Пишет robinsya, 21.11.2010 02:25

Номинанты Хрустального пика-2010: Ерыдаг по маршруту Воронина свободным лазаньем (Альпинизм, outdoor-проекты, хрустальный пик, восхождения, события, risk.ru)
Маршрут Воронина на Ерыдаг Северо-Западный

ИТО, похоже, действительно сдает позиции. Все больше трудных маршрутов на пространстве СНГ проходится свободным лазаньем.
Приключение, вызов... Достойно номинации на "Хрустальный пик".

Сергей Дашкевич и Михаил Борич залезли на Ерыдаг Северо-Западный по центру бастиона Северо-Западной стены по маршруту Воронина (2001 г.).

Под катом вся информация об этом маршруте и его прохождении свердловской двойкой.

Маршруты на Ерыдаг СЗ (к фотографии):
1. Колтунов, 2010г.
2. Дорро, 2002г.
3. Голощапов, 1983г.
4. Шановазов, 2005г.
5. Воронин, 2001г.
6. Родошкевич, 1981г.

Информация о маршруте

Ерыдаг (СЗ) 3887 м по центру бастиона Северо-Западной стены (маршрут С.Воронина, 2001г.), Дагестан, Кавказ.
Категория маршрута 6Б.
Характер маршрута – скальный.
Перепад высот маршрута – 1100 м. Перепад стенной части – 950 м. Протяженность маршрута – 2700 м.
Протяженность стенной части (без учета траверса по полкам вершинной башни) – 975 м.
Средняя крутизна маршрута – 64°, средняя крутизна стены – 75°, средняя крутизна бастиона – 80°.
Протяженность участков 6 к.сл. – 770 м, 5 к.сл. – 165 м.
Оставлено на маршруте: скальных крючьев - 0, шлямбурных крючьев - 0, закладных элементов - 0.
Использовано крючьев на маршруте: шлямбурных стационарных – 7 (использовались втулки и штыри, оставленные предыдущими восходителями), шлямбурных съемных – 8 (8 мм, в том числе использовались дырочки, оставленные предыдущими командами, свои крючья при этом устанавливались с лазанья). Использовано всего ИТО – 0.
Выход на восхождение - 26 июля 2010г. На вершину - 28 июля 2010. Спуск - 28 июля 2010.

на вершине

Команда

Сергей Дашкевич, МС
Михаил Борич, КМС

Подход под начало маршрута влево по полке, которая начинается от правого “серпа” карнизов водопада. Особую осторожность следует соблюдать при прохождении под водопадом и колодцем, опасность камнепада, особенно после дождей, по полке около 200 метров. Когда полка начнет сужаться и понижаться – начало маршрута. На одной вертикали с большим выступом – “огурцом” (большой огурец).

Участок 0-1 Протяженность 30м V к.сл. От полки прямо вверх по несложной стенке до следующей осыпной полки. По полке вправо под слегка нависающую щель. Здесь R1. Для страховки используются стоппера, станция тоже на стоперах.

Участок 1-2 Протяженность 40м VI к.сл. (fr 6a). Вверх и вправо по слегка нависающей щели. Стенки разрушены. Требуется аккуратное лазанье чтобы не вывалить на страхующего блоки, образующие стенки. Через 20 метров щель переходит в наклонную полку. По ней влево-вверх под серию вертикальных щелей. Здесь R2. Страховка на френдах и стопперах. Станция на якоре и стопперах.

Участок 2-3. Протяженность 45м VI к.сл. (fr 6b) По внутреннему углу, запертому в верхней части пробкой вверх. Пробка образует полку. На ней станция. Для страховки и станции используются стоппера и френды.

Участок 3-4. Протяженность 30м IV к.сл. По несложному рельефу вверх и влево до полки с двумя местными строительными шлямбурами. Здесь станция.

