Лёд под землёй

Пишет Forest, 14.10.2010 17:37

В своих путешествиях люди часто попадают в районы распространения многолетнемёрзлых пород, или, короче – мерзлоты, но не всегда замечают это. В академии наук же есть специально обученные путешественники, которые эту мерзлоту изучают. Называют их геокриологами. Раньше мерзлоту часто называли вечной, позже выяснилось, что всё может иметь конец и такие породы стали называть просто многолетнемёрзлыми.
Лёд под землёй (Путешествия, мерзлота)

Многолетнемёрзлыми породами отечественные геокриологи называют только те, которые находятся при отрицательных температурах более года и содержат лёд. Те, которые холодные, но льда не содержат, относятся либо к морозным (например скалы, в которых просто воды нет) или к засолённым (или криопегам, это такие высокоминерализованные переохлаждённые образования).
При этом, если в зоне нахождения мерзлых пород случается порой тёплый период года, то с поверхности они оттаивают на разную глубину. Этот сезонноталый слой может достигать нескольких метров в глубину. Глубже 10-15 метров температура в течении года практически не изменяется, и её называют среднегодовой температурой мёрзлых пород.

Пример данных о температурном режиме на разных глубинах на станции Беллинсгаузен (остров Кинг-Джорж, Антарктида)
Лёд под землёй (Путешествия, мерзлота)

Для того, чтобы отслеживать реакцию мерзлоты на изменения условий на поверхности, геокриологи радостно бурят скважины, оборудуют их автоматическими термометрами и потом наблюдают за изменениями температур на экранах своих ноутбуков. А в конце короткого северного или высокогорного лета во многие точки нашей планеты устремляются исследователи с длинными металлическими щупами для того, чтобы определить среднюю глубину оттаивания. Эти работы проводятся в основном в рамках международных проектов CALM (Циркумарктический мониторинг сезонноталого слоя) и TSP (Термическое состояние мерзлоты). За 10 лет наблюдений установлено, что в некоторых районах распространения многолетнемёрзлых пород их среднегодовые температуры увеличиваются, а глубины оттаивания повышаются. Отметим, правда, что не везде пока эти изменения достигли заметных значений.

Среднегодовые температуры пород по скважинам проекта TSP

Данные о глубине сезонного оттаивания (в сантиметрах) на Камчатке
Лёд под землёй (Путешествия, мерзлота)

И тут, научные интересы (а точнее, установленное учёными оборудование) сталкиваются с другими путешествующими. И зачастую последние проявляют интерес к незнакомым коробочкам и железкам, порою унося их с собой, отсоединяя провода или вытаскивая оборудование на поверхность. При этом теряются все накопленные данные, или же оборудование становиться доступным для суровых стихий и выходит из строя.

Сами автоматические термометры выглядят так

Или так
Лёд под землёй (Путешествия, мерзлота)

Работа зайца, защитный шланг был кем-то вытащен из под камней. Провода тоже были перегрызены, и достать их из скважины не удалось.

Поэтому, если вы встретили что-то установленное, пожалуйста, оставьте после осмотра в первоначальном состоянии, и учёные будут рады не потерять данные за долгое время наблюдений, проанализируют графики и придумают какую новую блестящую теорию:-)

Но помимо приборов, в зоне распространения мерзлоты можно встретить проявления различных мерзлотных процессов. Порой они образуют причудливые ландшафты и узоры.
Лёд под землёй (Путешествия, мерзлота)

Морозобойное растрескивание, как следует из названия, связано с растрескиванием поверхности пород при охлаждении, затем в трещины попадает вода, замерзает, расширяется на 7 % и способствует дальнейшему развитию трещины. При этом в основании трещины обычно формируется ледяная жила. Давным-давно, когда на нашей планете было холоднее, этот процесс имел больший размах, результаты мы наблюдаем в обнажениях на Севере, где мощность ледяных жил достигает порой десятков метров.

Поросль стебелькового льда

К красивым явлениям относится также формирование стебелькового льда, при пучении образуются крупные холмы, формируются каменные кольца и полосы. Осыпи при насыщении льдом могут приобретать способность к движению и называться каменными глетчерами или курумами.

Надо отметить, что и на других планетах путешественник будущего столкнется с мерзлотой, например, на Марсе, откуда не так давно были получены замечательные фотографии льда (состоящего, по данным других умных приборов, из Н2О). А пока некоторые устройства для изучения космоса испытываются в районах распространения мерзлых пород на Земле, так сказать, в условиях, приближенных к боевым. И один из возможных путей переноса жизнеспособных организмов между планетами также связан с большими глыбами промороженных тел, бороздящих просторы вселенной... Ну, это уже так, на десерт. Так что лёд в путешествиях можно добыть не только из ледников, но и в буквальном смысле под ногами. Да и что нибудь более ценное тоже можно найти - бивень мамонта, например.
Лёд под землёй (Путешествия, мерзлота)

В заключении хочется сказать спасибо компании Mountech, которая поддерживает проведение исследований в холодных районах нашей планеты качественным и тёплым снаряжением Marmot, и Альпексу за оптику Julbo.