Китайский Каракорум - райончик просто обалденный!

Пишет Leb, 09.06.2010 12:48

Китайский Каракорум - райончик просто обалденный! (Альпинизм, агыл-каракорум, сиачен-музтаг, зуг-шаксгам, шаксгам, гашербрум, маи)

К югу от Раскемдарьи (так называется Яркенд в верхнем течении) на контролируемой Китаем территории простираются в широтном направлении два мощных горных хребта, разделенные долиной реки Шаксгам. Первый - более северный хребет - это Агыл-Каракорум, достигающий высоты 7000 м. Второй лежит южнее, уже за рекой Шаксгам - это водораздельный хребет Каракорума с его северными отрогами. В своей более западной части водораздельный хребет называется хребтом Балторо-Музтаг, а в более восточной - Сиачен-Музтаг.

Хребет Балторо-Музтаг достигает 8611 м в лице своего самого знаменитого представителя К2.

Вот так эта гора выглядит с севера:

Народ сюда дорогу разведал, раз в два года кто-нибудь у горы сидит. А вот в 20 км восточнее около Хидден Пика (Гашербрум I, 8080), Гашербрума II (8034), Гашербрума III (7946), Гашербрума IV (7932), Броуд Пика (8051) и около Жонгианга (Zhongyang, 8011) сидят гораздо реже, настолько редко, что пройдено лишь два маршрута - один на Восточный Гашербрум II (7758) в 2006, а другой - на Гашербрум II в 2007 г.

А зря, горы там классные:

Гашербрумы II и III

Броуд Пик и Жонгианг

Гашербрум IV

Скианг-Кангри (7545)

Но больше всего меня поражают там ледники. Там такие кальгаспоры!

Издали это место выглядит так

Особенно впечатляют ледники Сиачен-Музтага, например, ледник Кайягар. Эти зубчики еще поболее будут, чем на предыдущих фотках.

Ледник Кайягар глазами Мэйсона (1926)

Кстати, в верховьях ледников Кайягар и Сингхи еще никто никогда не был. А ведь там возвышается огромный похожий на Победу массив Терам-Кангри (7513)

Район этот трудный. Скорость передвижения здесь раза в полтора меньше, чем на Памире. Здесь редко встречаются боковые морены с удобными карманами. Травы и коз нет, а следовательно, и нет троп. Поверхность ледников осложнена кальгаспорами. Но самое главное - это Шаксгам, огромная горная река, переходимая на верблюдах лишь в первой половине лета.

Поэтому для выхода из района приходится использовать лодку. Она может потребоваться в случае окончания экспедиции в августе или при экстренной эвакуации из гор.

Преодоление прижима

Переправа через Шаксгам в августе 2006

Для выхода из района можно попробовать воспользоваться соседней и прилегающей с востока долиной Зуг-Шаксгама. Но этот путь еще надо разведать. В 1926 г. в среднюю честь долины проникла через перевал экспедиция майора Мэйсона. В 1937 г. в нижней части долины совершила кольцевой поход экспедиция Эрика Шиптона и Билла Тильмана. Шиптон и Тильман пропытались в радиальном выходе по левому берегу Зуг-Шаксгама дойти до точки, где побывал в свое время Мэйсон, и вроде бы это им удалось.

Кольцевой маршрут Эрика Шиптона и Билла Тильмана в долину Зуг-Шаксгама

А вот верхняя половина долины Зуг-Шаксгама еще никем никогда не посещалась. Что там нас ждет?

Между прочим, в долине Зуг-Шаксгама в Агыл-Каракоруме есть интереснейшие объекты. Еще никто не видел (и, естественно, не фоткал) высшую точку Агыл-Каракорума - вершину 6952

Аналогично, никто не видел глазками острую пирамиду пика 6821

Наконец, здесь громоздится фантастическая Big-Wall - северная стена вершины 6824

Для оценки крутизны - картинка в профиль.

А вот, как бы с вертолёта вдоль стены

Эту гору глазками кое-кто видел из долины Шаксгама, в том числе и я, но видно только самый верхний кончик

Поэтому о грандиозности стены, поднимающейся на 1800 м от ледника 5000 до маковки 6824, никто не догадался.

В Китайский Каракорум мы стартуем через 2 недели 24 июня 2010. Надо успеть переправиться на верблюдах через Шаксгам, пока воды еще мало. А потом 32 дня полного отрыва от цивилизации. Спутниковый телефон, конечно, будет. И голосовые сообщения на Риск будем иногда присылать.

