История нынешнего женского чемпионата.

Пишет Irina Morozova, 12.11.2010 12:28

История нынешнего женского чемпионата. (Альпинизм, стальной ангел, женский чемпионат, женский альпинизм, лена наговицина)

Юра Кошеленко вручает Стального Ангела победительницам Женского Кубка в Узунколе-2008 Асе Ермишиной и Катерине Матюшевской (Фото: Д. Лифанов)

Термин «женский альпинизм» исторически сложился в нашей стране в результате введения запретов на восхождения на гору женским составом. Более того, долгое время в советском альпинизме было не просто запрещено выходить на восхождение женской командой или двойкой, но и по официальным «Правилам горовосхождения» в составе спортивной группы не должно было быть более двух женщин. Спортивной группой по тем же правилам тогда считалась группа состоящая из не менее 4 человек.
Возник этот запрет после небезызвестной трагедии на пике Ленина с женской командой, когда погибло 8 девушек. До этого момента у нас, как и на западе, не было подобных запретов и не существовало каких-то жестких разделений. Но все это описано в статье Лены Наговициной про "Историю Советского женского альпинизма", поэтому я не буду повторяться.

Опять же не хочу обсуждать трагедию на пике Ленина. Это уже в прошлом. Скажу лишь, что история альпинизма знает множество различных массовых трагедий. Но они не приводили к тотальным запретам на альпинизм вообще или на составы команд – мужских, женских, высотных, в альпийском стиле, в двойке и т.д.

Любые запреты и ограничения всегда приводят лишь к борьбе и противостоянию. Вот именно поэтому в наших советских условиях и возник такой отдельный термин, как «женский альпинизм», когда девушки начали бороться за отсутствие дискриминации.
И эта борьба была не феминистическая, не ради противопоставления женского пола и женских восхождений мужским. Это была всего лишь борьба за свободу выбора в каком составе ходить и за снятие ограничений.
Потому что есть разумные ограничения в Правилах, например как то, что человек имеющий опыт восхождения 3А к.тр. не может сразу выйти на восхождение 6А к.тр. А есть такие вот абсурдные и дискриминирующие чью-то свободу, как запреты на восхождения женским составом или на сольные восхождения.

Сейчас казалось бы ограничений уже нет официально. И вроде как предмет для борьбы и спора исчерпан. Ан нет. В итоге все эти ограничения, существовавшие на протяжении нескольких десятков лет, потянули за собой цепочку других проблем.
Например, то что девушек практически перестали обучать должным образом техническим приемам. Инструкторам было проще обучать парней, а девушек учить было бессмысленно. Все равно они самостоятельно на гору не пойдут, а уж один-два балласта в мужской группе можно прищелкнуть в общий паровоз, научив как следует жумарить.
Это вылилось в вырождение у нас женщин-альпинисток высокого уровня. И только отдельным сильным женщинам удавалось преодолеть эти барьеры и совершать восхождения не в качестве балласта, а наравне с мужиками, не уступая им в техническом уровне.
Но таких теток были единицы. БОльшая масса девушек отсеивалась в новичках и значках. Остальные продолжали ходить и закрывать разряды, но в качестве балласта и прицепа, доходя так до КМСов и мастеров.
Не надо сейчас меня уверять, что я не права. Потому что я знаю примеры из реальной жизни и от реальных очевидцев, когда таких вот женщин-инструкторов мастеров спорта участники на тройке на ключевом участке вытягивали полиспастом.

Но все же сильные женщины были. И одной из них была Лена Наговицина. Она не только сама не уступала мужикам на восхождениях, будучи лидером в группе, а не балластом, но и боролась за снятие запретов на женские восхождения.

Основная цель Лены была добиться того, чтобы женщины могли получать мастерские баллы, соревнуясь между собой, а не с мужиками. То есть в составе женских команд и между женскими командами, а не среди мужских команд.

В 2006 году ей удалось добиться, чтобы ФАР официально сделала отдельный Кубок среди женских команд. Кубок этот тогда не был чемпионатом, т.е. не давал присуждения мастерских баллов. И он был заочным.

Но к тому моменту, как он был открыт, у нас в России, как уже было описано выше, практически не осталось женщин способных совершать самостоятельные восхождения. Поэтому этот Кубок был практически мертвым. В первом кубке пять команд набралось, во втором три. Да и ФАР никак его не афишировала и никак не стимулировала эти женские команды. Опять же по причине сложного отношения в нашей среде к женскому альпинизму. В общем никому не хотелось вступать в конфронтации.

В 2006 году, я совершенно случайно впервые сходила четверку на Джайлык с девушкой. До этого, как и у всех, у меня тоже существовал прочный стереотип, что женских команд не должны быть. Это восхождение на Джайлык было вызвано личными мотивами. Но после него мои взгляды на женский альпинизм и женские восхождения поменялись. Но все это так бы и осталось тогда личными мотивами, если бы случайно мы не пересеклись в Москве с Леной Наговициной.
Поскольку одной из ее тем разговоров были женские восхождения, то я рассказала ей, что в этом году тоже сходила с девушкой на гору и она стала уговаривать меня подать отчет на Женский кубок, чтобы хоть как-то поддержать его. Я тогда тоже отнекивалась, тоже не хотела это делать, как и те девушки которые сейчас не хотят подавать свои отчеты на Стального Ангела.
Точно так же доказывала ей, что это обычная рядовая четверка, сотни раз всеми хоженная и что это смешно ее куда-то подавать на какие-то Кубки, номинации. Но она убедила, что это нужно ради поддержки этого Кубка и посредством него для поддержки вообще женских восхождений и для признания их в нашей стране. Ну и в общем, как говорится, «для массовости», для поддержания развития этого женского альпинизма я тогда и отправила наш отчет.

