Мартовский экспресс скитур в Доломитах

Пишет Soldmax, 06.04.2010 02:20

20-23 марта 2010

Идея съездить в Доломиты два раза за зиму, в этом году материализовалась. Скитур на Monte Mulaz в январе оставил массу впечатлений. Хотелось сходить на Мармоладу и, главное, реализовать замысел трех лет более-менее осознанных похождений на скитуре по Доломитам - найти новые маршруты в районе Cima Uomo, перейти из Val di San Nicolo в San Pellegrino, или в обратном направлении. Вроде как раз так всё и получилось. Почему - вроде? Потому, что даже сейчас по прошествии почти двух недель, я продолжаю изучать карты, видео, летние и зимние снимки разных лет, чтобы понять как, откуда и через что я всё это прошел-проехал...
Мартовский экспресс скитур в Доломитах (Ски-тур, горные лыжи, доломиты)

Приехав в Виго ди Фасса рано утром в субботу 20-го марта, я проспал до полудня, к часу дня собрался на первую скитур прогулку с целью определиться с планами. Прошел километра 4 по Валь ди СанНиколо, подивился чудовищному количеству снега в ложе долины и переговорил на минимально понимаемой итало-немецкой языковой смеси со встреченным местным (на вид опытным) скитуристом. Основной вопрос был: можно ли в эти дни из Сан Николо в Сан Пеллегрино перейти. Вывод из понятых ответов гласил, что если рано утром начинать, то можно. Отсняв южную сторону долины от Кол Омберта, до Костабеллы я, довольный увиденным, съехал вниз.

На следующий день, объедивишись с группой-компанией Валентина я провел сравнительные тесты Naxo 21 + K2 Mount Baker Superlight со всевозможными комплектами, включавшими Fritchieвские крепления и разнообразные модели горных лыж, в ходе в целом неудавшегося скитура на Col de Ciampac.
Некоторые участники совместного захода сжигали калории, спускаясь по метровому мокрому снегу не снимая камуса. Скажу, что будучи без камуса, я даже получал положительные эмоции от спуска, но на следующие два дня решил, что экспериментов со скитуром после полудня на открытых всем лучам солнца полям я буду избегать.
Мартовский экспресс скитур в Доломитах (Ски-тур, горные лыжи, доломиты)

Имея два дня для реализации собственного порыва в горы (так как предстояла ещё бизнес встреча во Франкфурте 24го), вечером 21го я крепко призадумался. В качестве варианта минимум решил пройти из San Pellegrino маршрут через Forcella Laghet. На программу максимум меня склонило сравнение собственной фотографии участка между Cima Uomo и Ponta Ciadine:

и изображения этого же склона с обратной стороны на картинке из неоднократно процитированного уже здесь гайдбука

На следующий день в 9:30 я припарковался на машине с московскими номерами, на парковке у дороги к Rifugio Flora Alpin. С собой в рюкзаке Snow Pulse имел два камуса, кошки, немного еды, литр воды и запасную флиску. Ещё с собой было настойчивое желание сделать что-то такое, чтобы оправдать всю затею с четырехдневной поездкой.
Вот что из этого получилось:
Мартовский экспресс скитур в Доломитах (Ски-тур, горные лыжи, доломиты)

Первый этап подъема до развилки долины перед подъемом на Пассо Чирелле я проделал по жестко схватившемуся за ночь снегу, перелезая через покрытые смерзшимися снежными комками разных размеров лавинные конуса. Солнце светило 50 на 50 времени, локальные облака летали себе выше 3 км и всё предвещало успех похождений, тем более, что чем дальше, тем больше смыкались облака, выше 4 км вообше густело и склоны южной экспозиции, по которым я планировал спускаться, таким ходом могли его (солнца) в этот день вообще не увидеть.
На участке подъема на седло между Cima Uomo и Ponta Ciadine дополнительной уверенности придавали следы кого-то, прошедшего тут ранее в этом сезоне

На конечном участке с крутизной до 40-45 градусов (а местами может и больше) предыдущие восходители судя по следам лезли: один в кошках, другой на лыжах лесенкой. Мне удалось залезть на первый в этот раз перевал на скитуре (благо снег позволял): сантиметров 5 отпустившего верхнего слоя, под которым (выше 2600 на склоне восточной экспозиции лежал совсем зимний снег средней плотности, глубиной в метр и более.
Мартовский экспресс скитур в Доломитах (Ски-тур, горные лыжи, доломиты)

Выбравшись наверх я увидел San Nicolo в обратном направлении и... не увидел линии предполагаемого спуска...

Съев почти всю еду и выпив половину воды, дополнил бутылки снегом, одел шлем, убрал камус и стал спускаться. Находившийся в тени западный склон был весь завален сухим средне слежавшимся снегом, при этом, несмотря на ветер, там не было значительных наддувов или карнизов.
Первые метров 10 вниз я проделал в 3-4 приема, скидывая лыжи в снег и слезая вниз лицом ко склону, придерживаясь за многочисленные последствия выветривания известковых скалок.
Далее, метров 300 по вертикали я проделал уже на лыжах по почти зимнему снегу по склону около 45 градусов, зарываясь местами глубже колена, пересек нижнюю часть остатков (полупогребенного летом) ледничка под Чима Уомо и продолжил спускаться с небольшой потерей высоты вдоль левого склона долины.

Знакомый мне участок Костабелы с подъемом по летнему маршруту 637
был ещё далеко, когда я увидел налево широкий кулуар, с видимостью до самого верха (как мне казалось), предвещавший вполне сносный подьем. Времени было уже 16:30 и ещё, та редкая облачность, которая почти скрывала весеннее солнце весь день стала густо покрывать вершины ближе к 2700 м. Вариантов было три: первый - спуск в Сан Николо и далее пешком в гостиницу с оставлением машины на парковке до утра - не нравился по причине оставления ходильной обуви в автомобиле; второй - продолжать движение поперек склона дальше, до подъема к Костабеле - не радовал в контексте ухудшавшейся погоды и времени; третий - сразу наверх, как я в тот момент думал, вел к отмеченной значком "перевал" Forcela Ciadin, к которой я поднимался в январе. В итоге (уже утром) выяснилось, что поднимался я в цирк, образованный Punta Ciadin, Valate и Om Gran, первые метров на 300 на скитуре, потом ещё метров на 150 по склону до 50 и может больше градусов(когда на скитуре страшно стало) в кошках. Жесткий, местами почти бетонный снег в этом кулуаре, наверное, лежит круглый год.

Вот участок подъема на снимке 2007 года:
Мартовский экспресс скитур в Доломитах (Ски-тур, горные лыжи, доломиты)

Добравшись до выполаживания на 2700 в 17:30 я увидел, что вершины вокруг плотно закрыты облаками, которые к тому же спускались ниже, быстро сверившись с картой и компасом (GPS был благополучно оставлен заряжаться в номере) я выбрал направление SSW на компасе и решил на лыжах и без камуса пройти подальше вперед в поисках начала спуска на южную сторону. Однако спуска не наблюдалось, а любое локальное понижение в этом моренном цирке, в условиях видимости не более 10-15 метров, в итоге приводило меня в сторону предшествовавшего подъема. К тому же компас, как оказалось, сбивался то ли от лыжных палок, то ли от близости скальных участков, представлявших собой стандартные для данного массива наддвинутые известковые блоки, перемежающимися с темноцветными интрузивами. Исходив (уже на камусе) этот цирк (а не предполагаемую седловину, как я уже понял) вдоль и поперек в течение часа, я решил (опять сориентировавшись при моментном улучшении видимости) идти строго вдоль бокового склона с подъемом высоты. Забравшись вверх метров на 30, я понял, что сегодня я останусь без ужина, склон становился круче, и начало темнеть. В 7 вечера я спустился ниже до отметки 2720, нашел скальный выступ, закрывавший от склона, положил под него рюкзак на снег, утеплился единственной флиской и позвонил в гостиницу, сказав, что не приеду - останусь со знакомыми в Моене...
К 9-ти вечера я выпил почти весь растаявший снег в бутылках, чуть ушла основная, накопившаяся за день усталость, но пошел снег и подул ветер, стало совсем не комфортно. Одев уже и очки-маску, приняв позу, максимально сокращавшую поверхность тела, частично закрывшись от ветра вертикально поставленными лыжами, я продремал окола двух часов. К 12-ти часам стало уже очень неприятно и холодно, пришлось накопать что-то типа бруствера из снега - но от постоянных порывов ветра и снежной крупы помогал он немного. После часа ночи перестали летать самолеты вверху, ветер стал стихать, я продремал еще час. Проснулся от холода, но облачности - как не бывало, звезд полное небо. В первый раз я осмотрел место-куда попал, стал пересиживать дальше. В 4:30 стало светлеть, в 5:30 я отснял окрестности и следы своих вечерних блужданий в облаках. Вот, например вид в сторону Селлы (Сol Ombert, да и Colac намного ниже уровня моей ночевки)

Одев опять тот же промерзший, но снова приклившийся камус (contour) я относительно легко поднялся метров на 50, убедившись, что вечером я почти добрался до гребня. Уникальный вид, рассвет в Доломитах, абсолютно пустая зона катания в San Pellegrino - как на ладони.

Мартовский экспресс скитур в Доломитах (Ски-тур, горные лыжи, доломиты)

Все положительные чувства от увиденного портил вид кулуара на спуск.

Опять застегнув и затянув всё что можно я приступил ко спуску, на лыжах. Поверхность - почти бетон, первый участок кулуара наверное градусов до 60-ти.
В результатате за весь спуск на первых 250 метрах я сделал 5-6 поворотов, меняя ноги в боковом "соскребании". Любой снежок улетал вниз, почти до конца. Дальше уже стало легче, местами вообще участки тех 10см, что за ночь нападало, поверх вполне сносного однородного снега.
Выбрался я из кулуара, как раз, когда персонал стал стал разъезжаться по подъемникам. Кое-кто из них меня видел, но особого интереса не проявлял.
Мартовский экспресс скитур в Доломитах (Ски-тур, горные лыжи, доломиты)

На трассу я выехал где-то в 7:15, когда первые катающиеся стали подниматься на креселках, один спуск был закрыт с указанием на лавинную опасность - посмешило... утро - мороз, там нет лавин.., я их не видел...
На идеально отратраченных трассах даже дуги понарезал насколько сил оставалось, но за спиной чувствовал этот спуск...

В завершение мне предстояла ещё и пешеходная прогулка в скитуровских ботнках, с рюкзаком и лыжами на 2.5 км. Труднее всего дались последние метров 600 вверх от основной дороги. Сил даже фотографировать больше не было. Только воду пил (благо её теперь много было) и грезил двумя сицилийскими апельсинами, оставленными в барадачке машины.
В 8:30 я был у машины, в 9:15 на завтраке в гостинице, вечером в тот же день уехал в Германию, ещё через день уже в Москву.