Экстремальный спорт в городе: образ и стиль

Пишет rusnext, 01.02.2011 23:16

В современной России всевозможные проявления «экстрима», в том числе и в спорте, обрели большую популярность в молодёжной среде. Сейчас в любом крупном городе можно встретить парней (реже – девушек), чей досуг связан с так называемыми экстремальными видами спорта. Среди них особняком стоят «городские экстремалы», которые катаются на скейтбордах, «агрессивных» роликах и специальных велосипедах (МТВ, ВМХ), выполняя при этом различные трюки. Что же их отличает от остальных молодых людей?


Спорт без контроля как стиль

Главное, это определенный стиль жизни. Они «катают», тусуются, веселятся, участвуют в соревнованиях, смотрят, обсуждают и создают свои экстрим – видео и экстрим – альбомы. Они пропагандируют и ведут активный образ жизни, гордятся тем, что отличаются от других. Как правило, слушают «позитивную», энергичную музыку и немаловажное место уделяют своему внешнему виду. Так уж сложилось, что экстремал ассоциируется с широкими джинсами, свободной футболкой и «балахоном», кепкой, кедами, лохматыми волосами и шальным взглядом! Однако, при более близком знакомстве с ними понимаешь, что это зачастую не так.

Ни в коем случае не надо думать, что городские экстремалы – это такая большая дружная «команда». Иногда среди них возникают различные конфликтные ситуации. Например, между агрессив-роллерами и скейтерами, между ВМХ-ерами и МТВ-шниками и т. д. Как правило, столкновения носят не силовой характер (хотя и такое встречается). В основном, дело ограничивается словесными баталиями, особенно на Интернет-форумах, и конечным разграничением территорий тусовок.

Главными поводами для конфликтов становятся выяснения, чей вид «круче» и экстремальнее, или же негодование по поводу испорченных объектов для катания (лестниц, парапетов). Но в целом многие райдеры относятся друг к другу хорошо. Более того, практически нет ни одного, кто занимался бы исключительно одним экстремальным видом спорта, не попробовав себя в другом.

Ни с чем не сравнимые ощущения

Как же «обычные люди» относятся к этим городским экстремалам? Зачастую их воспринимают как бездельников, сорванцов, хулиганов, нарушителей общественного порядка, «безбашенных» и, честно сказать, ничего не стоящих подростков. Прохожие (чаще старшее поколение) и даже родители райдеров не понимают и не принимают такого увлечения. «Лучше бы они занялись образованием или каким-нибудь серьезным делом!» – негодуют они. Действительно, зачем подвергать себя риску, когда объективно существуют сотни других возможностей «поднять адреналин»? Для чего? Почему они предпочитают именно экстрим, а не баскетбол или футбол, например?

Во-первых, ими движет желание получить «ни с чем не сравнимые ощущения». Во-вторых, в экстриме реализуется стремление к совершенствованию, преодолению своих страхов, а также гордость за себя при выполнении различных трюков. Что скрывать, важное место занимает также «выпендреж» перед другими и желание выделиться: «…привлекает то, что пока этим мало кто занимается, это тешит самолюбие, типа – «мы особенные»; еще приятно, когда случайные зрители по достоинству оценивают твои «финты». Совместные тусовки и «покатушки» формируют особую психологическую атмосферу, заряжают неповторимой энергетикой.

Ещё одним важным доводом многие считают здоровье. Правда, на форумах иногда мелькают высказывания, что молодые люди катаются под действием различных наркотических и алкогольных средств, потому что это «не так страшно» или «так веселее». С этим можно поспорить, ведь экстремальные виды спорта предполагают максимальную сосредоточенность и контроль своего тела. Так что – какой там алкоголь, если ты собрался учить бэк-флип (сальто назад)? Хотя нельзя отрицать, что после катания или от нечего делать райдеры собираются толпой, пьют пиво, обсуждают всё на свете, веселятся и шутят над прохожими.

Изобретать новое!

Одной из мотиваций выбора экстремальных, а не традиционных видов спорта, является креативность первых. Есть определенный базовый набор трюков в каждой дисциплине, но главное заключается в возможности придумывать и изобретать собственные трюки и комбинации. В других видах спорта, будь то футбол, гимнастика, бег, плавание и т. д. существуют специальные секции и занятия, на которых опытный тренер обучает спортсменов основам. В городском экстриме такого нет. И, несмотря на то, что в настоящее время появляются всевозможные школы МТВ, скейтбординга и т. п., где любой желающий может познакомиться как с теорией, так и практикой, большинство предпочитает учиться на улице, изобретая что-то своё.

Вот позиция одного из райдеров: «Очень многие пришли в мтб (думаю с остальным „экстримом“ так же) из-за того, что там можно сделать ещё много нового, чего до тебя ещё никто не делал! но это самая малая часть! здесь ты постоянно развиваешься, повышаешь технику, учишь что-то новое! не маловажно то, что за твоей спиной не орёт тренер „куда ты… побежал, на другой фланг, пас Иванову, забыл, как я говорил?!!“, тобою никто не командует, ты предоставлен сам себе! полная свобода!».

У некоторых может сложиться впечатление, что экстремалы просто намеренно делают всё не так, как все, назло всем, и особенно любят то, что делать не положено. Как бы бросают вызов обществу. Но, на самом деле, политические, идеологические мотивы ими просто не рассматриваются. Такой своеобразный «пофигизм». Экстремальные виды спорта – это не «против» и не «за» основную культуру. Многие катаются для себя, не задумываясь о противопоставлении традиционным видам спорта.