2007 год. Во время Чемпионата в Цее пришло сообщение, что на Бодхоне погибла Лена Наговицина.

После Цея я переехала в Уллутау, где снова собиралась походить вместе с Настей, с той девушкой, с которой эти совместные восхождения были вызваны личными мотивами. Мы не строили с ней каких-то специальных планов ходить именно в двойке или еще как-то. Ей просто нужно было закрыть первый разряд.
Но Настя уже расходилась в Узунколе, а я нет - весь Чемипонат в Цее просидела на Цейском леднике. Поэтому мне нужно было какое-то тренировочное восхождение. И тут Порохня просит сходить второе прохождение маршрута Толи Олика на пик Шогенцукова, которое Олик заявил как 4А. И я тогда решила, что это восхождение, которое мы пойдем с Настей в двойке, мы посвятим как раз памяти Лены Наговициной.

И вот осень. Я вспомнила про тот самый Женский кубок и поняла, что без Лены он совсем загнется и поскольку все равно писала отчет по этому первопроходу на Шогенцукова для классификационной комиссии, то решила его отправить на Женский кубок, чтобы хотя бы поддержать то, на что Лена потратила столько усилий.
И действительно потом оказалось, что всего три команды подали отчеты, включая нашу. В итоге Шогенцукова засчитали нам как 3Б к.тр. и эта наша 3Б заняла третье место из трех команд. В общем ситуация была печальная с Кубком.

Дальнейший толчок дала Ася Ермишина, уже не помню по какому поводу, но она что-то написала в комментах про то, что кроме меня некому больше теперь взяться, чтобы продвинуть в ФАР эти женские восхождения. И мой мозг заработал в этом направлении, стал анализировать, что можно сделать, чтобы как-то переломить ситуацию и добиться того, что пыталась добиться Лена, а именно не просто Кубок, а полноценный Чемпионат среди женских команд с мастерскими баллами.

Вспомнила, что после Чемпионата в Цее, ФАР решила проводить на следующий год в Узунколе не просто Чемпионат, а Фестиваль и подумала, что единственным выходом будет попытаться провести очный Женский кубок в рамках этого Фестиваля. Набрать побольше команд к его участию, после чего можно было бы уже поднимать вопрос о статусе Чемпионата.

Те, кто считает, что Морозовой так нравится вся эта шумиха и бодяга, просто не знают насколько я не публичный человек. Даже тогда, когда работала в театре, я была по специальности режиссером, то есть человеком, выстраивающим весь спектакль, но остающимся за кадром. И до сих пор мне трудно публично выходить на сцену и что-то говорить.

До 2008 года я восемь лет делала сайт Ullutau.ru, составляя описания маршрутов в Адырсу и потом собирая общую библиотеку описаний. И только единицы людей знали кто его главный редактор. Такие как, Сергей Шибаев, который публиковал рекламки сайта у себя в ЭКСе, помогая его раскрутить. Я каждый год приезжала в Уллутау, мне разные люди говорили что-то про сайт и про описания маршрутов на нем, но никто из них не знал, что я и есть тот самый «редактор сайта». Потому что тогда мне вся шумиха и пиар были не нужны для достижения своих жизненных целей.

Но тут с этим женским альпинизмом я поняла, что оставаясь за кулисами, ничего сделать не смогу. И пришлось сделать тот самый шаг. Я купила билет и поехала на Конференцию ФАР, чтобы попытаться на ней высказать свои тезисы и предложения.
Андрей Волков дал мне ровно три минуты.
Те ощущения до сих пор не забыть. Это страшнее, чем пролезть Комичи с Катюхой в двойке. Полный зал народа. Собрались руководители разных Федераций, ветераны альпинизма, топовые спортсмены, члены Правления и прочие люди, которые сделали немало серьезных проектов в альпинизме. И я – всего лишь какой-то рядовой инструктор второй категории.
Более того, половина этого зала были те самые ветераны, которые помнят ту историю на пике Ленина, с которой началось все это табу на женский альпинизм.
Но после ко мне подошел Александр Яковенко и сказал что ему идея включения Женского кубка в рамки Фестиваля в Узунколе нравится. И надо включать. В общем так все и закрутилось. Спасибо большое Саше Яковенко.

Но сказал А, надо найти смелость сказать и Б.
Никто опять же до сих пор, даже мои друзья не знает, что еще больше силы воли, чем выступить перед Конференцией, мне понадобилось потом выйти на награждение призеров того самого заочного Женского кубка среди общего награждения победителей в разных чемпионатах за год – зимних, высотных, технических и пр.
Какая была вообще ситуация с награждением в том Кубке в 2007-м году, которая показывает насколько НИКОМУ тогда был не интересен женский альпинизм и никому не было дела до этого Кубка, который был всего лишь номинальным.
Были просто выделены деньги на грамоты и медали, которые купила одна из девушек, участвовавших в том Кубке. Забавно – сами сходили, сами медали себе купили, сами гравировку сделали. Но награждение это нужно было провести, чтобы показать всем, что этот Женский Кубок не номинальный, не на бумагах, что есть реальные женщины, которые ходят женскими командами и хотят ходить. И что женские восхождения интересны, что они есть, они имеют место быть. Ну и чтобы на следующий год набрались команды в Узункол.

