Номинанты премии Risk.ru-2010: новый мировой рекорд в роуп-джампинге!

Пишет robinsya, 24.11.2010 21:12

Презентацию этой команды открывает видео-ролик. в ролике показывают Норвегию, Къераг и две роуп-джамперские команды: RAPT (СПб) и ROCK`N`ROPE Jumping Team(ex-"Железный Мост", Запорожье). К этому объекту ребята присматривались с 2008-го года. Первую попытку сделали в 2009-м. А прыжки с 280 метрами свободного и 360 общего (с подхватом и торможением) падения удалось совершить летом 2010-го!

Разведка 2008-го года.
Попытка 2009 года.
У них получилось!!!
3,5 км веревок и один рекорд

Номинанты премии Risk.ru-2010: новый мировой рекорд в роуп-джампинге! (outdoor-проекты, хрустальный пик, восхождения, события)
Камень для теста готов!

Объединенными усилиями 14 июля удалось совершить самые глубокие прыжки. Всего сделали 18 прыжков. На рекорд прыгнули Андрей Нефедов и Владимир Мусатов.

Состав команды "РАПТ" (Санкт-Петербург):

Сергей Нефедов;
Андрей Нефедов;
Антон Червяков;
Миша Еркин;
Илья Свириденко;
Татьяна Ковалева (фотограф проекта).

Состав команды ROCK`N`ROPE (Запорожье):
Юрий Жеребцов.

Команда "Диззи" (Пермь):
Грим Тунев.

Александр Здоренко из команды ROCK`N`ROPE приготовил рассказ для Risk.ru о норвежских событиях!

Проект «Ультрамарин» глазами запорожцев. Норвегия, Къераг, Роупджампинг.

В июле этого года состоялось уникальное и долгожданное событие в мире роупджампинга: в Норвегии на скалах массива Къераг силами команд "РАПТ" (Питер) и "ROCK`N`ROPE Jumping Team"(ex-"Железный Мост", Запорожье) установлен новый мировой рекорд по глубине свободного падения.

Напомним, что прежний рекорд принадлежал знаменитому американцу Дэну Осману, про безумные прыжки (и не менее безумные восхождения без страховки) которого сейчас не знает только ленивый. Рекорд продержался 12 лет.

История проекта.
Изначально идея прыжков в Норвегии принадлежит питерцам. Практически с самого начала существования их команды(2007 год), которую создали братья Сергей и Андрей Нефёдовы, их целью и было превзойти результат Османа. Вся деятельность команды была направлена на это. Именно Къераг был выбран (в 2008, когда и произошла первая разведка) для осуществления дерзкого проекта, получившего название «Ультрамарин».

Наша же прыжковая деятельность началась ещё в 2001 - м году. Долгое время это был 40-метровый мост через Днепр у нас в городе. В то время то, что делал Осман, нам казалось чем-то недостижимым и инопланетным.

С 2008 года у нас начался активный рост, переход накопленных знаний в результаты, количества в качество. В это же время началось наше знакомство и обмен опытом и знаниями с питерцами. Мы поняли, что в чём-то наши взгляды и отношение к прыжкам схожи. Появилась идея сотрудничества, первым ценным результатом которого стала совместная прыг-экспедиция на Шаан-Каю в июне 2009 года. На тот момент это было пожалуй самое грандиозное событие в истории роупджампинга, объект был технически очень сложным, только благодаря совместным знаниям, опыту и усилиям удалось его осуществить. Там же были рождены некоторые идеи, которые в последствии очень пригодились в Норвегии и не только. Тогда был установлен рекорд СНГ.

Для РАПТа Шаан-Кая была тренировкой к первой норвежской экспедиции, состоявшейся в конце августа 2009, в которой так же помогали двое наших ребят. Тогда результат достигнут не был, прыгнуть не удалось, смогли только дважды бросить проверочный камень. Причин неудачи было несколько: погодные условия, было мало дней без дождя и тумана - как оказалось, был выбран далеко не самый подходящий период; недостаточное количество технически грамотных участников; не было запаса времени - его изначально мало было отведено на проект. Зато уже был сделан задел, который помог сэкономить время и достичь успеха в этом году. Решено, где вешать базы, с какого экзита прыгать, где ставить лагерь, сколько снаряжения надо, как выбираться и перезаряжать систему. Сделаны выводы из ошибок прошлого года.