Мы - это:

1. Андрей Лебедев (руководитель, видеооператор),
2. Иван Жданов (фотограф),
3. Алексей Воробьев (завхоз),
4. Михаил Бертов (снаряженец) и
5. Юрий Максимович (медик).

Задачи экспедиции:

1. Фотосъемка потенциальных маршрутов на Хидден-пик, Гашербрумы II, III и IV, Броуд Пик и Жонгианг с китайской стороны.

2. Разведка и фотосъемка акклиматизационных маршрутов на вершины 7000-7300.

3. Разведка и фотосъемка перевалов 3A-3Б к.с. для планирования будущих спортивных походов.

4. Изучение долины реки Шаксгам, её прижимов и бродов, столь необходимое для правильного планирования экспедиций, туристских маршрутов и аварийных выходов из района.

5. Изучение проходимости долины Зуг-Шаксгама для будущего планирования экспедиций, туристских марщрутов и аварийных выходов из района.

6. Фотосъемка наиболее интересных объектов Агыл-Каракорума, в частности, вершин 6952, 6821 и 6824.

7. Отработка взаимодействия с китайскими партнерами по организации экспедиции.

8. Ну и просто отдохнуть, поход пройти...

В целом, хотелось бы одолеть вот такой маршрутец, сначала 8-10-дневное кольцо рядом с восьмитысячниками, потом уход на восток, выход по Зуг-Шаксгаму, а в конце по ледникам Агыл-Каракорума...

Перевалы на этой карте обозначены синими кружками.

Нитка маршрута с предварительной оценкой сложности перевалов:

БЛ "Гашербрум" - лед. Урдок - пер. 5592 (3А, п.п.) - лед. З. Урдок - пер. 5792 (2А, п.п.) - пер. 6306 (2Б-3А, п.п.) - лед. Гашербрум - лед. Урдок - р. Шаксгам - 3-й лев. приток лед. Сингхи - пер. 5829 (2Б-3А, п.п.) - ЮЗ ветвь лед. Сингхи - пер. 6453 (3Б, п.п.) - В ветвь лед. Сингхи - нижн. правый приток лед. Сингхи - пер. 6040 + пер. 5910 (2Б-3А, п.п.) - лед. Кайягар - р. Шаксгам - пер. 5250 (1А, п.п.) - р. Зуг-Шаксгам - пер. 5385 (1А, п.п.) - пер. 5135 (1А, п.п.) - р. Зуг-Шаксгам - пер. 5665 (1Б-2А, п.п.) - правый приток р. Шаксгам - пер. 5875 (2А-2Б, п.п.) - лед. Jiaoshi - пер. 6090 (2А, п.п.) - ледник Gong-Nong - пер. 6155 (2Б, п.п.) - пер. Шиптона (5765,2Б) - р. Сурукват - с. Илик (Курул).

Средняя высота ночевок на нитке маршрута - 4955 м.

Ну и восхождения всякие будем делать, по мере сил и возможностей. Чтобы лучше изучить район.

Если удастся не срезать и дойти до конца, то финишируем мы через перевал, пройденный Шиптоном в 1937 г. Это единственный ранее пройденный перевал во всей нашей программе. Есть еще, правда, один перевал - 5792. Он пройден, по крайней мере, радиально (с востока) щвейцарцами в 2006 г.

Возвращение в Москву - 07 августа 2010.

Ссылки:

1. А. Лебедев. Отчет о горном походе по Китайскому Каракоруму 2006 г.

2. А. Лебедев. Несколько фоток, от которых я торчу на этой неделе

3. А. Лебедев. Неизведанная Bigwall. А есть ли ещё на Земле тайны?

4. А. Жаров, И. Жданов. Фотогалерея экспедиции ТК МАИ в Китайский Каракорум 2006 г.

5. Kenneth Mason. Exploration of the Shaksgam Valley and Aghil Ranges 1926

6. Eric Shipton, Michael Spender, J. B. Auden. The Shaksgam Expedition, 1937. The Geographical Journal, Vol. 91, No. 4. (Apr., 1938), pp. 313-336.

7. Экспедиция на Восточный Гашербрум (7768) с китайской стороны

8. Ледники Гималаев

9. А. Лебедев. Неизведанный Гашербрум. Фильм по материалам экспедиции ТК МАИ в Китайский Каракорум в 2006 г. (в 3-х частях).