Участок 4-5. Протяженность 50м VI к.сл. (fr 6c). Первая сложная веревка на маршруте. Сначала траверс 10 метров влево под неявный вертикальный рельеф с плохими местами под страховку. На траверсе для страховки используется местный строительный шлямбурный крюк. Далее вверх по неявному вертикальному рельефу. Через 10 метров можно заложить для страховки надежную френду среднего размера. Еще через 8 метров ставятся якоря средней надежности. Если в районе этих якорей отклониться на несколько метров влево, то лазанье усложняется примерно до 7а/+. Здесь идет скайхучная дорожка. Вдоль нее равновесное лазаньем вверх без вариантов нормально организовать страховку. На этом участке у группы был срыв лидера на 15 метров с вырыванием промежуточной точки страховки. Срывы безопасные — стена вертикальная, полок снизу нет. Со второй попытки удалось пролезть участок чисто. Станция неудобная, полувисячая на якорях.

Участок 5-6. Протяженность 50м V к.сл. Направление движения на R5-R9 вверх и чуть вправо под узкую часть карниза. По системе щелей и стенок вверх. Используются якоря, стоппера и френды.
Участок 6-7. Протяженность 50м VI к.сл. (fr 6а).

Участок 7-8. Протяженность 40м VI к.сл. (fr 6b).

Участок 8-9. Протяженность 25м V+ к.сл. Сначала 10 метров несложного лазанья вверх до узкой полки и далее 15 метров траверс вправо до местного строительного шлямбура под узкой части карниза. Здесь удобное место под ночевку.

Участок 9-10. Протяженность 25м VI к.сл. (fr 6b). От шлямбура прямо вверх в направлении карниза 10 метров напряженного лазанья и далее по щели, образованной карнизом и стеной влево-вверх до узкого места. Здесь можно перевалить карниз. Станцию удобно сделать на шлямбуре прямо за карнизом. На подходе к карнизу и на самом карнизе рельеф разрушенный. Двигаться аккуратно.

Участок 10-11. Протяженность 50м VI к.сл. (fr 6b+). По плитам типа бараньих лбов и местами по щелям двигаться вправо-вверх в направлении большого внутреннего угла. Много равновесного лазанья с ненадежными точками страховки. Место первой ночевки команды в платформе.

Участок 11-12. Протяженность 50м VI к.сл. (fr 6а). Несложное, но аккуратное лазанье по системе развальных отколов прямо вверх. Станция в основании большой щели типа камина.

Участок 12-13. Протяженность 25м VI к.сл. (fr 6а). По широкой щели типа камина двигаться вправо-вверх до ее окончания. Здесь есть местный якорь. С него маятник влево. Движение дальше вправо приводит в тупик.

Участок 13-14. Протяженность 10м V к.сл. Несложное лазанье или маятник влево до местного шлямбура.

Участок 14-15. Протяженность 40м VI к.сл. (fr 6а). По системе щелей спокойное лазанье влево-вверх в основание большого внутреннего угла. Здесь удобно сделать станцию.

Участок 15-16. Протяженность 35м VI к.сл. (fr 6с). Очень интересное лазанье во внутреннем угле. Левая стенка сильно нависает, правая отвесна. Мелкий бедный рельеф под ноги, сходящий на нет под руки. Много неудобного лазанья на трении в распорах. Лучше одеть тесные скальные туфли. Станция неудобная висячая перед выходом из угла.

Участок 16-17. Протяженность 20м VI к.сл. (fr 6b). Пара сложных движений в начале участка по углу и далее, перевалив через перегиб по положительному простому рельефу двигаться влево до местного шлямбура. Здесь удобно сделать станцию.

Участок 17-18. Протяженность 35м VI к.сл. (fr 6b). Очень напряженное лазанье влево вверх в направлении песчаниковой жилы, пересекающей стену по диагонали. Станция в месте соединения с жилой под небольшим каринзиком. Много равновесного лазания по развальному рельефу. Точки ненадежны. Срыв крайне нежелателен. Лучше лезть в тесных скльных туфлях.

Участок 18-19. Протяженность 15м VI к.сл. (fr 7а). Первая ключевая веревка маршрута. Сложное лазанье по микрорельефу прямо вверх в направлении небольшого карниза. Требует тщательного просмотра расположений под ноги. Мелкие зацепки под руки и ноги, иногда выкрашиваются. Тесные скльники. Особенную аккуратность соблюдать при использовании зацеп, близких к песчаниковой жиле. У нас было два срыва по причине откола мизеров в этих местах. Приходилось по новой лезть веревку. Под карнизом местный крюк с контрольным туром. Здесь станция.

