Горная школа в "Царстве Синего Льда"

Пишет гоген, 07.06.2007 23:58

Горная школа в "Царстве Синего Льда" (dav-club-russland, мультипитч, dav, мюнхен, берхтесгаден, курсы, альпинизм, скалолазание)

С 2 по 6 июня в нашем DAV-CLUB-RUSSLAND прошел очередной курс начальной альпинистской подготовки. Мероприятие было проведено, по давней клубной традиции, в Баварских Альпах вблизи курортного местечка Берхтесгаден. Наша группа была не велика, я как инструктор, 4 курсанта и 3 сочувствующих - по совместительству выступивших "шерпами". В группе курсантов было 3 девушки и их "молодые люди" с удовольствием (я во всяком случае на это надеюсь) помогли им затащить на высокогорный приют Blaueishuette всё снаряжение и прочие необходимые грузы.

[i]Начало дороги на приют, пока что все бодры и веселы.[/i]

За 5 дней нам предстояло многому научиться. В программе стояли такие пункты, как базовые знания для ориентирования в горах, пользование альтиметром и другими инструментами. Прердвижение по пересеченной местности, преодоление разнообразных форм альпийского рельефа. Организация страховки на многоврёвочных оборудованных маршрутах. Техника безопасности, основы трада и методы работы с разнообразными мобильными средствами страховки.

[i]Отдельная избушка около приюта наше излюбленное место, поскольку мы там предоставлены сами себе. На заднем плане Шертеншпитце, цель нашего второго учебного дня.[/i]

Кроме уже перечисленных аспектов мы собирались научиться ходить в кошках и задерживаться после падения на снегу. Но всё это позже, а пока нам предстояло набрать километр высоты до приюта. Почему этот приют и почему "Царство Синего Льда"? Всё очень просто, корни этого романтичного названия спрятаны в названии этого, поистине волшебного места. Для начала маленький географический экскурс.

[i]Долина Синего Льда[/i]

На самом юго-востоке Германии, на границе с Австрийской провинцией Зальцбург расположился замечательный курортный городок Берхтесгаден. Это место весьма знаменито, как своими природными, так и историческими достопримечательностями. Это и Королевское озеро, и Гитлеровская дача на Оберзальцберге и горные великаны Вацманн и Хохкальтер. В этих местах живут самые знаменитые немецкие трубачи и самые крутые немецкие альпинисты. Вполне возможно, что прокатившись на лодочке по фьорду Королевского озера и наслушавшись переливов мелодий местных трубачей, играющих в унисон с горным эхо, вы встретите в рыбном ресторанчике братьев Хуберов или очаровательную Инес Паперт.

[i]Алекс и Клара тренируют взаимодействие партнеров на станционном кольце.[/i]

Над Берхтесгаденом господствуют три горных массива; Высокий Голль, Вацманн и Хохкальтер. Последний массив стал для нашей секции традиционным местом проведения альпинистских и скалолазных мероприятий. Хижина построенная на высоте 1680 метров над уровнем моря очень уютна, а хозяева чрезвычайно приветливы! Бригитта и Рафаэль Ханг рады каждому гостю и ни один из посетителей не уходит с приюта не получив кусочек душевного тепла и радости, которое просто обволакивает всех гостей этой баварской семьи.

[i]Дюльфер с самостраховкой - всё как по учебнику. [/i]

Приют лежит у основания самого северного Альпийского ледника Blaueis, который и дал имя всей долине. Это ущелье похоже на каньён. Оно очень глубокое и лучи солнца лишь на несколько часов в день попадают на поверхность ледника. Благодаря этой особенности ледник до сих пор не исчез, как это произошло в большинстве горных массивов Баварии. Он не очень большой, всего 800 метров, но у него есть все признаки настоящего ледника - и ледопадик, и бергшрунды с рандклюфтами и морены, куда же без них?

[i]Курсанты ищут подход под свой первый серьёзный маршрут.[/i]

Вокруг ледника раскинулась подкова скалистых вершин массива Хохкальтер. В восточной части она начинается вершиной Шертеншпитце (Schaertenspitze), за ней следует Блауайсшпитце, после глубокой седловины следуют, собственно Хохкальтер (Hochkalter) , Кляйнкальтер (Kleinkalter) и Ротпальфен (Rotpalfen) замыкает подкову на западе.

