Терскей-Алатоо (Центральный Тянь-Шань), с 29 июля по 16 августа 2008 г , 4 к.с.

Пишет vicont, 04.02.2010 19:37

Терскей-Алатоо (Центральный Тянь-Шань),  с 29 июля по 16 августа 2008 г , 4 к.с. (Альпинизм, амореде)

Нитка маршрута

Запланированный маршрут:

Каракол – пос.Покровка – д.р.Чон-Кызылсу - пер.Электриков (Ю.седл. 2А, 4200) - пер.Айлама (2Б, 4200)- д.р.Джетыогуз - пер. Джетыогуз (2Б, 4300) – траверс - пер.Зап. плечо Каракола (3А*, 5000) - пик Каракол (4Б, 5280)- пер. Любитель (1Б, 4350) - пер. ФКТ (2Б, 4500) - пер. Джигит (3А*, 4800) - пик Джигит (4А, 5150)- пер.Онтор (1Б, 3900) - оз.Алакель - пер.Алакель (1А, 3600) - пос. Теплоключенка

Пройденный маршрут:

г. Каракол - пос. Покровка - д.р.Чон-Кызылсу - пер.Электриков (С.седл. 1Б, 4200, радиально) - пер.Айлама (2Б, 4200) - д.р.Джетыогуз - пер. Джетыогуз (2Б, 4220) + пер.Зап. плечо Каракола (3А, 5008)- пер. Любитель(1Б, 4350) - пер. ФКТ (2Б, 4455) – южн. склон пер. Джигит (2А) - пер.Эпюра (2А, 4340) – д.р.Кельтор – г. Каракол

Орографическая схема хребта Терскей-Алатау (центральная часть)

Состав группы

14 Ефимова Ирина Владимировна 1981 4-УГ Участник

15 Грибан Андрей Павлович 1983 4-УГ Участник

16 Женя Пономаренко 1955 6-УГ Аксакал

Участник Женя Пономаренко закончил поход после пер. Джетыогуз.

Идея похода

Основным мотивом выбора Центрального Тянь-Шаня было желание пройти горную пятерку в новом для большинства из нас горном массиве, познакомиться с культурой Средней Азии.
Аргументами в пользу Терскей-Алатоо были простая организация трансфера в Каракол из аэропорта, близость безлюдного горного района к базе в Караколе, отсутствие пограничной зоны, заповедника, необходимости регистрации иностранцам в Киргизии.
Терскей-Алатоо в условиях глобального потепления все еще сохраняет снежные перевалы, что давало надежду на совпадение технических описаний перевалов и вершин с реальностью.
Маршрут планировался таким образом, чтобы охватить ключевые точки Терскея – пик Каракол, пик Джигит, сделав упор на прохождении технически интересных и логичных перевалов.
Также хотелось посетить исключительное по красоте озеро Иссык-Куль. База была выбрана в Караколе, как наиболее удобное место заезда и организации забросок.

Описание района

Деньги, основные. Приколы

Базу в Караколе и услуги трансфера предоставлял Игорь Ханин, о котором были хорошие отзывы. Серьезный и пунктуальный подход к делу подтвердился.

Адрес И. Ханина:
Киргизстан, г.Каракол, ул. Тельмана 158
телефоны мобильные:
phone: + (996 3922) 20548
phone/fax: + (996 3922) 50163
mobile: +996 772 517364
+996 555 445174
Цены Ханина:
микроавтобус на 14 человек и 17 рюкзаков с Алма-Аты в Каракол - 600 баксов. Проживание в доме 1 евро с носа. (крыша над головой, свет, удобства на улице)
Заброска группы в верховье Чон-Кызыл-Су до ФГС - 100 евро.
Отъезд на вахтовке от а/л Каракол до базы Ханина в г. Каракол – 90 евро
Заброска продуктов до слияния р.Телеты и р.Айланыш по д.р. Джеты-Огуз - 45 евро.
Большие баллоны (перезаправленные) Калиман - 6 евро, маленькие – по 3.
Мужчина жесткий, дорогой, но делает все четко.

Интересные места

Музей Пржевальского в г.Каракол
Озеро Иссык-Куль
Радоновые ванны
Национальная кухня, юрты…

Варианты подъезда, отъезда

Из Украины на Тянь-Шань (Киргизия) удобнее всего добираться самолетом в Бишкек (столица Киргизии) или в Алма-Ату (столица Казахстана) с последующим трансфером в г. Каракол (бывший Пржевальск). Вариант приезда в Киргизию на поезде не рассматривался.
Пункт прилета Алма-Ата был выбран из-за того, что прямых рейсов в Бишкек из Киева нет (на лето 2008). Перспектива лететь через Москву не прельщала, зная сложности перевозки. Трансфер же из Алма-Аты в Каракол предоставлял Игорь Ханин (см. ниже), сложностей пересечения казахско-киргизской границы нет.

Основная часть группы заранее купила билеты Киев (Борисполь) – Алма-Ата авиакомпании “Аэросвит”. Перелет занимает 4 часа. Стоимость билета в оба конца 2991 грн. на июнь 2008г.

Две участницы покупали билеты до Алма-Аты за неделю до похода. Воспользовавшись сервисом http://www.pilot.ua был найден вариант перелета Симферополь- Стамбул- Алма-Аты.
В Симферополь приехали поездом, в аэропорт добрались на маршрутке (можно на троллейбусе) с ж/д вокзала за полчаса, такси брать нет смысла. Аэропорт оставил приятные впечатления как “домашний” и не перегруженный.
Авиакомпания Turkish Airlines. Цена билета – почти 1000 баксов. Сервис неприветливый, перелет нормальный и по графику. Проблем с перевесом багажа не было. Перелет Симферополь-Стамбул 2 часа, Стамбул – Алма-Ата 5 часов. Транзит был скрашен огромным количеством магазинов duty-free в Стамбуле, где можно было скоротать время.

