рюкзак. Был в сознании и вроде здравом уме, но координация нарушена ,и самостоятельно по перилам к лагерю подняться не мог. Объяснил ,что поднимался вчера с «напарником Лешей»,который должен был подождать его на 6100м (в эти дни на 6100 не было ни одной палатки). Не обнаружив на 6100 «напарника», у которого была их палатка !!!, пошел выше. Стемнело. Говорит, что видел фонарики наверху (он не дошел чуть больше веревки), кричал, но сил не было - нашел уступчик и заночевал. В результате он не поморозился, отлежался в палатке, но заболел и спустился в БЛ с большим трудом.
Собственно и всё. Три момента:
- повезло ему, что мы собрались идти вниз из-за плохого самочувствия нашего товарища. Так бы лежать ему на гребне и лежать…
- «напарник Леша», придя накануне на 6400 около 16-00, ни слова не сказал никому про своего товарища, даже гидам обслуживающим маршрут!!, а по тихому поставил палаточку и лег спать. А утром проснулся только ,когда мы затащили пострада на 6400.
- эти челы встретились утром как братья ! «Напарнику» не было сказано даже «чего ж ты меня не подождал?». Вот такой вот стиль…

Случай 4
п.Хан-Тенгри, с юга,классика.
Первая половина августа 2005 г.
Девушка из Зеленограда, 23 года, 1 разряд, первый раз на высоте.
Поднималась с напарником – Олегом Наседкиным. Это был штурмовой выход. Программа акклиматизации была выполнена классически: 10 дней на Иныльчеке, подъем и ночевка на перемычке.
Около 20-00 в пещере на перемычке (5900) у пострадавшей неожиданно начались усиливающиеся головные боли. Олег принял решение начать немедленный спуск. В это время шел снег, видимость была плохая. Обратился к штатному спасателю лагеря (девушка жила в БЛ по «полному пакету», т.е. спасотряд как бы даже был оплачен !) , который не вел клиента ,не собирался на восхождение и был в полном здравии, с просьбой помочь в сопровождении, но получил отказ. Мотивировка – «нет причин для спуска».
На счастье на перемычке ночевал врач Юра (по моему с Новосиба), который был таким же клиентом и собирался на гору. Он диагностировал начинающийся отек мозга, оказал первую помощь, и помог в сопровождении.
Дойдя до лагеря на 5600 около 23-00, группа решила ночевать, т.к. состояние пострадавшей в ходе спуска и интенсивного медикаментозного воздействия стабилизировалось, а дальнейшее движение в условиях снегопада и 0 видимости было опасно.
На следующий день днем группа была в БЛ.

Вот, прекрасная информация, большое спасибо. Надеюсь, к концу сезона, получить комментарии от нескольких действующих гуру, хотя по данным примерам можно и самим запросто сделать адекватные выводы, пораскинув мозгами.

Дима, вот теперь я согласен с тем, что инфо действительно интересная, так что беру свои слова насчет целесообразности назад. С уваж. Удачи!

Очень полезная информация, особенно для тех кто собирается в первый раз на 7000 и выше. Может кто-нибудь прочитает и "включит" таки мозг. Также пресоединяюсь к предложению о сохранении этой информации в специальном разделе в Энциклопедии.