Первые два места были у команд, сходивших пятерки, что действительно уже было достойно награждения, одна из этих команд – та самая Мариша Коптева, которая сейчас так же выставляет Амин Брак на Стального Ангела. А наше Шогенцукова было там всего лишь для массовости. Я когда отправляла отчет даже не думала, что будет все так плохо и будет всего три команды, хотела создать массовку в протоколе и не думала, что придется потом выходить на награждения какие-то. Но после того, как девчонки сами купили медали, сами сделали гравировку, то как я могла проявить слабость и малодушие и отказаться от участия в этом действе?
Моя напарница Настя отказалась выйти на сцену, у нее не хватило силы духа. Но если у Насти была эта возможность отказаться и спрятаться, то я не имела на это права, раз взялась двигать и развивать. Поэтому пришлось играть до конца.

Те кто считает, что это легко, пусть попробует со своей какой-нибудь схоженной пятеркой выйти на подиум и встать рядом с Ули Штеком, Дином Потером и пр. И тогда сразу поймет, сколько силы воли мне понадобилось тогда, чтобы улыбаясь выйти на сцену и получить кубок и грамоту за какую-то тройку, которых у меня больше сотни схожено. Кубок я отдала тогда Насте. Он сейчас у нее. Для нее он был тогда более значим.

2008 год. Кубок в Узунколе.

Даже я сама не ожидала такой отдачи. И того, что наберется столько команд. И главное, что у всех сразу возникнет такой интерес. Первый канал, когда приехал снимать, то они приехали снимать исключительно девушек. Когда я предложила журналистке взять интервью у парней, она на это только отмахнулась и сказала, что они приехали сделать репортаж только о Женском Кубке.

Участницы очного Женского кубка в Узунколе. Фото: Д. Лифанов

Именно в Узунколе все и сдвинулось. Следующей неожиданностью для меня было то, что Волков и Овчинников сами предложили на следующий год вместо Женского кубка сделать официальный женский зачет в Чемпионате. Я то думала что к этому еще придется двигаться постепенно.

В общем-то цель, к которой шла Лена Наговицина, была достигнута.

Но не все так просто.
Во первых, ограничения в мозгах снять не так легко, как снять внешние запреты.
Иллюстрация без комментариев. Сразу же через два дня после того, как завершился в Узунколе Фестиваль и женский кубок, двойка девушек попыталась выпуститься на восхождение. Но выпускающий в Узунколе Магомедов их не выпустил. Девушки безрезультатно пытались ему доказать, что только что куча женских команд ходила на гору. Но их так и не выпустили женской двойкой.
И это говорило о том, что по прежнему еще проблема «женского альпинизма» и отношения к женским командам оставалась.

Плюс опять же цель добиться женского чемпионата, где женщины могут получать мастерские баллы не соревнуясь с мужчинами – это была задача Лены Наговициной. Это для нее альпинизм был спортом. А меня разряды, Чемпионаты и мастерские баллы интересуют поскольку постольку – как инструмент в развитии.

Именно отсюда пошли потом дальнейшие попытки организации Dolomites Women и пр.
И отсюда же родилась идея сделать серьезную красивую женскую премию Стального Ангела. Потому что это более интересно, чем Чемпионаты и мастерские баллы, которые во всем мире никому не нужны кроме нас.

Поскриптум.

В этом году было совершено несколько женских восхождений. И они уже становятся все более серьезными и достойными. Но девушки не хотят их подавать на номинацию Стального Ангела. По той же причине по которой я когда-то не хотела подавать свои восхождения, когда Лена Наговицина меня уговаривала. Потому что девушки сейчас не чувствуют, что их восхождения это что-то такое же сильное, как Амин Брак, или как мужские восхождения на Золотой ледоруб.
Вот, мы опять меряем себя по прежнему мужскими категориями. И это печально.
Чемпионат женский сделали, а проблема «женского альпинизма» так никуда и не ушла.

И именно поэтому я решила все это написать и открыть слишком личные эмоции, которые даже друзьям до этого не рассказывала – про те награждения, когда мне пришлось выходить на сцену и улыбаться, пришлось собрать силу воли и сделать это ради идеи.

Сейчас мне говорят, что я как куратор проекта Стального Ангела, должна сама собрать все женские восхождения совершенные в этом году и записать их в номинанты. Я не буду это делать.
Человек должен сам стремиться к чему-то, что-то делать, куда-то двигаться. А не так, чтобы его куда-то вписали.

Конечно, потом как обычно Морозову сделают крайней и все шишки за несостоявшийся проект свалят на меня.
Но я никогда ни под кого не прогибаюсь. И если сейчас на Стального Ангела будет номинировано только одно восхождение на Амин Брак, значит будет только это одно.
Если после этого Гривель откажется дальше изготавливать Ангела. Или если эту награду, как предлагает ФАР, сделают международной, ну что ж…

Только я обращаюсь сейчас еще раз к тем девушкам, которые нынче по разным причинам получили свою возможность развиваться, попав в соответствующий коллектив или как говорится «попав в струю». К тем, кто получил возможность выступать в Чемпионате. К тем, кому уже не надо ходить по альплагерю и уговаривать мужиков, чтобы их взяли на гору или проситься, чтобы взяли в команду на какой-то серьезный проект.
Вы подумайте о тех девушках, которым все еще всучивают в руки жумар.

Знаете какая для меня самая большая благодарность была в Узунколе и в Доломитах?
Это когда девчонки говорили спасибо за то, что они ВПЕРВЫЕ сами что-то смогли делать на маршруте, а не двигать ручку жумара по веревке. И со счастливыми лицами рассказывали, как это здорово.

И как правильно сказал в прошлом году Аркадий Клепинин: что все эти номинации и награждения нужны не для нас самих.
Мы уже свою награду получили. Наша личная награда была на самом восхождении, там на вершине. И эти мгновения никогда не сравнятся ни с какими другим и ни с какими награждениями.
А номинации и награды – это уже не личная награда. Они нужны другим людям. Они создают тот резонанс, благодаря которому и все остальные получают свой шанс развиваться.

Да блин, все эти номинации и презентации ваших пятерок нужны не для вас самих. А для сотен других девчонок, которые благодаря вам смогут тоже в своем коллективе добиться чтобы и им давали возможность для развития. Чтобы у этих девушек перед глазами были живые примеры того к чему они могут двигаться, если только захотят.
А вы сходили там междусобойчиком, получили свои мастерские баллы. И на этом успокоились. А как же истина, что кому много дано, с того много и спросится.

Я в этом году пообщалась с Василием Печениным. Он в свои 79 лет сходил 5А на Химик. Знаете как у меня после этого повысилась мотивация, какая появилась энергия. Потому что я увидела, что если человек в 79 лет еще может ходить на пятерки, то что такое мои 40 лет, и сколько я еще смогу сходить за ближайшие 30 лет если не буду опускать руки и не начну, как сказала бы Лена Лалетина, «дрочить» на свой возраст и болячки, а буду по прежнему продолжать «дрочить на неувядающую молодость».

И то что Печенин подает это восхождение на чемпионат ветеранов – это ему что ли нужны эти лавры? Да никакие почести, награды и лавры не заменят этому человеку то, что он потерял в горах. Просто его восхождение такой же пример для всех, что возраст это не предел, что предел наступает в горах только когда человек сам себе опустил планку.

Так и тут. Вся эта публичность с вашими восхождениями, все эти номинации на разные премии и награды – это стимул для других к тому, чтобы двигаться и развиваться.

Ой, какая знакомая радостная физия слева на первой! =)

+1, видел её на скалодроме МГТУ им. Баумана :)

+1000!
Птица расправила крылья.

Аська солнышко:)) Сияет как медный таз

Дык, такой человек цалует )

То, что могут девчонки сделать для себя, за них никто не сделает!
Помогайте друг дружке.

Пусть ручейки из женских "двоек", "троек", "четвёрок" сделают женский альпинизм реальностью для девушек с индивидуальными наклонностями к независимому восхождению.

Ира, спасибо, за все, что ты делаешь для развития жеснского альпинизма. Это всё здорово. Но тебе наверняка придется сталкиваться и в дальнейшем с трудностями и непониманием. К тому же альпинизм сейчас не такой массовый спорт как в советские времена. Даже среди мужчин, что уж говорить о женщинах. Но я думаю, что понемногу все сдвинется и будет развиваться в дальнейшем медленно, но верно.
Например, до 2008 г. в нашей сборной Красноярского края по альпинизму не было ни одной женщины. Сейчас их 6-7 чел и приветствуются новые девушки, высказывающие желание участвовать в этом деле.
Полностью присоединяюсь к этому высказыванию: Мне более интересны различные достижения в горах, а не соревнования с людьми. Именно поэтому мне сейчас интересно развитие чистого стиля и уход от ИТО, т.е. движение в сторону мирового альпинизма.
Это хорошая тенденция на мой взгляд, нужно двигаться в этом навправлении, совершенствоваться. Уход от ИТО и введение скального класса привлекает скалолазок в альпинизм. Скоро, думаю, начнется сближение этих видов спорта и возможно альпинизм станет более популярным.
Но все равно нужно отдавать себе отчёт, что одно дело скалы и скальный класс в альпинизме, другое дело серьезная стена. Тут многое нужно уметь, нужен опыт общения с горами, а не только скалолазные и технические навыки. Не так много женщин, готовых к такому подвигу. С одной стороны скалолазы в альпинизме хорошо, но тревожно будет, если они без особого опыта замахнуться идти на серьезное восхождение в горах, где лавины, камнепады, ненадежная страховка... а ведь они привыкли лезть, не думая о срывах, о том, что это может стоить здоровья и жизни... Наверное я сумбурно излагаю свои мысли. Но просто захотелось сказать что-нибудь приятное в адрес Ирины, и как все это не просто... женский альпинизм и его развитие...