Участок 19-20. Протяженность 45м VI к.сл. (fr 6b/+). Карниз проходится попеременным расклиниванием кулаков. Далее двигаться по небольшому кулуару-камину, образованном песчаниковой жилой влево-вверх. Точки ложатся редко, но довольно надежно.

Участок 20-21. Протяженность 50м VI к.сл. (fr 7а). Вторая ключевая веревка. Очень сложное равновесное лазанье по бедному рельефу влево-вверх и далее прямо вверх до большого грота (до 12 метров в глубину), образованного песчаниковой жилой. В гроте станция. Много птичьего помета. Здесь место второй ночевки команды (уже без платформы). На ключевом участке веревки надо для страховки с лазанья из неустойчивого положения поставить сантиметровый съемный шлямбур в качестве промежуточной точки страховки. Далее идет серия движений без вариантов для отдыха и постановки точек под страховку (с лазанья здесь это практически нереально).

Участок 21-22. Протяженность 40м V+ к.сл. По камину-гроту несложное лазанье в распорах. Станция на выходе из грота на удобной полочке.

Участок 22-23. Протяженность 10м V к.сл. и далее 30м I к.сл. Выход на большую полку. Первый скальный пояс пройден! На полке множество мест для удобных лежачих ночевок.

Участок 23-30 совпадает с маршрутами Дорро, Родошкевича, Голощапова, Шановазова.

Участок 23-24. Протяженность 200м I к.сл. По полке траверс вправо до большого колодца и за угол влево. Небольшой подъем по несложной скальной стенке (10м III к. сл.) под второй скальный пояс. Начинать по внутреннему углу с щелью в 10 метрах правее канта стены пояса.

Участок 24-25. Протяженность 55м VI к.сл. (fr 6b+). По развальной щели двигаться прямо вверх под уходящий влево нависающий внутренний угол. Угол заперт, уйти вправо за внешний угол и далее по неудобным щелям на полочку. Посередине веревки небольшой ключик — широкая (15-25 см) щель с гладкими краями (offwidth) метра 3-4 высотой. Место под станцию удобное.

Участок 25-26. Протяженность 45м VI к.сл. (fr 6b). Прямо вверх до небольшого карниза, после него по системе щелей двигаться вправо-вверх. Много живых камней.

Участок 26-27. Протяженность 15м VI к.сл. (fr 6b+) до большой полки и далее 20 метров I к.сл. Второй скальный пояс пройден!

Участок 27-28. Протяженность 300м I к.сл. Траверс вправо по осыпной полки до возможного места прохождения карниза. В стенке у карниза забит местный якорный крюк и швеллер.

Участок 28-29. Протяженность 40м VI к.сл. (fr 7а). Третья ключевая веревка на маршруте. Интересное силовое лазанье через карниз с выносом больше 2м. Прохождение лазаньем веревки сильно осложняется натекшей на стенки грязи с большой полки сверху. Вся стена покрыта 5-см слоем глины. Третий скальный пояс пройден!

Участок 29-30. Протяженность 700м I к.сл. Пешком по сыпучим склонам подняться на вершину Ерыдаг СЗ.
Направление спуска: по вершинному плато выйти к ручью левее купола Ерыдага, по ручью спуск на нижнее плато. Далее через нижнее плато к левому (по ходу движения) отрогу Сельды. Спуск с плато по кулуару 1Б на Сельды.

Борич на R21-R22 Выход из грота по камину

Для справки, прохождения (включая попытки) маршрута Воронина 6Б:

1. 2001 - Дагестан. Руководитель – Воронин. Восхождение совершено зимой
2. 2002 – Очный чемпионат. Санкт-Петергбург. Не совершено вследствии травмы участника
3. 2002 – Очный чемпионат. Екатеринбург. Ярунов, Новосельцев, Кофанов, Блинов. 47 часов
4. 2006 – Челябинск. Морозов, Бакин, Кондрашлв, Сидоренко, Тарнакин, Устьянцев. Восхождение совершено зимой.
5. 2010 – Очный чемпионат. Ростов. Дмитриенко – Максюков. 37,5 часов
6. 2010 – Очный чемпионат. Москва. Иванов-Савельев. 49,5 часов
7. 2010 – Очный чемпионат. Иркутск. Веретенин – Башкирцев. 37 часов
8. 2010 – Очный чемпионат. Челябинск. Кондрашов – Валеев. 38 часов
9. 2010 – Екатеринбург. Дашкевич - Борич. 32,5 часа. Первое прохождение свободным лазанием
10. 2010 – Волгоград. Москалев-Михалев
11. 2010 – Бурятия. Клепиков-Кузьменко
12. 2010 – Иркутск. Глазунов – Ищенко. 35 часов

Станция R21. Вторая ночевка. Дашкевич.

Сергей Дашкевич отвечает на вопросы Risk.ru

Это было осознанное решение - лезть маршрут без ИТО?

Это и было нашей основной задачей. Просто, больше нас не интересуют "итошные" маршруты. Пролезть маршрут чисто - в этом что-то есть...

Вы раньше его ходили?

Маршрут мы раньше не ходили. Для нас это являлось полнейшей авантюрой. Несколько раз возникали действительно сложные моменты, но все разрешилось. На мой взгляд, не особенно интересно несколько раз ходить одно и то же. Мир такой большой.

Сравни этот маршрут с другими, пройденными ранее.

Сложно сравнивать. Я стараюсь, чтобы каждое последующее восхождение отличалось от предыдущего в сторону усложнения. У меня раньше не было опыта прохождения длинных стенных маршрутов исключительно свободным лазанием. На маршруте нет каких-то фантастических категорий. Уровень лазания не превышает 7а. Ранее, трэдом я пролезал только 7b+. Надо отметить, что при классическом чемпионатовском подходе (лазание + ИТО), прохождение маршрута особых проблем не составляет. Обычная 6А, правда, довольно продолговатая.

После чемпионата летом многие говорили, что массив Ерыдага сильно сыпет. Маршрут Воронина в числе опасных? Или скалы монолитные?

Сыпет далеко не весь массив. Реально опасными многие маршруты становятся после дождей, когда камни сползают с плато вместе с породой. За время восхождения по нашей стене не сошел ни один камнепад.

Как ты считаешь - прохождение свободным лазаньем итошных маршрутов Ерыдага - это будущее массива? Или нет?

На Ерыдаге не так много итошных маршрутов, как, например, в Крыму. Соответственно, тяжело говорить о будущем массива в прохождении подобных маршрутов. Большинство из них проложено по нелогичному рельефу. Проще говоря, там просто били дырки. Получится или нет организовать хоть какую-то страховку при свободном прохождении существующих маршрутов - большой вопрос. Мне кажется, что будущее массива скорее в создании мультипитчей для спортивного лазания. Благо, рельеф позволяет делать довольно сложные нитки.

А еще у Сережи написался целый рассказище о восхождении... Который я с удовольствием публикую!!!

Ерыдаг свободным лазанием

Автор: Сергей Дашкевич, «Manaraga-team», Discovery, Екатеринбург
Фото: Михаил Борич, Сергей Дашкевич

- Парни, чемпионат из Каравшина переносится в Ерыдаг. Поедете?
- Не очень хочется, но, пожалуй, поедем.

- Ерыдаг тоже отменяется, но билеты уже взяты. Надо ехать - Мишке для «мастера» нужна 6Б.
- Честно говоря, не интересно мне просто пролезть 6Б.
- Но это надо просто сделать и всё.
- Вот пройти ее исключительно свободным лазанием – это интересно…

Борич на участке R2-R3. Приятное несложное лазание.

Поездка в горы этим летом пошла как-то не по плану. Готовились к одному, а вышло совсем другое. Каравшин отменился из-за событий в Киргизии. На предложение участвовать в марафоне (Ерыдаг) согласились уже без особого энтузиазма. Отмена же соревнований за пару дней до выезда уменьшила и без того невысокую мотивацию. Только наш тренер, Толик Ярунов, сохранял оптимизм. Его аргументация была достаточно простая: Мишке нужна 6Б для мастера. У меня же прохождение 6Б особого интереса не вызывало, поэтому я придумал проект – не просто залезть, а сделать это исключительно свободным лазанием. И не важно, сколько дней это займет.