Шертеншпитце характерна своей пологой западной стеной, по которой пробит ряд мультипитчей от III до VII категории лазанья по UIAA, вертикальной и холодной северной стеной, по которой проходит несколько традовых маршрутов до VII категории по UIAA и восточной стеной, по которой проходит очень популярный маршрут IV+ категории лазанья по UIAA, на который мы собирались с курсантами сходить после одного дня практических занятий на полигоне.

[i]Здесь строго! :) Курсанты на седловине под восточной стеной Шертеншпитце.[/i]

Блауайсшпитце уже более серьёзная гора. Восточная стена насчитывает 5 традовых линий перепадом до 400 метров. Западная ещё выше и серьёзней. Я никогда не видел её в сухом состоянии. Сложные разрушенные маршруты доходят до VII+ категории лазанья по UIAA и имеют перепад от 300 до 600 метров. Классическими линиями считаются нормальный путь подъёма с ледника через седловину (на нашу категорию примерно 1Б) и северный гребень (хорошая тройка "Б").

[i]Первая верёвка на восточной стене Шертеншпитце. Оля с Юлей без суеты работают свою первую "двойку Б".[/i]

На Хохкальтер нет особо много вариантов, единственный маршрут по восточному гребню, тянущий примерно на 2Б, является классическим вариантом подъёма. Второй маршрут, через Кляйнкальтер, можно оценить в 2А. Стенных маршрутов нет, слишком разрушенная порода.

[i]Связка за связкой. Мы ходим без перил в двойках.[/i]

Кляйнкальтер обрывается на восток 400-метровой, а Ротпальфен 600-метровыми стенами, по этим стенам проходит целая сеть маршрутов от V до IX категории лазания по UIAA. Это и традовые и мультипитчевые линии. Кроме всего прочего в долине Блауайса оборудовано более 100 скалолазных дорожек до 8а категории, а так же описано более 50 болдеринговых валунов, так что заняться там есть чем.
Здесь можно скачать топосхеммы маршрутов на Блауайсе (Deutsch)

[i]Клара в верхней части восточной стены Шертеншпитце.[/i]

После подъёма на хижину мы устроили себе отдых. На следующий день нас ждала интенсивная программа, а наши "шерпы" собирались сходить на маршрут Water-Pipe на западной стене Шертеншпитце. Отдельного упоминания заслуживает питание на приюте. Хижина Блауайс получила первое место в сравнительном тесте Альпийских приютов. 2 кг. набранные за 5 дней интенсивной физической нагрузки говорят за себя. Бригитта действительно волшебница - то что она умудряется готовить на простой приютной кухне не под силу некоторым ресторанам!

[i]Горные стрелки Берхтесгаденского егерского батальона на вершине Шертеншпитце.[/i]

Следующий день начался в 8 часов утра. после завтрака мы оккупировали ближайший блок величиной с двухэтажный дом и провели методические и практические занятия. Изучались следующие темы:

организация станций на оборудованных маршрутах
организация работы связки на мультипитче
организация связкой дюльфера
основы трада: снаряжение, плейсменты, надёжность

В этих трудах день пролетел не заметно. Только Артур с Женей радовали нас своими выкриками с соседствующей поблизости западной стены. Было занятно наблюдать как они лезут мокрые катушки VI- категории.

[i]Юля отрабатывает само-задержание на фирновом склоне.[/i]

Набравшись начальных навыков мы пошли на следующий день на восточную стену Шертеншпитце. "Руководителем" группы выступал каждый курсант. Первую часть, до седловины, нас вела Ольга. Не просто найти проход по поросшим травой катушкам. Но после часа прошедшего в поисках правильной линии подхода она так поднаторела, что мы довольно быстро вышли к седловине, где эстафету перенял Алекс. Ему предстояло провести группу по 6 верёвкам маршрута.

Проплутать пришлось, но к его чести должен сказать, что всего один раз. Курсанты делали ошибки, но все они находились в рамках допустимого. Не увидели крюк, нарисовали зигзагов, осложнив таким образом протяжку черезмерным трением. Но в целом от восхождение осталось очень удовлетворительное впечетление. Прошли быстро, надёжно, с запасом.