В Алма-Ате группа собралась и до Каракола доехала на микроавтобусе. Трансфер был заказан заранее. Переезд занял 9 часов. Таможня представляет собой будку в степи.
Рекомендуем ехать по более длинной, но в хорошем состоянии основной трассе Казахстан-Киргизия (Алма-Ата-Бишкек-Каракол, время проезда близко к 10 часам). Этой дорогой возвращались из похода. Таможня обустроена и загружена, но прохождение заняло 1-2 часа.

Аварийные выходы с маршрута

Все перевалы, расположенные в северных отрогах не требовали запасных вариантов, при возникновении сложных ситуаций нужно было выходить в цивилизацию, двигаясь на север по любой из ближайших рек. При возникновении проблем на перевалах главного хребта или в южных отрогах нужно было решать по месту. Все сходы на юг, длительные и утомительные, южная часть заселена слабо. Люди, транспорт есть на прииске в Кумторе и наверно вдоль дороги ведущей на рудник. После схода камнепада в кулуаре ведущем на Джигит с юга мы лишились большинства веревок, нескольких ледобуров и карабинов. После этого было принято решение закончить поход через перевал Эпюра, что и было сделано.

Техническое описание.

26.07.08 суббота. Киевский аэропорт.

Время — 18:00. Борисполь. Аэропорт. Возле контрольных весов.
Сегодня начинается наше долгожданное путешествие. Проверяем вес: все лишнее на себя. Или же в себя  и вперед на посадку.
Регистрацию проходим быстро. А вот посадка затянулась. В процессе ожидания голову посещают самые невероятные мысли о том, как бы еще разнообразить наш поход.
Вот, к примеру, а почему перевальная записка должна быть официальной. Ведь туда приходят такие же весельчаки, как и мы. Но погода и горы не всегда балуют. И настроение не всегда солнечное. А запиской можно очень здорово поддержать или же подбодрить. Вариант первый. На перевал такой-то, тогда-то взошло 16 пар ботинков и 2 пары ручек. Или: на этом перевале радостно и одновременно вздохнуло 11 носов и 5 носиков.
Вот примерно такой кашей было занято 16 голов, полетевших в тот далекий вечер в новое приключение.

27.07.08 воскресенье. Алма-Ата. Переезд в Каракол.

Ранним утром посадка в Алма-Ате.

Быстро находятся встречающие. Меняем немного долларов на казахские (на обед) и … а нас ведь уже 16. А мест на 14. Пристраиваем двоих в другую маршрутку. Едем параллельно. Часть пути проспали.
Первая остановка, очень красивое место. Жаль, что склоны усыпаны мусором. Фотография на память и вперед, на обед. Почти на каждом холме возвышается красивый орел. Каменный. Огромный.
Кстати об обеде. Вкушали в одном из придорожных кафе. Колоритно, вкусно, дешево, но и с минимальными удобствами.
Едем мы не по основной трассе, а по более короткой. Дорога не очень. Проехать в некоторых местах можно только в сухую погоду.
Граница. Паспортный контроль проходим быстро. На улице около 17, ветер. К прогулкам не располагает.
Ближе к вечеру подъезжаем к Караколу. Размещаемся по комнатам и на ужин, в ближайшее кафе.
Питание здесь в 1,5-2 раза дешевле, нежели в Киеве.

28.07.08 понедельник. Закупка продуктов. Оформление заброски.

Половина дня ушла на закупку продуктов. Еще четверть на фасовку. Оставшееся время провели на Иссык-Куле. Музей Пржевальского. Наши активисты завезли продукты в долину Джеты-Огуза.

29.07.08 вторник. Выход на маршрут.

Не очень раннее утро. Пока мы собираемся, к крыльцу подают карету (полноприводную вахтовку). Ребята закидывают наверх рюкзаки. Размещаемся по местам и вперед. Подъезд к ФГС 3,5 часа. По пути имеются родоновые ванны. Активная часть маршрута началась с купаний.
Последний мост через реку разрушен. Высаживаемся в километре от станции.
Обед. Обувка в ботинки. Выход в 14:30. Переправа на правый берег имеется чуть ниже станции. Дорога переходит в хорошую тропу. Забирает вверх. И сразу тренировка на ориентирование. Группа делится. Кто первый включит рацию для связи?
От тропы идут ответвления влево вверх. Поддались на искушение и полезли по одному. Потом долго сползали через заросляк по острым камням вниз. Вывод: лучше придерживаться середины и сильно вверх не забираться. Склоны покрыты стлаником. Встречаются огромные кущи, похожие на черную смородину. Ботаника среди нас нет. Дружно решив, что это съедобно, отведали ягод – без последствий.
Итог скитаний первого дня: три перехода по 30 мин. Ночевка на правом берегу у реки в километре ниже от слияния Айламы и ручья, стекающего с ледн. Карабаткак. Высота 2850 м.(42.10.315-78.14.377)

30.07.08 среда. Подход к леднику.

Выход в 8. Отсюда тропа в ущелье Айламы идет вверх через отрожек, отделяющий правобережные склоны от потока Айламы. К воде спускается уже за перегибом. Опять делимся. Теряемся. Опять ломимся через кусты. На этот раз уже вверх. Сразу за гребнем нас встречают просторные альпийские лужайки. Здесь мы впервые увидели эдельвейсы.

Кофе на 3200 м. Движемся по правому борту. Склоны пологие, но идти еще тяжело. Примерно через 4 подхода по 30 мин. подходим к небольшой сыпухе. Есть несколько небольших стоянок. Небольшие красивые озерца. Но для большого лагеря надо строить. Идем еще.

У самого языка ледника перебираемся на левый берег. Ночуем на пологом склоне возле красивого озера. Здесь намного просторнее. Есть отличные широкие площадки. Сегодня высота ночевки 3360 м.(42.09.683-78.17.231)

31.07.08 четверг. Перевал Электриков.

Сегодня на повестке дня: тренировка в связках, вытягивание из трещины, акклиматизация — восхождение на перевал Электриков. Ночуем здесь же.
Завтрак в 6. Выход в 7. Подходим под ледник, одеваем кошки.