Компания в этот выезд у нас собралась небольшая. Всего 4 человека: мы с Мишкой, да два Толика, Сушков и Ярунов. Ерыдаг встретил нас пустотой. Дождь, туман и никого кроме нас. Из развлечений имелось: просмотр прогона стада коров через лагерь два раза в день и устранение мелких неприятностей с пограничниками в связи с плохо оформленными пропусками. От прошедшего недавно чемпионата в классе «спринт» осталась огромная свалка мусора у реки. На свалке нашлись изрядно потрепанные и промокшие описания маршрутов. По ним мы и ходили.

Решив, что для акклиматизации хорошая погода не обязательна, в полном тумане сходили на Шалбуздаг. Затем для разминки слазили втроем по маршруту Полякова 5Б. Сходили по схеме «из лагеря в лагерь». Лазание несложное, тем не менее, пара трудных мест нашлось. Все прошли лазанием, за исключением одного места. Мишка не захотел бороться и все таки встал крюконогой в оттяжку, тем самым запоров чистое прхождение маршрута. Спускались в тумане с видимостью 10м по gps – развлечение то еще. Вскоре подъехали ребята из Волгограда. Собирались тоже на Воронина. Конкуренты, однако…
Борич на R4-R5. Несложный траверс в начале и переход на щель. Первый ключ на маршруте.

Первую неделю в районе погода носила характер скорее «ергацкий», чем «ерыдагский». Ежедневные туманы и дожди с обеда и до ночи иногда разбавлялись идеально чистым небом с утра. После очередного дня сидения в лагере решили продолжить разминку и сходить первопроход. Ввиду неустойчивости погоды, выбрали интересную, но непродолжительную нитку между маршрутами Полякова и Самодеда. Рельеф оказался неприятный – вертикальная развальня, местами с какой-то гнилой коркой. Даже шлямбура бить некуда. На фифах, я думаю, особых проблем в ИТО пройти нет. Главное – не бояться. Нас интересовало исключительно чистое прохождение. Пролезли пол стены, когда нас накрыл небольшой заряд дождя. Известняк, смоченный дождем, мгновенно стал скользким как мыло. О свободном лазании на таком рельефе можно было забыть. Продолжать восхождение смысла не имело. По связи передали, что у Волгограда срыв с переломом ноги и сотрясом на маршруте Некрасова 5Б. Поехали вниз помогать. Парни оказались быстрее. Внизу их уже ждала лошадь.

Тем временем, погода начала потихоньку устанавливаться. Почему-то мы решили связать это со сменой фазы луны (при таком раскладе мы могли надеяться на продолжительную хорошую погоду после имеющейся в наличии десятидневной непогоды, и надо сказать, что в своих ожиданиях мы не ошиблись). 25 июля вышли на Ефимовские ночевки под маршрут Воронина 6Б. В 2005 году мы с Кленовым и Дэви в рамках очного чемпионата лазали по соседнему маршруту Шановазова 6Б. Цели прохождения лазанием тогда не ставилось, поскольку в формате очного чемпионата упор делается на время, а не на стиль. Имея опыт прохождения соседнего маршрута, мы с Мишкой выбрали для себя примерную тактику восхождения.
Дашкевич на участке R9-R10 (карниз).