Маша я поняла что ты хочешь сказать. Потому что те же мысли и у меня в голове. Я уже озвучивала, что как альпинист на маршруте я буду лезть только так как безопаснее всего и оптимальнее. Если надо ИТОшить, то естественно ни о каком чистом стиле и мыслей не будет вэтот момент.
Но речь идет о том, что тактическая грамотность - это не только раскладка на самом маршруте. Это еще и прогнозирование ситуаций перед самим маршрутов. И вот именно тут собака зарыта. Что нужно немного изменить стереотипы мышления. Сейчас мы мыслим больше крутизной самой стены, т.е. хочется лезть туда, где чем непроходимее - тем круче. Но если заранее соотносить свои возможности лазания с предполагаемой для прохождения стеной. И лезть туда, где ты можешь пролезть именно свободным лазаньем. И перейти на ИТО только в том случае, если возникла внештатная ситуация - погода испортилась или еще что. И потом постепенно повышая уровень свободного лазанья, постепенно уже подбирать все более и более сложные объекты.
Именно так делают западные альпинисты-бигвольщики.

И я абсолютно согласна, что приход скалолазов более опасен по той причине что да, они привыкли срываться, а срыв на маршруте на своих точках - это не срыв на болтах пробитых так, чтобы исключить любую возможность приземлиться на полку.
Тут как раз надо повышать уровень свободного лазанья у альпинистов. Именно поэтому мне сейчас нравится идея ФАР пробивать маршруты на естественных скалах в горах, чтобы альпинисты больше лазали.

Полностью согласна с вышесказанным. В этом году так сложились обстоятельства, что у нас с Юлей не получилось поехать в горы, хотя мы планировали сделать первопроход в Ергаках и подать на заочный чемпионат. На ангела мы тоже подали бы без вопросов, пусть это и не Амин Бракк :)) Есть у меня такая мечта лазить сложные и интересные маршруты и по возможности чистым стилем. И я очень стараюсь приблизится к этому. Всеми руками за то, чтобы пробивать побольше мультипитчей в горах. Хорошее дело. Сначала мультипитч, потом трэд... Например, у нас в Ергаках. Отличные для этого скалы. Отдельные энтузиасты уже занимаются этим, но не хватает поддержки. Да не важно где, лишь бы дело шло. Я думаю это многим будет интересно.

Масяня, ты попала на трэд. И никаких отмазок! В целях приближения к мировому альпинизму.

Юля, ты помнишь, что ты мой кумир? Так что давай настраивайся на какой-нибудь маршрут в трэдовом стиле ;)

В этом году четыре девчонки ,рядом с нами ,закрыли Барсов Победой(Ольги Дзик-Польша, нет у В.В.Ш. почему-то в списке ).И еще Викуля Клименко была рядом с Барсом.Все хорошо лезли,молодцы))Не увянет женский альпинизм.Удачи.До встречи в горах.

ольги с списке нет, т.к. она не отправила свои данные шатаеву

Женский чемпионат просто необходим и именно в очном классе! Странно, что очевидность его необходимости пришла только с Ириной Морозовой (спасибо ей огромное за это!). Это отличный стимул и обмен опытом, выявление лучших и подтверждение, что же женщины всё-таки что-то могут на маршруте. Странно, что существует столько чемпионатов и кубков для мужчин, а вот женщин как-то обходили. Но с другой стороны, ведь женщины особо и не стремились создать что-то своё и соревноваться.
У нас в городе все соревнования по альпинизму (это, конечно, маленькие провинциальные чемпионаты местной федерации) в двойках проходят в двух квалификациях : мужская и смешанная двойка. Почти в 99 % ведущую роль выполняют парни. Но если честно, девчонки сами не горят желанием быть первыми, считая, что мужчина сделает лучше и быстрее. Конечно, так оно и есть. НО бывает и по-другому. Мне очень повезло: мы с моим связочником выступали на равных, не оглядываясь на гендерные признаки, за что я ему и нашим организаторам очень благодарна. И в итоге у нас всё получилось.
В этом году в Дагестане мы ходили четверкой: три мужчины и я. За всё время ребята ни в чем меня не ограничивали, ни придерживали, а на оборот поддерживали, позволяли проходить ключи первой. И мы поочередно лидировали на маршрутах. Пускай это были всего лишь двойки и тройки для меня, третьеразрядницы, но зато какой опыт.
В целом идею чисто женского альпинизма не могу поддержать, так как сильные мужские руки и характер в горах иногда ох как нужны.

абсурд.

если какой-то инструктор вас не учит, идите к тому, кто учит. Кто хочет - тех учат. Проблема в том, что крайне мало девиц, желающих по-настоящему учиться "техническим приемам"

БОльшая масса девушек отсеивалась в новичках и значках.
ну и понятно почему. но только не из-за ограничений для женщин, ИМХО

Вот именно, что случайно. Никакого целенаправленного стремления ходить с напарницей не было. Да и теперь ты, насколько я знаю от тебя самой, далеко не фанат "женского альпинизма". Но почему-то рванула его развивать. Чтоб осчастливить кого? Тех, кто также как и ты, не фанат? Не понимаю, зачем так упорно зазывать девиц туда, на что нет заметного спроса?

Это уже напоминает анекдот...
Ира, ты же САМА не хотела никаких женских чемпионатов? Говорила, что была в шоке, когда ФАР затеяла женский ЧР в Ергаках? Что хотела всего лишь Кубок? Или теперь ты все это "забыла"?

Вы подумайте о тех девушках, которым все еще всучивают в руки жумар.

нет такой проблемы. Хочет одна девица лезть с другой - идет и лезет. В правилах ограничений нет. Если в лагере не дают, ходите не в лагере.
Я считаю, что проблема сформулирована абсолютно неверно.

