Сказки Большой Долины. IV - "Золотая эра"
Фото: Чип Стефан
Своими достижениями Джон Салатэ открыл завсегдатаям Долины глаза: высокие стены Кафедральных башен, Хаф Дом и Эл Капитан потеряли нимб "неприступности".
Своими достижениями Джон Салатэ открыл завсегдатаям Долины глаза: высокие стены Кафедральных башен, Хаф Дом и Эл Капитан потеряли нимб "неприступности".
В то время как в Европе "Золотая эра" альпинизма завершилась с перво-восхождением Маттерхорна в 1865 году, в Йосемити в середина пятидесятых началась своя "Golden Age". Она отличалась от европейской отсутствием гонки за перво-восхождениями, ведь последняя "вершина" - Lost Arrow Spire была покорена еще десятью годами раньше. Зато в Йосемитах было почти не ограниченное количество высоких, сложных, монолитных гранитных стен. Все эти Big Walls - "Большие стены" были одна за другой перво-пройдены за период американской "Золотой эры" и сделали Йосемити интернационально известными и популярными.
Royal Robbins
Так же, как в "Золотой век" альпинизма "Golden Age" имела своих протагонистов. Эти несколько личностей были на порядок сильнее окружающих и имели, в первую очередь, свое собственное видение будущего в Йосемити. Именно они отодвигали планку "невозможного" все выше и выше. Одна из ведущих фигур "Golden Age" был Ройал Роббинс (Royal Robbins). Он был безусловно "звездой" американского альпинизма. Почти 20 лет он занимал лидирующие позиции на острие американского альпинизма и оставил свои следы не только в Йосемитах, но и на других знаменитых стенах в мире.
Ройал Робинс оставил свои следы не только в Йосемитах, на Пти Дрю - знаковой горе в Альпах есть целых два маршрута принадлежащих перу мастера.
Ройал довольно рано покинул родной дом - его семью можно было назвать неблагополучной. В 16 он бросил школу и занялся тем, что его больше всего привлекало - жить на просторах гор, лазить и путешествовать по ним. Зимой он зарабатывал на жизнь инструктором на горно-лыжных курортах, а летом посвящал все время лазанью. Такой фанатизм дал свои плоды, летом 1952 года, будучи 17 лет от роду, он удивил альпинистский мир свободным прохождением маршрута "Open Book" (сегодня оценен сложностью 5.9), знаменитого ИТО-шного маршрута в массиве Tanquitz Rock к востоку от Лос Анжелеса.
Tanquitz Rock
Год спустя Джон подговорил свою скалолазную компанию, из окрестностей Лос Анжелеса, посетить наконец Долину. Он хотел пройти маршрут Салатэ на Сентинель, который на тот момент еще никому не удалось повторить. Молодежь была не только нетерпеливой, но и весьма быстрой! Ройалу, вместе с Jerry Gellwas и Don Wilson удалось сократить время на прохождение с пяти дней до всего двух. Они прошли почти весь маршрут свободным лазаньем и открыли стандартный, на сегодняшний день, вариант через Narrows
"Narrows" на Стек-Салатэ
Всего два года спустя в Долине появился первый маршрут Роббинса. После первой попытки прохождения северо-западной стены Хаф Дома, во время которой альпинистам удалось пройти всего 60 метров маршрута, у вечерних костров в Camp IV разговоры только и шли о этой "основной проблеме" Долины. Роббинс сей час же распознал свой шанс для "громкого " прохождения. Тут же нашелся подходящий партнер для этой авантюры - Уоррен Хардинг (Warren Harding). Хардинг был, наряду с Роббинсом, второй знаковой фигурой той эпохи. Он был полной противоположностью аскетично-спортивному Ройалу.
Уоррен Хардинг (Warren Harding)
Своими вечеринками, которыми он, обильно возливаясь, праздновал каждое восхождение, Хардинг оставлял такое же яркое впечатление, как Роббинс своими спортивными мировоззренческими видениями. Уоррен был абсолютным свободолюбивым и полнейшим раздолбаем. Будучи воплощением "харизмы" в Долине, он любил быстрые тачки, дешевое вино, безудержные вечеринки и, прежде всего, красивых женщин. Хардинг любил бескомпромиссную свободу, противился любым ограничениям в виде правил, традиций и противостоял любым попыткам загнать себя в рамки. В то время пока другие тонули в дискуссиях о "этических" вопросах альпинизма, путались в аргументации в спорах о будущем биг-волла, Уоррен отвисал на очередной вечеринке. Выздоровев с похмелья он вновь бросал моралистам, которых называл "Valley Christians", очередное неудобоваримое перво-прохождение и потешался над ихними воплями о "чистоте стиля". Что они думали о его, очень метало-затратно стиле ему было ровным счетом все равно!
Camp IV
В 1955 году разница во взглядах на жизнь между Уорреном и Ройалом была еще не такой большой, они оба были в Долине новичками. Образовав связку они вместе с Gallwas и Wilson командой начали восхождение по северо-западной стене Хаф Дома. Так-же как их предшественники, они очень медленно продвигались вверх - борясь за каждый вертикальный метр. Через три дня они прошли всего 150 метров и перегорев напрочь спустились вниз. Они не долезли даже до начала основных ключевых веревок стены!
Half Dome - северо-восточная стена
Прошло два года. Роббинс и Gallwas не забыли о сложной, но зовущей стене Хаф Дома. Все это время они тщательно готовились к новой попытке. Они собственными руками выковали себе кучу "Lost Arrows", а так-же набрали недавно разработанные Чаком Вайлтсом (Chuck Wilts) "Найфблейдов" (Knive Blades). 24 июля 1957 года они вновь стояли у основания 600-метровой стены Хаф Дома. Третим в связке стал Майк Шеррик (Mike Sherrick). В первый же день им удалось, благодаря наработанному опыту и знанию маршрута, долезть до высшей точки достигнутой в 1955 году. Не теряя темпа на следующий день они поднялись на высоту 300 метров над землей, пока не уперлись в монолитную плиту. Плита была гладкой и не имела никакой структуры. Справа была видна система каминов дававшая надежду на продолжение восхождения. Забив в монолит семь шлямбуров Роббинс надеялся добраться до узенькой полочки, по которой можно было подойти под камины.
Robbins Traverse
Майк спустил Ройала с верхнего шлямбура вниз и Роббинс начал раскачивать маятник разбегаясь по этой сумасшедшей крутой стене то направо то налево. После нескольких закачиваний он достает до првых зацепов, а сразу затем достигает желаемой полки! Этим смелым маневром, уникальным для Йосемити тех времен, Роббинс открыл путь наверх. С тех пор этот маятник носит его имя - "Robbins Traverse".
На следующий день Gallwas прошел следующий ключевой участок стены, так называемый "Зиг-Заг" ("Zig-Zag"), представляющей из себя наслоение скальных отколов. На пятый день казалось, что маршрут ведет в тупик, но именно тогда открылось гениальное решение проблемы - с верхней части "Зиг-Зага" влево уводила длинная, 15-метровая, все время сужающаяся полка. Благодоря ей можно было обойти нависающую верхнюю зону стены. Имя ей дали соответствующее: "Thank God Ledge". По полке идется сначала пешком, потом ползется на коленях, а под конец как получится - цепляясь руками за ее перегиб - и все это на дикой высоте в 500 метров!
"Thank God Ledge"
В тот же день тройка достигла верха стены. Таким образом был перво-пройден самый сложный маршрут в Америке (по сегодняшней шкале он оценивается в 5.8/А1). На вершине их ждал Хардинг, который специально по этому случаю поднялся из Долины на эту отдаленную вершину, что бы поздравить парней с их успехом. Понятно, что в его рюкзаке звенели отнюдь не колокольчики.
Вершина Хаф Дома
Хардинг, уговорив Марка Пауэла (Mark Powell) приехал в Долину с той же целью - перво-пройти стену Хаф Дома. Но они опоздали, Роббинс с товарищами уже висел на стене. Не смотря на это Уоррен не показал и тени раздражения, во всяком случае внешне, более того, он проявил себя как благородный соперник поднявшись на отдаленную вершину с одной единственной целью - поздравить победителей! Ясно, что мечтательная натура Хардинга была глубоко ранена ускользнувшими лаврами успеха на Хаф Доме. Спустившись вниз Уоррен тут-же направился на Эл Каповские поля (El Cap Meadows) и несколько часов всматривался в гранитные монолиты главной вершины Долины. В ущелье было достаточно других, не менее интересных целей, но все оны выглядели смехотворными в сравнении с север-западной стеной Хаф Дома. У Хардинга был один единственный способ утешить больное самолюбие: перво-прохождение самой большой стены в Йосемити, стены Эл Капитана!
168
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Правда, Эл Каповские поля (El Cap Meadows) лучше переводить как Эль Каповские луга. Автор почему то пару раз упоминает Хаф Дом как "отдаленная вершину", хотя она вообшем то менее отдалена от Camp IV чем Эль Кап.
Напротив Хаф Дома есть Мт. Ваткинс, южная стена у Хардинга как раз на ней первопроход, сложность у нее такая же как и у Северо Западного маршрута, она правда короче на пару питчей, это к тому, все остальные цели в долине смехотворные
мимо эль-капитана дорога проходит. к хаф-дому надо пилить пешком часа 3.
если имелось ввиду подход под маршрут, то таки да, если тропу знать
Спасибо