Свою тактику мы строили, настраиваясь на полностью свободное прохождение маршрута. Мы рассчитывали примерно на 5-7 дней лазания, так как не знали, сколько времени уйдет на прохождение веревок в районе карниза. На Шановазове на нескольких веревках выше и ниже карниза (да и на самом карнизе) довольно сложное лазанье и очень плохо с организацией точек страховки (исключая шлямбура). Если пробовать пройти его свободным лазанием, то большие расстояния между точками при, ориентировочно, восьмерочном уровне лазания вам будут гарантированы. К подобной засаде мы и готовились. Поскольку восьмерки на онсайт (тем более традом) мы пока не лазим, то брали с собой крюконоги, чтобы заитошить веревку, определить места для точек и отработать прохождение веревки сначала с верхней страховкой. Воспользоваться такой схемой, к счастью, нам не пришлось. На прохождение одной подобной веревки могло уйти несколько дней. Ночевать при таком подходе надо там, где придется, и, как следствие, возникает необходимость в платформе. Воды взяли 21 литр. По Мишкиным прикидкам, получилось около 70 кг стартового груза на двоих (думаю, что он все оценивал сверху, а потом еще кг 10 к своей оценке накинул просто так). А что, восстанавливаться надо как-то :-). От планов свободного прохождения обоими участниками пришлось отказаться. С таким грузом это было бы чересчур долго. Схема была такая: первый вылазит веревку, затем вытягивает основной баул через блок-зажим. Эта же грузовая веревка является страховкой для второго, который под собой тянет баул с платформой и поправляет основной баул.
Итак, 25 июля мы сидели с Мишкой под стеной Ерыдага. Целый день ниже по долине и выше по стене ходили облака. Вокруг никого не было, стену внимательно просмотрели в бинокль в течение полчаса, когда с нее вдруг уползли облака, подогрелись спиртом, поорали в темноту песни, пытаясь разогнать неуверенность в осуществлении задуманного. По версии первопроходцев, нас ожидало ИТО уровня А3 на 1100 метрах маршрута. Нам предстояло расставить точки над «i», убрав все «А».

Проснувшись на следующее утро пораньше, по темноте проскочили водопад и начали лезть. Мишка вызвался поработать в первый день (еще б его кто спрашивал – прим. М.А.Борича). Напрягать как-то начало с самого начала. Какие-то развальные щели. Мишка что-то ложил туда для страховки, но это скорее для собственного успокоения. Благо, срываться он не собирался. Лазание на первых веревках не сложное - 6а, местами 6b по французской системе. Веревка шла, огибая щель, то влево, то вправо. Попробовал жумарить с двумя баулами под собой. В принципе можно, но как-то уж больно тяжело и медленно получается. До пятой веревки шло несложное лазание, местами приятное, а местами даже красивое.

Думаю, у предыдущих восходителей эти веревки тоже особого напряга не вызвали. Пятая веревка заставила задуматься в реальности наших планов. От нормальной такой полки с отличной станцией на местных шлямбурах Мишка полез сначала траверсом на семь метров влево, а затем вверх по щели, сходящей на «нет». С окончанием щели закончились и места под свои точки. Мишка долго стоял, магнезился – решался на длинный пролаз. С направлением движения, он, как выяснилось, не угадал - полез длинный равновесный участок примерно уровня 7b. Посередине в каверну поставил якорь, вылез на три метра выше и соскользнул… Полет был впечатляющим. Сильно жалею, что за минуту до этого убрал камеру. Мишка летел метров 15, выдернул тот самый якорь из каверны и повис ниже меня. Полок по пути не встретилось, поэтому отделался только слегка ободранной кожей на костяшках на паре пальцев. Я послал Мишку заново бороть участок. На этот раз он осмотрелся получше и увидел следы от фиф. Здесь явно «ито-шили». Итоговый расклад тянул на 6с, но страховать было все равно стремновато. Мишка не подкачал – уверенно пролез участок.
Участок R10-R11.

Дальше было легче. По всяким отколам мы потихоньку лезли в сторону карниза. Особых напрягов помимо тягания баулов не наблюдалось. Видимо, полет все же подкосил Мишкины силы. Чем ближе к карнизу тем он все медленнее проходил участки. С каждым бывает такое – на сегодня «наелся». Через «не могу» пришлось поменяться. Не сильно охота лезть, когда весь день тягаешь баулы. Карниз на деле оказался не такой страшный, как смотрелся снизу. Пока на удобной полке переодевались, пообедали, начали лезть, времени ушло порядочно. Несколько равновесных движений под карниз, а дальше меня ждало приятное лазание по щели. До сумерек успел пролезть от карниза только полторы веревки. Пора было готовить место под ночевку. Платформу установили довольно быстро. Развели немного спирта, быстро поели и отрубились.