Правда, после той экспедиции команду покинули несколько человек. Неуспех тяжелой и дорогостоящей экспедиции повлиял на настроения в коллективе.

Стало ясно, что на повторную экспедицию, которая точно должна стать успешной, нет достаточного количества технически грамотных участников. Сергей Нефёдов предложил принять участие нам. Как ни странно, но мы смогли выехать полным составом: 8 парней-технарей и 2 девушки. А почему б и нет? Почти для всех это был первый выезд в Европу, классный проект, возможность сделать сложную интересную работу, итог которой - обалденные прыжки, которые круче всех предыдущих. Ах, да, ещё и типа рекорд :)

В этом году мы приехали в период белых ночей, которые длятся там до конца июля. Иногда небо было чистым и видно в 3 часа ночи незашедшее за горизонт солнце! Нам с непривычки тяжело было спать. Питерцам проще, для них это обычное дело. С погодой вобщем-то повезло, была хорошей примерно через день. В целом было пасмурно, холодно и ветрено, зато мокро :)

Лагерь располагался на скале, в 10 минутах от экзитов и вдали от раскрученной туристической достопримечательности района – Жемчужены Къерага(просто камень-пробка на краю обрыва), так что особо никого толпа в 25 человек в 10 палатках в столь неподходящем для кемпинга месте не шокировали. Провели мы там 2 недели. Только спускались в посёлок Лисботн посмотреть финал ЧМ по футболу в парашют-баре, заполненном разноязычной публикой и с пивом по 10 долларов! Буквально через несколько дней красота Лисфьорда и раскинувшиеся на многие километры живописные гранитные холмы перестали вызывать восхищение и просто стали фоном для работы. В общем-то не красотами любоваться ехали.

Заброска снаряжения и продуктов заняла 3 дня(примерно по 4 ходки 2-х часового подъёма на человека), т.к. вертолёт найти не удалось. Приехали 1-го июля, а первый прыжковый день был только 8-го.

Хоть скала и километр высотой (до воды), однако не всё так просто. Безопасному совершению рекордного прыжка мешала полка на 300-метровой глубине, которую надо было перелетать и облетать. Тестовый груз, не обладая большой площадью, летел хорошо и с запасом. Человек же, на такой высоте и скорости, мог начать движение в непредсказуемом направлении, тем более что почти ни у кого из нас не было большого опыта парашютных прыжков. Стало ясно что пришёл момент, когда роупджампинг перестал быть чем-то простым, стало важно уметь контролировать свободное падение. Раньше такого не было. Было принято решение постепенно увеличивать глубину падения, с большим запасом до полки. Первым прыгал Андрей Нефёдов, глубина составила примерно 200 метров свободного падения, что уже было самым крутым результатом для команд СНГ(напомню, что на Шаан-Кае мы добились 160 метров). От прыжка к прыжку увеличивали глубину, приближаясь к уровню полки, которая и была помехой рекорду.
Подготовка веревки для прыжка

Рекордные прыжки состоялись 14-го июля. Их совершили Андрей Нефёдов от РАПТа и Владимир Мусатов от нашей команды (всего они совершили по 3 прыжка т.к. в целях безопасности было принято решение, что кандидаты на глубокий прыжок, должны совершить ещё подготовительный прыжок на безопасную глубину чтоб все были уверены в траектории дальнейшего падения). Глубина рекордных прыжков составила 280 метров свободного и 360 общего (с подхватом и торможением) падения. Для более уверенного превышения результата Османа (примерно 340 метров общего падения – определили братья Нефёдовы, побывав в этом году на экзите Османа в Йосемити) нужно было ещё более уверенно вести себя в падении, уметь тречить (перемещение по горизонтали), что смог отлично осуществить Алексей Бокоч. Однако на это времени больше не оставалось. Всего было совершено 18 прыжков, из них 2 – питерскими девушками.
Полиспаст для подтягивания прыгнувшего