[i]Блауайсшпитце, зачетная гора нашего курса.[/i]

На вершине нам встретилось подразделение горных стрелков. Очень приятные ребята произвели хорошее впечатление. На наших новичиx, я даже сказал бы, очень благоприятное! Не будем забывать, что "шерпы" ещё вчера спустились вниз и уехали в Мюнхен по домам.

[i]Опять егеря, на следующий день они сопровождали нас половину пути до Блауайсшпитце.[/i]

На спуске нас вела Клара, это было не просто, поскольку на таком рельефе не застрахуешься, а идти по валунам II-III категории с полу-километром воздуха под ногами не очень приятно. Но и это препятствие было преодолено и настала пора самого "вкусненького" упражнения, о котором ходит молва от курса к курсу.

[i]Юля ведет "отделение" к скальному поясу.[/i]

Выбрав склон почище и с пологим выкатом мы организовали упражнения по само-задержанию на фирновом склоне. Для этого была организованна ТО (точка отрыва) и ЛТ (линия торможения). Курсант начинал разгон и проехав метку ЛТ начинал тормозить. Упражнялись по схеме от простого к сложному: старт на спине ногами вниз, старт на пузе ногами вниз, старт на пузе головой вниз и наконец старт на спине головой вниз. Должен признаться что на мне места сухого не оставалось, но удовольствия, как и снега, были полные штаны!

[i]Алекс на ключевом отрезке маршрута на Блауaис. Скалы категории, лёд до 55 градусов.[/i]

После упражнений особо приятно пошел горячий супчик и шницель с жареной картошкой. Но нервы курсантов были несколько напряжены; на завтра был намечен основной тур на Блауайсшпитце. А это означало ледник, большой перепад, не знакомые обстоятельства и не знакомые предметы снаряжения.

[i]Выход на перевал, видимость 40 метров, всё серьёзно.[/i]

Утро было прохладным и ясным. После того, как Юля довела нас до ледника и дальше до скального пояса мы остановились для одевания кошек на наши ботинки. Пока фирн был пологим, курсанты учились ходить на своих зубастых помощниках. Никаких трудностей при этом не возникло. Как будто родившись с 12 зубцами на каждой ступне, они уверенно и надёжно били след в направлении седловины, огибая трещины и избегая твёрдые выходы заледеневшего фирна.

[i]На вершинном гребне Блауайсшпитце; просто но страшно. Хорошо, что пропасти не видно.[/i]

Ключевой участок сложностей особых нам не доставил. 12 метров крутого фирна, несколько метров троечных скал и маршрут в кармане. Во всяком случае нам так казалось. На деле пришлось подстраховаться на вылазе на гребень. Всё-таки лазанью в кошках по скалам мы ещё не успели научиться. После балансированию по лезвию гребня мы в полном тумане вышли к вершинному кресту - ура!

[i]Усталые, но довольные курсанты на спуске по леднику.[/i]

Спуск огорошил мощным ливнем, в потоках которого нам пришлось дюльферять обратно на ледник, продёргивать отяжелевшую неподъёмную верёвку, но гремящий в ушах Гоголь-Бордело заставлял смотреть на мир с улыбкой, и совершенно не расстраивали не предстоящий спуск по бараньим лбам, ни мокрые перчатки, ни не подъёмная верёвка. С горой в кармане весь мир блестит яркими красками.

[i]Дошли....[/i]

А вечером было поздравление с завершением курса, раздача раритетных значков "Альпинист СССР" и бесконечное количество кружек с пивом. Ковались планы, распускались хвосты и сверкали перья. Завтра на гору, проштудировав гайдбук мои курсанты решили сходить свою самостоятельную гору; Юля с Олей Logig Line, а Алекс с Кларой Ham-ham

[i]Перекур, подсчет седых волос в бороде...[/i]

Утро было не добрым, ни одна ни вторая связка не смогла вылезти и четверти маршрута. Это обстоятельство не удивило меня, более того, это был ожидаемый мной результат. Ориентирование на стене приходит с опытом и с километрами пройденных маршрутов. Не смотря на "негатив" ребята получили уникальный опыт. Организованный спуск с маршрута прошел идеально. Я остался очень доволен этой акцией, а курсанты поняли в каком направлении им надо развиваться. Осознав "запланированность" случившейся неудачи, они снова воспряли и с горящими глазами листали гайдбук, сбивали календари....