Хождение в Индию за первым снегом
«Ну что, собралась в Индию? Взяла купальник и шорты? А где оставишь зимние сапоги и куртку?» – спрашивали меня любопытные коллеги и просили в подарок привезти что-нибудь легкое и летнее, ну например, шелковый платочек. А я тем временем бронировала номер с печкой и в рюкзак клала толстовку и шерстяные носки. Куртку и ботинки планировала не хранить в отеле, а использовать по прямому назначению. В Индию я ехала поиграть в снежки.
Из Дели до Химачал Прадеш, одного из красивейших штатов на севере Индии, на поезде около 12 часов. Большие и шумные города сменяются маленькими и тихими курортами и курортиками. Города здесь небольшие, а население преимущественно занимается сельским хозяйством.
Пейзаж за окном быстро меняется. Пальмы и акации сменяются кедрами, дубами и соснами. Лишь рододендроны да редкие островки агав и кактусов по обочинам дорог говорят о том, что ты не на родине. И вездесущие обезьяны, норовящие вытащить изо рта лакомый кусок. А вокруг заоблачные вершины. Именно эти места художник Николай Рерих считал самими красивыми на земле и здесь он провел последние годы своей жизни.
Hot India! – восклицает продавец в Симле, кутаясь в теплую шерстяную шаль. Hot India! – вторит ему служащий в гостинице в Манали, выдавая мне два дополнительных одеяла. Hot India! – говорю я, когда утром, вылезая из палатки, оказываюсь по щиколотку в снегу.
Лучшее спасение от холода – это печка-буржуйка. В холодную пору это ходовой товар в местных лавочках. Целые ряды кругленьких, похожих на самовары, буржуек стоят вдоль дорог. Но в гостинице буржуйка редкость. За нее и за дрова просят дополнительную плату.
Малый текстильный бизнес тоже направлен на изготовление теплых вещей. Сотни женщин в долине Кулу занимаются изготовлением шалей. Бизнес поставлен на широкую ногу. Вещички попроще сделаны из шерсти ягнят, но настоящая «пашмина шаль» из подшерстка кашимирской козы может стоить $100 и выше. А из пуха ангорского кролика – в четверть дешевле. Сотни лавочек продают разноцветные шали. Наиболее прогрессивные продавцы организовали демонстрационные залы, где можно посмотреть, как делают шали. Или зайти на ферму, где выращивают ангорских кроликов.
И шали, и разноцветные шерстяные носки охотно покупают как местные жители, так и продрогшие иностранцы. Вот и я везу из Индии не шелковый платочек и не аленький цветочек, а теплые ангорские носки.
Осенью в Гималаях много туристов. А что творится здесь в мае-июне, когда пик туристического сезона! В это время гостиницы здесь забиты до отказа, цены повышаются почти в 2 раза. Тут и заокеанские гости и свои, местные, которые приезжают со всей Индии, чтобы «перезимовать» здесь лето. Их можно понять: даже в самую жаркую пору здесь не больше 27-30, в то время как на юге Индии или даже всего в 400 км отсюда, в Дели, температура приближается к 45-50 градусам.
В октябре-ноябре туристов чуть меньше, но туристический сезон продолжается. Цены опускаются. Дневная температура вполне достаточна, чтобы загореть и освежиться. Днем до 23-25 градусов, но вечером, как и везде в горах, холодно.
На зимний период некоторые гостиницы и вовсе закрываются. Зато процветают те, что рядом с горнолыжними курортами. Пока в Европе ждут снега, здесь уже во всю катаются.
В туристических агентствах в этом регионе – в Манали, в Кулу, в Дхарамсале - везде предлагают экскурсию либо пеший поход к «снежной линии». Снег – это то, чем пытаются здесь удивить своих и приехавших издалека туристов.
«Хотите на Рохтанг Ла? Так опоздали – в этом году он уже месяц как закрыт. Снег!» - многозначительно восклицает сотрудник турфирмы в Манали, небольшого курортного городка, что в 50 км от зловещего перевала. «Или, наоборот, слишком рано приехали. Его обычно в июне открывают,» - смеется его помощник.
Этот перевал, видный издалека, лежит на высоте 3980 м. Летом на его склонах на высоте около 3 тысяч метров начинаются снега – сначала небольшие сугробы и сугробики, а затем непроходимый пласт толщиной до 5 м.
В июне-августе сюда приезжают толпы индийцев, многие из которых ни разу в жизни не видели снега. Женщины в сари и шлепанцах-чапаллах пытаются карабкаться по сугробам. Мужчины пробуют пулять снежками. А предприимчивые представители малого индийского бизнеса снуют по склону с лыжами и санками на веревке. В октябре здесь бизнес закрывается до следующего сезона.
В этих краях, в 13 км от Манали, находится горнолыжный курорт Соланг Нулах. Две недели обучения с экипировкой, проживанием и питанием стоит здесь $200-400. Лучшее время – февраль-март, покататься по девственно-чистому снегу можно с апреля по июль.
Автор: Эльви Усманова
15
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий