Смерть на Эвересте: ажиотаж рождает монстра
Discovery Channel продолжает показ серии передач Beyond The Limit, в которой рассказывается о том, какой хороший гид Рассел Брайс и что Дэвид Шарп сам виноват и помочь ему никто не мог. Эта точка зрения полностью разделяется Александром Абрамовым.
Ажиотаж вокруг смертей на Эвересте продолжается, хотя он мог бы быть и большим. Если бы был завязан на большие деньги. Скромная цена вопроса – скромный ажиотаж. Тем не менее, некоторые люди нашли себе на этой волне занятие. 1 февраля объявил, и достаточно громко, о своем существовании проект Спасение на Эвересте- Everest Resque Trust.
Патроном этого фонда является Питер Хиллари, а в роли «посла» выступает один из участников «эпопеи Шарпа» Марк Ингис, человек без ног поднявшийся на вершину Эвереста. Главный проект, на данный момент – создание беспилотного вертолета, с помощью которого можно было бы снимать пострадавших с больших высот.
Один из комментариев: «Матерь Божья ! Можно ли представить что-либо более ужасное, чем спуск с 8800 метров пристегнутым к бездушной машине. Хотя бы усыпите меня перед этим».
И наш (7summits.ru) комментарий:
Спасение на Эвересте требует технических решений и каждое новое слово в этом направлении полезно. Хотя в том виде, в котором он нарисован и создается этот вертолет работать на Эвересте не будет. Это не нужно местным властям, это неоправданно опасно. На данный момент самым актуальным является вопрос просто создания спасательной службы. А проводить спасательные работы на больших высотах с помощью летательных средств можно будет только на следующем этапе, при появлении принципиально нового их поколения. И к пострадавшему должен подлететь не кусок железа, а врач-спасатель. Прицепи мы к такому монстру в прошлом году Линкольна Холла, внизу бы точно имели бы безжизненное тело. Быстрый спуск – это спасение, но он таит в себе очевидную опасность. Не говоря уже о других опасностях такого спуска.
22
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Если выбирать между тем: сдохнуть на 8800 (как это часто сейчас происходит) или рискнуть и быть "пристегнутым к бездушной машине", то сдохнуть наверно все-таки ужаснее.
Просто, даже если такая машина не утопия и реально ее создание, то я ничего страшного и ужасного в ней самой не вижу. В каждом отдельном случае должно отдельно приниматься решение использовать ли подобную машину или лучше сделать это с помощью человеческих ресурсов.
Страшное таится в другом. Будет ли спасслужба, даже если она будет создана, спускать своими силами, если можно будеть просто взять и отправить такую вот машину.
Дело в том, что понятие МЧСник и спасатель слегка разнятся. МЧС это очень большая структура, объединяющая и спасателей, и пожарных, и военных, и даже водных инспекторов. Структура эта на этапе становления, то есть, если хотите, она еще не схожена. Много уродов в этой семье, НО..
... касательно спасателей.... да только благодаря настоящим Человекам из МЧС сейчас поддерживается спасательная служба в горах и не только. Эти люди, получая копейки, работают на совесть, жертвуют своими жизнями. Проводят уникальные операции, из-под пуль выносят людей, сутками не спят и спасают, и зачастую не слышат даже слов благодарности не говоря уже о наградах...
Я не знаю о ком из МЧС у Вас сложилось негативное мнение, наверное это был нехороший человек. Но не все ребята такие. Я хорошо знаю ребят из Черкесска. 3 суток не спать отыскивая по всем ущельям уродов, котрым западло было зайти на КСП и отметиться, после этого приехав на базу и, не успев перекусить, вновь срываться на ЧС.
Представьте себе австрийского спасателя, который по пояс в холодной воде чинит на коленках движок с помощью кувалды и такой-то матери потому, что списана эта шишига должна была быть еще 10 лет назад.. Или покупает за свои кровные снарягу и одежу..
Но все-таки подвижки и улучшения какие-никакие есть. Возрождается жетон спасательный отряд, создается отряд из спасателей-профессионалов хороших альпинистов, улучшается материальное обеспечение понемногу..
Эпизодическое участие в спасах добровольца немного отличается от каждодневной пахоты спасателя профессионала. Работа спасателя - грязная, черная, неблагодарная.
Обхаить и плюнуть из кустов довольно просто. Поучаствовать самому, улучшить "тихий ужас" значительно труднее.
В прошлом году Командор звал к себе на работу альпинистов на страницах Риска, откликнулось мало..
Обратите внимание на стаж работы!!!
Александр Копылов, 8 лет проработал на КСП Центрального Кавказа.
Устройство КСП.
Сейчас в отряде порядка 30 человек. Часть – местные ребята, есть русские, украинцы, молдоване. Зарплата государственная в районе 10 000 руб. Средний возраст работающих – 30–35 лет.
В идеале спасатели живут там постоянно. Тренируются, поддерживают физическую форму, технические навыки. На деле все гораздо плачевней. Постоянные тренировки требуют от личности железной воли и определенных черт характера. Очень часто люди расслабляются, не тренируются. Тем не менее к сезону жизнь заставляет проснуться.
Так сложилось, что в последнее время нет понятия «межсезонье». Постоянно что-то происходит. И это связано с развитием туризма в крае, который своей стабильностью и вполне развитой инфраструктурой привлекает людей. Сейчас достаточно много альпинистов приезжает осенью, хотя ранее пиком сезона было лето.
Проблемы?
Когда я работал на КСП Центрального Кавказа, альпинизм был основным направлением деятельности. На работу в отряд принимали людей, с опытом НЕ НИЖЕ 1-го разряда и, как правило, по протекции, т.е. человека, которого видели «в деле», знали и не имели ничего против кандидатуры. Некое своеобразное лоббирование своих интересов. Это и хорошо, и плохо, но положительного все же больше. Сейчас гораздо труднее. Альпинизм потихоньку вытесняется туристическими направлениями, и в отряде становится больше местных.
Снаряжение.
Проблема не в деньгах, выделяемых государством, а в частом навязывании оборудования конкретных фирм, иногда совершенно неизвестных. Часто поставляется снаряжение плохого качества, устарелых образцов. Дешевое не бывает хорошим. Пытаемся решить и этот вопрос, зачастую командир отряда ездит и сам закупает необходимое.
Веротолетная база.
Больной вопрос. Вертолет базируется в Сочи, т.е. что бы прилететь, надо затратить минимум 2 часа. По моим сведениям, должен был появиться вертолет в Нальчике.
Раньше на лето вертолетчики улетали на заработки в Турцию, соответственно, мы лишались части машин.
Профессиональный уровень спасателей.
Вечная проблема отцов и детей. Кажется, что раньше было лучше. На самом деле поменялось отношение к работе, т.е. появилось отношение именно как к работе, утилитарное.
К тому же основной контроль за курсами подготовки и обучение взяли военные структуры, гражданская оборона, что, как мне кажется, снизило уровень подготовки.
Имеют ли смысл отдельные службы для альпинистов?
Раньше существовало два спасотряда – туристического направления и альпинистский. Но жизнь привела к объединению различных подразделений, в частности, к созданию МЧС. Как следствие, альпинистский уровень работающих упал. 2–3 человека реально способны выйти на спасработы на маршрут 5-й категории трудности.
Мне кажется, что большинство несчастных случаев в горах субъективны и происходят скорее из-за отсутствия опыта. Привыкли в компьютерные игры играть, где 7 жизней, думают, в горах так же…
Горы стояли и будут стоять. Здравый смысл – главный критерий и мерило поведения. Соблюдение правил безопасности в любой ситуации необходимо, а неоправданный риск – киношный вариант…
P.S. Вначале хотел поставить минус комменту от Sanches-a,а теперь прошу всех-не забивайте его коммент!Он не должен пройти незаметно!
P.P.S.Sanches,уважаемый,хороший альпинист не всегда хороший спасатель.Так думаю.
Просто в том виде в каком данная полемика развивается, она на мой взгляд не совсем конструктивна. На лицо изначальная путаница понятий.
Дело в том, что уважаемый boroda просто изначально не совсем правльно построил фразу, написав что "работа МЧС-тихий ужас".
Работа МЧС - не ужас. Просто налицо отсутсвие на данный момент четкой структуры как таковой. Что касается самих спасателей, то они как и все люди - кто-то относится к своей работе халатно, кто-то добросовестно.
Вот самая сильная фраза была у sanches:
"Представьте себе австрийского спасателя, который по пояс в холодной воде чинит на коленках движок с помощью кувалды и такой-то матери потому, что списана эта шишига должна была быть еще 10 лет назад.. "
Все. Этим все сказано. После этого можно уже вообще не обсуждать работу наших спасателей.
Кстати, я могу сказать, что например лично в Южных Альпах наблюдала картину, как французкая спасслужба двое суток не могла снять двойку с La Merje. Один день вертолет часа полтора кружил в попытках сесть, но из-за непогоды не мог этого сделать. Только на следующий день сняли. А сами своим ходом спасатели не пошли без вертолета. Но это так, к слову.
Корень проблемы вот он: http://www.risk.ru/users/robinsya/417
Почитайте. Как-то у нас все оставили этот пост без внимания.
У нас нет отлаженной системы работы МЧС в горах. Почему? Потому что высшие структуры пока стараются не замечать этой проблемы. Вся основная направленность МЧС (я подразумеваю не низы, не самих спасателей) средствами, человеческими и пр. ресурсами направлена на стихийные бедствия, на те самые пожары, катаклизмы, землетрясения и пр. А в горах она постольку, поскольку. Никто этим серьезно не занимается.
Отсюда и вытекают все остальные проблемы, как то - отсутсвие зачастую спасателей в горах с альпинистской подговкой, отсутсвие должного технического обеспечения и пр.
Но вопрос этот достаточно сложный и многосторонний. Например, в тех же Альпах, существует такое понятие как страховка при всех восхождениях. Причем суммы не маленькие, по нашим понятиям, я бы сказала. А у нас? А ведь я думаю, что финансирование работы спасслужбы в Европе идет не только за счет государственных средств, как у нас МЧС, но как раз за счет этих самых страховок.
Поэтому когда и как и на каких условиях будет создана у нас грамотная и эффективная структура спасслужбы в горах, это пока еще вопрос.
Ок. Тогда для начала давайте определимся.
Вы хотите решить проблему или внести какое-то свое конструктивное предложение по ее решению?
Или просто перетереть в хорошей компании как кругом все хреново?
Если первое, то эмоции проблему не решают.
P.S. А пример про двойку на Ля Меж не совсем уместен. Ирин, если ты хотела подчекнуть неготовность западных спасателей к "подвигу в мирной жизни" то я их могу понять, почему из за каждого психа (тебя, меня и других альпинистов) они должны по 300 раз в году идти на необоснованный риск?
Только ты немного не учитываешь один момент. У нас не только сограждане из Москвы и Питера едут в горы "справлять свои странные отпускные похоти". Да я тоже считаю, что это нормальные суммы. Но для большей части России, это все же еще бог весть какие деньги, которые нужно просто так (как они считают) из бюджета куда-то там отдать. И если ты кому-то не из москвичей в альплагере расскажешь какой тебе счет приносят в кабаке за ужин, то я знаю что тебе ответят :))
Кстати, я думаю, что у нас эти суммы взносов для окупаемости спасслужбы и вертолета должны получиться выше. Насколько я знаю, то в Европе престижно состоять членом Европейских Альпклубов и большинство будучи членами клуба никуда не ходят ну или ходят в трекинг, где степень риска не велика. так что в общей массе сумма членских взносов при таком большом колличестве членов Клубов покрывает расходы той горстки, которая реально рискует и бьется. Я могу ошибаться. Поправь, если я не права.
В общем я подымала эту тему уже. Просто для меня спасы - это самая больная тема. Когда были обсуждения отсутствия в ущельях нормального спасотряда, я как раз пыталась поднять вопрос, что это надо решать через страховки и создавать на эти средства нормальные оплачиваемые спасотряды по крайней мере при базах. Но! Все только кричат какой ужас спасработы и пр. пока не встает вопрос, что надо что-то за что-то платить дополнительно. После этого все - сразу тишина. Все мыслят категориями, что кто-то кому-то чего-то должен. Но вот мы сами никому при этом ничего не должны.
P.S. А про Ля Меж это я наверно просто не до конца свою мысль выразила. Это у меня бывает так :) Кажется что моя логическая цепочка понятна всем :) Я этим хотела подчеркнуть неготовность нашего сознания мыслить западными понятиями. Потому что у нас еще все привыкли на "шишигах" и кувалдах и на энтузиазме. и еще не воспринимают адекватно западную систему с ее разумным деловым подходом.
Просто это ты можешь понять что спасатель тоже человек и что у него дома жена и дети и что он не должен за каждого психа просто так рисковать по 300 раз в году. Я это могу понять, еще кто-то может понять. А большинство же кричит: какого хрена эти трам-та-там спасатели не полезли гробиться под камнепад чтобы снять тело... Они же блин спасатели, они же за это деньги получают... ну и т.д. дальше я не буду продолжать, а то это может перейти уже в базар.
Мда... я вот тоже слегка подзавожусь :) больная мозоль.
Только нужно организовывать сразу обоюдосторонний процесс. Т.е. должны быть тогда выделены ср-ва на нормальные спасотряды и набран нормальный штат спасателей, чтобы, если люди платят в обязательном порядке за страховку, то соответсвенно и помощь они могли бы получить квалифицированную и вовремя.
To Boroda.
1.Еще раз подчеркну, что «работник МЧС» и «спасатель» не одно и то же. Понятие «деятельность МЧС» включает в том числе и деятельность спасателей, и огульно хаить МЧС, окуная в дерьмо в том числе и достойных спасателей, мягко говоря, не вежливо. Одно дело услышать такие суждения из уст передподъездных бабушек, другое - от своих.
2. Может быть, спасательные отряды и хотели бы взять на себя функции контроля и обязать любителей гор регистрироваться и не выпускать неготовые группы, но существующее юридическое поле не позволяет делать этого. В нашей стране свобода перемещения, а это значит что любой человек может находиться в любой точке пространства нашей Родины, за исключением режимных объектов. Не требовали бы погранцы для оформления пограндопуска согласования с МЧС – поверьте, жертв было бы гораздо больше.
To Гоген и Ирина.
Ход мысли по поводу страхования позитивный, но не все так просто в нашей стране. Прямое копирование прцесса страхования с Европы не подойдет.
А) В Европе уже существует налаженная система спасения в горах, а значит, никаких обоснований экономической эффективности проведения спасательных работ разными способами производить не надо. (То есть доказывать чинушам через бумазеи, что вертолет лучше, чем 20 солдат).
Б) Людей, платящих взносы гораздо больше, чем потенциально в России, а значит удельный членский взнос ниже. (В момент запуска системы в России оброк будет настолько велик, что люди либо откажутся от гор, или, что скорее всего, найдут какие-нибудь серые схемы посещения гор)
В) Пока что нет «розетского камня», который смог бы адекватно увязать и законодательно закрепить такие стороны этого процесса как: цена жизни человека, ответственность сторон, приемлемость технологий спасения, квалификационные требования к спасателям, финансирование спасательных работ, выплаты пострадавшим и т.д. На сегодняшний день, наиболее адекватная из теорий, позволяющих решить эти вопросы – концепция приемлемого риска. Акимовым она продавливается на государственном уровне. Мы пытаемся адаптировать ее для спасательных работ в горах.
Как я уже говорил, сейчас все МЧС на этапе становления. Очень много некомпетентных людей на всех уровнях, в том числе и руководстве. Но как сказала Ирина можно сесть в теплой компании на скамеечку и поплевывая семечки, завести вечное: «ой-ойпроклятые капиталисты(коммунисты)все разворовали никтоничегоделатьнехочет..». А воз и ныне там. А можно деятельно и активно самим попытаться влиять на этот процесс. Если не сделаем мы, сделают другие, чуждые горам люди.
Медленно, со скрипом, но подвижки начинаются. По инициативе ФАР возрождается жетон «спасательный отряд», в этом году, в мае будут первые сборы. Они организуются на базе учебных центров и с привлечением средств МЧС. Щетинин курирует создание профессионального спасательного отряда состоящего из спасателей-альпинистов с высокой спортивной квалификацией. Есть адекватные люди, которые пытаются разрешить эти проблемы, и которым нужна Ваша помощь. Щетинин, Легошин, Овчинников, Душарин, Тилов, Мингалиев, Воробьев наконец.
Здесь собрались люди инициативные, творческие, не равнодушные к горам. Можеть быть пора перейти от формата «посидели – поговорили - разошлись» к конкретным конструктивным предложениям и предполагаемым путям их реализации? Если методично воздействовать на сложившуюся систему разными путями через ФАР, через МЧС, то может и не сразу, но дело сдвинется с мертвой точки.
С уважением, Санчес.
По жетону со всей этой ситуацией я в курсе. На самом деле мы с Лешей Овчинниковым в последнее время постоянно эту проблему обсуждаем.
Но возрождение жетона это, к сожалению, тоже не панацея. Это одно из звеньев в общей системе, которая должна быть создана.
Во-первых, жетонист - это общественный спасатель. А необходима тем не менее профессиональная служба.
Во-вторых, сколько будет сейчас этих самых жетонистов. В ближайшие годы еще досточно мало. 15 обученных спасателей в одном ущелье нормально, которые там потом постоянно работают. Но 15 обученных жетонистов, которые разъезжаются по своим домам - это мало. Так что задача у жетона в данном случае несколько иная.
Далее. По страховке. Систему страхования все же развивать надо. И если это не получается добровольно, то как сказал Гоген это надо делать в материально-принудительном порядке. И речь не идет о прямом копировании процесса страхования как в Европе. Я уже говорила выше Гогену, что у нас получатся выше членские взносы при такой же системе, потому что у них удельный вес тех, кто рискует на количиество членов клуба гораздо ниже.
Можно хотя бы для начала ввести наличие обязательной страховки, привязав к этому страховые компании, чтобы они сориентировались и на страхование для альпинистов. Как например в Болгарии. У них там в хижах висят объявы от спасслужбы с расценками сколько стоят сспасательные операции для тех у кого нет страховки. Там все расписано - сколько за обычную транспортировку, сколько за подъем вертолета и пр. При этом в удельном весе страховых компаний коэффициент этих рисков в данном случае получится не таким уж высоким.
Но как я поняла, это и есть та самая система "концепция приемлемого риска", которая сейчас продавливается Акимовым.