Движемся вверх, в произвольном темпе, сильно не растягиваясь. Без связок. Придерживаемся сначала центра, затем берем правее. Впереди виден короткий скальный гребень. Он разделяет ледник Зап. Айлама, слева от него виден пер. Михальчевского и вероятно 50 лет Сов. Киргизии (с очень разными вариантами захода), а справа пер. Ульяновцев. Сразу под ним начинается длинная узкая морена через всю пологую часть ледника. Наш путь логично просматривается, движемся, забирая вправо по ходу.
Далее ползем по левой лоханке ближе к основанию северного ребра. Но близко не подходим. Камнеопасно. В крутом месте провешиваем перила для удобного и быстрого спуска.

Выходим на открытый ледник. Лавируя между трещинами, приближаемся к левому борту. Устраиваем промежуточный лагерь. 3910м.(42.08.421-78.17.319) Отсюда хорошо просматривается наш перевал.

верхний цирк пер.Электриков с ледн.Айлама Зап

Состояние склонов в конце июля оставляет желать лучшего. В кулуарах перевала снега нет. Левая (южная) седловина ледовая. Постоянно простреливается камнями. Под ней “красивые” выносы камней. Поэтому, принимаем решение идти к правой (северной), неправильной седловине.

Подъем идет по очень противной сыпухе. Под ней лед. Внизу угол — 30°, в верхней части — достигает 40-45°. Движемся компактной группой. Выше разделяемся на 2 части. Подъем от промежуточного лагеря занял 1,5 часа, из них чуть больше часа — на саму сыпуху. В процессе штурма сочиняли небольшой рассказик. Только глаголы…
Проснулся, поднялся, умылся. Решил пойти купить похмелиться. Споткнулся — забыл взять покурить. Подумал, вернулся. Пришел, обвязался, завешался…
Дальше глаголы закончились, остались потные эмоции.

на пер.Электриков

Перевал Электриков. Седловина широкая, скальная. Возможна ночевка. Отлично виден пер. Карабаткак и спуск на одноименный ледник: 250-300 м такой же противной сыпухи.

пер.Карабаткак Зап. с Электриков

Переход между седловинами очень сложен. В данном состоянии перевал можно обозначить как не меньше 2А-2А*, что не соответствует классификации. В это время года опасен. Поэтому не может быть рекомендован для прохождения позже конца июня. Ну просто когда сходит снег можно поймать камни.

вид на восток с пер.Электриков

Сняли записку группы туристов г. Глазова, Удмурской республики, от 28 июля 1996 года.
Спускаемся по пути подъема.
Солнечно. На леднике устраиваем тренировку по вытягиванию пострадавшего с трещины.

тренировка

Для этого несколько раз уронили Настену в трещину. Похоже, ей понравилось :)

На спуске проходим 2 веревки спортспуска — тренировка, акклиматизация. Хотя весь ледник можно пройти ногами.
После спуска все купаются в озере. Ближе к вечеру играли в тарелку (не бутылочку).

01.08.08 пятница. Перевал Айлама. День рождения Виталия.

Выход в 7. Идем по вчерашнему маршруту. В кошках, без связок. Не доходя до гребня, поворачиваем налево и пересекаем поверхностную морену. Движемся медленно. Через 2,5 часа общего времени, после небольшого взлета, устраиваем утренний кофе на 3800м. Хорошо просматривается подъем на перевал.

пер.Айлама с запада

С места стоянки нам понадобилось 4 перехода по 30 минут, чтобы зайти на перевал. Небо постепенно затягивает. Ближе к седловине крутизна достигает 35°. Ледник слегка порван. Трещины местами засыпаны. На перевал поднялись в 12.

на пер.Айлама

Перевал Айлама (2Б) имеет несколько седловин. Наша левая. Со снежника днем можно добыть воду.
Жить можно только в случае крайний необходимости. На седловине есть петля.
Сняли записку группы московских туристов из клуба «Вестра», под руководством Репетей А. , от 23 июля 2008 года.

Пока спортсмены провешивают перила, остальные готовят кисель. Первая веревка перил сразу уходит вправо по ходу на косую пологую, но достаточно широкую полку. (есть вариант простого дюльферяния вниз с седловины, но нам он показался несколько опасным для нашей многочисленной команды).

спуск с пер.Айлама на восток

Вторая — по скалам и осыпям вниз, к снежнику правого склона. Угол 25°. Дальше провешиваем 3 веревки перил вниз, по снежнику. Первые две по склону 35°, вторая идет через трещину, третья пологая. Проходить перила нужно быстро: место простреливается камнями. Постоянно.

Дальше забираем влево по ходу, к осыпным склонам. Подходим практически прямо под седловину перевала.

пер.Айлама с востока

Еще 20м перил по льду, усыпанному камнями. Выходим на небольшой бараний лоб. Здесь часть группы ловила первый за поход чемодан. Обошлось. Место «относительно безопасное». Быстро снимаем кошки и выходим на спуск. Теперь по крутой, противной, слежавшейся сыпухе движемся вниз.

путь спуска с пер.Айлама на восток

Ниже, обходим большой осыпной бугор справа. До лагеря примерно еще 1 час мучений. Ночевку устраиваем на поверхностной морене, ближе к центру ледника и подальше от скал. Со склонов постоянно сходят камни: от мелочи, до вполне приличных чемоданов, что несколько отвлекало от крепкого сна.

Высота ночевки 3600 м. Вечером празднуем день рождения Виталика. Культурная программа состояла из песен на разных языках и солнечного затмения.

Спать ушли рано.

Айлама с востока

По результатам увиденного и пережитого: этот район рекомендуется проходить не позже первой половины июля. Позже мало снега и то слишком камнеопасно.

02.08.08 суббота. День рождения Олега

Завтрак в 7. Спускаемся к леднику и одеваем кошки. Движение без связок.
Ледник открыт, сильно присыпан камушками. В нижней части угол 30°. С ледника выходим на левый берег.

Айлама с ледника

Легко просматривается тропа.

верховья р.Айлама

Встречаем выпасы лошадей.