кому надо, тот и примеры видит. можно подумать, что женщинам реально мешает то ограничение, которое было в СССР когда-то? Если есть настоящее желание, им ничего не мешает, и команда Коптевой - тому пример.

Давайте скажем честно: НЕТ у нас проблемы женского альпинизма. У нас мизерно мало женщин им интересуеся. И это вполне закономерно. Потому что с мужчинами девушкам ходить приятно, и мало кто хочет экспериментировать друг с дружкой.

Никакого роста популярности за 3 года "развития" в женском альпиниме нет. Это факт, как бы неприятен он ни был. 5 связок на ЧР - это слезы. И мастерские баллы за соревнования между 5 командами присуждаться не должны (согласно правилам - нет ранга)

Поэтому я понимаю девушек, которые делают только робкие шаги в женском альпинизме, и не хотят выставляться на конкурс. Они правы - надо сначала чего-то достичь.

Вы не правы. Для того, чтобы девушке дали на учебном восхождении лазить первой ей надо приложить усилий раза в 2, а то и в 3 больше чем парню. Начинать учиться ходить первой надо не на 5-ках, а на 2-ках и 3-ках. Если участница ни разу сама не попросилась лезть первой, то большинство инструкторов, только этому и обрадуются. Хотя будь на месте девушки парень, ему бы уже 3 раза напомнили, что провести всю жизнь на жумаре - это не круто.
Я считаю, что проблема сформулирована абсолютно неверно.

Проблема в другом. Она в том, что когда девушки в новичках ходят с парнями, им всучают только жумар. А когда они могут ходить сами, их не один старший тренер в здравом уме никуда не пустит в таком составе. Не потому, что они женщины, а потому, что до этого, когда они ходили с мужиками, они только жумар и таскали.

Не от того, девки сами ходят, что мужики их достали, а от того, что мужики им лазить не дают.(ну это ИМХО)
А девушка с жумаром - это не выгодно. Т.к. в этой эпостасии проявляется то, что женщина тягает меньше, чем мужчина. В итоге на серьезные горы женщин стараются не брать.

Показать комментарий

Да, я до сих пор помню, как меня не хотели брать на первую мою 5-ку в Ала-Арче. Хотя физически и технически я была подготовлена лучше некоторых парней. Вот теперь такой проблемы нет, после того как мы стали лазить женским составов. У нас даже был такой случай: как то мы лазили женской 4-кой 5а и потом 5б и у нас был еще один парень и не хилый, а довольно сильный парень. Но мы ему не давали лазить. Только жумарить с тяжелым рюкзаком. Он совсем не возражал. Так что справедливость восторжествовала :)))

Да ничего подобного! Хочешь, можешь - вперед.

Ну, может где-то так и есть, но когда я была новичком, идти первым имели возможность все. Никакой дискриминации не наблюдалось. Ходили двойками.

"Для того, чтобы девушке дали на учебном восхождении лазить первой ей надо приложить усилий раза в 2, а то и в 3 больше чем парню."
Ну,Леха,ты загнул. Все участники у меня (и не только у меня !) ,кто способен и хочет,лазают первыми.вне зависимости от пола и возраста.Кстати, тенденция последних лет: девчонки готовы технически и физически лучше парней .И не надо делать глобальные выводы по каким-то отдельным инструкторам.Некоторые вообще весь маршрут веревки вешают всему отделению..

Я не фанат никакого альпинизма. мне не нравится фанатизм и приверженность чему-то одному
мне равно интересно и женской двойкой и с мужиками. и летом и зимой, и стенной маршрут, где надо лезть и многодневный траверс с его физической пахотой.

Но если, например, мне одновременно предложат совершить восхождение Катя Матюшевская или кто-то из мужиков и сроки будут пересекаться, то я не раздумывая выберу восхождение с Катюхой
не потому что я фанат женского альпинизма. А потому что мне именно Катя интересна как напарник, мне с ней комфортно и интересно на маршруте.
Хотя естественно, что с любым из мужиков гораздо легче и физически и морально в плане того, что он за счет физической силы надежнее. Но если бы альпинисты боялись сложностей и трудностей, то не ходили бы вообще в горы.

Ир, а если это будет супермегаинтересный во всех отношениях для тебя настоящий мужчина, все равно с Катюхой полезешь?:)

Аська, ай малацца!

В любом состязании победа должна быть престижной. Т.е. организаторами должна быть создана система ценностей, побуждающая соревнующихся принимать участие в таких мероприятиях и стремиться к победе. Престижность соревнований определяется высоким рейтингом (участием сильнейших спортсменов, в том числе и мировых) и материальной составляющей. Если призовые в состязаниях будут, например, порядка 200.000-300.000 рублей и это будет своевременно озвучено организаторами, то нетрудно спрогнозировать какой будет вал желающих, в том числе и из-за рубежа.
Что касается рейтинговости соревнований:
Для всех давно понятно,что так называемый российский скальный класс это часть того спорта, который культивируют чиновники от альпинизма (гостренеры и начальники команд разных уровней), получающие зарплату в спорткомитетах. Но, ни стиль , ни уровень участников таких российских соревнований не идут ни в какое сравнение даже со средним уровнем западных бигвольных клаймберов.
Таким образом, рейтинг мероприятия может быть повышен в случае участия зарубежных бигвольщиков, в том числе и звезд. Только формат соревнований должен быть другой! Стиль - свободное лазание.
То Ирина Морозова: Если уж хочется сделать значимый проект, может быть оставить в покое "женский стиль", на который нет спроса и заняться другим форматом?
Например, организация фестиваля в стиле бигвольных восхождений с хорошими призовыми и приглашенными звездами. Тем более, что и народ уже устал от совковых забегах на крюконогах с фифами.