Толик утверждал, что мы должны на следующий день долезть до большой полки, которая является окончанием первого бастиона – основной части стены. Мы такого оптимизма не разделяли. С утра нас подкосила сборка платформы. Она разобралась только на половину до состояния буквы «Г». Сколько мы не бились, но сделать что-то с ней на весу не получалось. Был мой день работы на маршруте. Попытка Мишки одеть на себя баул с платформой провалилась - его просто переворачивало. Пришлось жумарить с этой оглоблей под собой. Намучались - это не то слово.

От ночевки шло не сильно сложное, но неприятное в плане организации страховки лазание. Очень много корки и гнилой породы. Ориентироваться было не сложно – мы лезли в направлении возвышающегося прямо над нами большого внутреннего угла. Интересные технически веревки начались с этого самого внутреннего угла. Одна стенка его вертикальная, а друга нависает. Щель сужается. Я лез в скальниках RockJock фирмы LaSportiva. Это специальная горная модель с мягкой подкладкой под пяткой. Оказалось, что в таких скальниках нормально можно лазить только участки V категории. На 6а уже напрягаешься, 6b лезешь с огромным трудом, равновесная 6с принципиально не проходима, особенно если зацепки под ноги маленькие. Для маршрутов уровня альпинисткой 5А-5Б вполне пригодно. В общем, я долго мучался. Самая засада была, когда нужно было ногу поставить в какую-нибудь небольшую каверну. Эти скальники туда просто не влазили, а нога внутри съезжала с опоры. Удовольствие то еще. Наверное, отчасти из-за этого я оценил категорию веревки как 6с. Уж больно тяжело она мне далась. Следующая веревка заставила меня громко материться в адрес создателей маршрута, Толика (он нам его посоветовал), всех прошедших его до нас, да и нас самих.

Было абсолютно не понятно куда лезть. Рельеф – полная хрень. Упадешь – точки не выдержат. Кругом одна вертикальная развальня. На пути встречается несколько песчаниковых жил разной толщины. Понять, какая из них именно наша, с ходу тяжело. Сомнения отпали лишь тогда, когда я пролез до полочки, над которой метрах в пятнадцати виднелся небольшой карнизик, а под ним крюк с привязанным контрольным туром. Вот оно! Под карниз вела песчаниковая жила. Было видно, что в ИТО на фифах особых проблем она не представляла. Лазание же оказалось примерно 7a.

Позже из разговора по телефону с Волосатым, мы узнали, что где-то здесь упал и сломал ногу Джек Башкирцев во время чемпионата. Пока рассматривал, что делать дальше, подошел Мишка с баулом. Я его огорчил, что, наверное, здесь наш проект и закончится. Мишка моих сомнений не разделял (Мишке к тому времени после борьбы с баулом и Г-образной телегой этот проект вместе со всеми этими горами были уже до лампочки, еще Серега предложил поменяться, но как-то ненавязчиво – прим. М.А.Борич). Попробовать стоило. Одел спортивные скальники (на три размера меньше нормального). Ноги стояли на мизерах, и, как следствие, стали держать руки. Напрягала необходимость заложиться. Удобных мест – чтоб спокойно стоять, не было. Участок заборол с третьей попытки. Обе первые потратил, улетая с отколовшимися мизерами под руки. Зато, когда наконец долез до карниза, радости не было предела. Это было похоже на эйфорию. Казалось, что основные трудности пройдены. Переоделся назад в RockJock, не послушав Мишку. Это была моя ошибка.

Выше карниза лезешь по песчаниковой жиле, которая образует в породе желоб-камин. Эта веревка особых проблем не представляла. Вот следующая – это да… Мне очень понравилась. Не почувствовав сразу засады, я полез в тех же скальниках. Даже не представляю, каким образом пролез пять метров от станции. Ну, не лезется 7а в Rock Jock. Съехал до станции, переоделся в Миуру, и заново полез. Меня ожидала серия потрясающих равновесных движений по мизерам, местами вкрест. Точки тяжело, но ставились с лазания. Особенно запомнились съемные шлямбура, которые удалось поставить с лазания в существующие дырки, а также скайхуки, оставленные под страховку. Метод прохождения участка предыдущими командами очевиден (идет дырочкая скайхучная дорожка).
Дашкевич на участке R18-R19. Ключевая веревка.

