Мунку-Сардык. Январь.

Пишет evlampei, 08.01.2011 06:00

В самом начале надо честно сказать: Мунка в январе - это не Мунка в мае...
В мае тут тепло, в мае тут девушки в цветастых купальниках и собаки в солнечных очках.
А также старый и малый, католические монашки и бурятские шаманы...
В мае тут столпотворение.
А в январе тут - никого. По одной простой причине - уж больно холодно...

Весь декабрь мы своей шайкой-лейкой регулярно поговаривали о поездке на Мунку-Сардык в январе.
Во-первых, отметить 15летие первой поездки (1996 год), а во-вторых просто хотелось.
Последний раз я ездил туда в январе три года назад, причем безуспешно.

Единственной проблемой этого года был транспорт - многочисленные вначале варианты потихоньку отмирали. В итоге вариантов и не осталось вообще - только Нива Юры Берсенева.
Но этот вариант помереть не мог - к Юрке из Томска приехал зять, которому Мунка была твердо обещана.
Ездить вчетвером в Ниве на большое расстояние - то еще веселье...
Не только тесно, но и холодно - в Братске уже месяц стоит 30градусный мороз, и отпускать не хочет. В машине даже лобовое стекло не прогревалось, а боковые вообще были затянуты сантиметровым льдом.
Но - деваться некуда - 2 января в 14 часов выехали.

Мунку-Сардык. Январь. (Альпинизм)

Практически без остановок доехали до места - а это чуть больше тысячи километров.
В 6-20 утра 3 января проскочили шлагбаум (пограничников нет, и это радует), и попросились дремануть в кафе при дороге.
Через три часа уложили баулы и ушли наверх.
Тропа под Мунку начинается прямо от моста и идет по реке Белый Иркут.
Примерно через 40 минут начинается каньон - с интересными поворотами, очень красивый.
Высоченные стены по бокам, разного цвета скалы и эхо - все присутствует.
Местами по льду, местами по камням уходим все выше.

Мунку-Сардык. Январь. (Альпинизм)

К вечеру, пройдя пояс ледопадов и верхние террасы, приходим к месту базового лагеря.
Здесь уже стоит палатка наших друзей - Женя Антонов поднялся сюда парой часов ранее.
Ночуем. Проверяю боем свой новый спальник, даренный мне мною на Новый Год.
Проверка боем прошла удачно, я доволен - не мерз абсолютно, хотя на улице утром ровно -30.
Короткие сборы, ранний выход.
Медленно расталкивая непроснувшийся еще организм, проходим последнюю перед горой морену - самую высокую, и выходим на замерзшее озеро Эхой.
Отсюда впервые появляется вид на Гору - вот она.

Мунку-Сардык. Январь. (Альпинизм)

Снега в этом году немного, но все равно местами приходится топтать - тропы нет.
Потихоньку набираем высоту. Чем выше - тем холоднее, все похожи на пушистых белых медвежат - все в инее.

Несколько взлетов один за другим приводят к месту, где уже три года стоит табличка погибшей в мае 2007 года иркутянке.
А таблички нет... Чуть ниже по склону валяется разломанный металлический каркас - может быть, это последствия лавины, не знаю.
Здесь пристегиваем на ботинки кошки, и - дальше, вверх.

Мунку-Сардык. Январь. (Альпинизм)

Предвершинный кулуар кажется бесконечным, но большой скальный зуб на гребне справа сначала приближается, а потом и уходит вниз.
Значит, уже рядом.
Перемычка, начало скальной башни.
Несложное лазание.
Вершина.

Берсенев на вершине.

Мунку-Сардык. Январь. (Альпинизм)

Время - половина третьего, 4 января.
Холодища, ветер. На вершине очень прилично дует - сразу пробивая насквозь все слои одежды.

Гребень в сторону вершины Пасмурная - оттуда мы пришли пару лет назад, траверсом: Крылья Советов - Авиатор - Леонова - Пасмурная - Мунка. Длииинноооо...

Мунку-Сардык. Январь. (Альпинизм)

Провожу здесь пару минут, делаю несколько снимков и ухожу вниз.

Чем ниже, тем спокойнее становится ветер - и в какой-то момент просто перестает тревожить.
Это хорошо)))

Вид вокруг - просто нереальный.

Мунку-Сардык. Январь. (Альпинизм)

Здесь можно выпить чайку - на вершине было не до того...

К темноте спускаемся в лагерь.
На улице потеплело, всего -26.
Ужинаем, немного обмываем.
В компании у Антонова парень с девушкой сегодня сходили первую в жизни гору.
Интересно, будут ли ходить дальше? Такой первый выход запросто может отпугнуть человека от гор, раз и навсегда.
Январская Мунка - это круто, от души поздравляем их.

Наутро - короткие сборы, и вниз.
Выход из ущелья слегка напоминает драпание французов по накалу страсти...
Мокрые штаны? В рюкзак их, побоку!
Лёд в спальнике? Туда же его, пофигу...
Абсолютно ничего не занимает голову - ведь всего через два-три часа спуска нас ждет тепло, позы и пиво.
Поэтому - надел все холодное и мокрое, все остальное свалил в куль, и полетел вниз, по реке.
Чем интересна здесь река - так это тем, что зимой в холода лёд на ней трескается.
И по уже существующему льду течет вода, тонким слоем.
Замерзает, трескается, снова затекает.
И так всю зиму.
Когда мы поднимались - было относительно сухо. А на спуске всю дорогу шли по журчащей водичке.
Цвет замерзающей на старом льду воды - ярко голубой, пейзажи и виды тут просто фантастические, а вот фотоаппарат всей гаммы не передает...

Мунку-Сардык. Январь. (Альпинизм)

К весне этих камней не останется вовсе - все уйдёт под лёд, будет ровная широкая дорога.

И этот камень - тоже...

Вот примерно так и приходится брести прямо по воде - благо, пластиковые ботинки не мокнут.

Проходим каньон

Выходим к мосту.
200 метров до кафе - и вот оно, счастье...
Простое зимнее мункерское счастье - сбросить все мокрое, переодеться, поесть.
Взять теплого пива и выпить залпом.
Уехать отсюда нафиг...

Кормимся, и пытаемся свалить.
Но - фиг вам - граница на замке.
Приехали погранцы, дорогу перекрыли. А пропуска-то мы не оформляли, понадеялись на то ,что январь - месяц для них нетипичный, не будет их...
Ну, постращали нас всякими страхами, типа задержания "до выяснения" и большими штрафами, мы повинились и покаялись...
Отпустили!!!
Юрка на радостях до Мондов пил пиво, не отрываясь от руля.

Мунку-Сардык. Январь. (Альпинизм)

А оттуда уже, бросив последний взгляд на горы, рванули до дома.

От моста отъехали в 16 часов 5 января, а в 8-15 6-го были в Братске.
Такая вот, немного суетливая, вышла поездка. Короткая, но ёмкая.
Никакой героики, никаких приключений.
Холодно и мокро.
Еще года два не захочется, поди, ездить туда в январе.