Номинанты премии Risk.ru-2010: Экспедиция МАИ в Китайский Каракорум!
маршрут команды
Андрей Лебедев изрядно облегчил мне жизнь, собрав "путеводитель" по своей экспедиции. За что ему большое человеческое спасибо:)))
Андрей Лебедев изрядно облегчил мне жизнь, собрав "путеводитель" по своей экспедиции. За что ему большое человеческое спасибо:)))
Потому лишь кратко повторюсь:
Маршрут
Илик - пер. Агылдаван (4805, н.к.) - р. Шаксгам - лед. Урдок - пер. Урдок-Гашербрум (5780,2А) - восточная ветвь лед. Гашербрум - пер. Северный Гашербрум (6350, 3А, п.п.) - главная ветвь лед. Гашербрум - р. Шаксгам - лед. Сингхи - 2-й левый приток лед. Сингхи - пер. Западный Сингхи (5820,2Б, п.п.) - западная ветвь лед. Сингхи - пер. Северный Сингхи (5985, 3А-3Б, п.п.) - восточная ветвь лед Сингхи - пер. Чорный (5420, 1Б, п.п.) - р. Шаксгам - пер. Озерный (5240, 1А, п.п.) - левый приток Зуг-Шаксгама - р. Зуг-Шаксгам - каньон р. Зуг-Шаксгам - пер. Кызылдаван (5710, 2А, п.п.) - каньон р. Кулчинтубулаксу - р. Шаксгам - пер. Прижимный (4730,1А) - р. Шаксгам - пер. Агылдаван (4805, н.к.) - Илик.
Препятствия
Перевалы:
1. Агылдаван (4805, н.к.).
2. Урдок-Гашербрум (5780,2А).
3. Северный Гашербрум (6350, 3А) - первопрохождение.
4. Западный Сингхи (5820,2Б) - первопрохождение.
5. Северный Сингхи (5985, 3А-3Б) - первопрохождение.
6. Чорный (5420, 1Б) - первопрохождение.
7. Озерный (5240, 1А) - первопрохождение.
8. Кызылдаван (5710, 2А) - первопрохождение.
9. Прижимный (4730,1А).
Многочисленные препятствия в каньонах Зуг-Шаксгама
Каньоны, пройденные по дну:
1. Зуг-Шаксгам
2. Кулчинтубулаксу
Броды через Шаксгам:
Из шести бродов пройдено пешком (без верблюдов) - 5 бродов.
Команда:
1. Бертов Михаил Николаевич, 1973 г.р. (Москва).
2. Воробьев Алексей Александрович, 1976 г.р. (Подольск).
3. Жданов Иван Николаевич, 1973 г.р. (Москва).
4. Максимович Юрий Александрович, 1961 г.р. (Москва).
5. Лебедев Андрей Александрович, 1956 г.р. (Москва), руководитель.
Автономность
1. Маршрут пройден в условиях жесткой автономности. Для выхода к людям с ледника Сингхи (при наличии лодки) или из верхней части долины Зуг-Шаксгама требуется не менее 10 дней.
2. Для эвакуации по долине Шаксгама требуются плавсредства, т.к. броды (особенно нижние) через Шаксгам с середины июля непроходимы.
3. В случае ЧП вертолеты китайцами не предоставляются.
пик 6630
Специальные средства безопасности
1. Резиновая лодка на 2-х человек + моновесло.
2. Спасательные жилеты - 5 шт.
3. 200 метров веревки d8 для наведения переправы.
Страшная козья тропа
В "путеводитель" загляните обязательно. Там и изюминки, и исторические отсылы. В общем, с толком проведете вечер за чтением:)
Андрей Лебедев отвечает на вопросы Risk.ru:
Какие цели вы перед собой ставили, отправляясь в эту экспедицию?
Начну с того, что эта экспедиция была второй нашей экспедицией в Китайский Каракорум. Если в первой экспедиции 2006 г. наше внимание было сконцентрировано на пространстве между вершинами Гашербрум-2 и К2, то теперь мы решили исследовать соседнюю более восточную область. К ней нас манил таинственный Зуг-Шаксгам со своим 31-километровым не пройденным участком, в бассейне которого сосредоточено множество интересных еще никем не виданных вершин.
Другим районом, где не ступала нога человека, был ледник Сингхи, точнее - верховья этого ледника. Здесь мы надеялись разведать вершины группы Терам Кангри и многочисленные перевалы в северных отрогах хребта Сиачен-Музтаг.
Путь по леднику Сингхи
Еще мы хотели провести разведку прижимов и бродов через полноводную реку Шаксгам вплоть до ледника Кайягар. Неопределенность с этими бродами очень мешает правильному планированию экспедиций.
И, наконец, нам очень хотелось пройти по тектонической полке рядом с вершинами Хидден Пик и Гашербрум-2. Там есть такая очень характерная полка, протянувшаяся на 10 км вдоль северной стены хребта Балторо Музтаг на высоте от 5200 до 6000 м.
Хидден Пик от притока ледника Урдок
Кольцевой маршрут по ледникам Урдок и Гашербрум с проходом по этой полке позволил бы нам с близкого расстояния получить фотографии таких выдающихся вершин, как Хидден Пик (8080), Гашербрум Восточный (7758), Гашербрум-2 (8035), Гашербрум-3 (7946), Гашербрум-4 (7932), Броуд Пик (8051) и Северный Броуд Пик (8011).
Чем вас привлекает этот район?
Фантастической мощью и энергией гор.
При возвращении из долины Зуг-Шаксгама в долину реки Шаксгам через новый перевал Кызылдаван (5710) экспедиция открыла 1800-метровую стену пика 6824**.
Какие открытия для себя сделала ваша команда во время пути?
Если ставится вопрос об открытиях именно "для себя", то это об открытиях, которые будут обслуживать наши будущие проекты, выполненные в характерном для нас стиле.
Самое важное из таких открытий - это проходимость долины Шаксгама между ледниками Гашербрум и Кайягар в июле месяце. Это открытие развяжет нам руки в следующий раз.
Другое открытие - это проходимость долины Зуг-Шаксгама в его верхнем и среднем течении.
В будущей экспедиции нам будет уже не столь страшно, мы будем знать, какие трудности нас ожидают в этих долинах. Это важно и для правильного расчета времени на маршруте и для планирования путей эвакуации. Знаете, очень важно чувствовать крепость тыла.
Сделает ли добытая вами информация этот район более доступным для других путешественников? Или знания о том, что ждет на пути, недостаточно для того, чтобы заинтересовать альпинистов этим отдаленным районом?
Любая информация о малоизученном районе полезна другим путешественникам. Нам приходилось её собирать по крохам из зарубежных публикаций, начиная с экспедиций Мэйсона (1926) и Шиптона (1937) и кончая сообщениями в Интернете или в AAJ об экспедициях современных или недавнего прошлого. Вряд ли вы найдете в Интернете даже пару десятков фотографий по Северному Каракоруму. А мы сейчас организовали на Риске чудовищную экспансию - около 200 фотографий!
Редкий вид на Хидден Пик (8080, Гашербрум-2 (8034), Броуд Пик (8051) и К2 (8611).
Что касается интереса к этому району, то он существует со времен Янгхазбенда и Громбчевского, т.е. с 1887-1889 гг., поэтому кого-то заинтересовывать в районе с непокоренными стенами восьмитысячников как-то глуповато. Раз в два года там проходит какая-нибудь альпинистская экспедиция. В этом году на Хидден Пик пытались взойти итальянцы, в их базовом лагере мы застали Даниэле Бернаскони, Марио Панжери, Агостино да Поленца. Вот приехали, интересуются…
Ну, и наши тоже интересуются. В 2007 г. на К2 приехали казахи. Сергей Самойлов и Денис Урубко залезли по японскому маршруту на К2. Потом Виктор Козлов после западной стены собирался организовать зимнее восхождение на К2 уже с китайской стороны, я ему кучу наших фоток 2006 года передал. Но что-то не срослось.
В этом районе на великие горы пройдено всего 4 маршрута: два японских маршрута на К2 (1982 и 1990 гг.), швейцарский маршрут на Восточный Гашербрум (2006) и итальянский маршрут на Гашербрум-2 (2007). Стены Хидден Пика, Гашербрума-4, Броуд Пика, Северного Броуд Пика и Скианг Кангри остаются не пройденными.
Великолепный вид на Гашербрум-2 (8034)
А уж про маленькие горки высотою 6700-7000 м и говорить не приходится. Их тут рой. В этой экспедиции мы открыли 1800-метровую северную стену пика 6824 - тоже очень достойный объект.