Купаемся в ручьях. Фотографируем виды, животных и растения. Особое внимание эдельвейсам. Красивые, разные.

Тропа ныряет в лес, переходит в широкую тропу и круто спускается к реке.

спускаемся до лугов. Возле коша отличный мост на другой берег р. Джеты-Огуз.

Договариваемся с пастухами арендовать лошадей на завтра за 30 долларов(3 лошади) для поездки за продуктами на слияние р. Телеты и р. Айлама( около 8 км в одну сторону). От коша поднимаемся немного вверх по р.Айланыш и по большому бревну переходим на правый берег. К вечеру его сильно захлестывает поток. В районе переправы есть отличные места для лагеря, есть построенные базы для баньки. Тут и останавливаемся. 2690м. (42.13.262-78.21.086) Для желающих есть возможность переночевать под огромными лапами тянь-шаньских елок.

03.08.08 воскресенье. Дневка.

Дневка вкратце: мучительное ожидание продуктов, постройка бани, купания, загорания, стирка, купания в бане, еще раз празднование дня рождения, распивания коктейлей, костер. Утопили котелок.

04.08.08 понедельник. Конная экспедиция.

Сегодня в перечне необходимых должностей появилась еще одна…. Ромашка нашел котелок.
Сегодня у нас облегченный маршрут. Основную часть веса понесут лошади.

караван

Облачно, временами моросит дождик. Идем быстро.
Лошади доходят практически одновременно с нами до правобережной морены. Разгружаем лошадей и останавливаемся на обед.
Началась гроза. Под тентом пакуем рюкзаки. Очччень нелегкие, продуктов на 12дней. Около 15 немного проясняется и мы выходим на правобережную морену.

верховья р.Джеты_Огуза

Где-то посреди крутого подъема переправа через довольно мощный ручей. Переходить можно при низком уровне воды.

Далее забираемся на гребень и дальше движемся по нему. Отлично просматривается стенка Джеты-Огуза. Слева по ходу в карманах есть небольшие стоянки возле воды. Мы же идем максимально дальше. Но очень скоро были вынуждены разбить лагерь. Все затянуло плотным туманом, и началась гроза. Это примерно 6 переходов по 20 минут отобеда. Дождь быстро перешел в снег. Ночка выдалась мокрой. Высота 3400 м.

05.08.08 вторник. Перевал Джеты-Огуз.

Утром солнечно.

пер.Джеты-Огуз с запада

Занимаемся сушкой вещей. Выход в 10.30.
Движемся по правобережной морене. На крутых участках сильно замедляем темп. На ледник не выходим. Группа растягивается. Через 1,3 часа ЧХВ, недалеко от языка ледника нашего перевала, становимся на обед.
Идем максимально выше по морене.

Ледник открытый. Имеет крутые участки. Первый обходим слева по ходу по сыпушным склонам.

путь подъема на пер.Зап.плечо Каракола

Дальше выходим на ледник и одеваем кошки. В верхней части ледник закрытый. Формируем связки. Обходим ранклюфты, местами заходя на осыпные склоны. На перевал поднялись в 17. После обеда это 4 подхода по 20 мин. Небо прояснилось, прихватил мороз.

в.Каракол

Перевал Джеты-Огуз. Седловина широкая, снежно-ледовая. Ночуем. Здесь 4220м. (42.11.118-78.26.397) Вода в светлое время из-под снежника. С седловины отлично виден Джигит с отрогами. Спуск на ледник Каракол только дюльферами.
Сняли записку команды НДМГ из Новосибирска под рук. Пучкина А. Н. от 28 июля 2008.

06.08.08 среда. Выход на гребень пер. Западное плечо Каракола(3А*, 5008)

Выход в 7.00.
Движемся в кошках в направлении гребня на перевал Васильева.

начало подъема с перевала на гребень

Обходим по снежному мосту ранклюфт и провешиваем 3 веревки перил. Из них 2 на бурах. Средний угол наклона 40-45°.

С гребня в хорошую погоду можно увидеть Иссык-Куль.
Дальше забираем влево по ходу на широкую седловину. С нее, некоторые в связках, — на красивый скально-ледовый пупырь.

Для неуверенных лучше провесить перила. Угол до 45°.

начало гребня

Дальше выходим на гребень. Скальные выходы чередуются со снежно-ледовыми седловинами. Под одним из скальных выходов устраиваем обед.

Гребень

пик Джигит с гребня

Еще 2 веревки параллельных перил. Одна — через камин, вторая — по ледовому лбу. Здесь потеряли одну рацию.

Группа растягивается. Но веревки передаются более-менее оперативно. Следующие скальные выходы — это красивые узкие карнизики для пролазанья, требуют перил.

элементы движения по гребню

В конце этого кошмара есть отличная мощеная в скалах площадка. Еще одни небольшие перила по снежно-ледовому участку приведут на довольно широкую снежную седловину.

Часть группы ночует здесь.

вид на лагерь 1 из лагеря 2

Часть на 2 веревки выше вгрызлась в ледовый гребень. Высота ночевок 4580м.
(42.10.787-78.26.834). Встречаем красивый закат,

вдали отлично видно Иссык-Куль.

07.08.08 четверг. Перевал Васильева

Выход в 7. Пока нижний лагерь поднимался по перилам, (2 веревки на 50° склоне), верхний ушел дальше.
Следующий скальный выход, похож на зуб, так же требует подстраховки перилами на подъем.

Очень легко слететь. Дальше дюльфер на снежник. И опять 1,5 веревки перил по снежно-ледовому участку. Таким вот образом подбирались к перевалу.
На первой большой седловине устроили небольшой перерыв. Поднялся очень сильный ветер, да и остальных подождать надо.

ветер на Васильева

Собрали всех, и ушли на полудневку.
Перевал Васильева. Сюда с Джеты-Огуза примерно 11 веревок, половина по 15-20 м. Несколько снежно-ледовых седловин. Наиболее низкая и, наверное, правильная находится непосредственно под взлетом на перевал Западное плечо Каракола. Есть скальные выходы, построены площадки. Но слишком ветрено. Лучше ночевать на соседней верхней седловинке. С перевала просматриваются пути подъема-спуска на пер. ВГУ и Зап. плечо Каракола.

Опять построили верхний и нижний лагеря.

лагерь на Васильева

Нижний чуть ниже гребня со стороны Джигита, здесь меньше ветра. Верхний – на гребне немного выше седловины. А вообще-то места много. Высота 4620м.
Несколько раз накрывало грозой. На этот раз только волосы дыбом стояли. Страшновато. Железо оперативно повыкидали.
В нижнем лагере натянули тент. В верхнем — построили красивые защитные стенки. Между лагерями прорыли спуск. В периоды прояснения играли в снежки лагерями. Искали тур. Соорудили свой.

08.08.08 пятница. Перевал Западное Плечо Каракола

Выход в 7:30. Из лагеря выходим в связках. Порывистый ветер. Участников слегка колбасит.
Медленно ползем вверх.

на предперевальном взлете

Трещины проходим по снежным мостам, большой бергшрунд обходим слева.

На перевал поднялись в 11:30. Чистого ходового времени 2,5 часа.

Перевал Западное плечо Каракола - снежно-ледовая седловина.

на перевале

Высота 5008м. Ближе к вершине есть скальный выступ. На нем тур. С седловины отлично виден подъем на в. Каракол по гребню. Начинать подъем нужно прямо с перевального гребня.

в. Каракол, вариант подъема

Начало накрывать грозой. На вершину решили не идти.

Сняли записку тур. клуба «Вертикаль» из г. Новосибирск под рук. Нефедова В. С. От 30 августа 2007 года.

начало спуска

начало спуска с пер. на юг

С перевала в связках, проехав на рюкзаке по снежной пробке через бергшрунд, сбежали на ледник.

спуск на юг

Угол до 40°, метров 100. Дальше лавируя между трещинами побежали вниз. Ледник закрытый. Попробовали сунуться возле поворота ледника на юг на небольшой ледопадик слева(срезать дорожку), но слишком порвано и круто. Перепад высоты 150-200м.
Вернулись к началу поворота и пошли по центру. Уже после обеда попробовали пройти ледник до нижнего, большого ледопада. И эта попытка не была успешной. Слишком мокрый и рыхлый снег. Ставим лагерь.

лагерь на плато, южнее ВГУ

Лепим две огромных снежных бабы. Высота ночевки 4515 м.(42.09.791-78.26.429)

09.08.08 суббота

Выходим в 8. Первая связка прокладывает траншею. Тепло. Снег мокрый. Обходим поворот практически по центру закрытого ледника. Очень много трещин. Движение только в связках. Просматривается тропа предшественников. Интересно, когда они тут были?
Проходим рядом с ледовыми сбросами левого края на повороте ледника, на которые пробовали вчера сунуться. Забираем потихоньку влево, ближе к скалам. Параллельно следам выходим на левый край ледника Киче-Борду.

путь спуска на ледн.Киче-Борду

Здесь снега нет, но трещин так же много. Забираемся на скальный выступ левого борта.

Со скального выступа провешиваем 1,5 веревки горизонтальных перил по ледовому склону. Небольшая передышка. Дальше еще один ледовый участок. Потом начинаются сыпухи. Все это слегка простреливается. Сыпушки местами медленно сползают по льду.
Дальше маленькими группами по очень противной сыпухе съезжаем вниз, забирая влево. На ледник выйти невозможно и не нужно - обрывы и большие трещины.

сыпучие склоны левого борта Киче-Борду

После противных упражнений на сыпучем склоне лежащем на скалах и последующих на бараньих лбах с большим количеством ручьев выходим на повехностную морену и устраиваем обед.

путь обхода ледопада

Ноги уже требуют отдыха. Внизу просматривается ледник Киче-Борду. Его отличительная черта — ледовые валы. Похож на море в грозу, что в одно мгновение замерзло. С обеда движемся по левому краю ледника дальше вниз. Идти возможно только по осыпному склону. Весь путь вдоль ледника местами простреливается камнями.

к пер.Любитель.

Идем к восточной ветви ледн. Киче-Борду под перевал Любитель. Петляем между валами ледника, местами выходя на осыпной склон. Забираем влево к нашему очередному перевалу. И внизу, на пологих валах морены, у слияния ледников устраиваем ночевку. Высота 3800 м.(42.08.374-78.27.716)
Сегодня день чистый носков! Стираемся, купаемся. Наш завхоз показывал мастер класс, как из водки можно сделать глинтвейн или даже Бейлис.

10.08.08 воскресенье. Перевал Любитель.

Выход в 9. Подходим к открытому пологому леднику. Одеваем кошки. Придерживаемся середины ледника. За 2 перехода по 30 мин подходим к перевальному взлету. Утренний кофе.

Впереди нас ждет очередная противная осыпь. Подъем идет по средней подвижной осыпи. Угол 30-35°. Движемся очень компактной группой.
Перед самим перевалом угол достигает 45°. Но это по небольшому кулуару. Разделяемся на несколько групп. Шаг вперед – полшага назад. Лоси пробежали, остальным провесили перила. Спортсмены пролезли по скалам параллельно. На перевал залезли в 13:30. Высота 4350м. (42.09.090-78.29.098)

мы на голимых склонах Любителя

Перевал Любитель. Носит очень правильное и подходящее название. Спуск с него по такой же, но еще более простреливаемой сыпухе. Седловина узкая, скальная. Возможно с нее и открываются замечательные виды, но нам мешал туман. Седловина некомфортна для жизни, воды нет. Зато постоянно дует ветер.
Сняли записку тур. клуба «Вестра», Москва, под рук. Виданова В. Л., от 5 августа 2008.