Я и делаю разные проекты :)
самым своим значимым считаю вот этот
хочется сделать в популярном альпинистком районе большой скальный массив с мультипитчами
чтобы альпинисты, которых достало бегать с крюканогами и фифами могли тренироваться
потому что тренировать свободное лазанье на пятерках на маршруте - это не безопасно

ну а насчет спроса, то все относительно
неизвестно на что будет спрос через 10 лет :)

молодцы девченки! так держать!!!

Мне не очень нравится взгляд на роль женщины в мужской команде.Да ,ее берегут.Если она свободным лазанием хорошо и быстро лазает,то зачем жумар.А первым лезет самый надежный,а завоевать такую роль в женской команде сложно.И не зря награждают всю команду и не расписывают роли и вклады.В этой теме мне запомнилось высказывание известной западной альпинистки которая поставила занятие альпинизмом выше семьи.Готовы вы к этому?

можно вопрос
а вы считаете нормальным, когда кто-либо вообще не важно мужчина или женщина - ставит занятие альпинизмом выше семьи и детей?

а вот этот вопрос как раз активно обсуждается в европе. буквально несколько дней назад на межународном горном саммите. Но наверное в данном топике это не в тему.

Я вот слышал об одной такой альпинистке...

Давайте говорить предметно и в очередной раз соединим пространство и время:
Женский альпинизм в СССР был свернут в 70-е годы не только из-за гибели команды Эльвиры Шатаевой на пике Ленина. Тогда большим барьером было несовершенство снаряжения, которым могли пользоваться только сильные мужчины. Я не говорю о ледовых морковках, забиваемых более чем сотней ударов без передышки, но даже скальные крючья, от души заколоченные мужиком, идущая следом женщина выбить не могла. У меня было десятка два восхождений в двойке с партнершами на вершины всех категорий трудности до "шестерок", и могу с уверенностью сказать, что часто эта процедура напоминала сольное восхождение с двукратным пролезанием сложных участков. Исключение - Т.И. Тимошенко, с которой мы в 1986 г. ходили в двойке Ягнобскую стену по 5Б за 8 часов, - она-то выбивала все крючья! Возможно, по этой причине большинство знаменитых женщин в альпинизме в те времена были высотницами.
Ситуация изменилась - сейчас ни на скалах, ни на льду от "забойщика" не требуется качеств молотобойца - это уже больше "пролезальщик", "запихальщик" и "завинтильщик" , а эти качества с женственностью вполне совместимы.
Но все остальные дамские проблемы остались, и в Узунколе на женском кубке они были четко видны.
Я был одним из инструкторов, опекавших Питерские команды, и на "школе" сидел с секундомером. Результат таков: все технические действия, кроме работы первого, девушки делали на 20 % медленнее мужчин, проходивших ту же трассу,- и это нормально для любого вида спорта. А первыми они лезли уже вдвое-втрое медленнее ! В итоге у победителей, - женщин и мужчин, суммарное время различалось почти в два раза. Вот и первая проблема на горе - то , что мужики промолотят за день, девушки вынуждены будут ходить с ночевкой, т.е. с большим грузом.
На первой же горе вылезла вторая проблема - нет опыта самостоятельного выбора маршрута, бесконечные переговоры с тренером, который сидит далеко и деталей не видит. Восхождения затягиваются, накладывается непогода, усталость, срывы, травмы, команды пытаются компенсировать недостающие баллы непрерывными восхождениями на "тройки " - новые срывы и травмы. Все это описано много раз и подробно, когда Узункольский фестиваль обсуждался на сайтах, в журналах и книгах.
Вот такие проблемы и надо решать тем девушкам, которые стремятся к самостоятельности, и вполне понятно, почему они не рвутся в серьезные чемпионаты. Дайте вы им созреть и понять, чем они могут удивить человечество.
Вот Амин-Брак и пик Победы - это серьезные продуманные экспедиции нормальных, умных и энергичных альпинисток, пришедших к блестящим результатам после многолетней основательной подготовки под руководством мастеров-тренеров, имеющих приличный опыт восхождений с мастерами-мужчинами и способных объективно оценить свои возможности.
Когда таких равноценных команд будет в стране 10-15 - появится и смысл соревноваться.

Так вот именно это и есть сейчас самый основнйо краеугольный камень. то что нельзя к женщинам применять мужские критерии и требования - ни на Чемпионатах, ни в рамках проектов и всохождений
проблема в Узунколе была, что девушек поставили в рамки мужской марафонской формулы, а женщина по своей природе менее готова к такой непрерывной психологической нагрузке

И точно так же восхождения. Опять же и объект для восхождения женской командой и тактика - все должно быть другим. Они должны быть подобраны из учета той специфики, которую вы описали.
Ну не пойдете же вы на стену, где нет ни одной полки с палаткой, а возьмете с собой платформу

Или сольное восхождение. Тут тоже потеря во времени в полтора раза больше чем при восхождении двойкой. Да и тактика двойки отличается от четверки - согласитесь, что в четверке даже если это мужская команда лезть бигвольную стену легче - больше народа, который тягает грузы.
Точно так же и женские. Все эти ньюансы и бОльшие затраты времени на пролаз, на вытягивание баулов и т.д. должны учитываться в тактическом плане.

