Сказки Большой Долины. V - Уоррен Хардинг на Эл Капитане

Пишет гоген, 28.08.2010 00:26

Сказки Большой Долины. V - Уоррен Хардинг на Эл Капитане (Альпинизм, йосемиты, сша, история, калифорния, нос)
Уоррен Хардинг

Всю нашу акцию можно было бы озаглавить как "Завоевание Эл Капитана". Но когда я, забив последний шлямбур, выкарабкался на плоскую поверхность вершины и спотыкаясь отошел от края обрыва, я выглядел кем угодно, но только не "завоевателем"! Не понятно, кто стал победителем, а кто побежденным... Я могу сказать только одно: по моим воспоминаниям Эл Кап выглядел после нашего поединка несколько посвежее чем я.

Но вернемся к упомянутому выше последнему шлямбуру. Он стал для меня окончанием целого периода жизни, начавшегося в июле 1957 года. Мы встретились в долине с Mark Powell и Bill "Dolt" Feuerer с идеей пройти северо-западную стену Хаф Дома. К сожалению мы опоздали. Одна блестящая команда из южной Калифорнии уже висела на стене. Мы были раздосадованы и разозлены донельзя! В приступе упрямства мы решили не уезжать из Долины, а раз уж оказались тут, то найти себе достойную альтернативу.

Вопреки сложившемуся мнению я был уверен, что ни один по настоящему крепкий альпинист не считал Эл Капитан не проходимым. Определение "невозможный" просто изжило себя. Тем не менее, не смотря на явный прогресс последних десятилетий, почему-то никто не пытался пройти километровый отвес гранитного монолита. Это объясняется подверженностью альпинистского сообщества мало-объяснимым табу и суеверием. Другого ответа у меня на тот момент не было.

Первый день мы провели рассматривая стену из долины. Мы искали линию из трещин, которая смогла бы вывести нас наверх. Нам стало сразу ясно, что практикуемые нами методы восхождения для этой стены не подойдут. Из за запредельных сложностей на стене мы вряд-ли сможем быстро продвигаться. Скорее всего наш темп не будет превышать 50 метров в день. Мы проведем много времени на стене - надо сразу искать комфортабельные полки на маршруте. К сожалению на деле их не так много. Нам придется провешивать стену перилами - от лагеря к лагерю, создав таким образом надежную цепочку для снабжения вперед идущей связки. Необходимый для восхождения материал мы могли бы получать от нашей команды поддержки, которая подтаскивала бы его к основанию стены. Наша техника и тактика становилась практически экспедиционной, такую тактику использовали команды при восхождении на "восьмитысячники". Правда вместо ледорубов у нас были прусики, вместо кошек беседки, вместо высотных лагерей мы располагали непрерывной ниткой перил, а вместо шерпов нам помогали наши друзья из Долины.

Снаряжение для Эл Капа

4 июля 1957 года мы приступили к "завоеванию" доселе невероятной стены. Первые веревки отрезвляют. Скалы на столько отполированы древними ледниками, что о успехе с первой попытки даже думать не приходится. Мы и не ставим себе такую цель. Промежуточной целью наших вожделения стала вершина башни El Cap Towers - она хорошо заметна на середине стены справа от южного ребра "Носа".

На третей день мы долезли до нашего первого лагеря на террасах "Sickle Ledge". Оттуда мы хотели работать последующие дни дальше. Лазанье было тяжелым и сплошь ИТО-шным. Со временем наше продвижение вверх превратилось в настоящую бойню для нашей "слесарни". Специально для прохождения системы трещин над нашим первым лагерем я изготовил массивные крючья из ножек для чугунной печки. (Эти трещины теперь так и называются "Stoveleg Cracks"). Но даже эти массивные крючья, которые должны были перекрывать необходимые для прохождения трещин 10 сантиметров ширины, были разбиты до такой степени, что не дотянув 50 метров до вершины El Cap Towers нам пришлось снова отступить. Для закрепления успеха и упрощения подхода на стену мы решили провесить весь пройденный путь перилами.

Warren Harding и Mark Powell дюльферяют после прохождения "Stovelegs".

Спустившись вниз мы столкнулись с неожиданной проблемой. Мы узнали, что наша активность на Эл Капитане спровоцировала внизу на дороге автомобильный хаос. Зеваки останавливались напротив стены бросали машины на дороге и выходили на поляну "El Cap Meadows" что бы поглазеть на нашу работу. В какой то момент по дороге уже просто невозможно было проехать. Руководство Национального парка было не в восторге и рейнжеры попросили нас не продолжать свои попытки до окончания каникулярного сезона. Для нас это означало увеличение сложностей - дни становились короче, погода менее надежней. Больше всего раздражала безысходность и бюрократическая составляющая запрета. Альпинизм должен быть свободен от "рейнжеров".

Как и договаривались, мы перестали работать на стене до прихода осени. С окончанием прохлады, начиная с "Дня Благодарения" и до конца октября 1958 мы предприняли серию утомительных атак на стене. Мы были на столько успешны в своем стремлении и так высоко забрались, что надежда на успешное прохождение превратилась в ясную уверенность.