Игра против истэблишмента

Но есть и такие, кто четко разделяет экстрим и общепринятые нормы: «То, что идеи антиглобализма очень хорошо привязываются к увлечению экстримом, это понятно, – говорит один из опрошенных мной представителей альтернативного спорта. – Экстрим, особенно городские его ответвления, вроде стрита – по сути дела тот же вандализм, что, например, граффити. Скандальность – один из его элементов. В общем – это игра против истэблишмента, хотя бы совсем никак не организованная». Но это – крайние взгляды фанатичных представителей. Несмотря не новизну и нестандартность, нельзя говорить о наличии выраженной политической стороны поведения экстремалов, как, скажем, у анархистов.

Тем не менее, райдеры (или же, говоря метафорически, – дети улиц) вызывают постоянное беспокойство у общественности и властей, которое проявляется в неодобрительных отзывах со стороны прохожих, а также в «стычках» с правоохранительными органами. Главная проблема в том, что из-за различных трюков портятся памятники, перила, тротуары, лестницы и т. п. Кроме того, начинающие или слишком безрассудные райдеры иногда сбивают с ног прохожих, являются лишней головной болью для пожилых людей, водителей. (Здесь приходит на ум опыт некоторых стран, где есть специальные велосипедные дорожки).

Кстати сказать, чрезмерная «непоседливость» осуждается и самими экстремалами, но многое и оправдывается ими. Например, «вечными врагами» байкеров являются работницы метрополитена, которые часто негодуют по поводу больших компаний велосипедистов, поэтому некое хулиганство и подшучивание над ними в среде экстремалов оправдывается и не считается дурным поступком.

Одна из проблем городских экстремалов состоит в том, что им практически негде тренироваться: из парков и других общественных мест их гонят, специализированных мест очень мало, а крытые комплексы являются платными. Ситуация, конечно, меняется в лучшую сторону, но крайне медленно.

Уход от реальности… или от пассивности?

Порой можно столкнуться с такой идеей, что экстрим-культура предполагает «уход» от реальности, преодоление инстинкта самосохранения и попытку коснуться «запредельного». Однако, всё не так. Или не совсем так. Экстрим – это достижение предела, развитие своих физических возможностей, это «уход» от пассивного существования, от «серости» и однообразия, к которому склонна основная часть общества.

Да, опасность и рискованность многих трюков невольно наводят на мысль, что райдеры ― это люди, которым нечего терять в жизни, которые не боятся себя покалечить, не страшатся смерти. Но в действительности, не стремление к смерти, а желание ощутить полноту жизни движет молодыми людьми. Экстремалы любят повеселиться, почудить. Никто не станет зря рисковать своей жизнью: «Любой человек прежде чем что-то сделать предварительно очень хорошо обдумывает. Никто никогда не прыгает „в никуда“. Кроме того все всегда носят защиту».

Разобравшись с тем, что думают райдеры и как они относятся к обществу, нельзя не обратить внимания на то, как они говорят. Речь экстремалов наполнена жаргонными терминами, связанными с конкретным родом занятий. Это названия направлений, дисциплин экстремального спорта, средств катания, их деталей и многое другое. Но кроме специализированных слов есть огромнейший пласт экстремального сленга. Являясь некой ячейкой в рамках молодёжной культуры, райдеры пользуются многими распространенными словами: кайф, лажа, тусовка, прикид, зажигать. Но в основном, их речь настолько своеобразна, что иногда бывает трудно понять, о чем они говорят. Покатухи, дропы, випы, тапки, споты, позеры, доноры – лишь сотая часть их специфической речи.

Экстремалы не только говорят своеобразно, но и ведут себя, порой так, что наблюдатели приходят в удивление, а иногда и откровенный ужас. Например, некоторые скейтеры, если что-то у них не получается, начинают истошно орать, пинать и с треском ломать свой скейт. (Говорят, чтобы произвести впечатление на проходящих мимо девушек). Даже существует специальные понятия: фокус – для обозначения разламывания скейта, и фрикерство – для обозначения «трюков», во время которых происходит эта зрелищная процедура. Байкеры же иногда подстерегают пугливого прохожего и со всей скоростью проезжают рядом с ним, врезаясь в какой-нибудь столб или стену. Даже не поранившись, они начинают жутким голосом вопить, стонать, вконец приводя в замешательство прохожего.

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ СПОРТ

А еще экстремалы любят устраивать ночные покатушки, когда со всей Москвы чаще всего в центр съезжается огромное число райдеров, не то чтобы покататься и поделать какие-нибудь трюки, а просто пообщаться, ощутить атмосферу дружественности и единства, так сказать, «на других посмотреть и себя показать». И хотя, конечно, все люди разные, и экстремалы отличаются по привычкам, по нравам, но в целом это очень интересные, активные и незаурядные люди, не лишенные фантазии, жизнерадостности и желания повеселиться.

Венера Халикова
Экстремальный спорт в городе: образ и стильЭкстремальный спорт в городе
Экстремальный спорт в городе: образ и стильЭкстремальный спорт в городе
Экстремальный спорт в городе: образ и стильЭкстремальный спорт в городе
Экстремальный спорт в городе: образ и стильЭкстремальный спорт в городе
Экстремальный спорт в городе: образ и стильЭкстремальный спорт в городе
Экстремальный спорт в городе: образ и стильЭкстремальный спорт в городе
Экстремальный спорт в городе: образ и стильЭкстремальный спорт в городе
Экстремальный спорт в городе: образ и стильЭкстремальный спорт в городе

14


Комментарии:
0
Статья вроде для всех экстримщиков, но сужена по содержанию на велик и скейт, по рубрикам на велоспорт.
Мне нравится, когда молодёжь чего-то такое делает, всё лучше, чем пиво и стрелялки.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru