Australian Open или покорение Пика Костюшко

Пишет nomade, 02.02.2010 11:33

Australian Open или покорение Пика Костюшко (Альпинизм, австралия, альпинизм, вертикаль, ковалев, рафтинг, дайвинг, путешествие)

Сергей Ковалев (слева) и Славик Выблов на пике Костюшко, вершине австралийского континента

"People in black" донецкие путешественники в Австралию

Уже не первый год экипировочный центр «Вертикаль» работает над программой «Альпинизм для всех»: ведя за собой в горы самых разных людей - детей и пенсионеров, студентов и бизнесменов, — глава центра и Донецкой областной федерации альпинизма, мастер спорта международного класса Сергей Ковалев не словом, а делом доказывает, что горные восхождения — вполне доступный вид досуга. Параллельно он работает еще над проектом, «Семь вершин»: восходит на высочайшие точки континентов.

На высшей точке Австралии, горе Костюшко Ковалев еще не бывал. Отправляясь туда, взял с собой группу из 18 человек (в возрасте от 12 до 58 лет). Вот уж действительно «Альпинизм для всех»: высота Костюшко - 2230 м. Но поскольку, кроме высшей точки, в Австралии есть еще масса любопытного, вышла программа «Приключения для всех».

В Австралии донбасская экспедиция пробыла две недели (с 31 декабря по 15 января). Все, включая много чего повидавшего Ковалева, оказались в этой стране впервые, так что это было буквально открытие Австралии.

Первый блин вовсе не вышел комом. Для тех, кто захочет узнать об Австралии больше, чем могут рассказать географический атлас и подарочные открытки, Сергей Ковалев составил список рекомендаций по освоению далекого континета.

Итак, что непременно нужно сделать в Австралии:

Прибыть туда в надлежащей «финансовой экипировке»

Жизнь удалась ! (синее море, белый параход, блондинки)

Путешествие в Австралию обошлось примерно в 5 тысяч долларов на человека — это без учета денег, потраченных на сувениры, но с учетом трансфера. Мы летели по маршруту Донецк - Москва — Абу-Даби — Сидней — Кернс. Время в воздухе: туда — 24 часа, обратно — 22. По-моему, мы обогнули Землю все-таки за этот перелет: 17-18 тысяч километров в одну сторону у нас вышло.

Нужно взять больше денег, чем рассчитываешь потратить, потому что страна дороже, чем кажется. Продукты раза в полтора дороже, чем в Украине, транспорт - в пять. Дайвинг там в два раза дороже, чем в Египте. Словом, по ценам Австралия сопоставима с Европой.

И это несмотря на то, что уровень зарплат у местных достаточно невысокий: средняя зарплата там - 3-4 тысячи долларов в месяц, дорогих машин там даже на улицах больших городов нет, нет бросающейся в глаза роскоши. Просто разумное устройство жизни. Люди живут не богато, но очень разумно - такой чисто англо-саксонский подход.

В Австралии все окажется дороже, чем вы ожидали. Там ремень из крокодиловой кожи стоит 200 долларов. Я не покупаю сувениры, потому что много путешествую - некуда складывать. Зато трачу на развлечения: катался на вэйке, занимался дайвингом, некоторые тем временем катались на лошадях, на канатных дорогах. На воздушном шаре и на самолетах не катались — только потому, что погоды не было. В принципе, у нас были все виды activity, которые вообще можно придумать и запланировать в Австралии - у нас был трэкинг, у нас был альпинизм, дайвинг, рафтинг, конный спорт. Разве что через пустыню не ходили — это отдельное путешествие и совсем другой формат.

Но вернемся к деньгам. Австралийский доллар на Forex составляет примерно 90 американских центов. Но австралийцы так любят свою валюту, что в самой Австралии вы сможете поменять американские доллары на австралийские в лучшем случае один к одному, в худшем случае с вас еще возьмут комиссию 10%. Если есть возможность купить австралийские доллары на Украине — лучше это сделать здесь и взять наличные с собой. Карточка тоже нужна обязательно — бронировки лучше делать через нее, а за все остальное платить наличными (чтоб не тратиться на комиссию). Деньги лучше всего менять в банке — там нормальный курс.
В ценах в гостиницах не всегда указывают НДС, поэтому приготовьтесь добавить 10% к сумме. И наконец хорошая новость: чаевые не берут - могут даже обидеться. Иногда в ресторане их включают в счет, но если не включают - лучше и не предлагать.

Взять за правило заезжать на автозаправку при заполненном наполовину баке

"Эх налей-ка милый...", заправки в Австралии это редкость

В Австралии есть такое понятие как outback. Это необжитые территории, фактически - больше 90% территории страны, которые не заселены вообще и в которых указатель «До следующей заправки - 500 км» - это норма жизни. Для меня было большим удивлением, что австралийцы заправляют машину, когда у них полбака бензина. Даже на обычной нормальной дороге между Сиднеем и Мельбурном расстояние между заправками может составить 150 км. Бензин там стоит 1,05 долларов (австралийских) до 1,25 - в зависимости от уровня сервиса на заправке.

Взять машину напрокат

У нас программа состояла из двух частей. Первая часть - штат Виктория: города Сидней, Мельбурн, Канберра и восхождение в Сноу-Маунтинс (это такой национальный парк, где находятся истоки Сноу-Ривер, памятной по «Детям капитана Гранта»). Сноу-Ривер начинается с высшей точки Австралии, пика Костюшко, на который мы, конечно, взошли. Вторая часть — это дайвинг на Большом барьерном рифе, о котором позже.

Там расстояния довольно большие и не очень обжитые - мы брали напрокат два микроавтобуса и ездили на них. Если хочется путешествовать по Австралии и увидеть ее по-настоящему, надо брать машины. Агентства будут водить по маршрутам, по которым водят туристов. Это, как правило, ничего общего не имеет с реальной жизнью. Мой совет: если уверенно чувствуешь себя за рулем, лучше все-таки взять машину напрокат.

Нужно быть готовым к тому, что на прокате, скорее всего, потребуют права международного образца. Лучше их сделать заранее. Существует конвенция ООН-овская на этот счет и контора на Украине, которая делает эти права примерно за 80 долларов. У нас их спросили. Когда я отдавал эти 80 долларов за картонку, на которой на разных языках было написано то же, что на моих правах, я думал, что меня разводят на деньги, но тем не менее там международные права потребовали. И полицейского они больше устроили.

Научиться быстро и четко считать по-английски до 10

"One, two, three, four...", Дмитрий Орлов обучает счету до десяти

Штрафы за нарушение правил дорожного движения в Австралии высокие. Правила общепринятые, но особенно они следят в городах за заездом на полосу автобусного движения или на велосипедную дорожку.

Там довольно лояльные правила дорожного движения насчет алкоголя: условно говоря, можно каждый час по бутылке пива выпивать. Но при этом контроль жесточайший. Просто на перекрестке может стоять передвижной полицейский пункт, и во всех машинах подряд будут опускать окошко и простить «дыхнуть в трубочку». Точнее, они просят посчитать в трубочку до 10. Меня первый раз остановили, когда я только выехал из аэропорта и был ошалевший от правого руля, тем более мы ехали тремя машинами и немедленно потерялись. Но я видел кино! Я положил руки на руль первым делом. Но не мог опустить стекло в новой машине. Начал пытаться открыть дверь, полицейский занервничал, но все было очень доброжелательно. Они вообще там очень нормальные люди, поскольку Австралия - это особый мир. Его пытались обустроить как новую землю, «ноев ковчег». Когда перестали туда наконец каторжников отправлять и задумались над тем, что же там делать и как жить, попытались построить идеальный мир. Закладка города Сиднея совпала с закладкой ботанического сада: ботсад - абсолютный ровесник Сиднея. Они пытались там развести все, что только возможно: начиная от чая и кофе (отвратительных, кстати) и заканчивая манго и бананами. Они решили, что там расти будет все и всем будет счастье. Развели жирафов, верблюдов, овец, кроликов. То есть строился такой идеальный мир. И в какой-то мере им это удалось.

Уделить время городам

Мельбурн с высоты птичьего полета

Я не люблю города. Но есть исключения. Австралия — страна, в которой я бы советовал обязательно побывать в городе, в Мельбурне или в Сиднее. Города там удивительно человечные. Сиднейская опера, мосты — это не слишком отличается от того, какими мы их видим на открытке, но сфотографироваться на фоне оригиналов можно, конечно. У нас была очень сжатая программа: мы были по одной ночи в каждом городе (полтора дня примерно). Очень здорово организованы города. В том же Сиднее заканчивается огромный небоскреб бизнес-центра, а на другой стороне улицы — огромный ботанический сад, с немыслимыми животными, растениями, вот просто через дорогу. А еще и океан. Невероятное впечатление производит такое сочетание цивилизации и природы. Плюс океанариум Сиднейский — он не самый новый в мире, говорят, на Тайване покруче, но он очень хороший и интересный. И очень приятные люди. Не ждешь от них никакого подвоха, даже в голову не приходит, что можешь встретить мошенников, что у тебя могут что-то украсть, нет никакого ощущения агрессии. Очень комфортно. Ты не представляешь даже, что в этом идеальном мире тебе может карманник повстречаться. В Австралии нет никаких особых традиций. Там просто все лучшее, что есть в европейском образе жизни — и это производит впечатление.

Взойти на пик Костюшко

Всем привет с пика Костюшко!

Гора Костюшко — это, конечно, коллекционный вариант абсолютно. На вершину ведет автомобильная дорога, по которой, правда, ездят только рейнджеры — это же национальный парк. А так сотни людей (а в хорошую погоду, наверно, даже тысячи) идут просто. Можно просто в шортах и кроссовках взойти на эту гору. А зимой это горнолыжный курорт: там довольно много снега.

Летом в январе (это июль по их меркам) на вершине там срывался снег и было нежарко. Мы на вершине были 3 января, было плюс 5, наверно. А у подножия - плюс 15. В Мельбурне - 18-20, а уже в Кернсе были тропики — до сорока. Я же говорю: Австралия — очень большая страна.

Восхождение идет по очень необычным пейзажам, которых я в горах, на самом деле, больше нигде не видел. Очень старые граниты, они очень своеобразно выглядят. Плюс все это поросло так называемыми снежными эвкалиптами.

У бегуна восхождение-пробежка займет, наверно, минут сорок. А мы не бежали, просто неспешно прогуливались — мы зашли часа за 2,5-3. Склоны абсолютно пологие.

Человек, который нанес Костюшко на карту, был поляк и назвал гору в честь польского освободителя. В австралийской транскрипции это звучит: пик Казиоко. К слову, австралийский английский очень своеобразный, очень много сокращений в нем. Поначалу будет казаться, что люди говорят на совершенно незнакомом тебе языке. Но, если они захотят, чтоб их поняли, они будут говорить понятно. А понять разговор двух австралийцев между собой — очень сложно.

Жили мы там у подножия в так называемом Костюшко-шале. Это классное огромное шале (или маленькая гостиница) — с очень дружелюбным персоналом, прекрасной кухней. Но можно и в кемпинге жить.

Постараться избежать солнечных ожогов и тесных контактов с хищниками

После Костюшко мы улетели на северо-восток. Это Кернс, столица тропиков (штат Квинсленд). Там чистые тропики, в отличие от всей остальной Австралии, - дождевые леса, джунгли, бабочки, попугаи, вся эта экзотика, которую ожидаешь больше увидеть где-то в Малайзии или Таиланде. Там реальные джунгли с крокодилами. Очень красивые пляжи, прекрасный желтый песок, при этом купаться можно только в местах, которые ограждены специальной сеткой, поскольку крокодилы из рек заплывают в океан и медуз ядовитых полно. Запрещающие надписи предупреждают еще и об акулах. Поэтому в воде - сетки, как на море в советских пионерлагерях. Из сеток по утрам специально обученный персонал вылавливает медуз после шторма. На всех пляжах через каждые 50 метров стоят специальные стойки с уксусом, чтоб обрабатывать кожу после контактов с медузами. В океане никто не купается, все — у бассейнов. И загорают, но солнце очень жесткое в Австралии, нужно быть очень аккуратным — многие у нас обгорели по несколько раз. Солнцезащитный крем с фактором не меньше 50 потребуется.

Осмотреть лично Большой Барьерный риф

Стайка синих рыбок охотно позировала перед камерой

Основной целью поездки в австралийские тропики был дайвинг на Большом Барьерном рифе. По программе мы пользовались услугами Кернс Дайв-Центра (CDC) — это один из самых больших центров. Поскольку мы планировали дайв-сафари, хотели жить на корабле - забронировали места заранее. Дневной дайвинг заранее можно не заказывать — это там на потоке, а вот места на корабле надо бронировать.

Дайвинг нас не шокировал. Но и не разочаровал. На Рифе самое интересное — кораллы и живность. Что касается живности, ее много, но в Египте, например, ее больше и она краше, она доступнее. И Египет доступнее, чем Австралия. Но такого количества кораллов, таких цветов, таких разновидностей больше нет. Это уникальное место — и ради этого туда стоит ехать. Коралловые акулы, скаты там есть — но они есть и в других местах, а такого разнообразия красок я нигде не встречал.

Я нырял много. У меня в коллекции — Занзибар, Галапагосы, Таиланд и они все по-своему интересны. Но и Большой Барьерный — достойная часть моей дайверской коллекции.

Глубже 20 метров на Рифе нырять нет смысла — там ничего нет. Вода - плюс 29 градусов на глубине 25 метров. Очень комфортная нырялка!

Единственное, Австралия — огромная страна, и Большой Барьерный риф протянулся на 2300 км в длину, и в разных местах — совершенно разная живность. Нырялка в одном месте, как это было у нас, будет несколько однообразной. Для того, чтоб посмотреть разное, надо в Австралию ехать только на дайвинг, дней на 10, и передвигаться по всей стране. Потому что, например, большие белые акулы — это Аделаида, это 4 тысячи километров от Большого Барьерного рифа. За тигровыми акулами надо ехать в другое место, за китовыми — в третье. И все это на очень больших расстояния.

У нас дайвинг был в одном месте и занял всего 4 дня. Если хотите получить максимум впечатлений от дайвинга, надо всю поездку посвящать ему. И тогда лучше связываться не с дайв-центром, а найти независимого гида, который займется организацией вашего путешествия, учтет все пожелания, будет фрахтовать конкретную лодку в конкретное место. Дайв-центр — это все-таки шабашка, действующая по шаблону. У них поток людей, программа, ограниченный набор мест, куда они возят. Или, как вариант, знающего, бывалого человека просто брать отсюда в свою команду.

Испытать традиционные австралийские удовольствия

Там тебе будет страшно, но ты не бойся!

Еще у нас был рафтинг — но это опять-таки коллекционный вариант. Рек там немного, и они не слишком бурные. Просто проплыли через красивый дождевой лес, посмотрели на летающих вокруг попугает, вода теплая — градусов 30.

Часть людей у нас еще взяли экскурсию на лошадях по джунглям.

В районе Кернса есть бывшая деревушка золотоискателей, из которой сделали сейчас туристическую достопримечательность — там есть крокодиловая ферма, всякие бабочки, попугаи. И там есть парк коал — наверно, единственное место в мире, где с коалами можно фотографироваться в обнимку, их просто можно брать на руки. Стоит это удовольствие долларов 40.

И завершилась у нас тропическая программа ужином в этно-ресторане. Аборигены, которые уже ассимилировались, пляшут, поют — любопытно.

Вообще, аборигены там не работают — не любят этого делать и не хотят. Просто потому, что правительство Австралии признало свою вину перед аборигенами за то, что у них отняли землю, и теперь платит им деньги в качестве компенсации. Поэтому работать они не хотят, спиваются - и это большая проблема для Австралии. Если им удается хоть куда-то их пристроить, этих аборигенов, - это уже хорошо. В этом ресторане они ставят шоу, которое иллюстрирует создание мира по их представлениям. Поскольку они замкнутая культура, просуществовавшая, по разным оценкам, от 20 до 50 тысяч лет, у них есть свое мнение на этот счет. Они, помимо всего прочего, в этом шоу показывают, как добывают огонь трением палок друг о друга — не разучились!

Съесть крокодила, пока он не съел вас

По статистике, чуть ли не 70 процентов всех ядовитых тварей планеты живет в Австралии, но это, видимо, в основном, в аут-бэке. Мы не сталкивались — не считая медуз.

Что касается хищников, с крокодилом мы повстречались — он был подан к нашему столу.
Понятия «австралийская кухня» не существует в природе. Обычная европейская кухня. Австралийское вино, с моей точки зрения, хуже, чем итальянское, чилийское - хуже всех, короче говоря, -если брать одну ценовую категорию. Мы были на винодельнях, где дегустацию вин устраивали: они выращивают разные сорта винограда, но вино какое-то однообразное.

Наш товарищ Дима Орлов, который в Австралии живет и работает и который там с нами нянчился полпоездки (посетители сайта «Вертикали» уже знакомы с ним), повез нас на ферму к своему товарищу. Мы там отлично позавтракали черешнями, в январе как раз сезон. Видимо, самым экзотическим блюдом в Австралии в Новый год эти черешни для нас и оказались. Ели много моррепродуктов, но ничего не произвело особого впечатления. Неплохое мясо — но хуже, чем в Аргентине. Мясо кенгуру, крокодилов, вомбатов (это что-то среднее между маленьким поросенком и крысой) тоже ели, — я скажу, хорошая баранина лучше.

А чего же не нужно делать отправляющему в Австралию?

Аборигены празднуют новый год без елки и почти без одежды

Тут будет лишь один пункт: не нужно лететь туда - как, впрочем, и в любую другую точку мира - 31 декабря. Мы планировали встретить Новый год в Сиднее, в бухте, с салютом. Но мы не успели на салют: долго оформляли машины, которые взяли напрокат, потом потерялись по дороге. Ужин костюмированный у нас был в холле гостиницы: мы брали с собой карнавальные костюмы, на правах главного я был Дедом Морозом, остальным раздали маски кроликов, слонов и алкоголиков — в фотоотчете все есть. А салют смотрели с балкона и по телевизору.

Не советую летать 31-го, поскольку мы чудом успели на стыковку в Абу-Даби. Из-за непогоды самолет из Москвы задержался больше, чем на 3 часа. Хорошо, что мы летели одной авиакомпанией — там задержали рейс, а так бы пришлось встречать Новый год в небе или в Абу-Даби: это тоже не самый скучный способ встретить Новый год, но в Австралии, поверьте, куда лучше.

Пресс-служба ЭЦ Вертикаль 29.12.2010
Копирование статьи целиком или ее части другими ресурсами разрешено только с указанием прямой активной ссылки на наш сайт http://vertikal.biz