Однако главное в этом районе - великая притягательность этих гор. Их мощь, их энергия, их строгая красота, безжизненность и дикость. Надо увидеть это раз, чтобы потом всю жизнь мечтать попасть туда снова.
С чем были связаны опасности этой экспедиции?
Мы забрались в такие места, где даже при наличии лодки обратный путь к дороге займет не менее 10 дней. Это не относится к Гашербрумам, там с этим попроще. Особенно удалились мы на леднике Сингхи и в верховьях Зуг-Шаксгама.
Поэтому, если кто-нибудь сломает ногу - то проще закопать, чтоб не мучился. Кергуду, шутка :-).
Вертолетов китайцы не предоставляют.
Какой моральной и физической подготовки требует путешествие в неизведанный район?
Ответ простой - моральная и физическая подготовка должна быть высокой. Я бы сказал, что тут особенно ценятся отличники моральной и физической подготовки :-).
Была ли у вас возможность во время подготовки продумать для себя пути отступления из района?
Конечно была. Всё соломкой вокруг обложили, насколько это возможно. Вон даже резиновую лодку и спасжилеты за 5-й брод через Шаксгам заволокли и там закопали. Интересно, испортится ли лодка за зиму или нет?
Не кажется ли вам, что наступление цивилизации делает более доступными "белые пятна" на карте настолько, что отдаленный и красивый район, в котором уже были люди, становится уже не настолько привлекателен как тот, в котором людей не было. Грубое сравнение - возьмем стену, на которой с десяток маршрутов, ни один из которых не повторен... Не потому, что никто не может, а потому что это не нужно, так как рядом есть непройденные линии.
Вы бы хотели, чтобы по вашим следам пошли другие люди и открыли для себя эту красоту? Или вам это все равно? Наверное на этом философском вопросе я и закрою опросник :))
Я в корне не согласен с такой постановкой вопроса. Беготня за новизной - это тупик. Всё это скоро кончится, и первопрохождения перестанут цениться. Вот к чему приведет наступление цивилизации. Уже сейчас ради новизны проходят, иной, раз доморощенные маршруты, при куче пройденных, но требующих большей квалификации. Еще 10-20 лет с новизной потрепыхаются, все интересное и не очень интересное пройдут, и конец. Цениться будет мастерство исполнения - как восхождение исполнено и с какими ограничениями на стиль. Уже сейчас это ценится, а потом будет цениться еще больше.
Залезли с тяпками и связочными веревками - круто, обошлись без портеров и спонсоров - круто. Прошли сами каньон, на своих плечах занесли минимум снаряжения и залезли на стенку 6824 - круто. Естественно, что это потребует более универсальной подготовки.
Вы знаете, что для национального восхождения на пик Победы китайцы устроили дорожно-строительные работы и пробили дорогу, которая сейчас никому не нужна? Вот ведь до чего доходило - но это уже в истории.
Раньше люди, чтобы посмотреть Гималаи затевали шумные экспедиции, раскручивали спонсоров, в том числе целые государства. Нам наша экспедиция обошлась не дороже тура на Килиманджаро. Времена меняются.
Жалко только, что дикость уходит, и вместе с ней уходит возможность быть в команде наедине с горой. Это моя любимая ниша. Решать все проблемы, ни на кого не надеясь, не ожидая помощи, не пользуясь усилиями других людей. Каждая провешенная веревка - своя, каждый след в снегу - свой. Из полутора десятка восхождений на большие горы мои команды не прошли ни одного маршрута "по классике", там, где ходит народ. Как начал с нового маршрута на пик Революции в 1990 г., так и продолжаю гнуть эту линию. Пока получается. Надеюсь, что на мой век дикости хватит.
А что касается наших последователей, то - да, я хочу дарить людям радость. Я так устроен. Подарить команде радость восхождения или похода - это один из моих главнейших стимулов. Поэтому если я веду новых людей, которых люблю, по уже пройденному мною маршруту, то это мне тоже очень интересно.
В общем, вся информация и миллион фото каракорумских исполинов - для вас по ссылкам на посты Андрея Лебедева!
Оставайтеь с нами!
Партнеры "Хрустального пика" и премии Risk.ru:
145
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Ваши походы - настоящая История современного горного туризма))
А принципиально интересен только Китай? Может, для разнообразия , в Индию? там есть интересные районы.