С перевала на спуск идет два кулуара. Правый очень опасен. Узкий, стены высокие, с него бежать от камней некуда. Делимся на две группы. С седловины сразу забираем влево и выходим ниже на скальный выступ. От него решаем идти левее. Внизу склон выполаживается и выходит на ледник Металлург.
Первая группа сбегает вниз и готовит обед. Вторая медленно «сплывает». Наши ножки в диком восторге. Сильная облачность. Наш следующий перевал скрыт туманом.
После обеда отходим немного от склонов, с которых постоянно что-то валится и разбиваем на ледника лагерь.

на ледн.Металлург

Перед ужином водили хоровод вокруг горелок. Небо немного прояснилось. Но перевал так и не открылся.

11.08.08 понедельник. Полудневка.

За все время утренних сборов перевал открылся лишь раз. С долины затягивает туманом. Нам по леднику прямо и направо. Ледник открыт. Идем в кошках.
Впереди виднеется красивая большая мульда. Накрывает очень плотным туманом. В этой части ледник покрытый снегом, мокрым, но еще не глубоким.
На краю мульды ставим 2 палатки. Идет снег.

Поем песни, доедаем шоколадки. Ждем. Обедаем. Ситуация не меняется. Туман, снег. В 15 ставим еще две палатки и готовимся к ужину. Перевал открылся лишь раз. Но подход к нему мы увидели только вечером.

12.08.08 вторник. Перевал ФКТ.

Не очень ранний подъем. Погода улучшилась, но перевал не виден.
Медленно собираем лагерь и выдвигаемся в сторону перевала. Ледник в этой части пологий и закрытый. Снег глубокий, мокрый.
Движемся прямо, постепенно забирая вправо. Нам в самый угол ущелья. Идем без связок. Но буквально протаптываем тропу. Через два подхода по 30 минут — мы под перевальным взлетом.

первые шаги на ФКТ

К перевалу идет снежно-ледовый склон, угол наклона 45-35°. Внизу сильно подрезан бергшрундами. Поэтому подниматься удобнее правее, а не под самой седловиной. Провешиваем 2 веревки вертикальных, и одну горизонтальных перил. Выходим на седловину к 12. 4455м. (42.10.128 - 78.30.931)

на ФКТ

Перевал ФКТ, снежно-ледовая, широкая седловина. По гребню есть выходы скал. Вода со снежника в светлое время суток. Можно жить. Спуск с перевала не виден. Снег мокрый и глубокий.
Сняли записку туристов клуба МГУ, Москва, под рук. Виноградова А. С., от 14 августа 2005 года.
С перевала идем в связках. Ледник закрытый. Выходим на середину, и, обходя трещины, спускаемся. Здесь угол не превышаем 20°.
Дальше идет крутой перегиб ледника. По центру он сильно порван широкими трещинами. Сверху трудно определить, в какую сторону лучше двигаться. Спуск вниз по ледовому лбу как-то не вдохновлял Мы забираем вправо по ходу. Кидаем одну веревку спортспуска, что очень облегчает прохождение трещин. Забираем еще вправо и выходим на скальные выступы. По полкам уходим максимально ниже и упираемся в обрыв. До этого места около часа чистого времени.

пути спуска с ФКТ

Определить сверху, достаточно ли одной веревки для спуска невозможно. Первым отпускаем наиболее опытного и резвого Олежку (вторая веревка у него с собой).

Нам повезло, дюльфер 45 м выводит на осыпной склон. Ледник пологий, порванный, закрытый.

дюльфер на спуске

Вся группа спускается медленно. Для второй половины решили организовать верхнюю страховку для ускорения. Первые же уходят в связке вниз по леднику до поворота на Джигит (10-15 мин). Там и разбивают лагерь.
С первой попытки веревки снять не удалось. Возле верхней базы слишком крутой перегиб. Не учли. Что ж, позже попробуем еще.
Спуск дюльфером взбодрил всех. В лагере обед был с песнями и плясками  Спортсмены в это время снимали веревки. Так мы еще не орали. Общая эйфория докатилась до ужина.
Погода не улучшилась. Все так же облачно, ночью опять шел снег.

13.08.08 среда. Подход под перевал Джигит.

Выход в 7. Идем в направлении пика Джигит. Нижняя часть ледника пологая и открытая. Но выше ледник закрытый. Движение продолжаем в связках. Снег неглубокий. Много нешироких трещин. Снизу затягивает туманом. Через 3 перехода по 30 мин. подходим перевальному взлету. Нехолодно. Идет снег.

пер.Джигит с юга

По описаниям, подъем на перевал возможен несколькими путями. Классика — подъем, но чаще спуск, по неширокому относительно безопасному снежно-ледовому кулуару. Второй путь проходит правее скального треугольника, ограничивающего кулуар.
Ставим промежуточный лагерь. Добровольцы лезут провешивать перила. Снег стал гуще. За час выпало около 10см. С крутых ледовых участков съезжают микролавинки.
Провесили 3 веревки перил, когда из лагеря вышли первые (Саня и Витя) с рюкзаками. Но погода стала ухудшаться. На подъеме движение затруднял постоянно съезжающий снег. Его глубина бывала выше колен.
Шеф принимает решение всех вернуть в лагерь. А веревки и буры оставить на базах. Но, как только двойка спустились к палаткам, снег утих и начало проясняться. Спустя полчаса, уже ярко светило солнышко. По кулуару продолжали сползать лавинки. Параллельно, на другом конце стенки, пласт сошел намного больше. Но очень тихо.
Разбиваем лагерь, сушимся, кайфуем на солнышке. Отличное время для реализации очередной веселой задумки. Проводим фото-сессию «ЖТ».

Снег быстро раскисает. Ждем, когда сойдет насыпанное да и температура немного понизиться, чтобы довесить еще пару веревок до выположения.
Вот в таком расслабленном состоянии нас попытался «застукать» камнепад. На этот раз группу спас Рома, который в это время фотографировал кулуар и увидел опасность. На лагерь с грохотом двинулись несколько чемоданов.

Часть группы спасалась на склоне, большинство же ломанулось вниз. Обошлось и на этот раз. Надорвало тент в одной палатке. В тамбур другой залетел камушек.

Но все участники остались целы, хотя и несколько напуганы. Вот такой вот «относительно безопасный» кулуар.
Безопасный путь подъема расположен правее скального треугольника ограничивающего кулуар справа (по ходу).
Лагерь сразу перенесли на 700 метров ниже. 4280м. (42.10.730-78.31.624). Ночуем в южном цирке. Температура падает. Все возбуждены. Что осталось от снаряжения? Пойдем ли мы теперь на Джигит? Быстрый ужин и по палаткам. Это была самая холодная ночевка за весь поход. Ночью было -17°.

14.08.08 четверг. Подход к перевалу Эпюра.

Еще затемно, двое, Олежка и Ленок пошли смотреть и, по возможности, снять все, что осталось. Чуть позже, еще шеф с Витей пошли в сторону южного отрога Джигита глянуть, нет ли короткого пути из южного цирка под Джигитом к Эпюре (без сброса высоты).

разведка южн.гребня Джигита

Нормального прохода через боковые отрожки к Эпюре нет, надо обходить по леднику. Остальные же остались загорать в лагере. Ближе к обеду вернулись ребята из-под Джигита. Новости не очень: из 6 веревок живых только 1, нескольких буров и карабинов нет. Все, идем на Эпюру.

отступление, на Эпюру

Опять связки. Снег раскисший, снежные мосты уже под второй связкой проламываются. Быстро спускаемся по пути подъема с ночевки под ФКТ. Дальше ледник пологий и открытый. Бежим без связок и без кошек. Кошки одеваем только на крутые участки.

За 2 перехода по 45 минут мы спустились по леднику Караколтор Зап. до центрального притока, где в его верховьях на наш перевал. Устраиваем обед. Настроение не очень. Сегодня необходимо максимально ближе подойти к перевалу. Потому как завтра мы должны успеть спуститься в альп. лагерь.
С ледника в сторону Эпюры сначала поднимаемся на высокий крутой моренный вал, а потом по осыпному склону ползем вверх (угол 30-35°). За первым перегибом есть отличные места под палатки, вода из ручьев. Впереди виднеются бараньи лбы. Забираем влево по ходу опять на крутой склон обходя язык Караколтора Ценр. Осыпь крупнокалиберная. Вверху просматривается выход на ледник. От обеда до ледника 2 перехода по 30 мин.

вид на верховья ледн.Каракалтор Зап. с подъема на Эпюру

Второй перегиб, и мы у ледника. Одеваем кошки и выходим на ледник. И опять подъем (до 20°). Ледник открытий, порванный, волнообразный. Обходя трещины, переходим на левый борт. Там, по описаниям, на морене есть ровные площадки. Переход через ледник занял 35 мин.
Пока группа подтягивается, первые ищут ровные площадки. Но мы оказались немного выше их. Строим свои. Сегодня как никогда остро ощущалась усталость группы.

15.08.08 пятница. Перевал Эпюра, альплагерь Каракол.

Выход в 6:00. Подъем идет в кошках по открытому пологому леднику

пер.Эпюра с юга

Перевал Эпюра-седловина широкая, снежно-ледовая. Высота - 4340м. (42.11.770-78.33.038), Посередине перевала скальный пичок. Здесь тур. Сняли записку группы любителей Алма-Ата-Барнаул-Новосибирск, от 14 августа 2008 года.

на Эпюре на фоне Джигита

Отлично виден перевал Онтор. Путь вниз идет по красивому снежному гребню, длиной около 250м, который упирается в выход скал слева.

спуск по снежному ребру

Отсюда закрепив 50ку на очень большой петле дюльферяем по крутому снежному склону вправо по ходу. Одной веревки хватает до маленького бергшрунда, далее вниз по леднику идем в связках, преодолевая небольшие закрытые трещины.

дюльфер на ледник

Обедаем на поверхностной морене справа. Далее по открытому леднику в кошках спускаемся к месту вытока потока из ледн. Кельтор. Зап.

путь спуска с пер.Эпюра на север

Далее спуск идет правым берегом. Тропы нет. Сначала по моренным отложениям местами очень разнокалиберным, ниже переходя потоки вброд, спускаемся не забирая вверх по появившимся тропкам. В месте впадения р.Кельтор в р. Каракол тропа круто спускается вниз. Здесь мост на левый берег Каракола. Тут есть коши по обеим берегам и начинается грунтовая дорога. До альплагеря еще пара километров. К вечеру были в альплагере Каракол. Высота - 2548 м. (42.18.836-78.28.299). Это несколько армейских палаток и пара вагончиков, один из которых – баня. Здесь есть радиосвязь по которой можно заказать вахтовку Ханина, высокогорное пиво, МЖ. Ни спасотряда, ни начспаса нет. Езды в город –пара часов.

16.08.08 суббота.

Выехали в 8.00. По приезду в Каракол хотели попариться, но не сложилось, все хотели на Иссык-Куль. Мотнулись за продуктами, за любимым коньяком, арбузами и другими прелестями пищеварительного тракта. Погрузились на бус и двинули на южный берег на маршрутке, тоже предоставленной Ханиным. Дорого, но с местом водила угадал,- заброшенный абрикосовый сад и бесконечные пляжи Иссык-Куля. До поселка на букву Т. -1.5км, никто из местных не беспокоил. Вечером был фуршет и попытки отдельных участников покупаться. Вода около 20 град. На улице не жара. Высота зеркала озера – 1610м. Отбились поздно.

на Иссык-Куле

17.08.08 воскресенье.

Пляж. Можно представить как здесь здорово, когда здесь солнце. А у нас дождик, но коньяк и бахчевые скрашивали некоторую нежеланную прохладу.

18.08.08 понедельник.

Бусик прикатил в 10.00. Дорога на Бишкек конечно значительно лучше, чем на Алма-Ату с востока Иссык-Куля. Бишкек объехали по окружной, здесь пересадка в бусик до Алма-Аты и поздний обед. Погранцы на границе Киргизия-Казахстан станцевали стандартный танец, были удовлетворены по-легкому и пожелали счастливой дороги.

ночная Алма-Ата

Ночные гуляния по Алма-Ате принесли в наш быт дорогую цивилизацию (кофе – дорог, Жигули почти отсутствуют, крутые развязки и недешевые магазины), старины – нет.

все дома

Дополнительные сведения

Групповое снаряжение

Обычное. На группу было шесть пятидесяток, ледобур каждому, горелка, котел, рация MIDLAND-850 на палатку-связку, и оранжевый легкий тент 4*4 м- который спасал от всего и создавал уют.

Список продуктов

Все продукты купили в г.Каракол, с собой привезли только картошку Мивина, да кашки Быстров и сало. В городе несколько базаров и один супермаркет, так что проблем с выбором нет. Т.к. район не супервысокогорный, то ничего специально высококалорийного и не брали. Уложились в 700 гр на человека в день.

Использовалось в походе:

1. Бинт эластичный, колени и голеностоп при травмах.
2. Валидол, покалывания в области сердца у некоторых участников при больших нагрузках на высоте, на ночь, чтобы лучше заснуть.
3. Мефенаминовая кислота + метоклопрамид, многие употребляли, чудесно снимает приступы горняшки в виде головной боли и тошноты.
4. Диакарб два участника, отечность, покалывания в области сердца.
5. Аскорутин пили все для профилактики горняшки (укрепление сосудов, противоотечное).
6. Калия оротат при гипоксии (улучшает сон, снимает головную боль) некотрым давали.
7. Фуразолидон, Фталазол, Имодиум при поносе многие употребили.
8. Смекта – могих поили, понос, боли в желудке, изжога.
9. Доктор Мом смоктушки от кашля/горла – приходилось и просто когда пересыхает горло.
10. Кофалгин – обезболивающее, действует быстро, повышает тонус и творит просто чудо с получившим травму человеком! При травме колена у одной девушки и трещине в голеностопном суставе другой – добежали до места ночлега первыми на одном дыхании! Рекомендуем!
11. Эфизол – у одного участника при сильной боли в горле и начинающейся температуре.
12. Пригодились мази: офлокаин + пантестин – чудесное ранозаживляющее действие, противоожоговое, спасатель снимал боли в коленях при перегрузках, Диприлиф –травмы суставов, боль в спине.

Подготовка

Первый совместный тренировочный сбор группы состоялся в Крыму, в начале апреля на Уарч-Кае. Собранная группа состояла в основном из людей уже схоженных в походах, но тем не менее треть группы состояла из новых участников. Поэтому целью выезда было посмотреть в первую очередь на технические и скалолазные навыки новых участников, а также старожилов, организовать командную работу на маршруте, проверить группу на психологическую совместимость участников. На Уарч–Кае было пройдено два маршрута: Серпом По(2Б), с промежуточной ночевкой на скале в полу висячем (полу лежачем) состоянии и Сюрприз(1А). После выезда каждый оценил уровень своей и командной подготовки, учел ошибки, психологическая совместимость была положительной, начал появляться командный дух. Было решено впоследствии сделать повторный выезд в Крым, а пока, для участников понимающих недостаточность своих навыков проводились тренировочные занятия на опорной стенке Зеленого Театра по программе ликвидации пробелов и автоматического решения стандартных задач.
Второй тренировочный выезд группы был проведен в Крыму на Парагельмене в конце мая, начале июня. Пройдено маршруты 1А и 2Б к.с. проведено занятие по спасработам на скальном рельефе (вытаскивание пострадавшего разными способами), а также теоретическое и практическое занятие по работе со скальными крючьями и закладными элементами. Группа показала достаточный уровень техники работы с веревками и уверено себя чувствовала на скальном рельефе.
Для усовершенствования снежно-ледовой техники участников в середине июня был организован выезд группы за Лютеж, на Киевское море. Занятия проводились по отработке техники самозадержания на снежном склоне, хождения в связках, в кошках, работы с ледорубом, организации подъема провалившегося в трещину, и т.д.
После всех этих тренировок и выездов можно было с большой уверенностью сказать, что группа к походу готова.
Тренировки по средам никто не отменял.

Выводы и рекомендации

Перевал Зап.плечо Каракола можно посоветовать всем группам имеющим достаточный опыт путешествий. Очень зрелищный в хорошую погоду, безопасный от камнепадов гребень выводит прямо на седловину. В следующий раз мы бы не спускались на юг, обходя этот массив, а сделали бы восхождение на Каракол и спустились по пути подъема со спуском с Джеты-Огуза в сторону Джигита. Пик Джигит тоже радиально сходили бы с севера, чтобы не лазить по противным осыпным склонам юга. Т.е. оставили бы заброску на пер. Джеты-Огуз и гуляли бы с легкими рюкзаками. Заброска вверх по р. Кельтор под Джигит вещь хорошая, но длинная и утомительная. Тропы есть в разумной близости от альплагеря
Ярких и приятных впечатлений!
Пишите на L888@ukr.net, если захотите спросить или посоветовать.

Использованная литература

Карта похода

GPS точки

дом Ханина, 1773 м, 42^29.034 - 078^24.265

1-я ночевка на правом берегу у реки в километре ниже от слияния Айламы и ручья, стекающего с ледн. Карабаткак, 2850 м, 42^10.315 - 78^14.377

2-я ночевка на пологом склоне возле красивого озера, 3360 м, 42^08.421 - 78^17.319

промежуточный лагерь под пер.Электриков, 3910 м, 42^08.421 - 78^17.319

ночевки у бревна через р. Айланыш, 2690 м, 42^13.262 - 78^21.086

пер. Джеты – Огуз, 4220 м, 42^11.118 - 78^26.397

ночевки на гребне Западного плеча Каракола (до пер. Васильева), 4580 м, 42^10.787 - 78^26.834

ночевки на снежном плато с юга от ВГУ, в истоках ледн. Киче-Борду, 4515 м, 42^09.791 - 78^26.429

ночевки на слиянии с восточной ветвью ледн. Киче-Борду, поворот на перевал Любитель, 3800 м, 42^08.374 - 78^27.716