Для того, что бы рассказать хотя бы десятую часть всех бед, неудач и прочей невезухи, которая с нами произошла на стене, придется писать книжку объемом в пол Библии. Если в двух словах, то нужно сказать - все что могло случиться - случилось самым не удачным образом.

Первой и самой большой неудачей стал Срыв Powell в начале сентября. Он поломал себе ногу на столько не удачно, что на долгое время, вполне возможно что и на всегда потерял возможность по настоящему лазить. Кроме того выяснилось, что лебедка, которую мы хотели использовать для вытягивания грузов на Dolt Tower, доставляет гораздо больше неудобств нежели пользы. Мы ожидали от нее намного более эффективной работы.

После всех этих досадных происшествий и неожиданностей нам наряду с обновлением запаса снаряжения пришлось пополнить состав команды. Появились новые лица и это повлекло за собой новые проблемы. Powell и Feuerer придерживались мнения, что маршрут должен быть пройден в начальном составе. Я был уверен, что в тройке нам не удастся преодолеть все трудности уготовленные нам стеной. А после срыва Powell вообще нечего было говорить о полноценной команде. Ситуация заходит в тупик, Powell и Feuerer отказываются от участия в восхождении и уезжают из Долины. Со мной остаются лишь железо, придуманное парнями специально для Эл Капитана. Я был вынужден лезть с любым, готовым ответить на мои авантюрные предложения, альпинистом. В октябре 1958 года мне удалось организовать промежуточный лагерь Camp IV непосредственно под карнизом "Great Roof" в 650 метрах над землей.

Рейнжеры опять нервируют меня своими требованиями о окончании работы на стене на этот год. Самое позднее ко "Дню Благодарения" я должен прекратить все работы на Эл Капитане. Кем это было решено и по какому праву - мне так и не удалось знать. Это обстоятельство раздражало, но в целом мы и сами хотели закончить свой маршрут до наступления зимы. Проштудировав из долины оставшиеся 350 метров стены я со своими спутниками, Wayne Merry, George Whitmore и Rich Calderwood принял решение предпринять решающий штурм. Мы были уверенны в своем успехе!

На вершине

1 ноября мы начали решающий подъем по перилам вверх к высшей точке перил. Погода стояла прекрасная а свежий воздух приятно радовал своей свежестью. Из за позднего выхода мы только в сумерках добрались до своего Camp IV. Укладываясь в спальные мешки мы еще раз прошли все пункты нашего предстоящего штурма.

Рано утром, снаряженный как новогодняя елка, я начал работу на Great Roof. 700 метров над землей, вбивая крюк за крюком в тонкую трещину под гигантским карнизом, я продвигался по маршруту дальше на много быстрее, чем мы предполагали рассматривая этот участок снизу. Последующая неделя расплылась в моих воспоминаниях как бесконечная монотонная каторга на стене. Если конечно можно называть монотонной работу в 800 метрах над землей. На девятый день после выхода из Долины над Эл Капом затягивает тучами небо. Начинается снег с дождем - для нас желанный повод устроить на полке под Great Roof выходной без молотка, без крючьев, без снесенных пальцев, без вытягивания мешков наверх. Мы весь день кемарим в спальных мешках. Обсуждаем с Wayne планы на завтрашний день. За исключением Rich, который задолбался, в истерике и хочет дюльферять вниз, весь остальной состав в хорошем состоянии.

Только Джорж висел в сотне метрах ниже нас, он как раз затаскивал наверх очередную порцию провианта из Camp IV. Мы уже третий день работали выше Camp VI. Путь вверх преграждали большие нависания, из за них было не ясно сколько остается до вершины, но по нашим ощущениям оставалось не больше ста метров по вертикали. Если скремниться, то до вершины можно наверняка залезть за день, мы чувствовали это. Мы радовались этой мысли, проживание на вертикали начинало истощать не только тело, но и наши души.

Интервью на вершине после успешного прохождения "Носа"

Во вторник утром вновь прекрассная погода. Предупредив George о своих планах мы с Wayne начинаем восхождение. Добравшись до окончания перил я начинаю проходить следующий участок. Только забив первый крюк вдруг слышу вопли с вершины. John Whitmer, Ellen Searby и Rick Anderson уже ожидают нас наверху!

Воодушевленные осознанием скорого успеха мы удваиваем свой темп и, практически, галопом забегаем две сложные веревки. В четыре часа дня мы на маленькой полочке, последняя станция перед плато. Мы видим Johnи Ellen, которые снова и снова пытаются высмотреть нас на стене. Между нами и вершиной каких то тридцать метров. Но каких! Первые 20 метров довольно ясно прослеживаются вдоль ярко выраженной трещины. Но выше она исчезает в нависаниях, в монолитных и очень сильных нависаниях. Всю ночь напролет я работаю молотком забивая шлямбурные крючья. 28 шлямбуров за 14 часов - без перерыва. В шесть утра я переваливаюсь через ребро стены на пологое гранитное плато вершины. Совершенно равнодушно смотрю как Ellen безостановочно щелкает затвором фотоаппарата. Меня накрывает апатия. Мне совершенно все равно где я и что я сделал. Я прошел "Нос", я первым прошел стену Эл Капитана...