Техника альпинизма времен ОПТЭ в картинках

Пишет balabanoff, 11.01.2011 16:40

Техника альпинизма времен ОПТЭ в картинкахТитул брошюры

Попала мне в руки карманная книжечка (1933), очевидно, одна из первых, посвященная технике альпинизма у нас в стране (СССР). Способ подачи материала - визуальные картинки, выполненные, для того времени, совсем неплохо. Очертания лица и головной убор на рисунках говорят о том, что изображен явно несоветский человек. Скорее всего картинки были перерисованы с западного издания того времени (Германия, Австрия).
Картинки хорошо передают незатейливую технику того времени и используемое нехитрое снаряжение, с помощью которых были покорены многие и многие сложные вершины.
На титуле книжки читаем "Выпуск 1", а вот было ли продолжение мне неизвестно?

= )))

Интересно и доходчиво.
Спасибо.

Да, редкость, конечно ОГРОМНАЯ. Ее нет, вроде бы, даже в Ленинке.

Картинки, вполне возможно, взяты из немецкого пособия. Н. Ф. Тизенгаузен был высокого мнения о немецких горных стрелках. Вот фрагмент его воспоминания, относящийся к оккупации Ростова в 1942 г.
"... проходили войска, никогда не виданные. Сначала двигались альпийские части. Солдаты шли пешком, по-видимому, только через город. Они были одеты в «виндяки» - куртки, служившие надежной защитой против дождя, снега и холода, в ботинки, подбитые железными шипами; на головах были небольшие шлемы, поверх которых поблескивали очки-консервы с темными стеклами, предохранявшими глаза от ультрафиолетовых лучей. Рядом, неторопливо тащились ишаки - эти бесценные «горные лошадки», нагруженные рюкзаками, ледорубами, альпийским тросом, палатками и техническим снаряжением, необходимым для передвижения войск по скалам и ледникам".

Здесь еще одна его работа.

А нельзя ли узнать - из какой библиотеки или чья эта регистрационная карточка. Очень нужно для статьи о Тизенгаузене. ППЗ

Мне понравилось слово " охранение". Буду использовать

Очень красиво звучит - ОХРАНЕНИЕ!
По-военному конкретно.

Термин "охранение" действительно симпатичный с оттенком времени, использовался в довоенной литературе, а позже привычное - "страховка".

Из песни "Завещание альпиниста"

Забейте крюк на охраненье,
Чтоб я от бочки никуда, да никуда,
И заверните в заключенье,
В палатку Здарского, да Здарского меня!

Толковые картинки, актуальны и сегодня!

Конечно,из немецкого пособия.На одной из первых картинок у "клиента" на основной веревке петля для ноги-при движении по закрытому леднику.Зап.гидам,в случае НС,без аналогичной петельки страховку не платили.У нас не прижилось.

++На одной из первых картинок у "клиента" на основной веревке петля для ноги-при движении по закрытому леднику.++
Скорее уж для головы. :)
Как в нее при срыве ногой попадешь?

и с точки зрения дизайна сделано профессионально...
некто Лебедев утверждает, что дзайн с годами только деградирует...

есть мнение, что с годами деградирует сам Лебедев...

не без этого, думается мне потому что много времени в интернете проводит))

А меня больше всего порадовало, что народ там справлялся без всяких гри-гри, жумаров, хитромудрых ледорубов, флисок, гортекса, и прочих товаров, от которых сейчас в магазинах глаза разбегаются.

Отличный материал на 5+.

рисунки, конечно, срисованы с западных изданий того времени.
ведь первые советские книжки, посвященые снаряжению и техническим приемам, были изданы только в 1929-1930 гг, если не ошибаюсь.
особеннл показателен в этом плане был первый советский учебник по альпинизму Семеновского (1936), где авторы иллюстраций не указаны, но 90% картинок просто содрано с тех же различных западных изданий.
первые издания с рисунками наших авторов (В. Абалаков) вышли только в конце 40-х.
а в европах уже в 20-х горы и альпинариев с их причандалами рисовали очень качественно

Да, рисовали профессионально

Да, рисунок хорош. Из какого он издания?

Мне присылал ее как элемент Новогодней открытки один немецкий горный хроникёр, автор сюжета альпинист и горный художник Bergsteigermaler Ernst Platz 13.09.1867 - 17.01.1940 см.также de.wikipedia.org/wiki/Ernst_Platz и www.ernst-platz.de/

о, так вот кто автор части иллюстраций в "Альпинизме" Семеновского

Ernst Platz 110 лет назад ходил в Приэльбрусье. Сам на Гору не пошел. Но оставил интересные картины.

Первая книга про альпинизм, точне она называлась "Туризм", но в ней была огромная часть о горонй технике, попала мне в руки ещё в пионерском детстве (году в 76-м)... Читая пост, картинки узнал сразу... Та, что со снаряжением была вообще без изменений (разве что не цветная), а на остальных - твёрдые нордические фэйсы заменены на жизнерадостно-курносые, кепи на вязаные шапочки с пумпоном... Всё остальное - без изменений...

В тему- раритетный фильм "Юность командиров".Рекомендую. Про любовь и заодно можно посмотреть Кавказ 38 года.

Очень похоже на то, как мы "резвились" на альпиниаде, посвященной 60-й годовщине Великого Октября (угадайте, в каком году ;-) )
Мы там вязали эту классику: грудную обвязку из "булиня" с подтяжками, месили снег "в три такта" и пр. А на десерт еще и носилки вязали из ледорубов, чтобы оттранспортировать реально слетевшую со скалы девчонку. (слава Богу, отделалась легкими ушибами - снега много было).
Так что 5+!

Книге даже 55 года иногда больше доверяешь, чем современным изданиям. Тогда за содержанием хорошо следили, а сейчас часто полу-профессионалы начинают не за свое дело браться.

История, конечно, но наша история, и до сих пор некоторые приемы используются. Собираю давно такую литературу. Заметила, что только последнее десятилетие появились новые, отличные от Абалаковских, рисунки и иллюстрации в книгах.