Кстати, одной из наибольших трудностей было возвращение прыгуна после прыжка. Для этого на ту самую полку на 300-метровой глубине была провешена трасса SRT. Прыгнувших притягивали дополнительной верёвкой к себе принимающие (мокнувшие там целый день в брызгах срывавшегося рядом водопада и прячущиеся от падающих камней), и дальше их ждал 300-метровый путь наверх с 19-ю перестёжками.
Работа на полке

"Повелителем SRT" был Саша Якунин, опытный спелеолог из Днепропетровска, который с недавнего времени гармонично вписался в нашу команду.
Полка на 300 м ниже экзита

Может кто не знает, но Къераг одно из лучших мест для бейсджампинга в мире. Когда есть погода, здесь прыгают регулярно. С бейсерами был небольшой конфликт - некоторые особо нервные возмущались, что мы перекрыли несколько экзитов верёвками. Однако было найдено взаимопонимание с ребятами из Ставангер Бейс Клуб, которые являются кураторами этого района. С пониманием отнеслись к нашему, по их мнению, безумному проекту и попросили развесить предупреждающие знаки на экзитах, с которых опасно прыгать из-за близости верёвок. В общем, спасибо им.
Для перезарядки системы нужно выдать и выбрать около километра верёвок

Многие, глядя на фото и видео интересуются, было ли страшно и опасно ли это. Страшно то было. Но вот пожалуй самый страшный, опасный и волнующий момент за всю экспедицию был, когда по ущелью пролетел вертолёт. Он прошёл не более чем в 10 метрах ПОД базовыми верёвками(горизонтально висящие через всё ущелье, примерно 800 метров). Суть в том что, буквально через пару минут рекордный прыжок должен был совершить Володя Мусатов. Он был уже привязан к 200-метровому поводку, который крепиться к базам, и пристрахован к перилам, на которых стояли ещё несколько человек. Возможные последствия контакта вертолёта и двух верёвок могли быть самыми разными. А если бы прыжок был совершён до приближения вертолёта, контакт бы произошёл точно, так как под весом человека угол был бы совсем другим. Некоторые, глядя на приближение машины, успели выщелкнуть самостраховки, кто-то подумал, надо обрезать верёвку Володи. Всё прям опустилось, когда вертолёт приблизился к пересечению с базами. Ну и облегчение от того, что ничего не произошло.

Должен сказать, что мы не замёрзли и не промокли благодаря спонсорской одежде от фирмы MILO и … обычным резиновым сапогам, без которых в этой стране дождей совсем было бы туго.
Спасибо всем, кто за нас переживал. Ну и нам самим, за то что всё смогли :) То ли ещё будет!

После прыжка человек переходит на спусковую веревку, которую несет в рюкзаке

Просмотр видео после прыжка

Прыгнувшего человека подтягивают на полку

Сергей Нефедов о рекорде

При очень грамотном полете показатели Османа можно побить с большим запасом, но таких людей, кто поклялся бы, что сделает 100 процентов своих прыжков идеальными, у нас не было. Поэтому решили выбрать по человеку из каждой команды, дать им побольше пристрелочных прыжков, потом сделать их прыжки самыми глубокими для фиксации достижения. Не такого глубокого, как хотелось, но больше чем нужно, чтобы выполнить задачу. Эта разница между рекордными и обычными прыжками составляла не больше 30 метров, доля секунды полета на такой скорости, но все же они были сильно страшнее и ответственнее. От Железного Моста был Вова Мусатов, от РАПТа мы выбрали Андрюху. Мусатов оттречил хорошо, Андрей же упал в узкий каньон правее полки. Это самое глубокое место на всей скале, но на 300 метровой глубине ширина каньона 70 метров, и сверху это кажется ничтожно малым пространством. Поэтому надежнее прыгать над ним, но с запасом на перелетание полки. Видимо Андрей так и сделал, но было страшно.
Зачет.

У нас была цель – рекорд. Даже если это один прыжок одного человека, я был на это готов. Все остальное – старались по-максимуму. Сейчас же прыгнули 13 разных людей, всего 18 прыжков, два из них на рекордную глубину. Невероятный успех. Только мы успели собрать веревки и сухими сложить их в палатку снаряжения, пошел дождь, а на следующий день мы носили вещи к машинам под ливнем, похожим на прошлогодние. Сухие веревки сильно облегчили нашу задачу.
Скала нас отпустила по-доброму.