Итоги конкурса ЛУЧШИЕ КНИГИ – 2010

Пишет ayelkov, 26.05.2010 12:35

В рамках 13-го Международного фестиваля горных и приключенческих фильмов «Вертикаль» прошло награждение Национальной премией за лучшие книги о горных, экстремальных и приключенческих видах спорта. На этот раз жюри (Сергей Минделевич, Афанасий Маковнев, Андрей Пилькевич, Анна Пиунова и Станислав Покровский) оценивало 54 издания, вышедших в 2008--2010 гг., причём переиздания (второй раз на русском языке) не учитывались.

Итоги конкурса ЛУЧШИЕ КНИГИ – 2010 (Альпинизм, кинофестиваль вертикаль, конкурс книг, книги об альпинизме)

а. Художественно-публицистическая литература (была представлена 21 книга).
Книга-победитель: Леонид Свердлов, Владимир Чуков. «Путями первопроходцев» (М., 2009).
Лауреаты: Александр Абрамов, Александр Ельков, Евгений Штиль. «7 вершин мира» (М., 2009);
Георгий Карпенко. «Возвращение на полюс» (М., 2008).

б. Научно-популярная литература (15 книг).
Лучшая книга: Юрий Супруненко. «Сверкающий мир снега и льда. Занимательная гляциология» (М., 2008).
Лауреаты: Дмитрий Иванов. «Арктика, Антарктика и тайга. Походная энциклопедия путешественника» (М., 2009);
Михаил Ципоруха. «Первопроходцы» (М., 2009).

в. Путеводители (10 книг).
Победители: «Туризм в Кузбассе» (автор-составитель Владимир Северный; Кемерово, 2009).
Лауреаты: Илья Гуревич. «Велосипедные маршруты Ленинградской области» (СПб., 2008);
Владимир Яковлев. «В краю магнолий» (М., 2009).

г. Научно-методическая и учебная литература (3 книги).
Победитель: Юрий Байковский. «Теория и методика тренировки в горных видах спорта» (М., 2010).
Лауреаты: Александр Булашев. «Спортивный туризм» (Харьков, 2009);
Юрий Константинов. «Теория и практика спортивно-оздоровительного туризма» (М., 2009).

д. Иллюстрированные издания (7).
Жюри решило отметить только победителя в номинации, поскольку остальные книги были однотипны и равнозначны. Им оказался фотоальбом
Олега Семененко «Карелия. Преображение камня» (М., 2009).

е. Книги для детей и юношества. Впервые за несколько лет появились претенденты на приз в этой номинации, и сразу 7!
Победитель: Владимир Кочетков. Урок географии (М., 2010).
Лауреаты: Крис Окслейд. Скалолазание (М., 2009);
Йен Осборн. Горный велосипед (М., 2009).

ж. Издательства, издатели (всего 4).
Победитель: издательство «Мнемозина» (М.), выпустившее в 2009 г. серию из шести иллюстрированных книг по экстремальным видам спорта.
Лауреаты:
ИП Игорь Балабанов (М.), выпустивший 5 книг по тематике Конкурса (не считая переизданий); издательство «ТВТ Дивизион» (М.), выпустившее 4 книги по тематике Конкурса.

Специальным призом жюри «за большие усилия по подготовке к изданию книги Дмитрия Масленникова «Открытое небо. Записки Стайера» (М., 2009)» отмечена мать погибшего автора Галина Масленникова.

Сергей МИНДЕЛЕВИЧ, председатель жюри.

Фотографии Надежды Путилиной

"Путями первопроходцев" - хорошая книга, но не сбалансированная. Сначала один автор рассказывает о истории Великой Северной экспедиции, потом второй - о походах по этим местам в наше время.
Книгу Карпенко пока не читал, а вот "7 вершин мира" очень понравилась. Очень редкое сочетание хорошей литературы - читается очень легко и фактического, полезного для организации похода материала. Всем рекомендую.

="7 вершин мира" очень понравилась. Очень редкое сочетание хорошей литературы=
вполне объяснимо - там в авторах талантливый человек Саша Ельков, и было бы странно, если бы книга не читалась легко и с интересом

Сама сейчас читаю "7 вершин", действительно очень интересно.
Да и вообще мне эта серия ("Наука путешествовать") нравится.

у меня была подобная брошюра в 1996 году, продавалась в магазине Ирбис, ч.б такая методичка.
может быть даже где-то сохранилась.

Автор, издательство, тираж?

Насколько я в курсе, автор упомянутого мной издания целенаправленно искал предшественников и не нашел. Я сам не один десяток лет слежу за всем, что появляется в данной сфере, и не упомню подобных брошюр. Если это было нормальное издание, оно должно быть зарегесрировано, иметься в центральных библиотеках, иметь коды и т.д.
Либо это была брошюрка типа из серии "Советы практикующего лечителя" - с вытекающим качеством...

Так это книга 2008 года. А, на сколько я знаю, рассматривались книги только 2009 - 2010 года.

она вышла в декабре 2008, и если я не путаю, в положении сроки смещены для таких "погранично-временных" выпусков

Cтранно, а почему в этом списке нет книги Фризон-Рош "Большая трещина". Она уже есть в продаже( Издательство И. Балабанова). Книга потрясла своим содержанием, качеством перевода.

Я не входил в этом году в состав жюри, но попробую ответить. Книги Фризон-Рош "Первый в связке" и "Большая трещина" - неплохие книги, но не современные, написанные давно, уже давно ушедшим из жизни автором. Непонятно - кого награждать. Все очень интересно - как тогда ходили в горах люди, их мировоззрение, но это скорее интерес как к частичке истории.
Кроме того, переводные книги, при прочих равных условиях, обычно котируются у жюри ниже, чем непосредственно написанные на русском языке. Некоторые даже предлогают ввести для них отдельную номинацию, так как в этом случае во многом оценивается труд переводчика.
А издательство Балабанова, выпустившее эту книгу, жюри отметило.

Cпасибо, Николай. Но я имел ввиду то, что этой книги нет в списке тех, что можно приобрести в магазинах.
А вот о романе "Большая трещина" и, вообще, о творчестве писателя Фризон-Рош, можно сказать, что это классика,
это наука о любви к горам. События давних лет, но так все близко, узнаваемо даже в нашей не европейской действительности. С нетерпением жду продолжение.И огромное спасибо издателям и "Первый в связке" и " В снегах Монблана".