Веревка оканчивалась впечатляющим гротом, образованным жилой песчанника. Глубина его достигает 12 метров. Увидев такое место и соотнеся сгущающиеся сумерки с нашим физическим состоянием, решили здесь и заночевать. Места там оказалось немного. Сейчас, зная рельеф, мы бы пролезли дальше. На тот момент нам было непонятно, что нас ждет впереди. Ночевка не самая удобная, но жить можно. Расширили площадку баулом, быстро поужинали и легли спать. Всю ночь ворочались, так как по ширине мы влазили с большим трудом, а баул периодически стремился из-под нас выскользнуть.

Утром, выглянув из грота, стало ясно, что на вершину мы сегодня вылезем при любом раскладе. Оставили в гроте лишнюю воду, продукты и полезли дальше.
Станция R21. Вторая ночевка. Борич

Была Мишкина очередь работать. Особых затыков в этот день не было. Неожиданно напрягла только самая последняя веревка (третий бастион). Здесь проходят все маршруты северо-западной стены. В 2005 году мы уже пролезали эту веревку. Начало идет через большой карниз. Тогда мы пролезли его в ИТО на якорях. Сейчас нам предстояло решить эту проблему в рамках свободного лазания. Походили по сторонам, высматривая и прикидывая возможные расклады по лазанию и места под точки. Вроде получалась интересная, но вполне реальная серия движений. Так или иначе, но с ходу пролезть не удалось. Потратили попытку. Со второй попытки Мишка сделал какой-то хитрый жим и буквально выдавил себя на вертикаль из-под карниза. Он оценил этот участок как 7а. И когда казалось, что уже все закончено, появилась очередная засада – выше карниза по маршруту прошел грязевой поток, и последние 20 метров пришлось лезть в распорах по камину, стенки которого покрыты слоем местами сухой, местами мокрой глины от 1 до 5 см толщиной. Эти последние метры Мишка лез около часа: сказывалась усталость, да и надежность рельефа была, мягко говоря, сомнительная.
R19-R20. По песчаниковой жиле.

Вылезли, покидали вещи в баулы, скинули с себя лишнее барахло и побежали на вершину. Сделали отсечку. Получилось 32 часа, два с половиной дня. Оказалось, что время у нас неплохое, хотя за скорость прохождения мы абсолютно не заморачивались. Мне кажется, что маршрут реально пройти в нонстопе за день (особенно, когда знаешь рельеф). Но это уже совсем другая история…
Большая полка в конце первого бастиона.

PS. Пооткисав в лагере несколько дней, решили сходить куда-нибудь “на заминку”. Нужен был приятный маршрут, чтобы получить удовольствие, но особо не напрягаться и чтобы сходить налегке из лагеря в лагерь. Увидев в гайдбуке новый маршрут (Максюк, май 2010, категория по гайду “5А?”, именно со знаком ”?”), про который была нарисована нитка (местами неправильная!), но отсутствовало какое-либо описание, решили сделать второе прохождение. Оказалось очень интересно. Маршрут приятный, точки ставятся без особых проблем, рельеф (по меркам Ерыдага) достаточно монолитный. Всем рекомендую. Лазание до 6с. Есть места, где лезешь исключительно по кавернам. Для страховки провязываешь петли в скальные проушины. Как лезли первопроходцы, не известно. Мы натыкаись лишь на их станции. Мы прошли маршрут свободным лазанием всеми участниками. Все участки пройдены «на онсайт», хотя были места, где приходилось сильно задумываться.
Конец стенной части маршрута.

Таким образом, несмотря на некоторую сумбурность (поехали не туда, куда изначально планировалось, планы-цели возникли, по существу, «из воздуха»), поездка получилась отличная!

Нас поддерживают: Министерство спорта и туризма Свердловской области, Компания «Манарага», Фирма "Дискавери", НПО «Аскан», СДЮСШОР ГВС «Башня»