По поводу самстоятельного выбора маршрута. А кто-нибудь им давал самостоятельно выбирать маршрут, когда они ходили с парнями?

Вот если прочитать весь набор приведенных комментариев, получилось на редкость спокойное и конструктивное обсуждение перспектив женского альпинизма. Никто не выступает с категоричным отрицанием, каждый описывает замеченные им проблемы и способы их решения.
Научить девушек ходить первыми со своими точками - это мы делаем во время занятий на скалах у себя в клубе постоянно, не обозначая никаких различий с мальчиками, и тренер у них - девушка-инструкторша с первым разрядом. А обучение организации и планированию восхождений, ориентировке при поиске маршрута или хотя бы правильному определению горы, на которую лезть - это дело более хитрое, оно удачнее получается, когда ездят в горы достаточно большими и уже сложившимися коллективами - у нас бывает на сборах по 60-80 человек. В таких сообществах легче реализуются все виды альпинизма - чисто-женский, смешанными двойками, боевыми мужскими командами, нацеленными на рекорды. Знакомых девушек меньше дискриминируют, лучше обучают, доверяют более ответственные роли руководителей восхождений или даже целых сборов. Возможны быстрые и безболезненные формы взаимовыручки и подстраховки, проще передается опыт и удовлетворяются разрядные интересы. Проблема в том, что у нас, в больших и перемешанных друг с другом клубах это возможно, а по стране разбросано еще много одиночек, которые хотели бы, да не могут ни с кем объединиться.

Действительно,идет конструктивное и спокойное обсуждение.Это радует.Насколько мне не изменяет память Михаил Ситник в связке с женой сделал первопроход на 4810,причем первой молотила жена.Я видел статью во французском журнале.Может Михаил выскажет свое мнение по теме.

"Ситник в связке с женой сделал первопроход на 4810,причем первой молотила жена." Да ну, неможет быть! Их большая команда ходила человек 5.
А как журнал называется, где такое написано?

Отличный материал. Честно - не знала раньше, что у нас такая ситуация в женском альпинизме... да и мало кто знает, мне кажется, из негорных видов спорта...
А об этом знать важно и нужно

Изначально вообще-то наверное горы предьявляют к вам критерии.а они обьективны и беспристрастны.поэтому и допуски такие такие(со стороны судей .да и мужчин.наверное)есть такой принцип-жалеть -значит не жалеть.в данном смысле жалеть на треньках .значит не жалеть в дальнейшем.
Во-вторых.в отношении Победы-не помню что-то там женских команд.а в нынешнем году все дамы сходили с гидами(либо в составе мужских групп).за что им честь и хвала-говорит о наличии интеллекта.
В-третьих.женский альпинизм есть,а чемпионаты не всегда показатель наличия того или иного явления.есть девушки занимающиеся альпинизмом,значит есть и женский альпинизм.Страна счас свободная-хотят свои проекты двигать-имеют право.а загонять всех в рамки даже прекрасных мероприятий не обязательно.
В-4.возможно ли чтобы человек ставил занятие альпинизмом выше семьи и детей7Вообще.это как.вот занимаететсь вы танцами-уделяете этому время-это что вы это занятие в данный момент ставите выше семьи и детей?По-моему .рассуждение бредовое по определению.в горы люди ходят чтоб открть в себе некие новые резервы и познать себя-это очень полезно для жизни.значит и жить помогает.Люди туда едут не убиваться.а чтобы жизнь насыщеннее была(для меня по крайней мере)а вы рассуждаете как будто все камикадзе?
Далее по поводу рассуждения о скалолазах и альпинистах.котрым надо повышать свой уровень лазания-если уж смотреть мировую тенеденцию,все-таки многие ведущие альпинисты пришли из скалолазания-Гловач,Гюллих,Хуберы и многие другие.у них правда разрядов нет.но по-моему им по барабану-лни клаймингом занимаются.
сильные девушки альпинистки были всегда(которые спортом занимаются),я уверен и будут.во вне зависмости сорганизуют их или нет.дадут ангела или нет.Этот процесс обьективен.тут мне кажется главное не мешать.не пытаться загнать все в какие-то регулируемые рамки.А то бюрократия альпинистская дает только отток желающих заниматься в какой-то системе.

Показать комментарий

Ох. Разделение на мужской и женский альпинизм - притянуто за большие, розовые и мясистые уши. Словосочетание прижилось, а по факту нет такого. Сначала массовость - и только потом соревнования. Покажите пример где было наоборот и я изменю свое мнение. Предлагаю идею "женского альпинизма" похерить на неопределенное время, ну хотя бы до появления массовости. В качестве замены предлагаю - "смешанный альпинизм" (мальчик-девочка) - явка команд на соревнованиях будет в разы больше! :-))

Может ограничиться альпинизмом?

Цитата - " У нас мизерно мало женщин им интересуеся. И это вполне закономерно. Потому что с мужчинами девушкам ходить приятно, и мало кто хочет экспериментировать друг с дружкой. "
......
Какая прелесть, а главное - это правда! От чего только мужикам приятно таки ходить с мужиками? Вот странности. )))